Главные вкладки

    Конспект к уроку окружающего мира "Государственный бюджет"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Цыганова Ирина Викторовна
    Тема урока: Государственный бюджет.
    Цели урока: Познакомить с понятие государственный бюджет; научить выявлять взаимосвязь между доходами и расходами.
    Планируемые результаты:
    Предметные: познакомятся с понятием государственный бюджет; научатся характеризовать государственный бюджет;  определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета.
    Личностные: воспитание бережного отношения к природе; культуры поведения учащихся в коллективной деятельности; воспитание товарищества, ответственности, гуманного отношения друг к другу; создание атмосферы радости от совместного труда.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 15.03.17.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Окружающий мир

    Класс: 3Ж

    Тема урока: Государственный бюджет.

    Цели урока: Познакомить с понятие государственный бюджет; научить выявлять взаимосвязь между доходами и расходами.

    Планируемые результаты:

    • Предметные: познакомятся с понятием государственный бюджет; научатся характеризовать государственный бюджет;  определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета.
    • Личностные: воспитание бережного отношения к природе; культуры поведения учащихся в коллективной деятельности; воспитание товарищества, ответственности, гуманного отношения друг к другу; создание атмосферы радости от совместного труда.

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Оборудование: учебник «Окружающий мир. 3 класс», автор А. А. Плешаков: «Просвещение», 2013 2 часть; презентация, компьютер, проектор, экран.

    Этап урока. Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока.

    Деятельность

    учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    Организационный момент

    Словесный: слово учителя

    1 мин

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок!

    Приветствовать учителя.

    Отвечать на вопросы учителя

    Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

    Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

     7 мин

    Какую тему вы изучили на предыдущем уроке? (Что такое деньги?)

    - Какие способы обмена товаров и услуг существует? (бартер и купля-продажа)

    - Дайте определение слову «деньги». (Деньги - это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги)

    Какие денежные единицы вы знаете? (Россия – рубль, США – доллар, евро)

    Для чего нужны сбережения? (человек использует их тогда, когда необходимо)

    Решим кроссворд.

    На доске:



    1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная...

    Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата.

    -Какое ключевое слово получилось? (бюджет)

    Как вы думаете, какова тема нашего урока?(государственный бюджет, бюджет страны,

    Отвечать на вопросы. Определять тему и цель урока.

    Личностные -

    ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

    Регулятивные - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи.

    Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

    Решение частных задач

    Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

    Словесный: чтение и повторение правил

    12 мин

    Ребята, давайте поиграем. Разделимся на 3 команды. 1 ряд будут «Врачи», 2 ряд «Учителя», 3 ряд «Летчики», а я ребята буду выполнять роль государства. У каждого из вас есть условные карточки, которые будут обозначать деньги. Независимо от профессии все люди ходят в магазин и покупают продукты. Пожалуйста, совершаем покупку, прошу представитель 1 команды, 2 команды, команды «Летчики».

    - Ребята, у каждой команды была условная сумма денег, вы их потратили. Эта сумма денег для вас будет расход, а так как я получила эти деньги, для меня это будет доход.

    Доход и расход вместе составляют бюджет. Бюджет можно еще сравнить с таким кошельком. Деньги, которые в него кладут, - это доходы. Деньги, которые тратят, - расходы.

    - Итак, что такое бюджет? Откройте учебник на стр 71, и найдите определение. Кто нашел сигнал. Прочитаем. (Бюджет – это план доходов и расходов).

    - Как вы думаете, у кого может быть бюджет? ( у семьи, у предприятий, у государства)

    Вы правильно рассуждаете. И очень верно было сказано, что государство тоже имеет свой бюджет. И такой бюджет называется государственным.

    - Зачем нужен бюджет государству? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр 72 первый абзац.( чтобы заранее рассчитать, какие доходы оно получит в следующем году, сколько и на что сможет потратить.)

    -А откуда государство получает доходы? (из налога граждан, организаций).

    Совершенно верно ребята. Большую часть доходов составляют налоги, ведь если у человека есть земельный участок, дом, свое предприятие, то он должен платить государству налоги. Например, ваши мамы и папы, получив зарплату, должны часть этого дохода заплатить государству.

    Налоги платят все и раньше люди тоже платили налоги.

    -Кто помнит, как раньше называли налоги? (Дань)

    - В виде чего народ платил государству дань? ( Люди отдавали часть своего хозяйства, урожая, ценные шкуры животных, масло, молоко).

    - Почему они платили такими товарами? (потому, что тогда еще не существовали деньги).

    Но мы с вами сказали, что бюджет это план доходов и РАСХОДОВ.

    - Так на что же государство расходует деньги?

    Вернемся к нашей игре. Вот вы потратили все деньги и что же дальше? Вы же не могли купить продукты на всю жизнь. Откуда у людей берутся деньги? (получают зарплату, пенсию, пособия)

    Правильно.

    - А кто оплачивает труд рабочих? (государство). Правильно ребята. У государства очень много важных и необходимых расходов.

    -на образование

    - на здравоохранение

    - на содержание армии и полиции

    - на науку и культуру

    - на охрану природы

    -на выплату пенсий и пособий.

    Например, расходы на образование. Вы сейчас ребята учитесь в школе бесплатно. Но ведь учителя бесплатно работать не могут. Их труд оплачивает государство. Государство содержит детские сады, школы, выплачивает стипендии студентам. Из бюджета выделяются деньги и на здравоохранение, как мы уже сказали, то есть на содержание больниц, поликлиник, на оплату труда врачей и так далее.

    Представьте, что государство не выделило бы денег на здравоохранение людей и на охрану природы, то что бы тогда было? (больные люди не могли бы лечится, природу не охраняли бы).

    ______________________________________________________

    Слушать учителя.

    Участвовать  в беседе, актуализировать знания.

    Строить речевое высказывание.

    Читать отрывки.

    Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

    Познавательные – высказывать предположения;

    осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

    Физ. минутка

    1 мин

    Устали? Готовы? Тогда начнем!

    Делать физ.

    разминку

    Личностные - установка на здоровый образ жизни.

    Решение частных задач

    Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

    11 мин

    Откроем рабочие тетради на стр 39 и выполним задание 1. Прочитайте задание. На выполнение у вас есть 3 минуты. Проверяем

    А) план доходов и расходов – бюджет

    Б) Деньги, которые поступают в бюджет – доходы

    В) Деньги, которые тратятся из бюджета – расходы

    Г) Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству – налоги.

    - Ребята, как вы думаете, какой бюджет в современном мире лучше и почему?

    «Доход» = «Расход»

    «Доход» > «Расход»

    «Доход» < «Расход»

    (В современно мире доходы должны превышать расходы, так как у государства в любое время могут возникнуть незапланированные расходы)

    - Ребята, давайте разделимся на 2 команды. 1-й ряд и 2-ой ряд 1-го варианта будут командой под названием «доходы», а 2-ой ряд 2-го варианта и 3-ий ряд будут 2-ой командой под название «расходы». Я буду называть вам расходы или доходы, а вы будете поднимать сигнальные карточки, если это относится к вам.

    Все это рассматривается для человека.

    - Зарплата человека? (доход)

    - Ремонт автомобиля? (расход)

    - Покупка лекарств? (расход)

    - Стипендия? (доход)

    - Пенсия? (Доход)

    - Посещение музея? (Расход)

    - Покупка продуктов? (Расход)

    Молодцы, ребята! Все поднимали карточки верно.

    - А сейчас выполним задание 2 в тетрадях. Прочитаем задание вслух. Итак, вам надо написать профессии людей, которые получают зарплату из бюджета.

    -Кто мне скажет профессии людей в образовании? (воспитатели, учителя, директора)

    Правильно. Запишите ребята.

    - На здравоохранение? (врачи, медсестры)

    - На содержание милиции и армии? (военные, солдаты)

    - На науку и культуру? (ученые, писатели и художники)

    - На охрану природы? (охранники водоемов, лесов)

    Я раздала вам тест. Возьмите, пожалуйста, его. Читаем задания и выбираем 1 правильный ответ. Работаем самостоятельно. На работу у вас есть 5 минут. Кто выполнил сигнал.

    Итак, поменяйтесь листочками с соседом. Проверьте его ответы по ключу и оцените товарища.

    Снова поменяйтесь листочками. Каждый взял свой вариант. Итак, поднимаем руки, кто получил оценку 5? Молодцы. Оценку 4? Хорошо. Оценку 3? Будьте внимательнее.

    Нет ошибок - «5»

    1-2 ошибки - «4»

    3 ошибки - «3»

    Больше 3 ошибок – «2»

    - Ребята, представьте, что вы инспектора, которые следят за правильным сбором налогов. Что бы вы сказали человеку, который не хочет платить налоги?

    - Ребята, а теперь давайте решим такую математическую задачу:В казну пришло 7 тысяч долларов, 3тысячи ушли в ремонт школ, позже дали ещё 10 тысяч, из всего этого еще 6 тысяч ушло на фермерское дело. Сколько осталось денег в казне?

    (7-3+10)-6=8 тысяч долларов осталось в казне.

    Задача 2.

    В Америке, в штате Калифорния, установлен штраф в 500 долларов за каждый камень, брошенный в бабочек – монархов. Какую сумму придется заплатить в государственный бюджет за три камня, брошенных в этих бабочек?

    Задача 3.

    Одна монета государства Купляндия равна 10 лесным денежкам. Одна монета страны Обмении – 5 лесным денежкам. Сколько монет страны Обмении нужно потратить, чтобы купить 1 монету государства Купляндии, если представить себе, что она продается только за лесные денежки?

    Отвечать на вопросы. Анализировать текст.

    Актуализировать знания.

    Доказывать свою точку зрения.

    Работать в группах.

    Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение;

    Познавательные - учить воспринимать, анализировать, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства.

    Домашнее задание

    1 мин

     Открываем дневники, записываем домашнее задание с. 71-74 читать; в тетради №3, №4 с. 40-41.

    Записывать домашнее задание

    Итог урока.

    Словесный: отвечают на вопросы

    5 мин

    Что такое бюджет? (план доходов и расходов)

    Зачем нужен государственный бюджет? (чтобы государство могло заранее рассчитать, какие доходы оно получит в следующем году, сколько и на что сможет потратить).

    Откуда государство получает доходы? (доходы государство в основном получает от сбора налогов)

    Что вы узнали нового? (что такое государственный бюджет, доходы, расходы, налоги)

    Что показалось трудным?

    Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

    Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

    Рефлексия

    2 мин

    - А теперь продолжите мою фразу:

    - Урок интересный, потому что …

    - Я могу похвалить себя …

    - Знания, полученные на уроке, мне пригодятся …

    - Мне было трудно, потому что …

    Оценивать свои достижения

    Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект конкурсного урока окружающего мира

     Урок окружающего мира с использованием ИКТ был  представлен на городской конкурс методических разработок и занял 2 место...

    КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

    На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

    Конспект интегрированного урока окружающего мира и математики

          Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока окружающего мира и математики во втором классе на тему: «Научно-практическая конференция «День Земли».    При подготовке к конферен...

    Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

    Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ...

    Конспект к уроку окружающего мира "Семейный бюджет"

    Тема урока: «Семейный бюджет».Цели урока:  - познакомить с семейным бюджетом;- воспитывать у учащихся экономное  отношение к семейному бюджету, чувство милосердия;-  развивать познавате...