Рабочая программа "Дошколята".
рабочая программа на тему

Андрющенко Ольга Михайловна

Рабочая программа "Дошколята" по подготовке к школе будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_doshkolyata_.docx44.39 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

109383, г. Москва, ул. Полбина, д.72, стр.1                             Телефон/факс: (495) 354-90-29

   ОГРН 5147746103588 ИНН/КПП 7723920242/772301001

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ

МОК им. В. Талалихина

___________Н.М. Снопко

«____»___________201_ г.

Рабочая учебная программа
дополнительных образовательных услуг

«Дошколята»

(обучение грамоте, математика)

Москва, 2014 год


СОГЛАСОВАНО

Руководитель структурного

подразделения (учебный отдел)

_______ Марциш Л.И.

« __» ______ 201_ г 

                                        Составлена

на основе учебно-методического комплекса «Ступеньки к школе», рекомендована Министерством образования и науки РФ.

Руководитель дополнительных

образовательных услуг

____________ О.Н. Бурыкина

Авторы:

О.М. Андрющенко, учитель начальных классов

Рабочая программа

школы будущего первоклассника

«Дошколята»

на 2014 – 2015 учебный год

(УМК «Ступеньки к школе» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова )

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Считать за 1 академический час 30 минут астрономического времени занятия.

Занятия проводятся с 1.10.2014 года по 30.04.2015 года, исключая школьные каникулы и праздничные дни.

Предмет

Кол-во часов

Математика

50

Обучение  грамоте

73

Итого за курс

123 часа

Расписание работы курса «Дошколята».

Понедельник

Предмет

Время

1

Математика

16.00-16.30

2

Обучение грамоте

16.35 -17.05

Четверг

Предмет

Время

1

Обучение грамоте

16.00 - 16.30

2

Математика

16.35 – 17.05

3

Обучение грамоте

17.10 – 17 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

  • Обеспечение для всех   шести - семилетних  детей микрорайона школы возможностями единого старта для обучения в школе; создание предпосылок к школьному обучению –  формирование предпосылок  УДД (универсальных учебных действий);

 

Задачи:

  • Организовать диагностирование качеств школьной зрелости, знаний и умений детей;

 

  • Организовать для детей образовательный процесс в школе, в дневное время, с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей;

 

  • Сформировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;

 

  • Организовать комплексную деятельность педагога и психолога в образовательном процессе;

 

  • Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;

Пояснительная записка

Организация образовательного процесса.

Рабочая программа составлена на основе УМК «Ступеньки к школе» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, адаптирована к условиям данного учебного заведения.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6  до 7 лет).   Занятия проводятся 2 раз в неделю. Всего 123 часа..

В течение октября – апреля  занятия проводятся по понедельникам (2 занятия по 30 минут) и четвергам  (3 занятия по 30 минут). В январе проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. На этом же собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. В конце обучения проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе работы составляется сводная таблица результатов предшкольной подготовки.

Особенности программы:

  • компетентностная и многоаспектная направленность, позволяющая объединять знания из различных областей в единое целое.
  • не допускает дублирования программ первого класса;
  • создает условия для включения  ребенка в новые социальные формы общения;
  • готовит переход от игровой  к творческой, учебной, деятельности;
  • инвариантна и готовит к любой системе школьного образования;
  • представлена  комплексная  диагностика готовности к школе.

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультационная работа с родителями будущих первоклассников.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал. Программа носит ярко выраженный развивающий характер. Новые понятия и представления дети приобретают в различных видах деятельности. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.

К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьным психологом.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом, школьные, но еще детские отношения.

По сравнению с традиционными программами детского сада, с целым днем пребывания, данная программа не включает в виде самостоятельных разделов занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи. Восприятие художественной литературы имеет огромное развивающее значение для ребенка. Однако в связи с дефицитом времени и прерывистостью образовательного процесса в группах кратковременного пребывания нет возможности читать большие художественные произведения (чтение авторских сказок, повестей с продолжением), которые необходимы старшему дошкольнику. Эта работа передается родителям (с соответствующими рекомендациями и объяснением ее необходимости и важности).

Развитие речи также не выделено в специальный раздел, но осуществляется в процессе всех занятий, строящихся в непринужденной форме, которая способствует активизации речи и речевого общения. Занимаясь математикой, исследовательской работой, дети практикуются в рассуждении; в процессе рисования, в игре активно развертывается комментирующая и повествовательная речь. Разговорная практика обеспечивается в свободной деятельности, в ситуациях группового общения, на всех занятиях.

Основные принципы (правила) работы педагогов при реализации программы:

  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход при разработке занятий;
  • систематичность и последовательность занятий;
  • вариативность содержания и форм приведения занятий;
  • наглядность;
  • адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
  • постепенность и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
  • индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
  • повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

 

В качестве ведущей деятельности рассматривается  игра.

В основе подготовки к обучению в школе лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование предпосылок универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, творческих.

В процессе работы у детей будут формироваться следующие  универсальные учебные действия (УУД )

Личностные универсальные учебные действия

- положительное отношение к школе

– интерес к учебному материалу;

– представление о причинах успеха в учебе;

– общее представление о моральных нормах поведения;

– уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– адекватно воспринимать предложения учителя;

– проговаривать вслух последовательность  производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

– осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– принимать участие в работе парами и группами;

– воспринимать различные точки зрения;

– понимать необходимость использования правил вежливости;

– использовать простые речевые средства;

– контролировать свои действия в классе;

– понимать задаваемые вопросы.

Календарно – тематическое планирование

 Обучение грамоте (73 часа за курс)

№ п/п

Тема занятия

Дата

1.-2

Формирование предоставления  о звуках.

2.10   2.10 

3

В гостях у бельчонка. Что такое природа? Из чего она состоит?

6.10

4-5

Слог. Гласный звук. Ударение.

 9.10   9.10

6

Сезонные изменения в природе (времена года)

13.10

7-8

Предложение. Гласные звуки.

 16.10   16.10

9

Домашние и дикие животные, образ жизни, питание, повадки.

20.10

10-11.

Гласные и согласные звуки.

     23.10   23.10  

12

Дикие животные.

27.10

13-14

Слово, как смысловая единица речи. Слова – названия.

     30.10 30.10

15

Природа живая и неживая.

10.11

16-17

Речь устная и письменная. Скороговорки.

 13.11  13..11

18

Как животные и растения готовятся к зиме.

17.11

19-20

Звуки и буквы. [А], Аа. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

 20.11  20.11

21

Как человек приспособился жить на планете

24.11

22-23

О, Оо , У , Уу. Художественное чтение К.И.Чуковский, «Бармалей».

 27.11   27.11

24

Профессии человека.  Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

1.12

25--26

М, Мм,  Р, Рр. Составлении предложений по картине «Лоси в  лесу».

 4.12   4.12

27

Наша страна на планете. Москва – столица России.

8.12

28-29.

Н, Нн,  И, Ии. Дидактические игры на дифференциацию изученных звуков.

 11.12   11.12

30

Космос.  Игра «Путешествие в космическом корабле»

15.12

31-32

К, Кк, С, Сс. Дидактическая игра «Раздели слово на части, составь слово из частей».

 18. 12   18.12

33

Транспорт. Виды транспорта (наземный, водный, воздушный

22.12

34-35

Л, Лл,  Д, Дд. Восстановление деформированных предложений из сказки «Репка» по схемам.

 25.12   25.12

36

Правила дорожного движения. Игра «Транспорт и пешеходы».

12.01

37-38

Б, Бб, В, Вв, Г, Гг. Работа по серии сюжетных картинок.

 15.01   15.01

39

Кто такие экологи? Учимся беречь природу.

19.01

40-41

Буквы  Ее, Ёё, Юю, Яя. Словесные ритмы. Азбука письма.

 22.01   22.01

42

Помощники человека. Бытовые приборы и умные машины, помогающие в быту.

26.01

43-44

Ш, Шш, Х, Хх. Загадки. Скрытый смысл загадки. Составление собственной загадки.

 29.01   29.01

45

Опасности в твоём доме. Как их избежать?

2.02

46-47

Ъ, Ь. Художественная литература. Л.Н.Толстой «Орёл и кошка».

 5.02   5.02

48

Продукты питания. Съедобные и несъедобные растения.

9.02

49-50

Звуковые схемы. Родственные слова.Русская народная сказка «Теремок». Театрализация.

12.02   12.02 

51

Мир вокруг меня. Моя семья.

16.02

52-53

Ф, Фф, Ж, Жж. Дидактическая игра «Договори до конца».

19.02   19.02

54

Вредные привычки.

26.02

55-56

Ц,Цц, Ч, Чч, Щ, Щщ. Дидактическая игра «Говорим друг другу комплименты».

26.02   2.03

57

Зачем человеку праздники? Главные праздники.

5.03

58-59

Алфавит. Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

5.03  12.03

60

Скоро лето. Летние радости и летние опасности.

12ю03

61-62

Русская народная сказка «Лиса и Волк»  Развитие речи. Работа по серии картинок.

16.03  19.03

63

Дидактическая игра «Послушай-нарисуй».

19.03

64-65

Многозначные слова. Слова , которые пишутся и звучат одинаково.

30.03   2.04

66

Путешествие по стране.

2.04

67-68

Слова-названия предметов. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

6.04   9.04

69

Мой родной город.

9.04

70-71

Слова-названия признаков. Дидактическая игра  «Угадай словечко».

13.04   16.04

72

Игра «До встречи, школа!»

16.04

73

Слова-названия действий. Дидактическая игра «Выполни движение». Праздник «Веселая Грамматика».

20.04

 

Календарно – тематическое планирование

Математика .( 50 часов за курс)

№ п/п

Тема занятия

Дата

1-2

Вверху,  внизу, между, выше, шире, над, под, около, позади, один – много, несколько.

 2.10   6.10 

3-4

Столько же, поровну. Число и цифра.

 9.10   13.10 

5-6

Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно», развитие представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках.

  16.10   20.10

7-8

Сравнение предметов. Стратегия сравнения. Закрепление понятий «один»- «много», счет от 1 до 10 и обратно.Узнавание цифр. Игра «Заведем ракету».

      23.10   27.10  

9-10

Сравнение объектов. Противоположности.

 30.10 10.11

11-12

Состав чисел. Приемы сложения и вычитания.  Игры «Где, чей дом?», «Заполни строчку».

 13.11   17.11

13-14

Геометрические фигуры и тела. Круг и шар, квадрат и куб.

 20.11  24.11

15-16

Треугольник и конус, овал, ромб.

 27.11   1.12

17-18

Упражнения в видоизменении геометрических фигур, составлении целой фигуры из частей.

 4.12   8.12

19-20

Простейшие измерения. Время, как измеряемая категория. Часы, части суток, дни недели. Календарь.

 11.12   15.12

21-22

Ориентирование на листе бумаги, в пространстве.

 18. 12   22.12

23-24.

Дидактическая игра на развитие внимания и логики «Что изменилось?»

25.12   12.01 

25-26

Игра-соревнование «Весёлый счёт».

 15.01   19.01

27-28

Увеличение числа на несколько единиц. Запись и устное проговаривание.

 22.01   26.01 

29-30

Уменьшение числа на несколько единиц. Запись и устное проговаривание.

  29.01   2.02

31-32

Игра «Геометрические фигуры и тела, цифры».

 5.02   9.02 

33-34

Состав чисел. Приемы сложения и вычитания.

12.02   16.02  

35-36

Целое и часть. Дидактическая игра «Догадайся, как разделить».

19.02   26.02

37-38

Игра-соревнование «Самый, самый….»

2.03   5.03

39-40

Путешествие в страну Королевы Математики.

12.03  16.03

41-42

Простейшие задачи. Игра «Придумай сам».

19.03  30.03

43-44

Сравнивание фигур по величине  разными способами.

2.04   6.04

45-46

Сравнение предметов и групп предметов.

9.04   13.04

47-48

Игра-соревнование «Приключения нолика».

16.04   20.04

49-50

Математические игры «Палитра», «Танграмм», «Судоку», «Магико».

23.04   23.04

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...