Рабочая программа "Окружающий мир"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему

Путивцева Ирина Анатольевна

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" 1 класс с характеристиками видов деятельности и УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_program_po_okr_mir.docx105.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса на 2016-2017 учебный год, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Учебного плана, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться) и авторской программы  А. А. Плешакова «Окружающий мир  1-4кл.»

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 1 класса - помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.

Задачи курса: формирование у первоклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся начать освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомясь с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, первоклассник осмысливает личный опыт познания явлений окружающего мира, что будет способствовать обеспечению в дальнейшем его личного и социального благополучия.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 64 часа  при 2 часах в неделю, 32 учебные недели.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Что и кто?

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).

 Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна - естественный спутник Земли.

Как, откуда и куда?

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).

Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.

Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.

Грибы (съедобные и ядовитые).

Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Правила поведения в природе.

Где и когда?

Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.

Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.

Наша родина - Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - основной закон РФ. Права ребёнка.

Почему и зачем?

Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.

Москва - столица России.

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край - частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:

  • распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья,  

      кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;

              основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей                     местности:

  • правилам поведения в природе;
  • называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
  • называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
  • распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице. в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
  • называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей

          страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.

Первоклассники получат возможность научиться:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой ;г живой  

природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;

  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города :ела). трудом

людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми;

выполнять правила поведения в общественных местах;

  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты.

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Россию
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Принятие и усвоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  8. Формирование установки на безопасный образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
  2.  Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4.  Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
  2.  Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  3. Приобретение навыков самообслуживания.
  4. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно- познавательных и проектных ; тожественно-конструкторских задач.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для  тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой стандартизированной комплексной работы.

ВИДЫ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

№ урока

Вид работы

Тема

21

Проверочная работа

«Что и кто?»

31

Промежуточная диагностическая контрольная работа за I полугодие

Итоговая  за I полугодие

32

Проверочная работа

«Как? Откуда и куда?»

42

Проверочная работа

«Где когда?»

        57

Итоговая комплексная  работа

Итоговая  за год

23

Проверочная работа

«Почему и зачем?»

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п./п.

Название тем

Кол-ва часов

1.

Введение

2

2.

Что и кто?

19

3.

Как, откуда и куда?

11

4.

Где и когда?

10

5.

Почему и зачем?

22

Итого

64


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Дата

Тема урока

Характеристика видов деятельности

Планируемые результаты

по плану

по факту

Предметные

Метапредметные

УУД

Личностные УУД

Введение.

Задавайте вопросы!

Знакомство с учебником и тетрадью, умение задавать вопросы и работать в парах

Научится: задавать вопросы

об окружающем мире.

Получит возможность научиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, атласом- определителем

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; оценивает результат своих действий.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; осуществление поиска существенной информации

Коммуникативные: ставить вопросы, используя слова-помощники: что?, кто?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?; обращаться за помощью к учителю

Мотивация учебной

деятельности

Наши помощники.

Знакомство с учебником и тетрадью, умение задавать вопросы и работать в парах

Научится: определять уровень своих знаний по предмету

 «Окружающий мир». Получит возможность научиться: работать с учебником, рабочей тетрадью

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения: наглядный способ определения принадлежности объекта к природе или изделиям.

 Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: алгоритм определения признаков разных объектов природы. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной

деятельности, начальные

навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

Что такое Родина?

Знакомство с символами государства, историей возникновения флага, герба и гимна. Моделировать российский флаг Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Знания: познакомится с объектами живой и неживой природы. Умения: научится разделять объекты живой и неживой природы и изделия. Навыки: правила поведения в окружающем мире

Регулятивные: уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов.

Познавательные: распознавать объекты, выделяя существенные признаки.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Начальные навыки

адаптации

в динамично

изменяющемся мире

Что мы знаем о народах России?

Различать некоторые народы России по национальным костюмам, описывать достопримечательности Москвы.

Научится: определять, какие народы  населяют нашу страну;

 рассказывать об их национальных праздниках.

Получит возможность научиться: сравнивать лица и национальные костюмы

представителей разных народов

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; осуществление поиска существенной

информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной

деятельности

\

Что мы знаем о Москве?

Показывать местонахождение Москвы на карте России.  Воспитывать у детей патриотические чувства к стране.

Научится: узнавать достопримечательности столицы.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий при разборе конкретных правил дорожного движения

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о столице нашей Родины - Москве; осуществление поиска существенной информации

Коммуникативные: ставить вопросы  с целью проверки усвоения знаний, обращаться за помощью к учителю

Мотивация учебной

деятельности,

начальные

навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

Проект «Моя малая Родина»

Называть достопримечательности родного села. Обсуждать коллективно материал, который может войти в проект. Выбирать форму участия в проектной деятельности.

Научится: составлять устный рассказ, находить соответствующую тематике информацию и фотоматериал

художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентирование в здании школы.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов

решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения

Внутренняя позиция

обучаемого

на основе положительного отношения к школе

Что у нас

над головой?

Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Научится: наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо,

рассказывать о нем; моделировать форму солнца и форму созвездий; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы.

Регулятивные: навыки сотрудничества в разных ситуациях.

 Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о дневном и ночном небе, созвездиях, солнце

Коммуникативные: ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам

Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной

деятельности

Экскурсия «Что у нас под ногами?»

Характеризовать особенности камней. Сравнивать и различать камни, минералы. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Научится:

 группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа- определителя;

 различать гранит, кремний, известняк.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие камушки удалось

 собрать во время прогулки

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Самостоятельность и личная ответственность

за свои поступки

Что общего у разных растений?

Называть и различать части растений. Сопоставлять признаки каждой части растения. Определять сходства и различия. Распределять роли при выполнении  задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице.  Самостоятельно проводить простейшие опыты, делать выводы на основе наблюдаемых явлений.

Научится: находить у растений их части, показывать и называть их.

Получит возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее

 выполнять

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, из каких частей состоит растение

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватно оценивать собственное поведение

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Что растет

на подоконнике?

Учить понимать красоту окружающей природы и выражать её в словесной форме.

Научится: наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их  по рисункам. Получит возможность научиться: определять комнатные растения

с помощью атласа- определителя; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о комнатных растениях; осуществление поиска существенной информации  Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования

Формирование целостного,

социально

ориентированного взгляда на мир; принятие

и освоение

социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Экскурсия «Что растет на клумбе?»

Учить понимать красоту окружающей природы и выражать её в словесной форме.

Научится: наблюдать за растениями клумбы и  узнавать их по рисункам, определять растения цветника с помощью атласа-определителя. Получит возможность научиться: 

узнавать по фотографиям растения цветника

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. Познавательные: осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: ставить вопросы , обращаться к учителю за помощью

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Экскурсия «Что это за листья?»

Описывать сезонные изменения в природе, характеризовать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года.  Сравнивать, различать деревья, кустарники, травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни растений. Различать растения , характеризовать особенности растений, группировать растения по признакам.

Научится: наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья

по различным признакам; определять названия деревьев по листьям.

Получит возможность научиться: описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий

 от эталона.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие изменения с листьями деревьев происходят в зависимости от времени года; осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: формулировать свои затруднения, свою

собственную позицию

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

принятие и

освоение

социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Экскурсия «Что такое хвоинки?»

Уметь описывать деревья по плану. Различать хвойные и лиственные деревья

Научится: различать лиственные и хвойные деревья; сравнивать ель и сосну.

 Получит возможность научиться: описывать дерево по плану; определять деревья с помощью атласа-определителя; понимать учебную задачу урока и стремиться ее

 выполнять

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об отличии лиственных деревьев от хвойных; 

осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: ставить вопросы учителю, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

Формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение

социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Кто такие насекомые?

Классифицировать насекомых по их признакам. Обсуждать в группах характеристики данных видов животных. Моделировать в парах внешний вид животных.

Научится: сравнивать

части тела различных

насекомых, узнавать

насекомых на рисунке,

определять по атласу-

определителю,

приводить примеры насекомых.

Получит возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Регулятивные: формулировать

и удерживать учебную задачу.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

о различных насекомых;

осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Формирование

целостного,

социально

ориентированного взгляда на

мир,

уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Кто такие рыбы?

Классифицировать рыб по их признакам. Обсуждать в группах характеристики данных видов животных. Моделировать в парах внешний вид животных

Научится:

 моделировать строение чешуи

рыбы с помощью

монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; Приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.

Регулятивные: формулировать

и удерживать учебную задачу.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о морских и речных рыбах

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала

Формирование

целостного, социально

ориентированного

взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие мотивов учебной деятельности

Кто такие птицы?

Характеризовать особенности птиц, группировать объекты по признакам. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях в лесу. Оценивать конкретные примеры поведения в лесу.

Научится: узнавать

птиц на рисунке;

определять их с

помощью атласа-определителя, описывать птицу

по плану.

Получит возможность

научиться: 

исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и

стремиться ее

 выполнять

Регулятивные: применять установленные правила в

 планировании способа решения

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

о птицах и их отличительных признаках

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Формирование

целостного,

социально

ориентированного взгляда на

мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы; развитие мотивов учебной деятельности и

личностного

смысла учения

Кто такие звери?

Характеризовать особенности зверей, группировать объекты по признакам. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях в лесу. Оценивать конкретные примеры поведения в лесу.

Научится: исследовать

строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять

зверей с помощью

 атласа-определителя.

Получит возможность

научиться: устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: описание растения.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

о различных видах зверей; 

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию

Мотивация

учебной

деятельности,

этические чувства, прежде всего, доброжелательность

и эмоционально-нравственная отзывчивость

Экологическая

культура:

 ценностное

отношение к при

родному миру

Что нас окружает

дома?

Дать представление о разнообразии предметов в быту. Знакомство с ними, обсуждение в семье ситуации совместного досуга. Подбирать стихи, загадки о предметах, которые нас окружают. Характеризовать роль различных материалов в быту. Сравнивать их.

Научится: 

исследовать предметы быта, группировать их по определенным признакам.

Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные : осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о предметах быта, компьютере

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её

Развитие мотивов учебной

 деятельности и личностного смысла учения

Что вокруг нас может быть

 опасным?

Сформировать первоначальные представления об опасных предметах вокруг нас. Получать информацию с помощью схем и рисунков. Делать выводы на основе наблюдаемых объектов.

Научится: правильно и осторожно

обращаться с домашними вещами; определять

сигналы светофора;

пользоваться правила

ми перехода через

улицу.

Получит

возможность научиться: 

определять, что является опасным в повседневной жизни

Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об опасностях, подстерегающих человека в повседневной жизни

Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, вести диалог, слушать собеседника

Формирование целостного, социально ориентирован-

но го взгляда

на мир; приня

тие и освоение

социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности

и личностного смысла учения

На что похожа наша

планета?

Знакомить с Землёй как с планетой Солнечной системы.

Работать с глобусом. Знать в чем отличие глобуса от карты.

Научится: 

использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности

движения Земли.

Получит

возможность научиться: 

выдвигать предположения и доказывать их; моделировать форму Земли

Регулятивные: применять

 усвоенные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о форме земного шара Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение

Формирование

целостного, социально

ориентированного

взгляда на мир;

принятие и освоение

 социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Проверим себя и оценим  свои достижения по разделу «Что и кто?».

Обобщить знания по изученному разделу.  Четко формулировать высказывание в устной форме.. Выполнять тестовые задания по предложенному образцу.

Научится: публично выражать свои мысли; раскрывать соответствующую тематике

информацию и фотоматериал.

Получит возможность научиться: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности

Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;  осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и личностного смысла учения

Как живет семья?

Проект

«Моя семья».

Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членной семьи. Приводить примеры заботы о членах семьи. Оценивать свои личные качества и их проявления в семье

Научится: 

рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника,.

об интересных

 событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и

фамилии) членов

своей семьи.

Получит возможность научиться: отбирать из семейного архива фотографии членов

семьи во время значимых для себя событий;

интервьюировать членов семьи; составлять

экспозицию выставки

Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

самостоятельно выделяет и

формулирует познавательные цели; сравнивает свои знания с тем, что  предстоит узнать

за  учебный год

Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, строить понятные для высказывания, осуществлять самоконтроль

Формирование целостного, социально

ориентированного

взгляда на мир;

наличие мотивации к творческому труду,

работе на результат,

 бережному отношению к материальным и духовным

ценностям

Откуда в наш дом

приходит вода и

куда она уходит?

Расширить знания детей о реках и морях. Познакомить с природными источниками воды. Воспитывать бережное отношение к природе водоёмов.

Научится: 

прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать

необходимость

экономии воды; выяснять опасность употребления загрязненной воды; усвоить, что в наш

дом поступает речная

или подземная вода,

в доме она загрязняется и затем должна

попадать в очистные сооружения.

Получит возможность мучиться: проводить опыты

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанной сказки;

дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, строить понятные для высказывания, осуществлять самоконтроль

Самостоятельная и личная

ответственность

за свои поступки, установка на

здоровый образ

жизни; начальные навыки адаптации

в динамично

изменяющемся

мире

Откуда в наш дом приходит

электричество?

Расширить знания о значении электричества в жизни современников. Обсудить необходимость экономии электроэнергии. Учить соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами

Научатся: отличать электроприборы от других бытовых предметов; правилам

безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. Получит возможность научиться: 

обсуждать необходимость экономии электроэнергии; собирать простейшую

электрическую цепь; выдвигать предположения и доказывать их

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия.

 Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о значении электроприборов в жизни человека; осуществление поиска существенной информации

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, осуществлять взаимный контроль

Начальные навыки адаптации

 в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях

Как путешествует письмо?

Формировать знания о значении почтовой службы в жизни человека, о видах почтовых отправлений.

Научится: наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему

 доставки почтовых отправлений.

Получит возможность научиться: различать

почтовые отправления (письмо, бандероль, открытки); выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее

выполнять

Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями её

 реализации.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о работе почты; осуществление поиска существенной информации

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, эстетических потребностях, ценностях и чувствах

Куда текут реки?

Расширить знания детей о реках и морях. Познакомить с природными источниками воды.

Воспитывать бережное отношение к природе водоёмов

Дать понятие о пресной и морской воде.

Научится: 

прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать

 пресную и морскую воду.

Получит возможность научиться: проводить опыт по «изготовлению» морской воды; выдвигать

 предположения и доказывать их

Регулятивные: ориентируется в учебнике и рабочей тетради; принимает и сохраняет учебную задачу; оценивает результат своих действий; прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные: самостоятельно выделяет и

 формулируют познавательные цели, устанавливает взаимосвязь между объектом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегративных, сложных, умений

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию

Осознание

 ответственности человека за общее благополучие: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье- сберегающего поведения

Откуда берутся снег и лёд?

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств льда и снега. Характеризовать их свойства, круговорот воды в природе.

Научится: наблюдать форму снежинок и

отображать ее в рисунках.

Получит возможность научиться: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; понимать учебную задачу урока и стремиться ее

 выполнять

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о свойствах льда и снега; формулирование ответов на вопросы учителя; 

осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Мотивация учебной

деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

Как живут

растения?

Расширить представление  детей о жизни растений. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Научится: наблюдать за ростом и развитием растений;

рассказывать о своих наблюдениях.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: самостоятельно выделяет и

 формулируют познавательные цели, устанавливает взаимосвязь между объектом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегративных, сложных, умений

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию

Осознание ответственности человека за общее благополучие; экологическая культура

Как живут животные?

Как зимой помочь птицам?

Расширить представление  детей о жизни  животных. Воспитывать бережное отношение к Характеризовать признаки зимы. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи с жизнедеятельности растений, животных и времени года (зимы). Распознавать зимующих птиц. Учить мастерить кормушки животным.

Научится: наблюдать за жизнью птиц; рассказывать о своих наблюдениях; рассказывать о жизни животных. 

Получит возможность научиться:

изготовлять кормушку для птиц из бросового материала.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: самостоятельно выделяет и

 формулируют познавательные цели, устанавливает взаимосвязь между объектом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегративных, сложных, умений

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию

Осознание

 ответственности человека за общее благополучие: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье- сберегающего поведения

Куда девается мусор

и откуда в снежках

грязь?

Формировать у учащихся знания об источниках мусора и его классификации; показать, чем опасен мусор для здоровья людей. Ознакомить с понятием «экология». Объяснить, откуда в снеге появляется грязь.

Научится: определять

с помощью рисунков

учебника источники

возникновения мусора

и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в природном окружении; исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений

Получит возможность научиться:

сортировать мусор по характеру материала; определять источники появления загрязнений в снеге

Регулятивные: преобразовывать

практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: самостоятельно выделяет и

формулирует познавательные цели; сравнивает свои             знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляет  поиск существенной информации Коммуникативные: строить понятные для высказывания, определять  цель и пути ее достижения

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся

мире, навыки

сотрудничества в разных ситуациях

Промежуточная диагностическая контрольная работа за I полугодие.

Ориентироваться в работе. Слушать объяснения учителя. Выполнять задания по предложенному образцу.

Анализировать выполненную работу.

Научится: самостоятельно составлять алгоритм деятельности

Получит возможность научиться:

понимать учебную за

дачу урока и стремиться ее выполнять

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: самостоятельно выделяет и

 формулирует познавательные цели, устанавливает взаимосвязь между объектом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегративных, сложных, умений

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию

Мотивация учебной

деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

Проверим себя и оценим свои

достижения

 по разделу «Как,    откуда и куда?».

Презентация

проекта

«Моя семья».

Обобщить знания по изученному разделу. Презентовать проект «Моя семья». Оценивать свои личные качества и их проявления в семье

Научится: публично

выражать свои мысли;

раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал.

Получит возможность

научиться: 

использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности

Регулятивные: ставить новые

учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выбирать действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанной сказки;

дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: предлагать

помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Формирование

этических

чувств, доброжелательности

и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей

Когда учиться интересно?

Проект «Мой класс и моя школа».

Развивать в детях понимание того, что они часть коллектива

Обсуждать коллективно необходимость правил поведения в коллективе.

Определение Цели проекта, содержательной линии и способа демонстрации.

Подбор материала для проекта «Мой класс и моя школа».

Научится: обсуждать условия интересной и успешной учебы;

рассказывать о своем учителе.

Получит возможность научиться: оформлять фотовыставку; использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности

Регулятивные: различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для организации успешной и интересной учебы.

Познавательные:  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме  о значимых моментах в жизни класса, школы; осуществление поиска существенной информации

Коммуникативные: определять цели, функции, способы взаимодействия; строить монологическое высказывание

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, мотивация учебной деятельности

Когда придет

суббота?

Ознакомить с названиями дней недели, установить порядок их следования.

Научится: различать прошлое, настоящее

и будущее, называть дни недели в правильной последовательности; называть любимый день недели и объяснять, почему он любимый.

 Получит

возможность научиться: сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о времени и его течении; Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы

Самостоятельность и личная

ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего

 ученика»

Когда наступит лето?

Формировать представление учащихся  о времени, дать понятие «прошлое», «настоящее»,  «будущее». Ознакомить с названиями дней недели, установить порядок их следования. Объяснить, почему происходит смена времени года, дня и ночи, ознакомить с названиями месяцев.

Научится: 

анализировать схему смены времен года и месяцев; соотносить время года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года.

Получат возможность научиться: называть любимое время года

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание

ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам

Где живут белые

медведи?

Формировать представления детей о холодных районах Земли, разнообразие жизни в

этих местах. Расширить кругозор, познавательную активность.

Научится: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

приводить примеры

животных холодных районов.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели

 Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Осознание ответственности человека за общее благополучие,

принятие образа «хорошего ученика»

Где живут слоны?

Ознакомить с жаркими районами земли, с обитателями этих мест, расширять кругозор, познавательный интерес.

Научится: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов.

Получит

возможность научиться: 

выдвигать предположения и доказывать их;

понимать учебную за

дачу урока и стремиться ее выполнять

Регулятивные: составлять план

и последовательность действий, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от

эталона.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое

высказывание в устной форме

о жарких районах Земли

Коммуникативные: ставить вопросы, строить понятные  высказывания

Самооценка

на основе

критериев успешности учебной

деятельности;

эстетические

потребности,

ценности

и чувства

Где зимуют птицы?

Ознакомить с перелётными и зимующими птицами; расширять знания об окружающем мире; охране птиц.

Научится: различать

зимующих и

перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц.

Регулятивные: преобразовывать

практическую задачу в познавательную, предвосхищать результат.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зимующих видах птиц

Коммуникативные: 

формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание

Внутренняя позиция ученика

на основе положительного отношения к школе, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

Когда появилась одежда?

Формировать знания об истории одежды и разнообразии современной одежды.

Научится: описывать одежду людей по

рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды

в зависимости от ее назначения.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об истории появления одежды и типах одежды в зависимости от природных условий и ее назначения

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение

 

Навыки

сотрудничества в разных ситуациях, умение не

создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Когда изобрели

 велосипед?

Формировать знания об устройстве велосипеда, познакомить с правилами безопасной езды на нём.

Научится: сравнивать старинные и

современные велосипеды; обсуждать роль

велосипеда в нашей жизни.

Получит  

возможность научиться: соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об истории появления и

усовершенствования велосипеда; осуществление поиска существенной информации

Коммуникативные: ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,

уважительное отношение к иному мнению

Когда мы станем

взрослыми?

Формировать знания о профессиях людей. Воспитывать уважительное отношение к людям, которые работают в сфере обслуживания. Показать, что любой труд почётен и уважаем.

Научится: определять отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка;

 необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее.

Получит возможность научиться: выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться

 ее выполнять

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий

 от эталона: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели;  осуществляет поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные: формулировать свои затруднения; определять цели, функции и способы взаимодействия

Начальные навыки адаптации в

динамично

 изменяющемся мире, осознание ответственности человека за общее благополучие

Проверим себя и

 оценим свои достижения по разделу «Где и когда?».

Презентация проекта «Мой класс и моя

школа».

Учить выступать с готовыми сообщениями и уметь их иллюстрировать.

Научится: публично выражать свои мысли; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал.

Получит возможность

научиться: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: 

самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели; осуществляет поиск

существенной информации

Коммуникативное: строить понятные высказывания,

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения

к школе, принятие образа

«хорошего

ученика»

Почему Солнце

светит днем, а звезды ночью?

Формировать знания о планетах, о Солнце – ближайшей звезде.

Научится: 

моделировать форму, цвет и сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус).

Получит возможность

научиться: работать

с атласом-определителем; наблюдать картину звездного неба;

выстраивать рассуждения на заданную тему

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения

эталона, реального действия и его результата в соответствии с темой урока.

Познавательные: 

самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели; осуществляет поиск

существенной информации Коммуникативные: слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы

Самооценка

на основе критериев успешности учебной

деятельности,

мотивация

учебной деятельности

Почему Луна бывает разной?

Формировать знания о Луне – естественном спутнике земли.

Формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны

Научится: анализировать схемы движения Луны вокруг Земли; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида.

Получит возможность научиться: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений

Регулятивные: использовать установленные правила при контроле способа решения. Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать учителя

Начальные навыки адаптации

в динамично

изменяющемся мире, целостный, социально ориентированный взгляд на мир

Почему идет дождь и дует ветер?

Расширить и уточнить представления  о дожде, ветре. Обсудить причины их возникновения, значения их для деятельности человека, растений, животных. Ознакомить с правилами поведения во время бурана, грозы.

Научится: объяснять причины

возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя

Получит возможность научиться: наблюдать за дождем и ветром;

понимать учебную

задачу урока

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения дождя и его значении для человека, растений и животных

Коммуникативные: оценивать собственное поведение

Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

Почему звенит

звонок?

Формировать представления  о распространении звука, о том, как мы слышим и о том, как нужно беречь слух.

Научится: исследовать возникновение и

распространение звука; высказывать предположения о причине

возникновении эха.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии звуков

в окружающем мире и причинах возникновения звука

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, мотивация учебной

деятельности

Почему радуга разноцветная?

Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций на дороге и выбирать допустимые формы поведения. Учить понимать ценность человеческой жизни. Проигрывать учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения.

Научится: называть цвета радуги;

отображать последовательность цветов радуги. Получит возможность научиться: высказывать предположения о причинах возникновения радуги

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения

отклонений и отличий от эталона, составлять план и последовательность действий.

Познавательные:  самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели 

Коммуникативные: осуществлять самоконтроль

Навыки

сотрудничества в разных ситуациях, умение

не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций

Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».

Воспитывать бережное отношение к животным

Научится: описывать своего домашнего питомца по плану;

рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой.

Получит возможность научиться: 

наблюдать за домашними животными

Регулятивные: предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок

Познавательные: самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели

Коммуникативные: строить понятные  высказывания; слушать учителя

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,

уважительное отношение к иному мнению

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Формировать ответственность по отношению к домашним питомцам. Уметь составлять рассказ о своём питомце.

Научится: узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить

Бабочек

Получит возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение в лесу

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру,

готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Формировать умение правильно вести себя при выходе в природу. Ознакомить с правилами поведения в лесу, на лугу

Научится: определять лесных жителей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину.

Получит возможность научиться: оценивать свое поведение в лесу; формулировать

 правила поведения в природе

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии лесных звуков Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение

Экологическая культура:

ценностное

 отношение

к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного,

нерасточительногоздоровьесбере- гающего

поведения

Зачем мы спим

 ночью?

Формировать понятие о необходимости соблюдения определённых правил подготовки ко сну.

Научится: оценивать правильность своей подготовки ко сну;

делать выводы о значении сна в жизни человека.

Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи

Познавательные: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы

Коммуникативные: 

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Здоровьесбе- регающее

поведение,

 установка

на здоровый образ жизни

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

  Систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах; ознакомить с их целебными свойствами. Повторить правила гигиены

Научится: различать овощи и фрукты,

группировать их; выполнять правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

Регулятивные: предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии и значении овощей и фруктов в питании человека

Коммуникативные: строить понятные монологические высказывания; осуществлять самоконтроль

Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации

Почему нужно мыть руки и чистить зубы?

Ознакомить с правилами гигиены и ухода за зубами. Рассказать о роли красивой улыбки, необходимости употреблять витамины.

Научится: формулировать основные правила гигиены; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук.

Получит возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; дополнение и расширение имеющихся знаний об окружающем мире.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение

Эстетические потребности, ценности и чувства; осознание ответственности человека за общее благополучие

Зачём нам телефон и

телевизор?

Ознакомить с различными видами связи и с их назначением.

Научится: различать средства связи и

 средства массовой информации; объяснять назначение радиоприемника, телевизора, газет и журналов.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о современных средствах связи

Коммуникативные:  задавать вопросы

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, мотивация учебной деятельности

Зачем нужны

автомобили?

Ознакомить с назначением, устройством, разнообразием  автомобилей. Повторить правила поведения на дороге. Расширять знания о правилах дорожного движения.

Научится: 

классифицировать автомобили и объяснять их

назначение.

Получат возможность научиться: называть по рисунку-схеме

 устройство автомобиля; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о видах наземного транспорта, об автомобиле и его назначении

Коммуникативные: строить понятные монологическое высказывание

Экологическая культура:

ценностное

отношение

к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения

Зачем нужны поезда?

Ознакомить с назначением, устройством, разнообразием поездов. Повторить правила поведения у железнодорожного полотна. Расширять знания о правилах дорожного движения.

Научится: классифицировать поезда в зависимости от их назначения; рассказывать об устройстве железной дороги.

Получит возможность научиться:

 сравнивать старинные и

 современные поезда; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и

стремиться ее выполнять

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради;

принимает и сохраняет учебную задачу; оценивает результат своих действий; прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные: самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели

Коммуникативные: строить понятные речевые высказывания

Осознание

ответственности

человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего

доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

Итоговая комплексная работа

Ориентироваться в работе. Слушать объяснения учителя. Выполнять задания по предложенному образцу.

Анализировать выполненную работу.

Научится: самостоятельно составлять алгоритм деятельности

Получит возможность научиться:

понимать учебную за

дачу урока и стремиться ее выполнять

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: самостоятельно выделяет и

 формулирует познавательные цели, устанавливает взаимосвязь между объектом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегративных, сложных, умений

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию

Мотивация учебной

деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

Зачем строят

корабли?

Зачем строят

 самолеты?

Формировать представление о назначении, устройстве, разнообразии космических ракет. Ознакомить с жизнью и деятельностью                    К.Э. Циолковского и С.П.Королёва.

Научится:

классифицировать корабли  и самолеты

в зависимости от их назначения.

Получит возможность научиться: 

рассказывать об устройстве корабля и самолета по рисунку- схеме

Регулятивные: прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о водном транспорте

Коммуникативные: строить понятные речевые высказывания

Навыки

сотрудничества в разных ситуациях, умение не

 создавать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций

Почему в автомобиле и поезде нужно

 соблюдать правила безопасности?

Расширить знания детей о правилах безопасности на различном виде транспорта

Научится: обобщать сведения о транспорте, обсуждать

 необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;

рассказывать о правилах безопасного поведения в автобусе, троллейбусе, трамвае

Регулятивные: прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимает информацию учителя содержащую оценочный характер ответа.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о соблюдении правил

безопасности на различных видах транспорта

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; строить понятные речевые высказывания

Здоровьесбере- гающее поведение, установка на здоровый образ жизни

Почему на корабле и в самолете нужно

 соблюдать правила безопасности?

Расширить знания детей о правилах безопасности на различном виде транспорта

Научится: правилам безопасности и использования

 спасательных средств на корабле и в самолете.

 Получит возможность научиться

понимать учебную задачу урока и стремиться

ее выполнять

Регулятивные: прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимает учебную задачу

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о правилах безопасности на водном и воздушном транспорте

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; строить понятные речевые высказывания

Здоровьесбе- регающее

поведение,

установка

на здоровый образ жизни

Зачем люди

осваивают космос?

Ознакомить с историей развития космонавтики. Расширить знания детей о жизни первого космонавта Ю.А Гагарина.  Воспитывать гордость за достижения России.

Научится:

 рассказывать об освоении космоса человеком;

моделировать экипировку космонавта.

Регулятивные: оценивает результат своих действий; прогнозирует результаты

 уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение

Целостный,

социально

 ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в динамично

изменяющемся

 мире

Почему мы часто

Слышим слово

«экология»?

Расширять знания о проблемах экологии, загрязнении почвы, рек, озёр, морей, воздушного транспорта.

Научится: приводить

примеры взаимосвязи

между человеком и

природой.

Получит возможность

научиться: оценивать

свои поступки по

отношению к природе и рассказывать о них; понимать учебную задачу урока и

 стремиться ее выполнять

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; оценивает результат своих

действий; прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы

Коммуникативные: строить понятные речевые

высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения

Осознание своих

возможностей в

учении; способность адекватно

судить о причинах своего успеха или не успеха

в учении, связывая успехи

с усилиями,

трудолюбием

Проверим себя и

оценим свои достижения.

Расширять кругозор детей, воспитывать стремление узнавать новое об окружающем мире.

Научатся: публично

выражать свои мысли

Получат возможность

научиться:

 использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности

Регулятивные: 

принимает и сохраняет учебную задачу; оценивает результат своих действий; прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные: самостоятельно выделяет и

формулирует познавательные цели

Коммуникативные: строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию

Осознание своих возможностей в учении;

способность

адекватно судить о причинах своего успеха или не успеха в учении,

связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Итоговое повторение

Презентация проекта

«Мои домашние питомцы».

Расширять кругозор детей, воспитывать стремление узнавать новое об окружающем мире.

Презентовать проект «Мои домашние питомцы»

Формировать: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия

Научится: выступать с подготовленными сообщениями,

 иллюстрировать их наглядными материалами.

Регулятивные: ориентируется в работе, принимает и сохраняет учебную задачу; прогнозирует результат.

Познавательные: осуществляет поиск информации по воспроизведению в памяти;  самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели 

Коммуникативные: строит понятные речевые высказывания.

Осознание своих

возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

– классная доска с креплениями для таблиц;

– магнитная доска;

– персональный компьютер с принтером;

– ксерокс;

– аудиомагнитофон;

– CD/DVD–проигрыватель;

– телевизор с диагональю не менее 72 см;

– проектор для демонстрации слайдов;

– мультимедийный проектор;

– экспозиционный экран размером 150х150 см.

Учебно-практическое оборудование

– простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик;

– материалы: бумага (писчая).

Модели

– модели звукового состава слова;

– лента букв.

Оборудование класса

– ученические столы двухместные с комплектом стульев;

– стол учительский с тумбой;

–  шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и

   прочего; 

        – настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала

Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами - рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.

Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.

Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).

Технические средства обучения

1.Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (СD).

2.Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешакова.

3.Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.

  1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Проверим себя : тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы  А. А. Плешаков. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, 3. Д. Назарова. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.
  5. Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2011.
  6. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. - М. : Просвещение, 2011.
  7. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. - М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...