Главные вкладки

    конспект урока окружающего мира "Знакомство со съедобными и несъедобными грибами"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Кожемякина Вероника Саркисовна

    в документе представлен подробный конспект урока окружающего мира в 3 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_konspekt.docx690.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное казённое  общеобразовательное учреждение

    Свердловской  области

    «Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

    Урок окружающего мира в 3 классе

    «Знакомство со съедобными и несъедобными грибами»

    Тема:« Знакомство со съедобными и несъедобными грибами»

    Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через знакомство с царством грибов.

     Задачи:

    образовательные:\

    • приводить примеры съедобных и несъедобных грибов
    • актуализировать знания детей о грибах;
    • сформулировать правила сбора грибов;
    • создать условия для усвоения знаний о съедобных н несъедобных грибах
    • различать части гриба;.

    развивающие:

    • содействовать формированию критического мышления;
    • развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
    • развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
    • создать условия для развития коммуникативных умений.

    воспитательные:

    • воспитывать умение дружить и взаимодействовать;
    • создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
    • способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

    Планируемые результаты

    - научить узнавать и отличать съедобные грибы от несъедобных;

    - знать правила сбора грибов.

    Личностные:

    - формировать мотивацию к обучению;

    - формировать умение высказывать свое мнение;

    Метапредметные:

    Познавательные умения:

    - формировать умение ориентироваться в учебнике;

    - перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;

    - формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;

    Регулятивные умения:

    - формировать умение ставить учебные задачи;

    - формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

    Коммуникативные умения:

    - формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    - формировать умение работать в группе

    - формировать умение слушать и понимать других.

    Предметные:

    - умение характеризовать отличительные признаки грибов.

    Тип учебного занятия: открытие нового знания

    Организация образовательного процесса

    Оборудование:

    - интерактивная доска;

    - ноутбук учителя

    Ход урока

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,

    Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,

    Новый день оно начнёт.

     Новый день предлагаю начать с улыбки.

    - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

    2  Минутка развития речи       Начнём урок с минутки  развития  речи    


    1. По дорожке шли –
    Боровик нашли.


    Боровик боровой


    В мох укрылся с головой. 


    Мы его пройти могли,


    Хорошо, что тихо шли

    1. Мы с друзьями в лес пошли,


    Много там грибов нашли,


                      Белых,  рыженьких,  лисичек,


                       И волнушечек- сестричек.


                       Мухоморы нам  кивали,
                     

                      Мы в корзинки их не брали,


                        Нам такие не нужны,
                       

                          Ядовитые они.

    3 Актуализация знаний

    Чтоб природе другом стать,
    Тайны все ее узнать,
    все загадки разгадать-
    надо много наблюдать.
    Только вместе, только дружно
    Изучать природу нужно.

      А что такое природа?

    Природа-это всё,  что нас окружает, но не сделано нашими руками.

    Какая бывает природа?

    Живая и неживая.

    Какие признаки живой природы вам известны?

    Питается, дышит, растёт, даёт потомство, умирает.

     А знаете ли вы какие объекты  относятся к живой, а какие к  неживой природе, мы сейчас проверим, поиграв в игру «Живое»- «Неживое». Если объект относится к живой природе – хлопайте, если к неживой топайте.

    (Сова, солнце, ручей, дуб, воздух, море, тигр, берёза, рысь, ястреб)

    Давайте повторим признаки живой природы.

    4 Изучение нового материала

    А сегодня мы с вами поговорим ещё об одном объекте природы. А о каком вы мне скажете, отгадав загадку.

    С виду он похож на зонтик,
    Только меньше во сто крат.
    Коль гроза на горизонте,
    Он бывает очень рад.
    Если дождик и тепло,
    Он считает - повезло!  (гриб)

    О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о грибах)

    О каких,  узнаем из сценки.

    Сценка «Разговор грибов»

    Однажды красный мухомор

    Расхвастался перед грибами:

    - Ведь я один лишь украшаю бор,

    И это все отлично знают сами.

    Как я наряден, как умён!

    А шапочка моя, ну, просто сон!

     И тут лисичка отвечала:

    - В твоём наряде проку мало!

    Ты, батюшка, хорош на вид,

    Но очень уж ты ядовит!

    Как называются грибы, которые  вели  разговор? (мухомор и лисичка),  а какие это грибы? Съедобные  и несъедобные.

    Прочитайте тему нашего урока (по бегущей строке)

    Какие задачи поставим  на урок?

    - узнать что такое грибы?

    -  строение грибов

    -   какие грибы бывают?

    - правила сбора грибов

             

     Молодцы!  Ребята, вы справились с этим заданием. Теперь  вы знаете, о каких грибах мы сегодня поговорим.

    Давайте сначала поговорим о съедобных грибах: где они растут, чем питаются, какую пользу приносят, как их правильно нужно собирать.

    Всё это мы узнаем,  заслушав сообщения своих одноклассников.

    1. Боровик

             Лев – царь зверей, орёл – царь птиц, а белый гриб – боровик – царь гриб. Ножка у него толстая, светлая, плотная, шляпка бархатная. Этот гриб такой солидный, пузатенький, тяжеленький, сразу видно барин!

    1. Маслята.

     Ножка у него не такая высокая, как у подберёзовика, сам он будто прижат к земле. Шляпка – коричневая, и главное – покрыта  маслянистой плёнкой, к которой прилипают еловые иголки и прочий лесной мусор.

    1. Опята.

    Жёлто-коричневой шапкой покрывают опята старый пень или ствол дерева. Опят всегда много – целая семейка. Ножки тоненькие, длинненькие, шапки аккуратненькие, кругленькие. Цветом грибочки с осенней листвой сливаются, глаз радуют, в корзинку просятся.

    1. Груздь – мякоть беловатая. На срезе выделяется сок, жгучий на вкус. Ножка короткая, внутри пустая. Шляпка напоминает воронку с завёрнутым краем.

    1. «Леди с вуалью», или бамбуковый гриб

    Это гриб «Леди с вуалью», или бамбуковый гриб . Гриб использует «вуаль» для привлечения мух — разносчиков спор. Гриб используют в высокой китайской кухне, и в медицине. 

    6) Грибная лапша
    Плодовые тела гриба округлые, сидячие, без ножки, белые. Мякоть у грибной лапши белая, мясистая, при высыхании слегка желтеющая

    Используется  в пищу  напоминает вкус  мяса  креветок  и в лечении пищевода, гастрита и повышает иммунитет. Внесен в Красную книгу

    7)Ежовик коралловидный    или дождевик игольчатый.

              Редкий вид. Внесен в Красную книгу встречается   в лесах Восточной Сибири  и на Дальнем Востоке: Растет на пнях в смешанных и лиственных лесах. Встречается не часто.

     Гриб  похож на хрупкий белоснежный коралл  имеет упругую, мясистую, белую  мякоть с приятным грибным ароматом.  В Китае активно применяется для профилактики и лечения желудка, нервной и дыхательных систем, а также для повышения иммунитета

    Вывод: что мы узнали о съедобных  грибах?

    Проблемный вопрос   А когда и как появились грибы? (из истории)

         Встречая в лесу гриб, мы сталкиваемся с опасностью и восхищением. Съедая гриб мы можем получить отравление, а можем насладится приятным вкусом грибов. Гриб это древнейший житель леса. Издавна люди охотились за грибами, а грибы прятались от людей под листьями опавшими с деревьев. Но ранее большая часть удачной грибной охоты, оборачивалась смертельным исходом для человека. Что такое грибы в целом?       Грибы - группа организмов, растущая на всем континенте.

             Грибов насчитывается около ста тысяч видов. Грибы состоят из  очень тонких нитей.   Как появились грибы на земле, долгое время оставалось загадкой. Их появление связывали с различными природными явлениями, такими как удар молнии, испарение росы и испарение сгнивших органических веществ.

             Еще были версии, что грибы это дети богов, а другие говорили, что грибы это дети дьявола. Но, в конце концов, ученые вписали грибы в класс растений. Немного позже, эти же ученые определили, что грибы обладают характеристиками, характерными для животных. Затем их выделили в отдельное царство – царство грибов.

    Учитель:  грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу  планету. Они имеют большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляются  людьми в пищу, так как грибы содержат витамины, белки и прочие полезные вещества. Многие грибы дружат с деревьями и кустарниками, под которыми селятся (подосиновики под осинами, подберёзовики – под берёзами, рыжики – под соснами и елками). Такая дружба выгодна и грибу и дереву.  Гриб оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же отдаёт дереву  питательные вещества, которые берёт из почвы.

    Грибы быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки- эти грибы лесные санитары. Они перерабатывают мёртвую древесину и очищают лес.

    -Ребята, как вы думаете,  из каких частей состоит гриб (ответы детей)

    Шляпка – ножка – грибница (показ в презентации)

    -Что такое грибница?     – подземная часть гриба

    -Для чего она нужна? – она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами

    Вывод  из каких частей состоит гриб?

    А какую пользу приносят грибы нам расскажет - Егор.  

    Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь, охранять и собирать аккуратно

    • Некоторые грибы помогают растениям впитывать  из почвы воду и соли.
    • Грибами питаются  многие животные
    • Из некоторых грибов человек готовит еду
    • Грибы разрушают остатки живых организмов и способствуют образованию перегноя.
    • Есть грибы лекарства.

    Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов.

    Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, - варенье, овощах – тоже грибы (мукор), и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и твёрдые наросты на деревьях – тоже грибы (трутовик).

    На берёзе растёт берёзовый гриб (чага) – это твёрдый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение.

     Чайный гриб завезён из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки.

              А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов?

           Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы.

             А есть и грибы невидимки – это возбудители заболеваний человека; лишай, грибок стоп, ногтей. А  сегодня мы познакомимся с растущими в лесу несъедобными грибами.

    ФИЗМИНУТКА

    Давайте поговорим о несъедобных грибах

    1) Мухомор.

     Наш друг Мухомор – гриб честный. Он своей окраской предупреждает: «Не ешь меня!» не вздумай пинать мухомор ногой! Это тебе мухомор ни к чему – а в лесу он очень даже нужен. Лоси им, например, лечатся от своих лосиных насморков. Красными мухоморами в давние времена лечили ревматизм, даже туберкулёз. Настойку из сушёных мухоморов употребляли при болях в мышцах и позвоночнике.

    2)Бледная поганка.

     Самый ядовитый гриб! Съешь даже маленький кусочек бледной поганки – прощайся с белым светом. Ножка у поганки тоненькая, под шляпкой – колечко из лохмотьев кожицы. Бледная поганка действительно бледная. Некоторые считают, что если грибы отваришь, а воду слить, то яд уйдёт. Нечего подобного.

    3) Клавария бледно-бурая

    Гриб  имеет фиолетовое или сиреневое тело.  Существует около 1200 видов грибов, которые отличаются  цветом. Этот   гриб растёт в основном в тропических лесах и считается несъедобным. Внесён в Красную книгу

    4) Кровоточащий гриб или «зуб дьявола»

    Он имеет горький вкус, поэтому несъедобен. Растет на земле в смешанных лесах.

     Шляпка  неровная, вдавленная, окрашена у молодых грибов в белые тона, постепенно приобретает красный или фиолетовый цвет.

    Вывод: что вы узнали о несъедобных грибах?

    5 Закрепление изученного

    А сейчас я проверю, как вы усвоили, какие грибы съедобные, а какие несъедобные.

    1. Игра «Съедобное - несъедобное»

    Я называю грибы, если гриб не является съедобным, то вы поднимаете зелёную карточку, а если несъедобный – красную карточку.

    Маслёнок, груздь,  Бледная поганка, подосиновик, боровик, подберёзовик,  Мухомор, рыжик , волнушкаЛожный опёнок, шампиньон, опята.

    Давайте подведём итог:  назовите съедобные грибы, которые встретились в игре.

    Прежде, чем мы с вами приступим к следующему заданию,  давайте подготовим глазки.

    ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

    А сейчас мы с вами попробуем решить несколько задач о правильном сборе грибов.

    Работать будете в группах (выступление детей) правила работы в группах

    1. Решение экологических задач

    Задача № 1

    Нашёл грибник один белый гриб, а разрыл вокруг весь мох и траву, выискивая

    мелкие грибочки. Какой вред он принёс природе?

    Задача № 3.

    Костя и Миша пошли в лес за грибами.

    Миша набрал полную корзину  мухоморов.

    - Ты зачем набрал мухоморов? – удивлённо спросил Костя.

    - Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.

    Правильно ли поступил Миша?

    Вывод нужно бережно относиться к дарам природы и соблюдать правила:

    1. Не собирай неизвестные грибы
    2. Гриб  срезай ножом
    3. Не пробуй грибы на вкус
    4. Придя домой ещё раз вместе со взрослыми пересмотри грибы.

    6.Этап рефлексии

    - Кому было интересно на уроке?

    - Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.

    - А что вы уже знали раньше?  - Что понравилось делать?

    - Что было трудно?

    На столе перед вами лежат сигнальные карточки.

    - Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленую карточку, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красную.

    7. Домашнее  задание  

    1 группа – сочинить сказку про несъедобный гриб

    2 группа -  написать рецепт приготовления блюда из грибов.

    http://www.playing-field.ru/img/2015/052006/1404400


    http://www.playing-field.ru/img/2015/052006/1404400


    http://wiki.irkutsk.ru/thumb.php?f=3_%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA.jpg&width=95http://wiki.irkutsk.ru/thumb.php?f=3_%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA.jpg&width=95http://wiki.irkutsk.ru/thumb.php?f=3_%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA.jpg&width=95http://wiki.irkutsk.ru/thumb.php?f=3_%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA.jpg&width=95

    https://portal.iv-edu.ru/dep/mouoshuyarn/afanas_mdou/DocLib1/5%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA.jpg        https://portal.iv-edu.ru/dep/mouoshuyarn/afanas_mdou/DocLib1/5%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA.jpghttps://portal.iv-edu.ru/dep/mouoshuyarn/afanas_mdou/DocLib1/5%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA.jpghttps://portal.iv-edu.ru/dep/mouoshuyarn/afanas_mdou/DocLib1/5%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA.jpg


    http://www.95frspb.caduk.ru/images/-rat-rt-


                     


                       
                     http://www.95frspb.caduk.ru/images/-rat-rt-

                     



                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-путешествие по окружающему миру.Тема : "Съедобные и несъедобные грибы."

    Урок-путешествие проводится в 3 классе. Материал урока очень насыщенный и интересный. Дети попадают в сказочныйлес, где их встречает Хозяйка леса.Она и знакомит ребят со съедобными и несъедобными гриб...

    Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.

    Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...

    Конспект урока окружающий мир 3 класс «В царстве грибов»

    Конспект урока окружающий мир 3 класс по программе "Школа России"....

    урок окружающего мира "Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами"

    1 класс по программе "Гармония"автор учебника О. Т. Поглазова...

    Конспект урока по окружающему миру "Съедобные и несъедобные грибы"

    Познакомить с царством грибов; со строением гриба для правильного сбора; выделить группы съедобных и несъедобных грибов; воспитывать бережное отношение к природе;тренировать способности к умению учить...

    конспект урок окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс, "Наш край"- 4 класс

    Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....

    конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс

    конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс...