Главные вкладки

    Урок-путешествие по окружающему миру.Тема : "Съедобные и несъедобные грибы."
    план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

    Распопова Любовь Александровна

    Урок-путешествие проводится в 3 классе. Материал урока очень насыщенный и интересный. Дети попадают в сказочный

    лес, где их встречает Хозяйка леса.Она и знакомит ребят со съедобными и несъедобными грибами. На полянке

    появляются ученики в костюмах грибов. Каждый гриб рассказывает о себе: в какое время года он растёт, в каком виде

    его лучше приготовить, с какими грибами не спутать. Учащиеся сравнивают съедобные грибы с похожими несъедобными,  

    находят различия, закрепляют правила сбора грибов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_sedobn_i_nesed_griby.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-путешествие по окружающему миру в 3 классе на тему : 
    «Съедобные и несъедобные грибы» 
      
      
    Тема: Съедобные и несъедобные грибы. 
      
    Цель : Выучить название съедобных и несъедобных грибов , знать их отличия, научить различать грибы по признакам, оказывать первую медицинскую помощь в случае отравления. 
      
    Оборудование:мультимедийный проектор, экран, слайды съедобных и несъедобных грибов, картинки съедобных грибов и их двойников несъедобных для сравнения , детские работы, аппликации, рисунки грибов , грибы из пластилина. 
      
    Оформление класса : лесная полянка, березки, цветы, листочки, грибы на полянке. 
      
    ХОД УРОКА 
     

    1. Организационный момент
    2. Проверка домашнего задания
      Коротко повторим тему прошлого урока «Правила поведения пешеходов» 
      - кто следит за тем, чтобы на дорогах был порядок ? 
      - а знаете ли вы ребята где положено переходить улицу? 
      - какой дорожный знак устанавливают у пешеходного перехода? 
      - а можно ли в школу ходить по дороге ? 
      - по какой стороне тротуара надо ходить ? 
      - как надо переходить перекресток?

    1. Общее знакомство с грибами. Рассказ учителя:

    Сегодня тема нашего урока съедобные и несъедобные грибы. 
    На территории нашей страны растет около 3000 видов шляпочных грибов, более 200 видов съедобных грибов встречается в лесах России. На Кубани тоже очень много съедобных грибов, только их надо хорошо знать и уметь отличить от несъедобных грибов. 
    То, что принято называть грибами и употреблять в пищу, представляет собой лишь части грибного организма — шляпки и ножки. Самой существенной частью гриба является грибница, плодовые тела недолговечны, они живут 5-10 суток. А грибница съедобных и несъедобных грибов существует несколько десятков и даже сотен лет, она хорошо переносит морозы и засуху. 
    -
    Как надо правильно собирать грибы ?


    Грибы бывают съедобные и несъедобные, условно съедобные. 
    Грибы подразделяются на 4 категории. 
    Некоторые съедобные грибы имеют несъедобных или ядовитых двойников. 
      
    -
    Какие съедобные грибы вы знаете ? 
      
    -
    Какие несъедобные ? 
      
    -
    Кто может собирать грибы? 
    -
    Скажите, а можно собирать те грибы, которые для вас незнакомы? 
      
    -
    Несъедобные грибы в пищу употреблять нельзя, так как они обладают неприятным вкусом и запахом, а ядовитые грибы вызывают отравление и спасти человека иногда уже невозможно. 
    Но отравиться можно условно съедобными грибами, например сморчками, строчками. Если их неправильно приготовить , отравление могут вызвать даже съедобные или долго пролежали срезанными. 
      
    При первых признаках отравления даже легкого, надо немедленно вызвать скорую мед.помощь или отправить пострадавшего в больницу. Но до прибытия врача больному надо оказать первую мед.помощь, надо очистить желудок и кишечник от ядовитой пищи. Для этого больному надо выпить как можно больше кипяченой воды с содой и ждать врача. 
      
    4.А сейчас чтобы больше узнать о грибах, мы закроем глаза и мысленно перенесемся в сказочный лес, в котором нас встретит хозяйка леса. 
      
    -
    Здравствуйте ребята! Я хозяйка лесного царства, я обладаю волшебной силой и могу ненадолго перенести вас в осень, чтобы вы побольше узнали о грибах, так как осень — грибная пора. 
      
    Тс-с-с ! А вот и наши первые гости! 
      
    (Входят девочка с мальчиком , 
    в руках корзинки с грибами , поют песню) 
      
    Мы пойдем, пойдем, пойдем 
    Подосиновик найдем 
    Красный подосиновик 
    Руку сам давай 
    Красный подосиновик 
    В хоровод вставай 
      
    Хозяйка леса : 
    Здравствуйте ребята!  Вы в лес пришли за грибами? Много насобирали грибов? 
      
    -
    А хорошо ли вы знаете съедобные грибы? 
      
    (Да , много о них читали) 
      
    А я сейчас проверю, все ли грибы в корзинке съедобные. А ребята мне помогут. 
      
    (Достает по-очереди картинки грибов) 
      
    -
    Какой это гриб? 
      
    (Белый гриб-боровик) 
      
    -
    Боровичок, расскажи о себе . 
      
      
    (Ученик в костюме гриба) 
      
    -
    Я белый гриб-боровик. Могу расти одиночно или группами, шляпка бывает от светло-бурой до желто-бурой, сухая, гладкая мякоть белая, на разрезе не изменяется. 
    Трубочки под шляпкой вначале белые , потом желто-зеленые, ножка у основания вздутая с белой сеточкой. 
    Я отличный, съедобный гриб первой категории. Употребляюсь вареным , сушеным, маринованным. Я могу расти под березой, дубом, сосной и елью. Но часто меня путают с несъедобным грибом , желчным. 
      
    Хозяйка леса : 
    -
    Желчный гриб, расскажи о себе . 
      
    Я желчный гриб, грибники называют меня ложным белым грибом, расту редко и необильно. 
    Шляпка гладкая , сухая ,буроватая или коричневая , мякоть толстая, на разрезе розовеющая, на вкус очень горькая , трубочки сначала белые, потом розовые, ножка тоже вздутая но с бурой сеточкой. 
    Я внешне сходен с белым грибом и подберезовиком. 
    Не путайте меня с этими грибами. 
    Я гриб несъедобен. 
      
    Хозяйка леса : 
    -
    А это какой гриб ? 
      
    (Подберезовик) 
      
      
    -
    Расскажи о себе подберезовик. 
      
    -
    Я гриб подберезовик , расту в основном только под березой, шляпка до 10 см. белого , бурого или коричневого цвета , как и у белого гриба, белая на разрезе тоже. Трубчатый слой буровато-сероватый , ножка белая, покрыта темными чешуйками. 
    Я съедобный гриб второй категории. Не путайте меня с желчным грибом. 
      

    Хозяйка леса: 
    -
    А какой же следующей гриб? 

    Маленький удаленький 
    Сквозь землю прошел 
    Красну шапочку нашел! 
      
    А что нам расскажет о себе подосиновик ? 
      
      
    -
    Я гриб подосиновик. Расту не только под осиной , но и сосной, березой, елью, расту большими колониями , шляпка выпуклая, она бывает ярко-красная, серая, белая. Гладкая мякоть белая, плотная, на разрезе краснеющая. Трубчатый слой белый или желтовато-белый. Ножка цилиндрическая , беловато-сероватая, покрыта черными чешуйками. Я гриб съедобен, второй категории, употребляюсь так же как и белый гриб. 
      
    Хозяйка леса : 
    -
    А какой же следующий гриб? На кого он похож? 
      
    -
    Я лисичка настоящая, расту на земле, всегда семьями . Я гриб яично-желтой или светло-желтой окраски , шляпка мясистая, плотная. У зрелых грибов шляпка воронковидная с волнистыми краями. Мякоть вначале желтоватая, потом белеющая, упругая, пластинки нисходят к ножке , толстые, редкие. Ножка сросшаяся со шляпкой , плотная, желтая. Гладкая, вверху расширенная, запах приятный. 
      
    Я гриб съедобен, употреблять в вареном виде, меня маринуют и солят. 
      
    Хозяйка леса: 
    -
    А это целая семья грибная. Как они называются? 
      
    -
    Я опенок, осенний опенок, настоящий. 
      
      
    Расту на пнях, живых и валежных стволах, расту до устойчивых морозов большими колониями. Шляпка выпуклая, потом плоская с бугорком в центе, края ее сначала завернуты внутрь, затем расправляются. Кожица буроватая, желто-коричневая, чешуйчатая, в центре более темная . Мякоть белая с приятным грибным запахом, пластинки нисходящие желтовато-белые , позднее с ржавыми пятнами. 
    Ножка с перепончатым кольцом в верхней части, упругая, под шляпкой светлая, книзу коричневая. 
    Я гриб съедобный, третьей категории. 
    Но неопытные грибники могут меня спутать с несъедобным ложным грибом — серным опенком. 
      
    Хозяйка леса: 
    -
    Ложноопенок, как же тебя не спутать с опенком настоящим? 
      
    -
    Я гриб ложноопенок серо-желтый. Я расту так же на пнях, на земле, часто большими группами , шляпка у меня поменьше чем у настоящего опенка, желтовато-бурая, в центре более темная или красновато-бурая. Мякоть светло-желтая, горькая, пластинки зеленоватые, приросшие к ножке , ножка ровная, полая, светло-желтая , горькая, пластинки зеленоватые , приросшие к ножке. Ножка ровная, полая, светло-желтая , без перепончатого кольца. 
    Я гриб несъедобен. 
      
    Хозяйка леса: 
    -
    А следующие грибочки все- все красивые, да разноцветные. 
    Что же это за грибы? 

    -
    Я гриб сыроежка-многовидный. Шляпка у меня бывает разного цвета и красная, и синяя, и желтая, и зеленая. Плоская, вдавленная в середине. Мякоть белая, или розовая к основанию вздутая. 
    Я гриб съедобен , третьей категории, очень вкусный гриб. Употребляюсь вареным и соленым. 
      
    Хозяйка леса
    -
    Как же называется следующий гриб ? 
      
    -
    Я шампиньон обыкновенный. Расту на навозной земле, богатой перегноем. На лугах, парниках. Сначала шляпка выпуклая , потом плоская , края загнуты вниз, кожица белая или сероватая, сухая, гладкая. Мякоть толстая, белая , на разрезе розовеющая, пластинки свободные, сначала белые потом розовые. Ножка белая, прямая с пленчатым кольцом. 
    Я гриб съедобный, второй категории. Меня нельзя путать с самым ядовитым грибом - бледной поганкой . 
      
    Хозяйка леса: 
    -
    Бледная поганка, как же тебя не спутать с шампиньоном? 
      
    -
    Я бледная поганка, я смертельно-ядовитый гриб. Шляпка выпуклая светло-зеленая, белая. Мякоть белая, тонкая без запаха и вкуса, пластинки частые, белые. Ножка белая, ровная в основании, клубневидно-утолщенная, окруженная белой чашечкой. Кольцо на ножке белое, полосатое. 
    Не путайте меня с шампиньоном, это вам будет стоить жизни. 
      
    Хозяйка леса: 
    -
    Сегодня вы узнали много нового о грибах, а сейчас музыкальный сюрприз: частушки. 
      
    5. Ну а сейчас подводя итог, мы с хозяйкой леса проверим, знаете ли вы грибы. Мы будем читать начало стихов, а вы заканчивайте. 
      
    Желтые сестрички спрятались 
    (Лисички) 
      
    Шляпки разные у нас, ножки белоснежные 
    Каждый знает , что зовут все нас ( Сыроежками) 
      
      
      
      
    Ведь в лесу нас миллионы ,
    А зовемся (Шампиньоны) 
      
    Собирали день мы целый 
    Этот гриб с названьем (Белый) 
      
    Под пеньком живут ребята 
    Эти все грибы (Опята) 
      
    Розоватые подружки

    Закричали мы (Волнушки) 
      
    Собирали в кузовок 
    Раз грибок и два грибок. 
    К нам забралась хулиганка 
    Это (Бледная поганка) .
      
    Ядовит он и хитер 
    И горит он как костер 
    Кто же это? (Мухомор) 

    1.Заканчиваем наш урок путешествие стихами о грибах .

    Ну вот ребята, закончился наш урок -путешествие в осенний лес. Большое спасибо тебе , хозяйка леса , что ты нас научила распознавать некоторые съедобные и несъедобные грибы.
    Неудивительно, если после сегодняшнего урока мы вместе станем любителями-грибниками.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.

    Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...

    Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.

    Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....

    урок окружающего мира "Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами"

    1 класс по программе "Гармония"автор учебника О. Т. Поглазова...

    Конспект урока по окружающему миру "Съедобные и несъедобные грибы"

    Познакомить с царством грибов; со строением гриба для правильного сбора; выделить группы съедобных и несъедобных грибов; воспитывать бережное отношение к природе;тренировать способности к умению учить...

    конспект урока окружающего мира "Знакомство со съедобными и несъедобными грибами"

    в документе представлен подробный конспект урока окружающего мира в 3 классе...

    конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс

    конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс...