календарно-тематическое планирование 1 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (1 класс) на тему

Сорокина Марина Генадиевна

календарно-тематическое планирование 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc151 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная   записка

Рабочая   программа по  учебному предмету «Музыка» для  1   класса разработана на основе  программы «Музыка. 1-4 классы», Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т. С. Шмагина, предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, М., Просвещение, 2011 и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

           Целью реализации музыкального образования и воспитания является формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников через эмоциональное  восприятие музыки. 

       Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс: Музыка:  учебник  для  учащихся  1  класса  начальной  школы / Е.Д.Критская,   Г.П.Сергеева,  Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.

                Изменений, внесенных в авторскую программу нет.

       Формы организации учебного процесса:  

- Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а также нетрадиционных форм уроков, таких как игры- драматизации , уроки-концерты.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         - Используется групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.  

Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

Целью данной программы в области формирования системы знаний и умений является формирование основ музыкальной культуры ; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами музыки.

Задачи:

- воспитание интереса,  эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству.

- воспитание художественного вкуса

- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности

- воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине

- развитие образно – ассоциативного мышления детей

- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке

- формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса

- развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности

Содержание программы  по музыке базируется на художественно – эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозных традиций, произведений композиторов – классиков, современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», в мир культуры других народов.

Основными методическими принципами программы являются увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя.

Виды музыкальной деятельности  разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения  ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
  • пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии. Названия разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

Описание места учебного предмета в учебном плане

       Рабочая программа  по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане МБОУ «ОО Сорокинская школа» и рассчитана на 33ч. в год: 1 час в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

        Освоение  музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально - образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально - творческой деятельности, приобретение знаний, умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

        Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно - эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально - эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно - нравственного становления, развивает способность сопереживать, вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно - познавательного досуга.

        Содержание обучения ориентировано  на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет "Музыка", развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Учащиеся 1 класса  научатся:

Музыка в жизни человека

-воспринимать музыку различных жанров;

-ориентироваться в музыкальнопоэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;

-воплощать художественнообразное содержание и интонационномелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Основные закономерности музыкального искусства

-соотносить выразительные и изобразительные интонации;

-воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Музыкальная картина мира

-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкальнопластическое движение.);

-определять виды музыки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих  музыкально – творческих возможностей
  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного искусства России
  • Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
  • Формирование эстетических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  • Развитие музыкально – эстетического вкуса

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
  • Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Предметные результаты:

  • Формирование общего представления о музыкальной картине мира
  • Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности
  • Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально – творческой деятельности
  • Умение воспринимать музыку и выражать свое  отношение  к музыкальным произведениям
  • Развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому – либо виду) музыкально – творческой деятельности
  • Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнении вокально – хоровых произведений, в импровизациях.

Содержание  программы учебного предмета.

Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

«Музыка в жизни человека». Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность, танцевальность, маршевость. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах

«Основные закономерности музыкального искусства».  Выразительность и  изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Композитор – исполнитель – слушатель. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее  эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

«Музыкальная картина мира».  Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки

прохождения

Характеристика видов деятельности учащихся

I полугодие

 «Музыка вокруг нас» (16 часов)

16

1

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Проявлять  эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре)

Сравнивать музыкальные и речевые интонации,  определять  их сходство и различия.

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

Инсценировать  для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.

Участвовать  в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.

Знакомиться  с элементами нотной записи.

Выявлять  сходство и различия музыкальных и живописных образов.

Сравнивать музыкальные произведения

разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.

Разучивать и исполнять образцы музыкально – поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях.

Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке/

Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен/

Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.

Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.

1

«И муза вечная со мной»

1

2

Повсюду музыка слышна

1

3

Душа музыки – мелодия

1

4

Музыка осени 

1

5

Сочини мелодию

1

6

Азбука, азбука каждому нужна…

1

7

Музыкальная азбука

1

8

 Музыкальные инструменты.

1

9

«Жанры музыки», «Композитор-исполнитель-слушатель»

1

10

Музыкальные инструменты. «Садко» (из русского былинного сказа)

1

11

Звучащие картины

1

12

Разыграй песню.

1

13

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай страны.

1

14

Добрый праздник среди зимы

1

15

Добрый праздник среди зимы

1

16

 «Музыка вокруг нас»

1

II полугодие

«Музыка и ты» (17 часов)

17

17

Край, в котором ты живешь.

1

18

Поэт, художник, композитор

1

19

Музыка утра. Музыка вечера

1

20

Музыкальные портреты.

1

21

Разыграй сказку. (Баба Яга русская сказка) Музыкальные инструменты

1

22

Мамин праздник.

1

23

У каждого свой музыкальный инструмент. «Музы не молчали»

1

24

Чудесная лютня (по алжирской сказке).

Звучащие картины

1

25

Музыка в цирке.

1

26

Дом, который звучит.

1

27

Опера – сказка

1

28

«Ничего на свете лучше нету…»

                1

29

Афиша.

1

30

Программа 

1

31

 «Музыка и ты»

1

32

«А музыка звучит»

1

33

Обобщающий урок

1

Формы и средства контроля

         Итоговая оценка освоения ООП НОО проводится школой и направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

      Оценка предметных результатов - выявление уровня достижения учащимся планируемых результатов по музыке

Предметные результаты содержат:

  • систему предметных знаний
  • систему предметных действий

Виды контроля:

 - вводный, текущий, итоговый

 - фронтальный, комбинированный,  устный

Формы (приемы) контроля: - наблюдение, анализ и оценка учебных, учебно- творческих работ, игровые формы, устный опрос.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная литература:

Е.Д. Критская Г.П.Сергеева Т.С.Шмагина Музыка 1класс учебник для общеобразовательных учреждений - М., Просвещение, 2013.

Дополнительная литература:

Стандарт по музыке, примерная программа.

Рабочая программа «Музыка» 1-4 классы, предметная линия учебников  Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2011.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необх. кол-во

                                    Примечания

Есть в каб. музыки

ОШ

1

2

   3

4

  1. Книгопечатная продукция- 100%

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Д

Стандарт по музыке, примерная программа.

Рабочая программа «Музыка» 1-4 классы, предметная линия учебников  Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

+

Примерная программа основного общего образования по музыке

Д

+

            Рабочие программы по музыке

Д

+

Хрестоматии с нотным материалом

Д

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2010)

+

Сборники песен и хоров

Д

+

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

Учебники по музыке

Д

Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2011.

Е.Д. Критская Г.П.Сергеева Т.С.Шмагина Музыка 1класс учебник для общеобразовательных учреждений - М., Просвещение, 2013.

+

К

 Учебники из других УМК по музыке. Они могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

+

Книги о музыке и музыкантах.

Научно-популярная литература по искусству

  1. П

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности

+

+

Справочные пособия,
энциклопедии  

Д (П)

Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь юного музыканта,

+

  1. II. Печатные пособия- 100%
  1. Таблицы:

– признаки характера звучания

– средства музыкальной выразительности

Д

Д

Д

  1. +
  2. +

Схемы:

– расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;

  1. – расположение партий в хоре;
  1. Д

  1. Д
  1. -
  2. -

Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

  1. Д
  1. -

Портреты композиторов

Д

+

Портреты исполнителей

Д

-

Атласы музыкальных инструментов

Д

+

Карточки с признаками характера звучания

К

Комплект

-

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств

К

Комплект

-

Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

К

Комплект

-

  1. III. Информационно-коммуникационные средства- 100%

Электронные библиотеки
по искусству

  1. Д

+

IV. Экранно-звуковые пособия– 100%

Аудиозаписи и
фонохрестоматии по музыке

  1. Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения.

+

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

  1. Д

-

Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей

  1. Д

-

Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

  1. Д

+

Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов

  1. Д

-

Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов

  1. Д

-

Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов

  1. Д

-

Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов

  1. Д

+

Слайды (диапозитивы):

-

– эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений)

Д

-

– нотный и поэтический текст песен;

– изображения музыкантов, играющих на различных инструментах;

– фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры

Д

Д

Д

-

-

V. Технические средства  обучения– 100%

Музыкальный центр

  1. Д

аудиоцентр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей

-

Компьютер

  1. Д

-

CD / DVD-проигрыватели

  1. Д

+

Телевизор с универсальной подставкой

Д

Телевизор не менее 72 см диагональ

-

Мультимедиа проектор

Д

Мультимедиа проектор может входить  в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

+ (в актовом

зале)

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25х 1,25

+

  1. VI. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование– 100%

Музыкальные инструменты:

Фортепиано (пианино)

Клавишный синтезатор

Д

Д

Пианино

+

+

Комплект детских музыкальных инструментов:

– флейта,

– бубен

– барабан

– треугольник

– маракасы,

– народные инструменты:

    свистульки,

    деревянные ложки,

    трещотки  и др.;

– дирижерская палочка

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

-

-

-

-

-

-

-

-

Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.

+

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)

В комплекте: не менее трех микрофонов и двух динамиков

+

           VII. Оборудование класса– 100%

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

+

+

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематические планы 3 класс УМК "Школа России" тат. язык

Календарно-тематические планы,3 класс, УМК "Школы России" для татарских школ...

календарно-тематический план 4 класс

в календарно- тематическом плане указаны страницы учебника, номера заданий по каждой теме....

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...