Программа для детей с ЗПР "Радуга эмоций"
рабочая программа по музыке (1, 2, 3 класс) на тему

Черданцева Елена Александровна

Недостатки развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР поддаются коррекции в условиях специально организованного обучения и воспитания. программа "Радуга эмоций" позволяет создать условия для развития эмоциональной сферы в рамках учебного предмета музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga_emotsiy_cherdantseva_e.a.docx35.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Черданцева Елена Александровна

«РАДУГА ЭМОЦИЙ»

Развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР в процессе музыкально-художественного творчества на уроках музыки

 программа по музыке  для детей ЗПР 1-4 классов коррекционного специального обучения

Научный руководитель−

кан.пед.наук.,доцент

                                                                Яковлева Наталья Фёдоровна

Шушенское

2013

Актуальность.

Эмоциональная сфера является  важнейшей формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности. Изучение эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) показало, что эмоциональное развитие детей данной категории характеризуется замедленным темпом формирования, как и другие психические функции и личность ребёнка. Поэтому для этой группы детей характерны следующие  черты, являющиеся следствием недоразвитой эмоциональной сферы, а как-то:  эмоциональная неустойчивость, колебание настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля, во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения, недостаточный уровень умственного и речевого развития, нарушение поведения, проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Исследования показывают, что на современном этапе развития общества задержки психического развития являются  наиболее частыми проявлениями нарушенного развития в младшем школьном возрасте. Недостатки эмоциональной сферы у детей с ЗПР  поддаются коррекции в условиях специального организованного обучения и воспитания в процессе музыкально-художественного творчества. Из этого следует, что необходимо разработать коррекционную программу, позволяющую  создать условия для развития эмоциональной сферы в рамках учебного предмета в коррекционном классе.  Музыкаявляется  важным средством развития эмоциональной сферы, это самый эмоциональный вид искусства,  она  обладает свойствами затрагивать бессознательные слои психики, влиять на чувства человека, проникать сквозь защитные механизмы сознания в глубины бессознательного. Музыкально-художественное творчество является продуктивным видом деятельности, в процессе которого дети поют, танцуют, играют на шумовых инструментах, народных обрядовых праздниках, участвуют в театрализации), в процессе которой у детей с ЗПР  происходит развитие эмоционально-волевой сферы.

Данная программа позволяет учителю музыки создать условия на уроках музыки для музыкально-художественного творчества учащихся коррекционного класса.

Цель программы: Развитие эмоциональной сферы  у детей  с ЗПР в процессе музыкально-художественного  творчества на уроках музыки.

В результате реализации программы, дети должны:

Знать:

музыкальные жанры, названия и особенности звучания  музыкальных инструментов, основы музыкальной грамоты, средства музыкальной выразительности.

Уметь:

воспринимать    музыку  различных   жанров, эстетически    откликаться    на  искусство, выражать  своё  отношение  к  нему    в  различных  видах      музыкально - художественного    творчества, исполнять    музыкальные  произведения отдельных форм и жанров (пение, танец,   театрализация, игра на шумовых инструментах), общаться  и    взаимодействовать  в  процессе  ансамблевого,  коллективного  (хорового  и    инструментального) , воплощать различные   художественные   образы.

 Владеть:

приёмами выразительного пения,  основными танцевальными движениями;

навыками совместной творческой деятельности, навыками игры на 1-2 шумовых инструментах.

Задачи:

  • Воспитывать интерес к музыкально-художественному творчеству.
  • Формировать  приёмы и умения  коллективного музыкально-художественного творчества (пение, танец, театрализация, игра на шумовых инструментах, народные обрядовые  праздники, музыкальные игры и др).
  • Развивать эмоциональную отзывчивость и музыкально-творческие способности.
  • Корригировать отклонения эмоционального развития.

Научное обоснование программы.

       Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии.Отечественные психологи и врачи

Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др. указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, тем самым подтверждая идею «воспитание посредством искусства»

         В процессе занятий музыкой, пением у учащихся с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания (С. М. Миловская,  И. В. Евтушенко).

       Занятия театрализованной деятельностью детей с задержкой психического развития дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-снмволической функции мышления произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории (Е. А. Медведева).

Особенностью программы является включение детей с ЗПР в различные виды музыкально-художественного творчества, способствующие развитию эмоциональной сферы:

-пение;

-слушание музыки;

-игру на шумовых инструментах;

-музыкальные игры;

-театрализацию (участвуют в постановках музыкальной сказки);

-танец;

-народные обрядовые праздники.

  Продолжительность программы  4 года.

Количество занятий в неделю 1 ч. Продолжительность занятия 45минут. Реализуется на уроках музыки в коррекционном классе.

Критерии и показатели:

 Реализация данной программы позволит формировать эстетические представления об  окружающем мире. Показателями являются способность различать музыкальные жанры; определять на слух звучание музыкальных инструментов народного и симфонического оркестра, способность различать выразительные средства музыкально-художественного творчества: пения, танца, театрализации;  способность создавать сценический образ; проявление интереса и стремление заниматься музыкально-художественным творчеством; способность включаться в разные виды музыкально-художественного творчества.

В результате реализации программы у детей с ЗПР  наблюдается положительная динамика сформированности эмоционально-волевой сферы. Показателями являются: способность к  саморегуляции  эмоционального состояния; способность демонстрировать способности и умения; снижение тревожности.

 Методы: тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение, психодиагностика.

Методики изучения эмоциональной сферы:

1.Тест Люшера – Дорофеевой  навыявление эмоциональной неадекватности и эмоциональных нарушений;

2.Методика «Шкала эмоций К. Изарда» (модификация С.И.Калинина)  направлена на исследование  сформированнности у детей умения распознавать свои эмоции, овладеть и управлять ими.

3.Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго) предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания.

4. Опросник на выявление страхов  Г.А Шалимовой;

5. Тест на выявление школьной тревожности Филипса,

Методика изучения волевой сферы:

6. Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (детский вариант)

Ожидаемые результаты:

- дети  эстетически  воспринимают  окружающий мир;

- эмоционально воспринимают разные виды музыкально-

 художественного творчества;

- умеют определять    разные   жанры, звучание музыкальных инструментов,  понимают выразительные средства музыкального, танцевального, театрального искусства,  знают основы музыкальной грамоты;

- исполняют музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, танец, театрализация, игра на шумовых инструментах, народные обряды и праздники);

- обладают эмоциональной стабильностью, имеют эмоциональные контакты с близкими взрослыми;  

-  умеют создавать сценический образ и выступать перед аудиторией, участвуют в концертах;

- на уроке и вне занятий в школе присутствует благоприятная эмоциональная атмосфера.

Ресурсное обеспечение программы:

Программа предназначена для реализации учителем музыки первой и высшей категории, психологом. Для проведения занятий необходим стандартный оборудованный кабинет музыки, мероприятия проводят в большом  классе или актовом зале.  Рекомендуется наличие костюмов, масок  и декораций для театральных постановок и проведения народных обрядовых праздников.

Тематический план занятий 1-ый год обучения (33ч.)

Название разделов

Общее количество часов

Аудиторных часов

Прак-

тических часов

Мероприятия

Ожидаемый результат

Раздел №1

Слушаем музыку

3

1

1

1

Слушают небольшие музыкальные произведения с ярко выраженной программой, рисуют музыку,отличаютпесню,танец,марш,определяют эмоциональное содержание

Раздел №2

 С песенкой по лесенке

6

4

2

Знают названия нот.

В ансамбле исполняют3-4песни разного характера, выполняют упражнения на артикуляцию, дикцию, упражнения на развитие  эмоционального состояния

Раздел№3

Игра на шумовых инструментах

3

3

Владеют приёмами игры на шумовых инструментах

Выполняют музыкально-ритмические упражнения.

Раздел№4

Музыкальные игры

3

2

1

Знают и выполняют правила музыкальной игры, в процессе игры умеют слушать изменения в музыкальном сопровождении.

Раздел№5

Движение и музыка

6

1

4

1

Выполняют 8-10 танцевальных движений, участвуют в парных танцах (полька, русская пляска)

Раздел№6

В гостях у сказки

6

1

4

1

Умеют исполнять небольшую роль в соответствии с возможностями.

Раздел№7

Народные обрядовые праздники

6

3

3

Участвуют  

в праздниках «Осенины»,

«Проводы зимы», обряде «Масленица».

Тематический план 2-ой год обучения (35 ч.)

Название разделов

Общее количество часов

Аудиторных часов

Практических часов

мероприятия

Ожидаемый результат

Слушаем музыку

4

1

2

1

Слушает музыку П.И. Чайковского,М.П. Мусоргского,С.С.Прокофьева,М.И.Глинки, В.А.Моцарта,И.С. Баха, знает  названия музыкальных произведений. Подбирает 2-3 слова-эмоциональной окраски. Рисует музыку. Знает жанры оперы, балета.

С песенкой по лесенке

6

4

2

Исполняет6-8песен,по желанию поёт сольно, выполняет упражнения на коррекцию речевых деффектов, дыхание,  упражнения на развитие ритма, интонации, дикции, артикуляции

Теоретические знания

1

0,5

0,5

Знает средства музыкальной выразительности.

Игра на шумовых инструментах

3

3

Исполняет свою партию на шумовом инструменте под музыкальную фонограмму в ансамбле.

Музыкальные игры

3

2

1

Участвует в играх в роли ведущего, массовых играх,умеет вовремя начинать и останавливать игру, слышит динамические оттенки, изменения темпа, регистра, эмоционального содержания музыки.

Движение и музыка

6

1

4

1

Согласовывает движения с музыкой. Знает выразительные средства танцевального искусства.Умеет танцевать хоровод, выполнять движения народного танца, участвует в массовых танцах.

В гостях у сказки

6

1

4

1

Знает о выразительных средствах театрального искусства. Играет роль в музыкальной сказке .

Народные обычаи и праздники

6

3

3

Участвует в праздниках «Капустные вечорки»,

«Рождество», «Встреча весны»

Тематический план 3-ий год обучения

Название разделов

Общее количество часов

Аудиторные часы

Практи-

ческие часы

Мероприятия

Ожидаемый результат

Слушание музыки

3

1

1

1

Слушает музыку П.И. Чайковского,М.П. Мусоргского,С.С.Прокофьева,М.И.Глинки, В.А.Моцарта,И.С. Баха, Л. Бетховена, Н.А. Римского-Корсакова знает  названия музыкальных произведений. Подбирает 2-3 слова-эмоциональной окраски. Рисует музыку. Знает музыкальные жанры. Подбирает картины, созвучные музыке по настроению.

Раз словечко, два словечко-будет песенка

6

4

2

Исполняет6-8песен,поёт сольно, выполняет  упражнения на коррекцию речевых деффектов, дыхание,на развитие ритма, интонации, дикции, артикуляции.

Теоретические знания

5

5

Знает выразительные средства искусства музыки, танца, театра, просматривая видеофрагменты,клипы,

презентации, отрывки из музыкальных фильмов рассказывает о их эмоциональном содержании.

Игра на шумовых инструментах

3

3

Ритмично исполняет партию на 1-2 шумовых инструментах по выбору.

Музыкальные игры

3

2

1

Участвует в русских народных играх с пением.

Движение и музыка

4

3

1

Исполняет массовые танцы с образным содержанием.

В гостях у сказки

6

1

4

1

Участвует в постановке музыкальной сказки. Исполняет вокальную партию или танцевальную.

Народные обычаи и праздники

6

4

2

Исполняет народные песни, танцы, играет на шумовых инструментах, поёт сольно, произносит тексты. Участвует а «Посиделках», «Масленице».

Тематический план 4-ый год обучения (35ч.)

Название разделов

Общее количество часов

Аудиторные часы

Практи-

ческие часы

Мероприятия

Ожидаемый результат

Слушание музыки

3

1

1

1

Слушает музыку зарубежных, русских и современных композиторов,знает  названия музыкальных произведений. Знает музыкальные жанры. Имеет представления о форме музыкального произведения. Подбирает картины, созвучные музыке по настроению. Погружается в процесс слушания (релаксации).

Раз словечко, два словечко-будет песенка

6

4

2

Исполняет6-8песен,поёт сольно, выполняет  упражнения на коррекцию речевых деффектов, дыхание,на развитие ритма, интонации, дикции, артикуляции. Исполняют песни на школьных праздниках.

Теоретические знания

5

5

Знает выразительные средства искусства музыки, танца, театра, просматривая видеофрагменты, клипы,презентации, отрывки из музыкальных фильмов рассказывает об их эмоциональном содержании.

Игра на шумовых инструментах

3

3

Ритмично исполняет партию на 1-2 шумовых инструментах по выбору.

Музыкальные игры

3

2

1

Участвует в русских народных играх с пением.

Движение и музыка

4

3

1

Исполняет массовые танцы с образным содержанием. Выступают на школьных праздниках.

В гостях у сказки

6

1

4

1

Участвует в постановке музыкальной сказки. Исполняет вокальную партию,танцует, работает над сценическим образом. Выступают на концерте в школе.

Народные обычаи и праздники

6

4

2

Исполняет народные песни, танцы, играет на шумовых инструментах, поёт сольно, произносит тексты. Участвует в русских обрядовых праздниках в школьных мероприятиях.

Используемые источники:

  1. Алмазова И.Г. Формирование эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности: автореф, дис.кан.пед.наук.-Елецкгос.ун-т им. И.А. Бунинаю-2009.-27с.
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
  3. Ветлугина Н.А. и  др. Музыкальные занятия в детском салу / Н.А.Ветлугииа, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова. — М., 1984.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. — М, 1968.
  5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т.- М., 1983.-Т. 5.
  6. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольников. — М, 1963.
  7. Медведева Е. А. Специальное образование детей с трудностями в обу-чении: Задержка психического развития // Специальная педагогика /Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2000.
  8. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика:Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр Академия, 2002. —224 с.
  9. Мухина B.C. Возрастная психология. - М., 1997.
  10. Пеня Т.Г. Театральное искусство и дети // Искусство в жизни детей. -М., 1991.
  11.  Психология лиц с умственной отсталостью: Уч.- метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с//

http://www.pedlib.ru/Books/6/0360/6_0360-124.shtml

  1. Турбина Е.Н. Особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной отсталостью//«Специальное образование».- 2011,- №-С.84-91.
  2. Фалетрова О.М. Развитие эмоциональной сферы учащихся специальных школ в процессе музыкального образования/Фалетрова О.М.: диссертация кан.пед.наук.- Ярослав. гос.пед.институт.-Ярославль,2003.-191с.
  3. ЯковлеваН.Ф. Разработка индивидуально-ориентированных воспитательных и коррекционно-развивающих программ для социально дезадаптированных детей и подростков/Н.Ф. Яковлева; Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. 2. Астафьева.-Красноярск,2009.-144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Одаренные дети-дети будущего"

Программа расчитана для начальной школы. Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. В рамках программного материала ребёнок не может развить свои способности до высокого уровня, ему нео...

программа обучения детей с ОВЗ"Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ"

Программа рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорной моторике,способствующей коррекции мелкой моторики рук,развитию мышления,памяти,внимания....

Программа коррекционной работы "Учись управлять эмоциями"

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ. Игровые технологии обучения....

Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Оксаной Павловной разработаны адаптированные образовательные программы по чтению и развитию речи, письму и развитию речи, математике для обучающегося по индивидуальной программе (обучение на дому) Тют...

Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

План работы с опекаемыми детьмиФормы работы с опекаемой семьёйПлан индивидуальной работы с ученицей 1 "А" класса Истоминой Н.Характеристика ученицы 1 "А" класса Истоминой Н....

Программа работы детей из социально неблагополучных семей и детей попавших в трудные жизненные ситуации

Цель программы:1. Адаптация учеников из социально неблагополучных семей в социуме.2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Обучение грамоте» для детей 6-7 лет срок реализации программы 7 месяцев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Адаптация детей к школьным условиям»по курсу «Обучение грамоте»для детей 6-7 лет...