Педагогический проект "Проба пера"
статья по окружающему миру по теме

Батомункуева Татьяна Васильевна

Пед. проект по формированию коммуникативной компетентности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_no3_proba_pera.doc91 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no5_doklad_ped_tehnologiya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Иволгинское районное управление образования

МОУ Гильбиринская средняя общеобразовательная школ

Педагогический проект

«Проба пера!»

(формирование коммуникативной компетентности  младших школьников)

                                                                   

                                                         

                                                            Автор: Батомункуева Татьяна                                                Васильевна, учитель    

                                                                          начальных классов

                                                                 

         

с.Хурамша

2008 год

Сведения об авторе проекта

Автор работает помощником руководителя кружка «Юнкор» Дашицыреновой Симы Цыретаровны, которая ведет этот кружок с 1991-1992 учебного года.  С 2003 года газета выпускается в новом формате (компьютерная вёрстка, дизайн, бумага А 4). С 2007-2008 учебного года занятия проводятся в компьютерном классе. Юнкоровцы успешно участвуют в  конкурсах творческих работ, публикуются в разных изданиях.

                         

Актуальность проблемы

В рамках инновационного проекта школы «Тропою Чингисхана» функционируют информационный, туристический, экологический, духовный, этнокультурный центры. Одним из составляющих информационно-образовательного центра является кружок «Юнкор». Ежемесячно выпускаются газеты «Гильбиринка». Мы воспитываем личность с гражданской позицией и патриотичным отношением к родному краю, поднимая престиж школы, школьных традиций, знакомя читателей с замечательными земляками, богатствами и тайнами, проблемами своего края...

  Проблема состоит в том, что у учащиеся начальных классов низка культура речевого общения, особенно на бытовом уровне. Дети не владеют в достаточной мере умением пересказать содержание книги, фильма, рассказать об интересном событии, выразить свои эмоции. Таким образом, формирование ключевых коммуникативных компетенций учащихся на начальном этапе очень важна и востребована.

Заинтересованные дети могут на страницах школьной газеты публиковать свои сочинения, размышления и другие свои   творческие работы публицистического жанра. Думаю, что занятия в этом кружке будут содействовать лучшему формированию коммуникативных компетентностей младшего школьника.

                                             Цель проекта:

Вовлечение младших школьников   в юнкоровское движение школы                                                         Задачи:

  1. информационная – обеспечение полноты, достоверности и своевременности актуальной для аудитории школы информации;
  2. обучающая – знакомство учащихся с основными жанрами публицистики;
  3. развивающая –  развивать коммуникативные компетентности школьников, развивать умение создавать публицистические тексты;
  4. воспитывающая -  приобщить к юнкоровскому движению более широкого круга учащихся школьников I ступени обучения.

Продолжительность проекта – 3 учебных года (2009-2011 гг.)

Руководитель проекта – Батомункуева Татьяна Васильевна, учитель начальных классов.

Имеющиеся ресурсы

           В школе имеются условия для реализации проекта.

1. Газетные традиции.

1. Материально-техническая база (компьютерный класс, мультимедиа–  проектор, множительная техника, сканер, принтер, цифровые фотоаппараты).

3. Инновационное мышление.

2. Кадры:

- юнкоры, имеющие опыт участия в разных фестивалях, конкурсах, креативных обучениях;

- руководитель кружка «Юнкор».

4. Информационные ресурсы: школьная и сельские библиотеки, Национальная библиотека Республики Бурятия, Интернет-ресурсы, аудитория газеты.

5. Партнёры.

Механизмы реализации проекта

  1. Ежемесячный выпуск детской странички «Солнышко» в газете «Гильбиринка».
  2. Участие в конкурсах и фестивалях.
  3. Посещение занятий кружка под руководством Дашицыреновой С.Ц.
  4. Разработка программы факультативного курса «Проба пера» для младших школьников.

Краткое описание проекта

Проект разработан на основе многолетнего практического опыта, выпуска школьной газеты, которой более 10 лет. Газетное дело - давняя традиция школы, оно востребовано, поэтому проект устойчив.

Для формирования ключевых, коммуникативных компетенций младших школьников необходимо вести с ними работу по повышению уровня языкового (речевого) чутья учащихся. Подтолкнуть их к преодолению страха перед работой, сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя исследователем и творцом, смог правильно выразить свои чувства, настроения, мысли в творческой работе. Технологичность проекта состоит из умения анализировать и проектировать свою деятельность, желания учиться у других.

Содержание проекта составляют мероприятия по повышению уровня компетентности учащихся, качества газеты.

Новизна проекта состоит в формировании новых компетенций участников процесса, расширении аудитории, образовательной среды школы, мультипликативном характере обучения, применении интерактивных методов обучения.

Этапы реализации проекта

Организационный этап (сентябрь, 2009 г.)

Содержание этапа

- Внедрение группы учащихся начального звена в деятельность кружка «Юнкор»;

- Разработка программы факультативного курса «Учимся говорить правильно», занятий с подробным планом – графиком необходимых мероприятий для её реализации;

Основной этап (октябрь-март, 2009-2011 г.). 

- Выпуск детской страницы «Проба пера» в газете «Гильбиринка»;

- Работа с редакционной почтой;

- Обучение детей на теоретических занятиях «Учимся говорить правильно»;

- Школьный конкурс творческих работ среди учащихся 1-4 классов;

-  Участие в районных, республиканских конкурсах творческих работ;

- Сотрудничество с гражданскими институтами, юнкорами;

- Праздники коллектива.

Заключительный этап  (март-май, 2011 г.).

- Участие в фестивале школьных СМИ и выпуск газеты о фестивале;

- Отчет по реализации проекта в форме выступления педагога и учащихся на школьной конференции;

- Подведение результатов проекта.

Результативность проекта

В результате реализации проекта отмечается следующее:

1) сформированы новые компетенции педагога (овладение современными информационными технологиями, личностно-ориентированной педагогикой на Интернет–курсах и курсах РИКУ и О и др.);

2) укреплена методологическая база педагога (активное использование информационных ресурсов: Интернет-ресурсов, Национальной библиотеки РБ и других библиотек);

4) расширен лингвистический, филологический, культурологический кругозор учащихся;

5) руководитель становится взрослым консультантом: консультация, оказание помощи в отборе материала из почты редакции, редактировании и корректировании материалов);

6) вовлечение в юнкоровское дело большего количества учащихся школы; проведение конкурсов с целью выявления одарённых детей (1-4 классов), будущих журналистов);

7) большая значимость газеты не только для школьников, но и для родителей, педагогов;

8) расширена граница сотрудничества юнкоров;

9) сплочение коллектива (праздники, коллективные творческие дела).

Источники финансирования: администрация МО «Гильбиринское сельское поселение», Попечительский Совет школы, школа, собственные средства.

Наши достижения в 2008-2009 учебном году

Мероприятие

Дата

Участник

Результат

Конкурс сочинений «Книга в жизни семьи»

октябрь, 2008 г.

Жамбалова Т.

диплом

Конкурс Инноваторов «Создание компететностной образовательной среды через создание школьных СМИ»

декабрь, 2008 г.

Батомункуева Т.В.

участие

Издательская деятельность

ежемесячно

редколлегия

детская страничка «Солнышко»

Участие в районной НПК «Первые шаги»

ноябрь, 2008 г.

сочинение Дашиевой С. «Человек- творец своей судьбы»

сертификат

Участие в школьной НПК

январь, 2009 г.

2 работы Дашиевой С.(сочинения :

«Человек- творец своей судьбы», «Легенда о красавице дочери»)

сертификат

Выпуск газет «Гильбиринка», посвященных 100-летию школы

январь-февраль

редколлегия, взрослые консультанты

Участие в конкурсе «Послушайте ветерана»

март-апрель

редколлегия, взрослые консультанты

Участие в конкурсе

май

редколлегия, взрослые консультанты

Смета расходов на выпуск газет

Наименование

Количество

Цена (руб.)

Итого

Бумага А4

2 пачки

140

280

Картридж цветной

2 шт.

800

1600

Картридж чёрный

2 шт.

400

800

Учебные пособия, журналы, обучающие программы

400

Итого

3080

Годовой календарь реализации проекта

Мероприятие (название)

Содержание мероприятия и комментарии

1

Сбор материала по школе, поселению.

Обмен опытом со школами, работающими в данном направлении

2

Мастер - классы с приглашением юнкоров.

Обучение редактированию, работе с редакционной почтой, текстом,  навыкам интервьюирования и т.д.

3

Курсы повышения технической грамотности

Работа с цифровым фотоаппаратом, диктофоном, сканером, дизайн газеты

4

Фестиваль «Юнкор- 2009».

Участие в районном фестивале юнкоров.

5

Реализация газет

Распространение газет в течение года.

6

Презентация проекта «Проба пера».  

Организация и проведение праздничного мероприятия.

7

Выставка работ юнкоров Гильбиринской СОШ

Выпуск газет, брошюр, стенгазет.

8

Работа редколлегии.

Выпуск газет и других печатных изданий.

9

Школа юного экожурналиста.

Организация рубрики «Экология родного края».

10

Работа рубрики «Исследователи родного края».

Сбор и издание краеведческого материала.

11

Посещение музеев, выставок, театров республики.

Освещение культурных событий района и республики.

12

Поездки по достопримечательным и памятным местам Бурятии.

Ознакомление с достопримечательностями республики и их освещение.



Предварительный просмотр:

Приложение №

Доклад «Моя педагогическая технология»

(теоретическая часть)

        В условиях модернизации образования особый аспект должен придаваться развитию личностного отношения к миру, к деятельности, себе. Это предполагает обязательную субъектную активность и самостоятельность обучаемого, когда он – творец и созидатель себя и своей деятельности. В связи с этим необходимо включение ученика и выполнение таких действий и операций, в которых он проявляет функцию субъекта и приобретает опыт субъектирования компонентов содержания образования. Подобное включение, активное взаимодействие участников образовательно-воспитательного процесса, способствующее формированию ценностно-мировоззренческих ориентаций, способов преобразующей деятельности, осуществляется посредством широкого диапазона педагогических технологий. «Педагогическая технология» (термин «технология» происходит от греч. techne – искусство, мастерство; logos- учение, понятие).

        В современной педагогической литературе существует достаточно много классификациё современных технологий. Наиболее полная классификация педагогических технологий представлена в работе Г.К. Селевко.

        Педагогические технологии можно условно разделить на три группы:

  1. Ценностно-ориентирующие, направленные на развитие ценностно-смысловых отношений (дискуссия, деловые, ролевые игры, социально-психологический тренинг).
  2. Адаптивные технологии, создающие комфортные условия для самоутверждения и самореализации личности в учебно-познавательной деятельности (разноуровневое обучение, модульное обучение и др.).
  3. Технологии творческого развития личности, обеспечивающие развитие творческого потенциала ученика, его творческого мышления (метод проектов, технология творческих мастерских, научной лаборатории и др.).

        Наиболее применимыми в начальной школе считаются технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология игрового обучения, технология проблемного обучения (3-4 классах), технологии индивидуализации и дифференциации на основе обязательных результатов, личностно-ориентированная технология.

        В своей деятельности в основном использую игровую технологию, где игра имеет чётко поставленную цель обучения и соответствующий педагогический результат, направленный на усвоение знаний, развитие мыслительной, коммуникативной деятельности и познавательной активности. Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках происходит по основным направлениям:

1. Образовательная цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит образовательную задачу в игровую; успешное выполнение образовательного задания связывается с игровым результатом.

2. Методика игровых уроков сочетает коллективные и индивидуальные формы работы с учащимися с использованием информационного, объяснительного и поискового методов. Основной мотивацией урока является познавательность, интерес, инициатива, творчество, коммуникативность и гуманизация.

3. Вовлекая ученика в учебную деятельность, учитель создаёт условия для творческой работы.

        Хотя игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти, но не следует приучать детей к тому, чтобы а каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, т.к. игра не должна проводиться ради развлечения. В силу этого, игру заранее планирую, продумаю её место в структуре урока, определяю её форму проведения, подготавливаю материал, необходимый дл её проведения. Необходимым считаю последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением на уроке или использую для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия, физминутки и т.д.Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она может проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В большинство игр полезно вносить элемент соревнования. Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока.

        По основным предметам я ввожу технологию уровневого обучения, которая позволяет акцентировать внимание на работе с различными категориями детей. В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяю 3 уровня: минимальный (программный), программный и усложнённый(продвинутый). Чтобы технология уровневого обучения была эффективной необходимо ориентироваться на особенности субъектного опыта школьников, а также на индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Чтобы урок «сработал» как здоровьесберегающий, адаптивный, опираюсь на методику профессора П.И.Третьякова «Уровневая дифференциация учебного процесса».

    Для обеспечения активности учебно-познавательной деятельности использую активные формы обучения: групповую, парную, индивидуальную.

   Особенность организации групповой работы учащихся на уроке:

  1. класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  2. каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща.

учитывается и оценивается индивидуальный вклад каждого члена группы.

    Время для выполнения заданий у всех одинаковое, но каждый ученик продвигается от уровня к уровню со своей скоростью. Учащиеся начинают с первого уровня, а затем сами решают, стоит ли переходить к заданиям следующего уровня. Главным достоинством заданий является полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню. Такие задания гарантируют каждому ученику положительную отметку. В то же время любой ученик получает возможность двигаться к более высокой отметке, а не просто получать ее за выполнение одинакового задания. Работа завершается по сигналу учителя. Учащиеся самостоятельно оценивают себя (мягкий контроль).

      Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения выступают для меня следующие принципы:

  1. проблемность (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);
  2. взаимообучение (мобилизация групповых, парных форм деятельности);
  3. исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);
  4. индивидуализация (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);
  5. создание мотивации (активная мыслительная деятельность).

      Самостоятельная работа осуществляется при выполнении различных заданий по уровню сложности:

       I уровень (сильные учащиеся) – даю карточку, предлагаю самостоятельно вывести правило и подобрать собственный иллюстративный материал, проанализировать, сопоставить, чтобы сделать обобщение, составить таблицу (возможно в парах).

      II уровень (учащиеся со средним уровнем знаний) – читают материал, формируют вопросы к нему и подбирают примеры ко всем пунктам.

      III уровень (наиболее слабые учащиеся) – работают над изучаемым материалом по заданному плану, готовят устные ответы к каждому пункту плана.

   Овладеть теоретическим материалом учебника помогают и опорные схемы. Они отражают основное содержание изучаемого и помогут учащимся (особенно I и II уровней) строить монологические высказывания при изложении теоретических сведений.

   Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с  уровнем развития учащихся и провожу уроки – практикумы, где использую такой способ коллективной работы учащихся как работа в парах постоянного и сменного состава. Работу можно провести следующим образом:

- один участник выполняет задание, а второй контролирует выполнение и оценивает правильность, указывает при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями.

     - или ставлю вопрос к упражнению, а учащиеся сидящие на одной парте, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Если они приходят к согласию или у них разные мнения, они соответствующим образом сигнализируют учителю. Организую обсуждение, кто прав, а кто нет. Тем самым дети учатся, обучаясь и обучая.

        Таким образом, широкое применение и использование педагогических технологий на личностно-ориентированной основе позволяет создавать развивающую образовательно-коммуникативную среду, как базу для трансформации ценностных ориентаций в мировоззренческую позицию, актуализации потенциальных ценностно-мировоззренческих ориентаций, выявления социально и личностно значимых смыслов познавательной и предметно-преобразовательной деятельности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пробы пера

Дети любят придумывать, фантазировать, сочинять. На уроке чтения было дано задание придумать несколько строк об осени - противоречивом времени года, т.к. одни любят осень, за её яркость, другие считаю...

Урок ко Дню знаний по теме: «От пера до компьютера» для учащихся 3-4 классов.

Урок ко Дню знаний по теме: «От пера до компьютера». Категория: учащиеся 3-4 классов. Цели и задачи: -обогащать словарный запас детей; -учить мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать, делать ...

Перо жар- птицы

Урок рисования в 1 кл....

Урок по литературному чтению "Красна птица перьем, а человек уменьем". 3 класс

Урок по литературному чтению составлен по УМК "Школа России" для учащихся 3 классов.  Цель:обобщить и закрепить изученный материал на тему: «Красна птица перьем, а  человек уменьем»;  с...

1 сентября День Знаний классный час \' От компьютера до пера\' 4 класс

Данный материал предназначен для учащихся "4 классов, обучающихся по системе \'Школа России\'.В  ходе занятия дети знакомятся с основными историческими этапами развития знаний и способами их получе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»

Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...

Сценарий праздника "Прощание с перым классом"

Представляю Вашему вниманию сценарий праздника "Прощание с первым классом". Кроме сттихов в сценарий помещены конкурсы....