Окружающий мир Как живут животные?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Марусова Елена Валентиновна

Урок окружающего мира в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zhivut_zhivotnye.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как живут животные?

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

1. Систематизировать и расширить представления детей о жизни животных, познакомить с условиями жизни животных.

2.Учить находить признаки живого у животных, называть условия, необходимые для их жизни.

     3.Воспитывать любознательность и бережное  отношение к природе. 

Универсальные учебные действия

Личностные:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

         Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач(как живут животные);
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициатаву в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

  • общеучебные

– осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и              

  письменной форме.

  • логические

 – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.). 

- самостоятельно выбирать основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных  позиций в сотрудничестве;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Планируемые результаты

Ученик научится

  • распределять животных на группы по характерным признакам;
  • наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
  • называть условия, необходимые для жизни животных;
  • находить признаки живого организма;

Ученик  получит возможность научиться

  • называть этапы жизненного цикла животных;
  • определять  новые группы животных;
  • рассказывать об интересных событиях из жизни животных;

Методы и формы обучения: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, работа в парах, работа с учебником, с тетрадью на печатной основе.

Образовательные ресурсы для обучающихся: учебник, рабочая тетрадь, ножницы, клей для практической работы, учебники, простой и цветные  карандаши, карточки для индивидуальной работы, наглядный материал с изображением животных.

Образовательные ресурсы для учителя : интерактивная доска, презентация «Как живут животные?»

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте! Меня зовут Елена Валентиновна.

Сегодня урок окружающего мира буду вести я.

Повернитесь, ребята, у нас в классе гости, поздоровайтесь.

Молодцы, садитесь.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Поверим всё готово?

Улыбка на лице,

Радость в душе.

Ведь много интересного

Надо вспомнить и узнать,

Будем не только учиться,

Но также вместе играть.

  1. Повторение пройденного материала.

В начале нашего путешествия в окружающий мир повторим то, что изучали на прошлом уроке. Для этого отгадаем загадку:

Он зелёный и густой,

Он высокий и большой,

То – еловый, то – дубовый,

То – осиново-сосновый.

У него полно плодов,

Ягод, шишек и грибов.

И протоптанной тропинкой

По нему идут с корзинкой.

Что же это?          (Лес)

Правильно, ребята, это лес - полон загадок и чудес.

Вот туда мы с вами и отправимся. (Музыка леса)

А сейчас сядем удобно, расслабимся, закроем глазки и представим, как мы отправляемся в лес. Идём по тропинке, вокруг так красиво. Недалеко от леса видим речку. Открываем глазки.

 (На экране картина, на которой фон неба, поляна и водоём)

Ребята, на картине видим лес? (Нет)

Давайте мы исправим всё. Создадим лес сами. А для этого превратимся в волшебников. Повторяем за мной слова:

Раз, два, три, волшебники все мы! Молодцы! Начинаем волшебство!

Для того, этого вспомним, что изучали на прошлом уроке.

 (Как живут растения?)

Значит, что надо добавить в нашу картину, чтобы появился лес? (Растения)

Эта работа для волшебников 1 ряда.

Перед вами сколько волшебных сундучков? Как вы думаете, какой по счёту сундучок для первого ряда? А для второго ряда? А для волшебников третьего ряда задание впереди.

(Внизу экрана сундучок, из которого можно достать предметы в определённом порядке).

По два волшебника выходим, достаём растения и сажаем их. А вы наблюдайте внимательно. Потом скажите на какие группы делят растения.

Так на какие три группы делятся растения? (деревья, кустарники, травянистые растения). Чем отличаются эти группы? Молодцы!

На какие 2 вида можно разделить деревья? (Хвойные и лиственные)

В чём их различие? (У лиственных листья, а у хвойных хвоя)

К какой группе можно отнести растения, которые растут в классе или в доме? (К комнатным растениям)

А растения живые? Докажите.

(Они дышат, растут, развиваются, размножаются).

Что нужно для жизни растений? (Свет, тепло, вода, воздух)

Какую пользу приносят растения? (Растения-это лёгкие нашей планеты)

Красивая картина у нас получилась?

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Дорогие волшебники, как вы думаете, все ли жители леса на нашей картине? (Нет) А кого нет? (Животных)

-Предположите, о ком сегодня пойдёт речь на уроке?

Правильно. Мы сегодня будем говорить о животных.

Если на предыдущем уроке тема была: «Как живут растения?»

Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Как живут животные?)

Какие цели мы поставим перед собой?

(Узнать, как живут животные, что им надо для жизни)

Узнаем много нового и закрепим то, что уже знаете.

  1. Работа над новым материалом.                                                                         

Чтобы лес наш смог ожить

Животных надо поселить.

Ну, а эта работа какого ряда? (Второго)

Выходим по два волшебника и селим животных. А остальные ребята все вместе будете называть, кого заселили волшебники.

Молодцы, ребята!

Посмотрите, как красиво получилось!

(На простой доске прикреплены животные: коза, корова, собака, кошка, овца, куры.)

Ой, ребята, посмотрите на доске есть ещё животные, мы можем их поселить в лесу? (Нет)

А почему? (Они домашние)

А вы знаете, как называют животных, которые живут в лесу, в реке? (Дикие)

А кроме леса, реки, дома, где ещё живут животные? (В пустыне, в море, в океане, в поле…) А ещё в зоопарке. Поднимите руки, кто был в зоопарке?

  1. Физминутка

Сейчас все встали немного поиграем. Игра называется «Утро в зоопарке».

Слушаем внимательно, выполняем движения.

(На экране зверята появляются по очереди и под музыку дети выполняют движения)
Рано утром в зоопарке просыпаются зверята:
-открывают  глазки  барсучки;
-трут щёчки хомячки;
-умываются бельчата;
-потягиваются лисята;
-зевают тигрята;
-бегают страусята;
-хлопают крыльями индюшата;
-подпрыгивают тигрята;
-машут гривой  жеребята;
-крутятся влево-вправо неугомонные мартышки;
-кряхтят и переваливаются с боку на бок маленькие мишки.

Молодцы! Садитесь.

  1. Продолжение работы по новой теме.

(На экране находятся малыши животных и внизу волшебный сундучок. Волшебники 3 ряда распределяют мам, вытаскивая их из сундучка, после отгадки.)

Пока мы с вами отдыхали,

Произошла беда.

Потеряли дети мам.
Помогите малышам.
Вот и работа для волшебников третьего ряда.

Волшебники находят мам, все вместе называют детёныша. Чтобы помочь им встретиться.

Спасибо, волшебники, вам за заботу!

А мы продолжаем нашу работу.

  • Работа в парах

У вас на партах лежат карточки. Переверните их. Кто там изображён? Сколько рядов с животными? В каждом ряду надо найти лишнее животное.

Когда найдёте, подумаете почему оно лишнее.

Вы, как волшебники должны помочь друг другу справиться с этим заданием.

Время будет ограничено. Песочные часы будут вести отсчёт до 10. Начали!

  1. Лиса, волк, медведь, воробей.

(Лишний воробей, потому что это птица, а остальные-звери).

  1. Снегирь, ворона, синица, бабочка.

(Лишнее животное-бабочка. Она-насекомое, а остальные-птицы).

  1. Щука, сом, карась, заяц.

(Лишний заяц, это зверь, а остальные – рыбы).

(После того, как дети будут готовы, они называют лишнее животное на карточках и после каждой, объясняют свой выбор. Параллельно на экране находятся такие же карточки и после ответа детей фишкой обозначается лишнее животное. Это проверка для детей. Чтобы они сравнивали ответ.)

Оцените свою работу. Если вы правильно сделали задание поднимите зелёную карточку, если допустили одну ошибку – жёлтую, больше – красную.

Так давайте закрепим какие группы животных вы знаете и чем они отличаются друг от друга?

(Насекомые – 6 лап;  рыбы – покрыто тело чешуёй, птицы – покрыто тело перьями, звери имеют шерсть)

  • Работа в группах.

Ой, ребята, смотрите. Это кто? (Лесовичок)

Он хочет проверить, какие вы волшебники. Лесовичок всех животных запутал, перепутал. Ваше задание распределить их на группы. Как вы думаете на какие группы будем распределять?

Работаем в группах. Кто сидит за первыми партами, повернулись к волшебникам за второй партой, те кто за третьими повернулись к четвёртой парте.

 (1 группа затем перечислит птиц, 2 группа – зверей, 3 группа – насекомых. Параллельно на экране появляются животные. Рыбы показывает учитель сам на экране. Дети проверяют.) Молодцы! Все группы справились с заданием.

  • Постановка проблемной ситуации. Исследовательская работа.

Просмотр отрывков из мультфильмов (Про паучка, Царевна лягушка, про Удава)

За то, что вы хорошо справились, лесовичок вам приготовил отрывки из мультфильмов. Посмотрите и скажите каких животных вы увидели в мультфильме и к какой группе они относятся животное.

Каких животных вы увидели? К какой группе можно отнести паучка? (Предположение детей). Он, ребята относится к группе паукообразные. А лягушку? У неё есть перья, чешуя или шерсть? А может шесть или восемь лап? (Высказывание детей) Где живёт лягушка? А на земле она тоже находится? Из-за того, что она живёт и в воде и на земле группу называют – земноводные. А куда отнесём удава? Удав как передвигается? (Ползёт) Правильно ползёт, как бы пресмыкается к земле поэтому группа к которой он относится называется – пресмыкающееся. К ней относятся также крокодилы, ящерицы.

А теперь немного отдохнём.

  • Физминутка (Видео)
  • Работа по учебнику с.72

А сейчас ребята мы продолжим узнавать, как живут животные.

Задание 1

Определите, кто что ест. Найдите к каждой пару.

Вывод: Все животные питаются.

Задание 2

Определите, каким животным принадлежат части тела и для чего они служат?

Вывод: животные передвигаются, но по-разному (бегают, прыгают, плавают, летают)

Задание 3

Определите, чьи постройки показаны на рисунках.

Для чего животным нужен дом? Какие еще дома бывают у животных? Где живет медведь? (В берлоге)

Вывод: многие животные строят жилища для себя и своего потомства.

(Учитель после каждого вывода выводит на доску соответствующие признаки животных. По центру коллаж – животные, а по кругу располагаются признаки, как лучики солнца)

7.Закрепление изученного материала.

-Повторим еще раз, как живут животные. (Питаются, растут, развиваются, передвигаются, строят жилища, приносят потомство)

Кластер

 По средине написано - животные и по кругу – лучики:

  • Питаются
  • Дышат
  • Передвигаются
  • Растут
  • Размножаются

На что похож кластер, схема? (На солнышко)

А что солнышко даёт всем живым организмам? (Тепло и свет)

Значит всему живому также нужны тепло и свет. (Добавляю лучи с этими словами).

Рефлексия

Молодцы, ребята. Вы на уроке очень хорошо работали.

А сейчас оцените себя.

На столе у каждого лежат карточки.

Кто всё понял на уроке и ему всё понравилось, поднимите картинку с мудрой совой. Кому что- то было непонятно и урок вам понравился не очень поднимите карточку с бабочкой. А те, кому много было не понятно на уроке и вы не довольны своей работой поднимите карточку с черепашкой.

Я рада, что всем вам всё понятно было и вы справились очень хорошо.

Итог урока. Инсценирование.

А теперь сюрприз. Ребята приготовили для всех сценку.

Учащиеся в костюмах дуба, белки, кабана, воды и света показывают сценку.

Учитель.  Растёт  красивый дуб. Мистер Дуб, кто живет на вашем дереве?

Дуб. На моём дереве живет белка. Появляется белка.

Учитель. А кто питается опавшими желудями?

Дуб. Желудями питается кабан. Выбегает кабан.

Учитель. Мы знаем, что для жизни животных и растений необходимы вода и свет.

Выходят дети, изображающие воду и свет.

Учитель. Все эти объекты живой и неживой природы тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.

Учитель “опутывает” ниткой всю группу учащихся.

Учитель. Они все нужны друг другу для жизни. Но вот пришел лесник и срубил дерево.

Выходит учащийся, изображающий лесника и рубит дерево.

Учитель. Скажите, чего лишиться белка? А кабан? А если на Земле не будет солнышка и исчезнет тепло, свет, вода (Герои, когда их называют садятся), что будет с живыми организмами? (Они погибнут) Какой можем сделать вывод? (Всё на Земле взаимосвязано)

Я думаю, что посмотрев эту сценку, вы увидели – как порой человек, совершая поступок, не задумывается о его последствиях, нанося вред окружающей среде. Будьте природе другом: любите и берегите её! “…И останется тогда всё для всех и навсегда!”

Ученик читает стих:

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Наш урок окончен.

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

АДМИНИСТРАЦИИ РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Муниципальный этап

Всероссийского конкурса

«Учитель года России-2017»

                                                    Подготовила и провела

                                                                         Марусова Елена Валентиновна,

                                                            учитель начальных классов

                                                                  Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

                                                        «Сенокосненская средняя

                                                   общеобразовательная

                                                 школа-детский сад»

                                                         Раздольненского района

                                             Республики Крым

п. Раздольное

Учитель.  Растёт  красивый дуб. Мистер Дуб, кто живет на вашем дереве?

Дуб. На моём дереве живет белка. Появляется белка.

Учитель. А кто питается опавшими желудями?

Дуб. Желудями питается кабан. Выбегает кабан.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Как живут животные" 1 класс

Конспект урока в технологии модерация и активные методы обучения для 1 класса по теме: "Как живут животные"...

Урок по окружающему миру "Где живут слоны?" 1 класс

Урок  формирования представления учащихся о животном мире нашей   планеты, различной среде их обитания и образе жизни....

разработка урока по окружающему миру "Где живут белые медведи?"

Разработка  содержит конспект урока по теме  "Где живут белые медведи?" и презентацию к нему....

Урок-опыт по окружающему миру "Как живут растения"

Растениям нужны воздух, тепло, вода и свет. Зимой, надо следить, чтобы холодный воздух не попадал на растения. Протирая пыль с растений, мы помогаем им дышать. Поливать растения надо аккуратно, ...

Урок по окружающему миру. "Где живут белые медведи".

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе....

Урок окружающего мира "Где живут слоны?" 1 класс УМК "Школа России"

Урок в форме экспедиции, во время которой дети узнают что такое саванна, тропический лес и чем отличается Африканский слон от Индийского....