"Русские народные песни"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Урок музыки в 4 классе (1 вариант) по программе АООП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok muziki 4 kl.26.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

11 урок 4 класс . Тема: « Русская народная песня».

Цель: прослушать и спеть разученные русские народные песни и познакомиться с незнакомыми русскими народными песнями

Задачи:

1. Образовательные: повторение русских народных песен, разученных за всё время обучения в школе, знакомство с новыми;

2. Коррекционно-развивающие: развитие памяти, внимания, слухоречевой и двигательно-речевой координации; мелкой моторики рук

3. Воспитательные воспитание патриотизма, интереса и любви к народной музыке. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке — устойчивого интереса к музыке, музыкального вкуса учащихся.

Оборудование: Презентация, музыкальный материал, видео

Тип урока - комбинированный

Ход урока:

I. Организация класса. Приветствие Вокальное.

«Здравствуйте, ребята!» - «Здравствуйте!»

II. Основная часть.

Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним. Какой музыкальный инструмент мы с вами изучали на прошлом уроке?

К какой группе музыкальных инструментов он относится?

Как звучит валторна? Каких персонажей можно изобразить данным инструментом?

На что по форме похожа валторна?

Гимнастика

Чтобы успешно справиться с заданиями на уроке надо провести гимнастику: помассировать ушки, чтобы хорошо слышать (выполняем массаж ушей - тянем мочки вверх. Вниз, в разные стороны: уши как у зайца. Уши как у осла, уши как у обезьяны), сделать зарядку для глаз, чтобы хорошо видеть (смотрим и рисуем глазами круг , а затем восьмерку.

Изучение новых знаний . «Русская народная песня .»

Давайте разберёмся, что же такое русская народная песня?

Слово песня всем понятно, русская – тоже, а что же означает «народная»?

Дети выдвигают предположения.

– Как назывались самые древние русские народные песни? (Былины)

– Кто мог исполнять былины? Любой ли человек мог это делать?

(Это мог делать человек играющий на гуслях, имеющий отличную память, так как в ней бывало и по 500 куплетов, а также у музыканта должен быть выносливый голосовой аппарат, чтобы всё это исполнить).

Сегодня мы будем исполнять русские народные песни.

Русская народная песня… В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён и до наших дней. В них вложен талант и ум многих поколений. Из песен мы узнаём о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм и мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.

У нас в стране народные песни звучат повсюду: в концертах, по радио и телевидению.

Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребёнку поёт колыбельные песни мать. Подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, одну из которых мы сегодня исполним.

Русским народом создано огромное количество песен. Все они разные по характеру. Есть среди них задорные, плясовые, шуточные, есть и грустные, протяжные, лирические. За время вашей учёбы в школе мы выучили более десяти русских народных песен. И сегодня постараемся большинство из них исполнить.

  • III. Слушание музыкальных произведений и анализ

«Во саду ли, в огороде»; русская народная песня –

– О чем эта песня?

– Какое впечатление у вас от этой песни?

Ребята, а вы знаете, что композитор Н. А. Римский – Корсаков применил мелодию этой песни в опере

«Сказка о царе Салтане».

«Как на тоненький ледок» русская народная песня – исполнение.

Мы с вами изучали эту песню ранее. Сейчас мы ее споем.

Но вначале распоемся. Распевка . «Бра-бре-бри – бро – бру»

Вернемся к нашей песне. «Как на тоненький ледок» . Для вас прозвучит зимняя шуточная русская народная песня.

– О чём в ней поётся?

– А что сделали подружки, увидев случившееся с Ваней? (Они его подняли, посадили на коня, показали дорогу и посоветовали ехать внимательно).

В этой песне мы видим пример помощи человеку, попавшему в беду, взаимовыручку. Именно так нужно всегда поступать и этому учит нас песня.

Вокально- хоровая работа. «Как на тоненький ледок» .

Физминутка . Сейчас мы пальцы разомнем, а потом плясать пойдем.

Дети с помощью карандаша разминают пальцы и ладони вращательными движениями.

«Во поле берёза стояла» русская народная песня – исполнение.

Русский народ всегда любил и прославлял в своих песнях природу. Много песен посвящено дереву, которое является символом России.

– Какое это дерево? (Берёза).

– Какую песню о берёзе мы учили? («Во поле берёза стояла»).

Эта песня исполняется совсем иначе, чем предыдущая. Она поётся напевно, протяжно.

– Какой танец удобнее всего исполнять под эту песню? (Хоровод).

Композитор П. И. Чайковский использовал переработанную мелодию в финале «Симфонии №4»

«Ах вы, сени, мои, сени» русская народная песня – исполнение.

Нашло отражение в русских народных песнях и уважительное отношение к старшим людям, особенно к родителям. Дети боялись ослушаться родителей, спрашивали на всё разрешения. Одна из таких песен – «Ах вы, сени мои, сени».

О чем идет речь в данной песне? Как звучит песня? Передайте свои моции, вызванные этой песней.

«Солдатушки, бравы ребятушки» рус. народная песня – исполнение.

Русский человек во все времена с любовью и уважением относился к своей Родине. Особенно почитались защитники Отечества. России пришлось много повоевать. Одна из таких старинных песен «Солдатушки, бравы ребятушки». О том, что это именно старинная песня говорят её такие слова, как «пики», «востры» вместо остры и другие.

Физминутка . Мы с вами сейчас будем маршировать под народную песню. Её мы исполним под сопровождение барабана.

1. Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши деды?

Наши деды – славные победы,

Вот где наши деды!

2. Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши сёстры?

Наши сёстры – пики, сабли востры,

Вот где наши сёстры!

3. Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваша слава?

Наша слава – русская держава,

Вот где наша слава!

IV. Заключительная часть.

Итог урока.

Рефлексия

Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня вы прослушали русские народные песни, некоторые вы уже знаете, а с некоторыми сегодня познакомились..

Назовите песни ,которые вы изучили сегодня.

Вам они понравились? Что на вас произвело впечатление?

Какая песня из исполненных вам нравится больше всего и почему?

О чем нам рассказываю русские народные песни?

Где мелодии русских народных песен можно услышать?

Выставление оценок

Домашнее задание – найти и прослушать другие неизученные нами русские народные песени.

Ребята, посмотрите, на подвесной рейке изображены два смайлика: один (показывает его) обозначает «Я доволен своей работой на уроке», другой – «Мне на уроке было трудно». У меня на столе лежат точно такие же смайлики, сейчас каждый из вас выйдет и выберет свой смайлик и прикрепит его с помощью магнита на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. С. Соколов - Микитов «Русский лес», Русская народная песня «Березонька».

Урок чтения в 1 классе. Учащиеся знакомятся с разными по жанру произведениями, совершенствуют навыки чтения....

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Русская народная песня - душа русского народа

На протяжении многих веков народы мира творили свои песни, творили как дивную летопись своей жизни, оставляя в ней след всего, чем жили....

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...