Адаптированная рабочая программа по Музыке
рабочая программа по музыке (3 класс)

Лазарева Анна Александровна

Пояснительная записка

Обучение музыке предназначено для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.

Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи учебного предмета «Музыка»:

- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);

- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;

- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности;

- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника;

- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.

Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_3_kl.docx37.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Обучение музыке предназначено для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.

Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи учебного предмета «Музыка»:

- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);

- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;

- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности;

- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника;

- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.

Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

Содержание учебного предмета

В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений:

Восприятие музыки:

Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни.

Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни.

Слушание музыки:

а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;

б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;

в) развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;

г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня, веселая, грустная, спокойная мелодия);

д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;

е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);

ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);

з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка).

Хоровое пение:

Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.

Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни.

Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни.

Навык пения:

- обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;

- работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);

- пение коротких попевок на одном дыхании;

- формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни;

- развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог;

- развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;

- развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);

- активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;

- развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения педагогического работника и инструмента («а капелла»);

- работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;

- развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;

- дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;

- развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста;

- выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

- формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);

- развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других обучающихся; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона;

- обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;

- развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;

- пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);

- укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, ре1 - си1, до1 - до2;

- получение эстетического наслаждения от собственного пения.

В содержание программного материала уроков по изучению элементов музыкальной грамоты входит:

- ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);

- ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte, тихая - piano);

- развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):

- элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра:

Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов.

Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.

Содержание:

- обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки);

- обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;

- обучение игре на фортепиано.

Программа рассчитана на:

Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель в году

Кол-во часов в год

1

1

32

32

2

1

33

33

3

1

33

33

4

1

33

33

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета Музыка

Минимальный уровень:

- определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;

- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);

- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагогического работника);

- выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;

- правильная передача мелодии в диапазоне ре1 - си1;

- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;

- различение песни, танца, марша;

- передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);

- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);

- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

Достаточный уровень:

- самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);

- представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка);

- представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

- пение хором с выполнением требований художественного исполнения;

- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;

исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;

- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;

- владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.

Календарно-тематическое планирование

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата (план)

Дата

 (факт)

Примечание

Раздел 1. Пение и слушание.   33 часа.

1

1.1

Слушание:

П.И. Чайковский. Времена года.

1

08.09

2

1.2

Пение:

Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

1

15.09

3

1.3

Слушание:

Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

1

22.09

4

1.4

Слушание:

Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева

1

29.09

5

1.5

Пение:

Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.

1

06.10

6

1.6

Пение:

Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

1

13.10

7

1.7

Пение:

Чему учат в школе. Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинский.

1

20.10

8

1.8

Слушание:

П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».

1

27.10

9

1.9

Слушание:

Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».

1

10.11

10

1.10

Пение:

Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.

1

17.11

11

1.11

Слушание:

Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».

1

24.11

12

1.12

Пение:

Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

1

01.12

13

1.13

Слушание:

Песни из к/ф «Чародеи».

1

08.12

14

1.14

Урок № 6 – Пение:

Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.

1

15.12

15

1.15

Слушание:

Песни из к/ф «Чародеи».

1

22.12

16

1.16

Слушание:

Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.

1

19.01

17

1.17

Пение:

Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.

1

26.01

18

1.18

Слушание:

М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

1

02.02

19

1.19

Пение:

Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.

1

09.02

20

1.20

Слушание:

М. Глинка. «Руслан и Людмила».

1

16.02

21

1.21

Пение:

Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.

1

01.03

22

1.22

Слушание:

В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор

1

15.03

23

1.23

Пение:

Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.

1

22.03

24

1.24

Слушание:

Музыка Моцарта.

1

05.04

25

1.25

Пение:

Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

1

12.04

26

1.26

Слушание:

Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.

1

19.04

27

1.27

Пение:

Ах вы сени мои, сени. Русская народная песня.

1

28

1.28

Слушание:

Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

1

26.04

29

1.29

Пение:

Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.

1

03. 05

30

1.30

 Слушание:

Э. Григ. «Пер Гюнт».

1

31

1.31

Пение:

Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.

1

17.05

32

1.32

Слушание:

В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.

1

24.05

33

1.33

Заключительный урок. Разговор на тему «Волшебный мир музыки»

1

Лист коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по музыке для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по музыке разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего о...

Адаптированная рабочая программа по музыке

Адаптированная рабочая программа по музыке 2 класс для детей с РАС...

Адаптированная рабочая программа по музыке 1-4 классы. VII вид.

Адаптированная рабочая программа по музыке 1-4 классы VII вида предназначена для учителей, работающих по программе "Школа России". Она состоит из трех частей: планируемых результатов, основн...

Адаптированная рабочая программа по музыке 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по музыке 3 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по музыке 4 класс 2017-2018 учебный год

Адаптированная рабочая программа по музыке 4 класс 2017-2018 учебный год...