Использование современных педагогических технологий
статья

Цыремпилова Дарижап Цыбиковна

               Технология обучения должна:

-обеспечить безусловную реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью;

-быть посильной;

-планирование учебного процесса должно осуществляться «от ученика», то есть психологически ориентированное обучение.               

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyyh_pedagogicheskih_tehnologiy.docx42.91 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий

                                                                                                           Цыремпилова Д.Ц.

Работая в школе социальной адаптации детей – инвалидов я обращалась к разным технологиям в обучении. Приглашая учащегося с ОВЗ в новую систему отношений, в котором адаптируем его к школе, базирующейся на таких ценностях как эмоциональное благополучие, умение учиться и сотрудничать в учебной деятельности с учителем, одноклассниками, педагог должен доверять ученику и уважать его как личность. В своей работе, выбирая технологию, я сначала её анализирую. Зачем?  Считаю, что необходимо установить пригодность данной технологии   для решения задач в конкретных условиях для каждого учащегося.        Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности                                                                     

               Технология обучения должна:

-обеспечить безусловную реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью;

-быть посильной;

-планирование учебного процесса должно осуществляться «от ученика», то есть психологически ориентированное обучение.

           Для меня, как для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения.

 Основной моделью организации учебного процесса в нашей школе является технология индивидуального обучения. Одним из основных достоинств индивидуального обучения является то, что педагог имеет возможность адаптировать методы, средства и приемы обучения под определенного учащегося с учетом его возможностей и потребностей. Так же педагог имеет возможность наблюдать за процессом обучения, успехами или неудачами учащегося, своевременно оказывать ему необходимую помощь и поддержку. То есть педагог может полностью контролировать учебный процесс и сосредоточить все свои профессиональные силы и мастерство на обучении одного ученика. Преимущества индивидуального обучения со стороны ученика состоят в том, что он имеет возможность рационально расходовать свои силы, контролировать собственную учебную деятельность, а также обучаться в удобное время, что естественно положительно сказывается на достижении учебных результатов.  

 Философской основой для себя, как и большинство учителей нашей школы, определяю технологию личностно-ориентированного обучения.

         Технология личностно – ориентированного обучения –это современный этап педагогической практики – это переход от информационно – объяснительной технологии обучения   к  деятельностно – развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

           Многообразие проблем частных методик связано с ответом на три вопроса:

- с какой целью обучать детей?

-каким должно быть содержание образования?

- какие способы в организации деятельности учащихся целесообразно использовать для достижения конкретных целей?

        Решение этих проблем зависит от целого ряда психолого- педагогических проблем, центральной из которых является соотношение обучения и развития с ориентацией на каждого ученика.

          В своей работе личностно – ориентированное обучение рассматриваю по следующим направлениям:

-учебный процесс строю таким образом, чтобы обеспечить каждому ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развития его индивидуальности.

- создаю максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика.

-считаю, что формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности. В этом помогает работа с наглядностью, которая выполняет функцию методического средства.

-  мне кажется, что личная позиция учителя исходит из интересов ребёнка, перспектив его дальнейшего развития. Для этого включаю задания поискового характера, творческого, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опытом ребёнка, ранее усвоенными знаниями.

            Например, тема: «Сложение двузначных и однозначных чисел». Ученику предлагается: придумать выражения, в которых складываются однозначные и двузначные числа. Сможешь вычислить? А как можно по- другому?

-способы общения: понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции.

- взгляд ученика как на полноценного партнёра в условиях сотрудничества.

              Например на уроках математики в 3 классе по теме « Порядок выполнения действий в выражениях» предлагаются следующие задания:

- сравни выражения в каждой паре. Чем они похожи? Чем отличаются? Чем похожи все вторые выражения в каждой паре? Чем похожи первые выражения?

72-9-3+6             48-6+7+8             27-3+2-7

72:9  3:6             48:6   7:8              27:3   2:6

- догадайся! По какому признаку записаны выражения в каждом столбике:

29+8+24                   72:9                    3

32+9-7+14                48:6                    7:8

-разгадай правило, по которому составлен первый столбик выражений.

 Составь по этому же правилу выражения для других столбиков и найди их значения:

А)9:3             12:3

   12:3           15:3

   15:3           …

   18:3           …

Б)15:5       20:5

20:5               …

25:5        …

30:5        …

           Выполняя эти задания, учащийся получает роль – «исследователей» и открывает для себя знания. Процесс учения носит частично – поисковый и творческий характер обучения. Учащийся не боится проявлять инициативу в рассуждениях и доказательствах, чтобы выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.

          Исходя из выше сказанного, можно отметить, что ребёнок является субъектом деятельности.

          Поэтому моя деятельность на уроке с личностно-ориентированной направленностью это:

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу ученика в ходе урока.

2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4. Использование проблемных творческих заданий.

5. Стимулирование ученика к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

7. Обсуждение с учеником в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

 Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении помогает мне сформировать у ученика умения общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентироваться в заданиях, логически мыслить, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении, формирует устойчивый познавательный интерес к предметам.  

     Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, т.к. игра учит. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Поэтому игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования, учащихся к учебной деятельности.

          На своих уроках реализацию игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства;

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

          К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.»

         Можно выделить следующий фактор, делающий игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:

- самостоятельность.

                   Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.

          Мы должны помнить, что присутствие игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.

          В своей работе я использую игры, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности ученика, даю ему игровые задания в точном соответствии с его уровнем знаний, помогаю в игре слабому ученику.

        Далее мною представлены лишь малая доля игровых упражнений. Например, на уроках обучения грамоте:

1«Оживление». Ученику предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете, находящемся в портфеле (о линейке, карандаше и т.д.)

2.Сочинение сказок «наизнанку».  Предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

3.«Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:

из крана на кухне полился апельсиновый сок;

из тучи вместо дождя стал падать изюм;

люди придумали таблетку от сна?

4. На уроках обучения грамоте- игра «Одень человечка»:

- Какую по твоему мнению одежду носит звук М?

- Как ты думаешь, какой звук спрятал от тебя своё имя: О, М, Х или Ц?

- Какие звуки одеваются одинаково? Почему?

- Почему звук [Щ’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий?

- Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?

                Игра «Назови похожее» на уроке русского языка во 2классе

         Эта игра вводится для отработки следующей учебной операции – различения твёрдых мягких согласных звуков. Игру хорошо проводить с мячом. Учитель бросает мяч ребёнку и называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Ребёнок должен вернуть мяч учителю, назвав другое слово с этим же самым согласным звуком или с любым твёрдым согласным (условия игры обговариваются).

Вариант 1: учитель – «сыр», ученик – «сок».

Вариант 2 учитель – «сыр», ученик – «молоток».

Вариант 3 учитель – «кит»,ученик – «кино».

 Затем можно усложнить игру:

Вариант 4 учитель – «рука», ученик – «река».

Вариант 5 учитель – «вилка», ученик – «вода».

5.На уроках математики с удовольствием «путешествуем» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняет определённые математические задания.

Например: В 1 классе по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 8»

«Скажи Колобку: «До свидания» и отправимся в гости к девочке, рост которой не более дюйма. (показ длины дюйма). Дюйм - старинная мера длины = 2 см 5 мм.

- Догадался, кто это? (Дюймовочка).Она живёт в доме № 8.

- Мимо домов с какими номерами мы пойдём, если будем двигаться только по правой стороне улицы? (Мимо домов № 2,4,6).

Далее Дюймовочка предлагает свои задания на знание состава чисел 5,6,7.

-Попрощаемся с Дюймовочкой и отправимся в гости к сказочному герою, который проучил директора кукольного театра Карабаса-Барабаса.

- Как его зовут? (Буратино).

Ведь Буратино никогда не учился в школе и поэтому не знает как решать примеры на сложение и вычитание.Так , давайте мы ему поможем...».

6. Игра «Назови  фигуру и её признаки»  на уроках математики.

          В мешочке сложены геометрические фигуры. Играющий берёт фигуру в руки и, не вынимая из мешка, определяет её признаки.

7. Игра « Назови предмет и его свойства» на уроках окружающего мира.

     Уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные анализаторы для выделения  свойств  предметов

           При проведении данных игр необходимо постепенно усложнять задачу, переходя от одного варианта к другому, и помнить о необходимости в любой момент оказать незаметную помощь, например:

Например, у Тихонова Романа, диагноз ДЦП, преобладает кинестетический тип восприятия , поэтому на переменах мы перекидывали друг другу мяч, называя гласные буквы, последовательность букв в словах, последовательность чисел. После игр с перекидыванием мяча Рома лучше стал запоминать числа, запомнил буквы, улучшилась коррекция движения.

     Конечно, учебно – воспитательный процесс, особенно с детьми с ОВЗ, невозможно представить без здоровьесберегающих технологий.

Значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности очень велика.

Задачи, которые я поставила при использовании данной технологии, следующие:

  1. Использовать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
  2. Пропагандировать здоровый образ жизни;
  3. Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
  4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

 Работая 24 года в школе №60 с детьми – инвалидами, проанализировав диагоноз заболевания  каждого обучающегося, пришла к выводу, что важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, физминутки для глаз и др.
  • От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьника в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у ученика. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, диагноз заболевания, зачастую с музыкальным сопровождением и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

  • упражнения по формированию осанки,
  • укреплению зрения,
  • укрепления мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • психогимнастика.

 Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а также требует разработки концепции, теории, технологии и диагностических процедур.

Регулярно проводится работа с родителями по данной проблеме. Особое внимание уделяется: режиму дня, «здоровьесберегающие технологии в школе и семье».

          Технологии проблемного обучения создают наиболее благоприятные условия для эффективного усвоения учащимися знаний, умений, навыков, развития их мышления, формирования у учащихся потребностей к самообразованию.  Я думаю, что успех решения этих задач будет обеспечен в том случае, если их осуществление начнется на младшей ступени обучения, с первого класса. Цель проблемного обучения: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков, и формирования мировоззрения). Здесь акцент делается на развитие мышления.

         Мысли о возможности и необходимости такой организации обучения уже в начальной школе мы находим в трудах великих педагогов прошлого Ж. Ж. Руссо, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, А. Я. Герда и др.

             При проблемном обучении, «прежде чем выучить, требуется понять, все принимает характер открытия: надо искать, находить теоремы самим, осмысливать правила критически». Такая учебная деятельность в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки или же сочетанием аналитического и эвристического путей развития.

Структурные элементы современного проблемного урока:

• актуализация прежних знаний, учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя);

• усвоение новых знаний и способов действия (в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»);

• формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение, и закрепление).

          Процесс решения этих задач одновременно ведет к формированию научного мировоззрения, эстетических взглядов, нравственных привычек.

           

           Например, учитель ставит цель — добиться усвоения учениками понятия «свойства прямоугольника». Он может объяснить учащимся эти свойства, и тогда уровень усвоения будет ниже, чем если он организует их самостоятельную поисковую деятельность. Последовательность своих действий он определяет в соответствии со структурой урока. Структура урока основного типа требует, чтобы новое знание давалось на базе имеющихся, т. е. нужна их актуализация.

           Рассмотрим вид урока. Его суть заключается в следующем: путем проблемного изложения создаются проблемные ситуации на основе познавательных задач, содержащих противоречивые точки зрения по изучаемому материалу; проблема решается в ходе дискуссии с помощью логических аргументов.

          Постановка перед учениками таких практических задач, которые требуют поиска новых способов решения, новых подходов к решению знакомой задачи.

Рассмотрим для примера фрагмент урока на тему «Площадь фигуры».

         Цель урока – начать формирование у детей представления о площади фигуры и упражнять их в сравнении площадей фигур путем подсчета числа клеток, на которые разбиты фигуры.

         Начинаем работу по ознакомлению с понятием площадь с изложения новых знаний.
- Рассмотрите в учебнике рисунок. Какие фигуры изображены на рисунке? (Круг и треугольник, - отвечают дети). Треугольник целиком поместился в круге, поэтому мы говорим, что площадь этого треугольника меньше площади круга. Наложив далее вырезанный из бумаги прямоугольник на квадрат, мы видим, что прямоугольник целиком помещается в квадрате. Площадь этого квадрата больше площади прямоугольника. А вот эти прямоугольники (демонстрируются вырезанные из бумаги прямоугольники) полностью совпадают. В этом случае мы говорим, что у них равные площади и т.п.

На доске помещаем 3-4 прямоугольника одинаковой длины, но разной ширины. Предлагаю ученику сравнить их и на основе сравнения сделать вывод. Затем ученик сравнивает прямоугольники, имеющие одинаковую ширину, но разную длину. Как и в предыдущем случае отмечаем, что, чем длиннее прямоугольник при одинаковой ширине, тем больше его площадь.

       

     Например, урок русского языка в 3 классе «Знакомство с суффиксом».

          Ученик уже знаком с корнем и окончанием. Он выделяет окончание и корень в слове «берёзка». Может выделить корень «берёзк», решив, что в слове может быть только корень и окончание. Или же, обратившись к ряду однокоренных слов, выделил корень «берёз». Возникает проблема: какой же частью слова является невыделенная часть слова? Это противоречие отражается в виде задачи, проблемного вопроса, на который надо дать ответ: «Как можно найти в слове суффикс? Какую роль играет в слове суффикс?» Проблемная ситуация, проблемный вопрос вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т.е. на приобретение новых знаний, умений, формирование учебных действий.

         Создавая на уроках проблемную ситуацию, я направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Ученик ведет поисково – исследовательскую деятельность по путеводителям – предписаниям:

1. Выдели в словах ранее изученные части слова.

2. Найди в словах новую часть слова.

3. Определи его местоположение в слове (по отношению к другим частям слова).

 4. Выпиши эту часть слова.

5. Понаблюдай, изменяется ли значение слов с появлением суффикса.

         Так ученик выводит правило о суффиксе и знакомится с разнообразными суффиксами. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Ученик сам формулирует тему урока, определяет задачи, которые помогает ему планировать самому свою работу на уроке. Так из урока в урок развиваются регулятивные умения. Школьник работает с информацией, проводит сравнение, анализ, обобщение, делает выводы, "открывает" новое (познавательные умения). Выдвигая версии по решению учебной проблемы, высказывает своё мнение, позицию, учится принимать и анализировать.     Такую работу организую с первых дней пребывания детей в школе, с первых уроков обучения грамоте. Технология проблемного обучения на уроках обучения грамоте при «открытии» новых звуков и новой буквы позволяет организовать продуктивную деятельность первоклассников, близкую к творческой или даже исследовательской. Их деятельность направлена на поиск решения проблемы, возникшей на уроке.
       Я использую разные методы постановки учебной проблемы в зависимости от того, какой звук приходится открывать ученикам на данном уроке. Так, при открытии звуков [ ш] , [ж], [ч], [ц], [щ],[й] уместен побуждающий от проблемной ситуации диалог. Создавая проблемную ситуацию, я сталкиваю первоклассников с противоречием, которое вызывает у них эмоциональную реакцию удивления или затруднения.  

         Например, урок «открытия» звука [ш]. 

          На доске неоформленная схема- «человечек», который держит восклицательный знак

- Посмотри, с кем мы сегодня будем работать. Как ты думаешь, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? - Что же мы сегодня будем «открывать»? - Что необычного заметил у схемы- «человечка»? -Максар, этим знаком схема-«человечек» хочет предупредить тебя, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. -Какой у тебя возникает вопрос? -Чем новый звук отличается от других звуков? -Вот это нам предстоит сегодня открыть.

       Использование проектного обучения. 

         Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях, что уже сейчас определяет успешность человека в его профессиональной сфере. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.

Метод проектов позволяет учащимся развивать познавательную активность, творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда.

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы:

  • мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий - подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Первоначально осваивать данную технологию легче применительно к внеклассной работе. Это могут быть проекты:

-«Улица моего детства»;

- «Мир растений родного края»;

-«Семейные традиции»;

-«Школа будущего»;

-«Домашние животные»;

На следующем этапе освоение проектной технологии может быть перенесено на урок. Главным является освоение педагогических технологий, в частности проектно-исследовательского метода, во многом способного повысить качество обучения.

Своим ученикам предлагаю проекты, которые будут выполняться совместно с родителями на более высоком уровне:

-«Природа в будущем;

- «Экологические проблемы водоёмов»;

-«Красная книга»;

- «Моя семья».

Выбирая темы для проектов, я считаю, что учителю необходимо опираться, прежде всего, на интересы самих учеников, учитывать привычные для них способы получения информации.

В начальной школе можно провести опрос, предложив детям выделить и подчеркнуть три-пять проблем, которые им наиболее интересны. Не беда, если учащиеся не отметили вопросы, на которые был ориентирован сам учитель. Проект тем и хорош, что можно интегрировать проблемы и менять акценты.

При изучении таблицы умножения можно организовать деятельность учащихся над проектом «Таблица умножения 9», выявив, какая таблица умножения, т.е. каких чисел, самая лёгкая, а какая самая трудная?

         Исследуя тему «Грибы - часть живой природы», предлагается создать проект книги для детей. Далее идёт беседа о том, какую бы хотели дети создать книгу, чтобы она была интересна для ребят (оформление, содержание).  Учащиеся получают индивидуальное задание – подобрать и принести материал о любом виде гриба и продумать оформление своего будущего сообщения.

При подготовке к маминому празднику, провести проект «Подарок для мамы», вырастить цветок и проследить влияние удобрений на рост и развитие цветка.

Работая по программе «Школа России», при изучении курса «Окружающий мир» организую совместно с родителями проектную деятельность по следующим темам:

  • «Вода и её значение для жизни человека»
  • «По страницам Красной книги»
  • «Что я могу сделать с мусором»
  • «Моё здоровье»
  • «Мы идём в гости»
  • «Моя родословная» и др.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Конечно, большая работа проводится учителем. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками, необходимо заинтересовать ребят проектом. Заранее учитель должен продумать, кто из ребят, чем будет заниматься, учитывая их желания. Сам учитель должен подобрать необходимый материал по теме проекта. Задача учителя не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

            Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности

  Заинтересовать ребенка, вовлечь в учебный процесс помогает мне применение технология развития критического мышления. В работе является важным не количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией. Именно технология РКМЧП дает возможность учителю формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные способности учащихся, проводить рефлексию их и собственной деятельности, двигаться дальше в планировании и ведении уроков, а также в профессиональном саморазвитии. Способствует самоопределению учеников, формирует самостоятельность их мышления и деятельности. Влияет на цели учителя и результаты образовательного процесса.

Технология критического мышления включает совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

 В ходе изучения и применения методов и приѐмов этой технологии на уроках мною были выделены наиболее подходящие для моих учащихся, например:

«Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события,

описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится

ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Уже с первого года обучения я использую метод «Кластеры». Использование кластеров на различных этапах урока позволяет добиваться стройности и логической. В первом классе я использовала картинные кластеры на предмете «Окружающий мир». Обучаю детей определять последовательность событий, составлять рассказы, использую кластеры с нумерацией.

 Для повышения эффективности чтения и мышления использую метод «Инсерт» или «Пометки на полях» – это метод, повышающий активность читателя, поскольку у него в процессе чтения постоянно возникают вопросы, и  он тщательно анализирует прочитанное. Использую на уроках литературного чтения,  окружающего мира при работе с текстом. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с  маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного  текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (*) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.

Уже со 2 класса начинаю использовать метод  «Написание синквейна»

     Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, антонимами, обогащение словарного запаса детей. Синквейны составляем на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира и математики.

Небольшие по объему информации кластеры, инсерты, синквейны стараемся создавать на каждом уроке окружающего мира, литературного чтения, русского языка. Примером могут служить схемы-опоры, созданные на разных уроках моими учениками.

      XXI век -- век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.

                Сегодня в традиционную схему «учитель - ученик - учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

               Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

     Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) у меня является создание мультимедийных презентаций.

     

             Работу с презентациями осуществляю следующим образом:

1.Объясняю тему урока с использованием презентации.

2. Использую фрагменты презентации при повторении пройденного.

 Например, при подготовке итоговых уроков по темам четверти.

3. Отдельные слайды презентации сохраняю в виде рисунков, к ним даю различные задания.

4. Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Надо изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.

5. Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Изучив презентацию, убрать все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответьте на вопрос.

          Некоторые темы презентаций.

1.К урокам окружающего мира.

- «Правила поведения в общественных местах»;

- «Вода»;

- «Растения на Земле»;

- «Животные – часть природы»;

- «Человек и растения»;

- «Мир вокруг нас»

2.К урокам математики.

-Сложение в пределах 10»

- «Величины»

- «Многозначные числа»

3. К урокам русского языка.

- «Заглавная буква в именах собственных»

- «Правописание гласных после шипящих: ж, ш, ч.»

- «Правописание ЧК, ЧН.ЧТ»

4. К урокам литературного чтения.

- «Какие бывают загадки»

- «Русские народные сказки»

- «Басни И.Крылова»

- «Произведения А.С.Пушкина»

- «Стихи русских поэтов» и др.

            Я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебно – образовательного процесса.

         

.  На уроках использую электронные   наглядные пособия, материалы, размещённые на   различных

 образовательных сайтах, и коллекции Единых Образовательных Ресурсов. 

 Вместе с детьми учимся создавать презентации - совместная работа сближает, объединяет, вдохновляет на новые проекты. Сейчас уже сложно представить школьное образование без Интернета. Являюсь активным пользователем на сайтах, полезных для самообразования учителя и подготовки к урокам: «Про школу», «Современный учительский портал» «Инфоуроки», «Учительский портал» и другие. Также, в этом учебном году, дети вместе с родителями и педагогом, активно занимались на дистанционных площадках «ZOOM», «Учи RU», «Яндекс учебник» и др.    

    В завершении своего отчёта, я хочу отметить, что если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…

     В.А. Сухомлинский писал: «Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что – то новое, и в стремлении постигнуть новое, раскрываются его творческие силы».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него н...

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта)

Данный материал кратко ознакамливает с опытом применения современных педагогических технологий....

Использование современных педагогических технологий, электронных образовательных ресурсов на уроках Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе

Предмет "Основы православной культуры и светской этики"  введен в образовательные учреждения совсем недавно. В своей  статье мы, я и моя коллега преподаватель основ религиозной культуры и св...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Использование современных педагогических технологий (игровая технология) на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье предлагаются варианты игр, которые используются на уроках английского языка в начальной школе. Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение ин...