Конспекты уроков музыки в начальной школе
план-конспект урока по музыке

Калинкина Анастасия Евгеньевна

Вы можете увидеть конспекты музыки в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass.docx24.53 КБ
Файл 3_klass.docx31.48 КБ
Файл 3_klass.docx32.14 КБ
Файл 3_klass.docx33.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2 класс

Тема урока музыки:  «Увертюра. Финал»

Цель:  Формирование представления учащихся о понятии «увертюра» на примере увертюры М.И.Глинки «Руслан и Людмила »

Планируемые результаты:

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование этических чувств доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные: формирование умения осуществлять познавательную, практическую деятельность, освоение форм познавательной и личностной рефлексии, овладение способностью понимать и сохранять цели.

Предметные: формирование представлений о роли музыки в жизни человека, умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различного характера формирование основ музыкальной культуры,

Тип урока: расширения и углубления знаний

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, флеш-накопитель, ноты.

Музыкальный репертуар:

  1. В. Шаинский «Когда мои друзья со мной»
  2. М.И.Глинка – Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
  3. М.И.Глинка – Заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила»

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин.)

1.

Организационный момент

Л (проявление эмоциональной отзывчивости);

П (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

  - Здравствуйте, ребята! (поет учитель)

Ребята, послушайте и подумайте, кто написал эти строки:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

- Кто из вас вспомнил, какой писатель написал эти поэтические строки?

- Здравствуйте (поют дети)

А.С. Пушкин

4 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

П (умение определять основные настроения и характера музыкальных произведений);

Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);

Л (развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения)

- Верно! Но это не просто строки, это поэтическое вступление ко всемирно известной поэме – сказке «Руслан и Людмила». Эта поэма была с восторгом прочитана русским композитором М.И. Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила».                                 - Подскажите мне, что есть у каждой сказки?                          - Правильно, начало и конец.                                                          - А вот у оперы, начало и конец называется иначе!                Это Увертюра и Финал                                                                           - Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?         - Какую цель поставим на урок?                                                      - Запишите тему урока!  

- Предлагаю вам прослушать увертюру Глинки из оперы «Руслан и Людмила».

- Ребята, а знаете ли вы что такое – «увертюра». Увертюра – начало, вступительная музыка к опере или балету.

- Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры. После прослушивания вы должны ответить на вопросы: Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру? Какие инструменты вы услышите в увертюре?

Первичное прослушивание увертюры

- Кто готов ответить на все вопросы?

- Вы хорошо справились с задачей, хорошо ответили на вопросы.

- Предлагаю вам еще больше погрузиться в музыку и нарисовать картину, которая вам приходит при прослушивании. Это может быть все, что угодно...

Если ничего не приходит на ум, то можно нарисовать музыкальные инструменты, которые вы увидите.

Вторичное прослушивание

- Предлагаю немного схитрить и заглянуть сразу вперед, ожидать, какая музыка нас ждет там. При прослушивании финального фрагмента, постарайтесь сравнить его с предыдущим.

Первичное прослушивание   заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила»

-Вот мы и прослушали это произведение. Ребята, получилось ли  у вас сравнить эти два фрагмента? В чем их схожесть, а в чем отличия?

- У вас интересные рассуждения.

- Последнее произведение, которое мы прослушали называется –«заключительный хор» и  сейчас предлагаю вам создать свой.

Главные герои… Начало и конец

Увертюра и Финал

Узнать, что такое увертюра

Ответы детей

Ответы детей

15 мин.



Предварительный просмотр:

3 класс

Тема урока музыки: «Певцы русской старины. Лель, мой Лель…»

Цель: раскрытие сущности выражения «певцы русской старины» на примерах произведений «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского – Корсакова и «Туча со громом сговаривалась» из оперы-сказки «Снегурочка» Н.А. Римского – Корсакова.

Планируемые результаты:

  1. Метапредметные: овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов», активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;
  2. Предметные: формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности, умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  3. Личностные: формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Тип занятия: урок расширения и углубления знаний.

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядно-зрительный, метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений.

Материалы и оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флэшка, ноты.

Музыкальный репертуар:

  1. Ария Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского – Корсакова;  
  2. Песня Леля из оперы-сказки «Снегурочка» Н.А. Римского - Корсакова «Туча со громом сговаривалась».
  3. Звуки гуслей, Автор неизвестен.

Структура занятия:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Конспект

Этап урока

УУД

Длительность учителя

Длительность ученика

t (мин.)

1.

Орг. Момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Евгеньевна. Давайте мы с вами поздороваемся.

   - Здравствуйте, ребята! (поёт учитель)

   - С каким жанром народной музыки вы познакомились на прошлом уроке?

   - Какой инструмент сопровождал пение былин?

   - Да ребята, верно.

 

- Ваше домашнее задание было сделать сообщение и картинку о гуслях (проверка)

   -Ребята, а как называли людей, которые играли на гуслях в древности?

   -Верно!

- Здравствуйте (поют дети)

Ответ: Былины.

Ответ: гусли.

Ответ: гусляры.

3 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П(структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

  - Мы уже знаем, что на гуслях играли люди – сказители, которые рассказывали медленно, протяжно, нараспев былины.

  - А еще их называют «Певцы русской старины». Они не просто играли на инструменте, а исполняли былины, старинные легенды.

  - Значит тема сегодняшнего урока – это…?

  • (Слайд с названием темы)

  • (Слайд с Садко)

    - Сегодня мы познакомимся с певцом – сказителем, которого зовут Садко.

    - Слава о новгородском купце, певце и гусляре Садко лились по Великому Новгороду. Как заиграет он да заведёт напев – все слушают гусляра, не наслушаются.    

    - Народные сказители, что на севере России, сложили былину о Садко и Морском царе:

   Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь морской во синем море,

Как расплясался царь морской.

Играл Садко сутки, играл и другие.

Да играл еще Садко и третьи –

А все пляшет царь морской во синем море.

  - Послушайте отрывок, арию Садко и попробуйте определить характер музыки.

(Звучит ария Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского - Корсакова.)

(Слайд со словами)

    - Сейчас кто-то из вас будет выбирать из представленных слов на экране только те, что подходят к музыке, которую мы с вами прослушали. (Учитель выбирает ученика)

(Слайд с портретом Римского-Корсаково)

    - Оперу «Садко» написал русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в 1896 году.

    - Сразу запишите Д/З. Нарисовать или распечатать и вклеить в тетрадку портрет Римского-Корсакова.

   -Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 г. в Новгородской губернии.  Главным жанром в творчестве композитора была опера. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки.

 - Может кто-то уже знает, что такое опера?

(Учитель показывает слайд с определением)

 

- Композитор передает в своей музыке народность, с помощью героев из былин, и легенд.

Ответ: «Певцы русской старины».

Народный, задорный, плясовой, подвижный.

Опера - муз. спектакль, в котором все действующие лица поют.

15 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

П (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать)

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

  -Сегодня мы познакомимся с музыкой еще одной сказочной оперы Римского - Корсакова. Её название вам подскажет загадка:

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчушку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как дочурку величали?

(Слайд)

   - Запишите в тетради название оперы и ее автора:

Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка»

   - Еще один любимый персонаж народных сказок - певец-пастушок.

 (Слайд с пастухом).

   - Сказка начинается со встречи Деда Мороза с  Весной. В деревне Снегурочке нравится пастух Лель. Лель исполняет для нее песню и получает в дар цветок. Сопровождаются эти песни под звуки рожка. Лель не просто пастух, он музыкант, певец, всеобщий любимец. Именно задушевные песни Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью.

(Слайд с изображением Леля В.Липецка).

   - Предлагаю вам послушать песню Леля. Но слушать мы будем закрытыми глазами, в полной тишине, чтобы каждый смог представить себе Леля.

   -Запишите название песни в тетрадь.

   Слушание  песни Леля «Туча со громом сговаривалась»  

   - Ну что, кто как представил пастуха Леля?

   - Несмотря на то, что Лель мужчина, партию Леля исполняет меццо-сопрано – низкий женский голос.

   

   - Послушайте слова  песни.

(Учитель читает текст, а также показывает его на проекторе.)

   - Посмотрите внимательно, мелодия идет вверх или вниз?

(Учитель показывает движение мелодии)

   

- Давайте сейчас покажем рукой, куда идет мелодия. Посмотрите на меня.

(Учитель показывает)

   - Теперь вместе попробуем.

  - Как вы думаете, что роднит Леля с русской природой?

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Повтор одного звука;

- Нисходящее движение мелодии.

Ритмические;

- Пунктирный ритм

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Хормейстерский жест.

    - Хорошо. Можете сеть на места!

Ответ: Снегурочка.

Ответ: детей.

Ответ: вниз, а потом вверх.

(Дети вместе с учителем показывают звуковысотность рукой и поют. )

Ответ детей.

12 мин.

4.

Итог

Л (способность усвоения теоретических знаний) М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

    - А сейчас мы с вами немного поиграем.

Я вас разделю на две равные команды. (правая и левая команда) 

Каждой команде необходимо придумать вопрос другой команде по сегодняшнему уроку.

Например: Как называлась песня, которую мы сегодня пели? (Туча со громом сговаривалась) 

Дети отвечают

2 мин.

5.

Рефлексия

Р (формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность)

    - Оцените у себя в тетрадях свою работу на уроке по критериям, которые вы видите на экране.

  1. Внимательно слушал музыку
  2. Отвечал на вопросы
  3. Старательно исполнял песню
  4. Делал записи в тетрадь
  5. Выполнил домашнее задание

3 мин.



Предварительный просмотр:

3 класс

Тема урока музыки: Опера «Руслан и Людмила»

Цель: формирование музыкального восприятия в процессе знакомства с музыкальными образами главных героев и чувствовать настроение с помощью контрастных музыкальных образов в оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Планируемые результаты:

  1. Метапредметные: овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов», активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;
  2. Предметные: формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности и общего представления о музыкальной картине мира;
  3. Личностные: формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Тип занятия: урок «открытия» новых знаний .

Методы и приемы: словесный (беседа),  наглядно - зрительный, наглядно – слуховой,  метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений, собственный показ.

Материалы и оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флэшка, ноты.

Музыкальный репертуар:

  1. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинка;
  2. Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинка;
  3. Ария - каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинка;
  4. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинка.

Структура занятия:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Конспект

Этап урока

УУД

Длительность учителя

Длительность ученика

t (мин.)

1.

Орг. Момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

1 сл. - Здравствуйте, ребята! (поёт учитель)

- Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке.

- Я вам тоже желаю работать дружно и открыть для себя что-то новое.

   

- Здравствуйте (поют дети)

Дети желают друг другу хорошего рабочего дня!

3 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П(структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

 

- Ребята, вспомните предыдущие уроки и скажите, в какой опере звучали гусли?

- Верно, а Садко - это сказка?

- Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной сказкой. 2 сл. Послушайте и подумайте, кто написал эти строки:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

- Кто из вас вспомнил, какой писатель написал эти поэтические строки?

- Верно! Но это не просто строки, это поэтическое вступление ко всемирно известной поэме – сказке «Руслан и Людмила». Эта поэма была с восторгом прочитана русским композитором М.И. Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила».

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

- Какую цель мы свами поставим на урок?

3 сл.

4 сл. - Опера начинается со сцены свадебного пира: Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

5 сл. - А теперь представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр,  разделись, купили программку. (на слайде программка) 

- А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна?

6 сл. - Итак, мы купили программку и попали прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера.

- А что такое Увертюра?

6 сл. - Увертюра – это вступление к опере или балету.

- Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила». После прослушивания вы должны ответить на вопросы: Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»? Какие инструменты вы услышите в увертюре?

(прослушали)

- Кто готов ответить на все вопросы?

- М.  И.  Глинка не просто пересказал содержание поэмы, но и для каждого героя композитор создал свой музыкальный портрет. Он языком музыки дополнил слова А.С. Пушкина и поэтому музыкальные портреты получились очень яркими и интересными. Давайте рассмотрим героев произведения.

7 сл. Людмила - младшая дочь князя Владимира, супруга Руслана. Сразу после свадьбы девушка исчезла таинственным образом. Ее похитил злой колдун Черномор.

- Сейчас вы услышите арию Людмилы, слушайте внимательно. (прослушали)

8 сл. - Теперь (имя ученика) будет выбирать слова, которые представлены на слайде, которые подходят к характеру арии Людмилы.

- Ребята, Людмила поёт высоким женским голосом – этот голос называется сопрано. Людмила тонкая и ранимая натура, чувствительная и скромная. В то же время, девушка имеет твердый характер. Это позволяет ей быть непокорной Черномору, и ждать своего возлюбленного Руслана.

9 сл. Руслан - настоящий русский богатырь, олицетворяющий собой тип истинного русского народа: могучий, широкоплечий витязь, белокурые волосы и голубые глаза.

10 сл. - Послушайте арию Руслана и сравните ее с арией Людмилы. (прослушали)

- Теперь (другой ученик) выберет слова, которые подходят к арии Руслана.

- Каким голосом поёт Руслан по сравнению с Людмилой?

- Вы почти правы, голос, которым поёт Руслан называется баритон – это средний мужской голос.

11 сл. - Фарлаф -  богатырь – трус. Влюблен в красавицу Людмилу.

- Мы послушаем рондо Фарлафа.

Фарлаф поддался влиянию Наины и решил помешать Руслану.

- После прослушивания скажите, чем отличаются друг от друга характеры Руслана и Фарлафа?

- Обсудите это в группах.

Садко

Ответ детей.

А.С Пушкин

Опера «Руслан и Людмила»

Познакомиться с оперой «Руслан и Людмила»

Ответы детей

Ответы детей

Дети отвечают на вопросы учителя

Выбирает слова.

Выбирает слова

Низким

Ответ детей

15 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

П (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать)

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

 

- Ребята, послушайте эти строки…

Мне дорог мир, где море света,

Где добротой земля согрета,

Где есть у радости и грусти свой мотив.

- Кто узнал, от куда эти строки?

12 – 15 сл. 

- Верно! Сегодня мы продолжаем разучивать с вами песню «Музыка зовёт»

- Вспомним песню. (играет песня) 

- Давайте вспомним первый куплет песни.

- Хорошо! Теперь мы разучим слова второго куплета. Вы их видите на экране.

- А теперь попробуем соединить всю песню.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Повтор одного звука;

- Нисходящее движение мелодии.

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Хормейстерский жест.

- Хорошо. Садитесь на места!

Из песни «Музыка зовёт»

Дети повторяю слова и мелодию.

Учат слова 2-го куплета и поют.

12 мин.

4.

Итог

Л (способность усвоения теоретических знаний) М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

 

  16 сл.

- Кто написал поэму «Руслан и Людмила»?

- Кто написал оперу «Руслан и Людмила»?

- Какие новые слова вы сегодня узнали?

А.С Пушеин

М.И. Глинка

Что такое сопрано и тенор

2 мин.

5.

Рефлексия

Р (формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность)

   17 сл.  - Оцените у себя в тетрадях свою работу на уроке по критериям, которые вы видите на экране.

  1. Внимательно слушал музыку – 1 балл
  2. Отвечал на вопросы – 1 балл
  3. Старательно исполнял песню – 1 балл
  4. Делал записи в тетрадь – 1 балл
  5. Выполнил домашнее задание – 1 балл

3 мин.



Предварительный просмотр:

3 класс

Тема урока музыки: Сюита «Пер Гюнт»

Цель: формирование знаний о сюите, с помощью сюиты «Пер Гюнт», углубление интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
  2. Метапредметные: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  3. Предметные: формирование знаний об основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений, умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядно-зрительный, метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений.

Материалы и оборудование: муз.центр, фортепиано, компьютер, проектор, флэшка, ноты.

Музыкальный репертуар:

  1. «Утро» - Э. Григ «Пер Гюнт»
  2. «Танец Анитры» - Э. Григ «Пер Гюнт»
  3. «В пещере горного короля» - Э. Григ «Пер Гюнт»
  4. «Песня Сольвейг» - Э. Григ «Пер Гюнт»
  5. «Миллион шагов» - А. Ольхансикй

Структура урока:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Конспект

Этап урока

УУД

Длительность учителя

Длительность ученика

t (мин.)

1.

Орг. Момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

  - Здравствуйте, ребята! (поет учитель)

- Сегодня на уроке мы проследим жизненный путь героя одной драмы через музыку.

- В нашей жизни и в нас с вами постоянно происходят изменения. Если что-то изменяется, значит, происходит что?

- Посмотрите на экран, прочитайте глазами.

(на экране: Развитие – это изменения)

- Сегодня на уроке, послушаем, при помощи чего происходит развитие музыки.

- Для этого я предлагаю вам отправиться в страну Норвегию. Она  находится    у  Северного  моря.  В  ней  много  морских  заливов, гор, скал,  снегов, озёр. Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. По легенде эти сказочные существа живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.

- В этой стране родился, жил и творил прекрасный композитор, пианист, дирижер Эдвард Григ, которого очень любил норвежский народ. Всё его творчество тесно связано с жизнью и бытом норвежского народа, с образами родной природы. В своих произведениях Григ отражал разные стороны жизни в Норвегии – и радости, и скорби. Григ очень часто использовал в своих произведениях народную норвежскую музыку. Самой знаменитой музыкой Э.Грига является музыка, сочиненная  для постановки спектакля, драмы, писателя  Генриха Ибсена «Пер Гюнт».

- Подскажите мне, какая будет тема урока?

- Драма - литературное произведение для постановки на сцене. Людям, посещавшим театр, так понравилась эта музыка, что наиболее полюбившиеся музыкальные картины Григ объединил в сюиту. Так и появилось на свет гениальное произведение Сюита « Пер Гюнт»

Запишите тему нашего урока: Сюита «Пер Гюнт» Эдвард Григ.

Какую цель мы поставим на урок?

- Что же такое сюита, кто знает?

- Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4х и более) частей, разных по характеру.

- Пер Гюнт – главный герой драмы. Юноша красив и смел, фантазер и искатель приключений. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. Отправляется Пер Гюнт странствовать по миру в поисках счастья, оставив в деревне любимую девушку по имени Сольвейг. Было ему тогда всего лишь 20 лет. Во время путешествия он попадал в разные страны: в Америку, в Египет,  в Китай и в Африку. Сегодня на уроке мы  проследим путь странствий главного героя и познакомимся с самыми яркими музыкальными картинами сюиты.

- Здравствуйте (поют дети)

Развитие

Драма «Пер Гюнт» Э. Григ

Познакомиться с сюитой.

Ответы детей.

3 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П(структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

- Сядьте все ровно! Приготовьтесь услышать музыку. Подумайте, в какую страну мы попали и почему? О чем рассказывает это произведение?

- Мне понадобится один человек, выходи к доске!

Твоя задача нарисовать настроение произведения, которое вы услышите.

(Слушание «Утро»)

- И так, куда мы попали, в какую страну?

- Хорошо! О чем рассказывает это произведение?

- Что ты нарисовал(а) и почему?

- Открывает сюиту музыкальная картина «Утро». Пер Гюнт , путешествуя по Египту встречает восход солнца, но перед глазами его — родная Норвегия.

- Мы услышали приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидели, как прекрасна долина, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига.

-Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется?

- Этот повтор абсолютно одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? Что?

- Такое развитие музыки называется – вариационным. Вариация – изменение (повторение главной мелодии с изменениями).

- А как вы думаете, почему композитор выбрал такое развитие?

- Да, можно даже представить, что восходит солнце

- Мы отправляемся с вами дальше…

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигал сказочного богатства. Разбогатевший Пер путешествуя по жаркой Аравийской пустыне попадает к вождю племени бедуинов.  Арабы принимают его за важную персону. Красивая, но коварная дочь вождя Анитра, - пытается очаровать Пера своей красотой и танцем.

- Я вас разделяю на 3 группы, каждой группе я задам вопрос, на который вы должны ответить, слушая музыку.

1. Какая музыка по характеру? 

2. Какие инструменты симфонического оркестра будут играть?  

3. Как вы думаете какой характера у Анитры?

- (Слушание) ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

«Красив и грациозен

Танец девушки Анитры был.

Блеск в очах, восточный пыл…

Дом родной Пер позабыл.»

- Но Анитра   обманывает его. Её чувства к Перу не искренни. Выпросив у Пера деньги и

драгоценности,  Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и галопом скачет обратно в

пустыню, оставив Пера одного.

- Однажды Пер Гюнт долго бродив по горам, уставший решил прилечь отдохнуть в пещере, пока какие- то тени не стали обступать его. Они дробились, превращались в крылатых зверей. Перу стало страшно, он пытался бежать, но не тут- то было! Нечисть не пускала его. Это были тролли. Тролли – ночные существа и боятся только одного – ясного солнца, от которого они рассыпаются и превращаются в камни. И сам горный король сделал Перу предложение - вступить в мир троллей, заглушить в себе все человеческое и жениться на его дочери.

- Попробуйте описать Тролей, слушая музыку.

Слушание «В пещере Горного короля»

- Какими были троли?

-  Троли устроили танец вокруг Пера, какой был танец?

- А давайте теперь попытаемся с вами изобразить этот «Танец  троллей». (Танцуют)

- Долго путешествовал  Пер Гюнт в поисках счастья - 40 лет. И все эти годы ждала и продолжала любить его невеста Сольвейг.  Все эти сорок лет она молилась и надеялась, что он вернётся.

- Послушайте песню Сольвейг, и подумайте о чем поет Сольвейг? Какое настроение у Сольвейг?

- Да, действительно, Сольвейг поет о любви к Перу, ждет его и надеется.

- Когда Пер вернулся его не узнали на  Родине.

- Пер  Гюнт путешествуя долгих сорок лет, счастья  так  и  не нашел. Вернувшись  домой  он  понимает,  что  здесь  оставалось  самое  дорогое,  что  у него есть:  невеста  Сольвейг,  которая  ждала  его  долгих  сорок  лет,  и  конечно  же,  его  родная земля

Ответы детей

Пробуждение природы…

Повторяется

Изменяется. От пиано постепенно нарастает до форте, прибавляются музыкальные инструменты.

Как будто пробуждается природа

Да

Легкая, отрывистая, изящная

Струнные инструменты

Хитрая, опасная, зазывающая

Ответы детей

Быстрый, стремительный, дикий, страшны

Она поет о любви к Перу

Грустное, печальное

15 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

П (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать)

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

 - И сегодня мы с вами разучим песню «Миллион шагов». Послушайте песню и подумайте, о чем она?

Исполнение песни  «Миллион шагов»

- О чем песня?

- Да, верно!

- Но перед тем, как начать петь, нам нужно распеться. (распевание + артикуляционная гимнастика)

- Послушайте первый куплет…

(разучивание песни)

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Скачки;

- Восходящее движение мелодии.

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Хормейстерский жест.

- Хорошо. Можете сесть на место!

Дети слушают песню.

О том, что нужно пройти большой путь, чтобы прийти к своей цели.

12 мин.

4.

Итог

Л (способность усвоения теоретических знаний) М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

   - Сейчас на слайде вы увидите вопросы. Вам необходимо выбрать правильный ответ.

  1. С какой симфонической сюитой мы сегодня познакомились? Композитор?
  2. Что такое сюита?
  3. Какую песню мы разучивали? О чем она?

Д/З Подумайте дома, что такое счастье и как увеличить счастье на Земле? Можете нарисовать или придумать стихотворение, все, что угодно.

«Пер Гюнт» Э. Григ

Ответы

3 мин.

5.

Рефлексия

Р (формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность)

Предлагаю вам дополнить фразы у себя в тетрадях:

Я узнал(а)…

Мне  запомнилось и   понравилось на уроке …

Я получил радость…

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ урока музыки в начальной школе «ТОЛЬЯТТИ – ГОРОД МОЛОДОЙ, А ЧТО ЖЕ БЫЛО В НЕМ ДО НАС С ТОБОЙ?»

ЦЕЛИ:  познакомить с  культурно-историческими  и музыкальными  традициями родного городаЗАДАЧИ:  расширить  знания о  творчестве  Тольяттинских  композитор...

План-конспект урока музыки в начальной школе

Тема: Музыкальные инструментыПедагогическая цель: создать условия для ознакомления с названиями музыкальных инструментов; развитие умения отличать по звучанию музыкальные инструменты, развитие ритмиче...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Этот конспекты были использованы мной на преддипломной практике...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Начальная школа "Музыка" Е.Д.Критская...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы можете найти конспекты уроков музыки в начальной школе...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы можете найти конспекты уроков музыки в начальной школе...