"Грибы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Макаренко Наталья Александровна

Конмпект урока по окружающему миру во 2 класе "Грибы" (УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr.mira_2_griby.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Грибы"

Цель: познакомить учащихся с царством грибов.

Задачи урока: 

предметные: изучить строение гриба; показать разнообразие грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный  интерес учащихся; воспитывать  бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью; учить принимать разные мнения и сотрудничать.
Создать условия для
формирования УУД:
личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности;
познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания; слушать и понимать речь других договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Планируемые результаты: 

  • понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы;
  • познакомиться со строением грибов;
  • научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Тип урока: изучение нового материала                                                                                                                                                                                                                      

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: компьютер; проектор;  интерактивная доска; учебник «Окружающий мир» 2 класс; презентация «Грибы»; картинки с различными разновидностями грибов; бумажные корзиночки для детей; сигнальные карточки (синего, красного и зелёного цвета); сообщения учащихся.





Сценарий урока

I. Организация начала урока.

– Начинаем наш урок.  Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.

Эмоциональный настрой.

Игра-приветствие «Здравствуйте!»

– Ребята, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем удачи на уроке.

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки).

Действия повторяются учащимися второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»

II. Сообщение темы и цели урока. 

- Назовите царства живой природы (слайд№1).

- Бактерии, животные, растения, грибы.

- Послушайте загадку и отгадайте:              

Весь Антошка –                        

Шляпка да ножка.                      

Дождь пойдет –                        

Он подрастет.                                                                             (Слайд №2)

- Отгадали загадку? (Ответы детей). Это гриб.

- Какие слова загадки подсказали вам отгадку? (Ответы детей).

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Тема нашего урока «Грибы»).

- Подумайте, что нам нужно знать о грибах?                                  (слайд №3)

(все ли грибы можно собирать, какое строение имеет гриб, какую опасность представляют грибы, научитесь различать съедобный гриб от ядовитого).

Работайте на уроке и запоминайте, а в конце урока расскажите, что нового узнали о грибах.

III. Знакомство с новым материалом.                                      (слайд№4)

В словаре С.И. Ожегова написано: «Грибы – особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами».

-Что такое грибы? (Это особые живые существа, царство природы)

Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы.

- Как вы думаете, к какому царству природы  они относятся? (ответы детей) (особое царство)

(К группам животных и растений они не подходят).

(Слайд №5)

В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов.  Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты: мясо, рыбу, колбасу, яйца. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.

(Слайд №6) Подземная часть гриба называется грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага. Грибница может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать новое потомство.

Плодовое тело – это то, что мы неправильно называем грибом. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки, размножаются с помощью спор.

(Слайд 7) Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тысяч видов, занимается наука микология.

Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов. Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, - варенье, овощах – тоже грибы (мукор), и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и твёрдые наросты на деревьях – тоже грибы (трутовик), на берёзе растёт берёзовый гриб (чага) – это твёрдый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. Чайный гриб завезён из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки. Чтение статьи (Учебник стр. 24-25)

А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов? Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.

- Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы.

- А есть и грибы невидимки – это возбудители заболеваний человека; лишай, грибок стоп, ногтей.

IV. Постановка и решение учебной проблемы.
Работа с дидактическим материалом. Игра «потерялась этикетка»         (слайд№8)

  • У вас на партах лежат рисунки грибов и их названия. Соедините грибы с их названиями (работа в парах).

Проверка задания в форме отгадывания интерактивного кроссворда (слайд№9).

(Во время отгадывания дети выступают со своими грибами).

(Дети объясняют, почему не взяли эти грибы и как они называются).

  • Представьте, что мы с вами грибники. Соберите грибы в корзинку. (Ребята собирают грибы в корзинки, затем учитель проверяет). 

Почему не собрали мухомор? (ответы детей.) На какие виды делятся грибы? (съедобные и несъедобные).

V. Игра «Съедобные – несъедобные» (слайды №10-18)

Я предлагаю вам сыграть в игру «Съедобные – несъедобные», чтобы проверить знания по грибам. Я буду демонстрировать слайды с грибами. Если гриб – съедобный, то показываем красную зеленую карточку, а если несъедобный – красную карточку. (Дети выполняют  движения: на «красный» - стоят молча, на «зеленый» - шагают).

VI. Решение экологических задач (слайд № 19)

А сейчас, мы поиграем в игру, которая называется «Тихая охота».  Как вы понимаете это выражение? Сбор грибов называют «тихой охотой». Почему, как вы думаете? Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей). Я предлагаю вам сыграть в игру, чтобы проверить знания по правилам поведения в лесу. Я буду демонстрировать слайды с вопросами  и тремя вариантами ответов. Каждый ответ определенного цвета. Чтобы ответить на вопрос надо показать фишку того цвета, который соответствуют, по-вашему, мнению, правильному ответу.      

  • Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет  ножика. Что нужно сделать? (слайд №20)
  • Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы. Ваши действия (слайд №21).

На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Зачем, знаете? (Ответы детей). Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего? (Ответы детей). Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы не бывать новым грибам.
Ребята, давайте вспомним правила сбора грибов.

Будь внимателен при сборе грибов! (слайд №22, 23)

Ядовитые грибы - обладают токсичностью, не исчезающей после обработки!  

Отравления - иногда заканчиваются смертельным исходом!

(Показ ядовитых грибов) (слайды № 24-27)

Правила: (слайд №28,29)

Не шумите, не мусорьте, не топчите,

не разрывать мох,
не нарушать грибницу,
гриб срезать ножом или выкрутить, ямку засыпать землей и прикрыть мохом,
не собирать незнакомые и старые грибы,
не трогать ядовитые грибы, ими лечатся лоси и другие животные.

VII. Закрепление пройденного.

Выполнение задания в тетради. Тетрадь стр.8 №12, 13

VIII. Итог урока.

Наш урок подошёл к концу. А сейчас я начинаю говорить о грибах, а вы

 заканчиваете предложение (слайд№30).

Грибы – это…..

Части гриба –…

Грибы нужны…

Они бывают…

- Что же вы узнали сегодня о грибах?

А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке.

IX.  Рефлексия.

Если вы, считаете, что вы работали хорошо, то покажите «красную карточку», если не все получилось – «зеленую», если ничего не получилось – «синим».

Оценивание учащихся.

X. Домашнее задание.

1. Прочитать статьи в учебнике на стр.24-27.

2. Найти интересные сведения о необычных грибах.

Игра «По грибы»

Ваня шел, шел, шел – Подберезовик нашел. Дима шел, шел, шел – И лисичку нашел. Катя шла, шла, шла – Сыроежку нашла. Андрей шел, шел, шел – Боровик нашел. Данил шел, шел, шел – Дождевик нашел.

   

 

             







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".

Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....

Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....

Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"

Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы" УМК "Начальная школа 21 века"

Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В нём используются проблемные вопросы, ситуации, побуждающий диалог. Проблемно-диалогическое обучение является средством для фор...