4 класс
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx23.18 КБ
Файл zvat_cherez_proshloe.pptx2.1 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 24.02.17                                                                                                                                                                                Учитель школы: Ипатова Н.П

Класс: 4                                                                                                                                                                                         Студентка: Ипатова К.Д

Кабинет: 3                                                                                                                                      

Школа: МОУ Вознесенская ООШ                                                                                                                                                                                                                                                                        

Конспект урока музыки.

Тема четверти: «В концертном зале!»

Тема урока: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель деятельности: сформировать представление об особенностях композиторского творчества Ф. Шопена.

Предметные:

  1. научить определять в звучании особенности музыкального жанра «полонез";
  2. через групповые формы работы обучить умению коллективно размышлять о музыке и её авторе;

Метапредметные:

  1. Развивать вокально-хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока.
  2. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Личностные:

  1. Прививать интерес к музыке зарубежных композиторов. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус; способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования, формированию музыкально-культурного кругозора личности.

Оборудование: Компьютер, доска, проектор.


Этапы методы и приемы

Х-ж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный этап

5

Здравствуйте ребята. Сегодня двери в концертный зал нам отворила музыка выдающегося польского композитора, исполнителя танцевальной музыки Фредерика Шопена. Посмотрите на слайд. Тема нашего урока созвучна с названием разворота учебника: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»  И сегодня мы попробуем найти объяснение этим словам. Родина замечательного композитора 19 века Фридриха Шопена – Польша. Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор провёл на чужбине. Судьба Шопена очень схожа с судьбой русского композитора С. В. Рахманинова. Ему так же пришлось закончить свою жизнь вдали от Родины, но сохранить свою трепетную любовь к ней и выразить её в своих музыкальных произведениях.

Свои музыкальные послания Отчизне, своему народу Шопен наполнял любовью и страданием, восторгом и отчаянием. Умер композитор во Франции, но завещал похоронить своё сердце на родине. В Варшаве, в костёле Святого Креста, поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена. Но умолкнувшее ли?.. Любимым инструментом Шопена было фортепиано. «Душа фортепиано» - так называли польского гения. Будучи прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений. Среди них вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды.

А знаете ли вы, что это за танец – полонез? В старину полонез называли «великим пешим танцем». Поначалу он исполнялся только мужчинами – польскими рыцарями, затем рыцарем и его оруженосцем и, наконец, стал парным бальным танцем. Старинный полонез был парадным танцем-шествием торжественного, даже мужественного характера. Блестящая пышная одежда польской знати сверкала золотом, драгоценными камнями, мехами и бархатом (причём мужской костюм не уступал женскому в роскоши и обилии украшений). Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал.

Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием.

Подлинной вершиной развития жанра полонеза стало как раз-таки творчество Ф. Шопена. В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны.

Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Коммуникативные: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

2

Слушание

15

Сегодня прозвучит один из самых знаменитых полонезов Шопена ПОЛОНЕЗ ля мажор.  Этот полонез стал музыкальным символом Польши.

Слушание ПОЛОНЕЗ ля мажор

Какими чувствами наполнена музыка? Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?

В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.

Итак, бал открывался полонезом.

А какие танцы ещё звучали на балах? «Танцы, танцы, танцы…» именно так называется следующий разворот учебника и посвящён он вальсу и мазурке.

Ну, с вальсом мы довольно-таки часто встречаемся в жизни. А вот что за танец МАЗУРКА? В 19 веке наряду с вальсами, полонезами была широко распространена в Европе и мазурка. Родина мазурки – Польша, а точнее, её область – Мазовия. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами, и горожанами, и аристократами.

Шопен сочинил около 60 мазурок. Он называл мазурки - «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.

Мы сегодня послушаем три мазурки, и попробуем определить в какой из них мы услышим незатейливый крестьянский танец, а в какой блистательный бальный танец. А может это просто пьеса – воспоминание.

Слушание Мазурка №1 си-бемоль мажор

Как прозвучал танец? ( быстро, резко, стремительно, с акцентами, изящно) Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения.

А вот другая мазурка:

Слушание Мазурка №3  фа мажор

Отличается этот танец от предыдущего? В чем разница?

Звучит скромнее, незатейливая по сравнению с предыдущей мелодия. А что вы скажете о звучании вот этой мазурки? Предназначена она для танца?

Слушание Мазурка №2  ля минор

Какими чувствами наполнена музыка Мазурки?

Музыка звучит задумчиво, мечтательно, как воспоминание, размышление -  грустно, проникновенно, задушевно, поэтично, лирично. Сохраняется ли этот характер звучания до конца? Какие новые черты появляются в средней части?

Ускоряется темп, звучит громче. Повторение главной темы мазурки возвращает нас в первоначальное душевное состояние. Какая мазурка вам понравилась больше других? Почему?

Слушание

Предположения детей

Ответы детей

Коммуникативные

Участвовать  в диалоге

Регулятивные Закрепят умение воспринимать музыку и выражать своё отношение

Предметные:

Систематизировать умения определять музыкальные произведения

3

Пение

Посмотрите внимательно на слайд. Что вы видите? (глобус) а что такое глобус? (модель Земли, т. е. вся наша планета) а что нас всех объединяет? (музыка, песни)

Верно, т.к. музыка понятна всем и доступна каждому человеку, проживающему на нашей планете.

Сегодня мы с вами разучим песню, которая называется «Мир похож на цветной луг» Давайте прослушаем песню. Для начала вспомним, как мы должны себя вести при прослушивании? (тихо, внимательно) Понравилась вам песня? О чем она? а в песне настроение меняется? Как звучит 1 часть (звучит более песенно, в миноре), 2 часть (звучит танцевально, в мажоре)? А как вы понимаете фразу из песни «мир похож на цветной луг»? (на Земле живут люди разных национальностей, у каждого народа свой цвет кожи и волос)

ВХР

Методы и приемы

Удержать интонацию на одном звуке

Допевание целой ноты

Подыгрывание

Собственный показ

Дирижерский жест

Скачки ч4

Подыгрывание

Звуковысотный показ

Коммуникативные

выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности

4

Итог

Наш урок подходит к концу.  Думаю, что вы сегодня сможете дать объяснение словам «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»  Почему же оно не молкнет?

Потому что, пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Звать через прошлое к настоящему» М. Мусоргский

Слайд 3

Павел Корин Александр Невский (1942)

Слайд 5

С. Прокофьев (1891 – 1953 ) С. Эйзенштейн (1898 – 1948)

Слайд 6

Песня о маленьком трубаче Слова С. Крылова Музыка С. Никитина 1. Кругом война, а этот маленький... 2. Как хорошо, не надо кланяться, Ему толкуют все врачи: Свистят все пули над тобой. «Куда такой годится маленький? Везде пройдет, но не расстанется Ну разве только в трубачи!» С своей начищенной трубой. А что ему? Все нипочем - А почему, да потому, «Ну трубачом так трубачом». Что так положено ему. 3. Вот как-то раз в дожди осенние 4. И встал трубач в дыму и пламени, В чужой степи, в чужом краю К губам трубу свою прижал, Полк оказался в окружении, И за трубой весь полк израненный И командир погиб в бою. Запел «Интернационал». Ну, как же быть, ну, как же быть? И полк пошел за трубачом «Ну, что ж, трубач, тебе трубить». Обыкновенным трубачом! 5. Солдат, солдат, нам не положено, И верно, что тут плач, не плач. В чужой степи, в траве нескошенной Остался маленький трубач. А он ведь он, все дело в чем – Был настоящим трубачом.

Слайд 7

Михаил Нестеров Александр Невский ( 1894 – 1897)

Слайд 8

Владимир Серов Въезд А. Невского в Псков (1945)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...