Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Марина Викторовна Попова

РП по окружающему миру содержит КТП, составлена в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_okruzhayushchiy_mir_3_klass.doc361.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования город Саяногорск

средняя общеобразовательная школа №5

655600 Республика Хакасия г. Саяногорск, Советский мкр., д.11. Тел. 8(39042) 68900

Рассмотрено 

на заседании школьного методического объединения
от  26.05.2017 г
. протокол № 5

Руководитель ШМО

____________/  

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Дмитриева М.Г. _____________

Утверждено

Утверждено приказом
от  01.09.2017 г.  № 113

Директор школы

 ________/

Рабочая программа 
по окружающему миру3 класс

составлена на основании приказа МОиН РФ №1577 от 31.12.15 г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденных приказом МОиН РФ № 1897 от 17.12.10г.»

                           Составитель:

                           Попова Марина Викторовна,

                           учитель начальных классов.                                                        

г. Саяногорск, 2017 г

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1.В личностном направлении:

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы следующие действия:

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

2. В метапредметном направлении:

Регулятивные УУД:

У учащегося будут сформированы следующие действия:

-  Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях;

- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя,  самостоятельно;

- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;

- Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов;

- Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

- Использовать в работе литературу, инструменты, приборы;

- Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным учителем.

Познавательные УУД:

У учащегося будут сформированы следующие действия:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

- отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем газет, журналов, энциклопедий, справочников.

- умение представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

- умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные УУД:

У учащегося будут сформированы следующие действия:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

- критично относиться к своему мнению;

- понимать точку зрения другого;

- определять общую цели и пути её достижения,

- уметь договариваться  о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;

3. В предметном направлении:

В результате  изучения  курса «Окружающий мир» обучающиеся 3 класса получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.

Они приобретут опыт эмоционально окрашенного личностного отношения к миру природы и культуры.

Познакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.

Обучающиеся получат возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

     В результате изучения курса они заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться  соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Освоят элементарные нормы адекватного природо- и  культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.


  Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности и  формируемых УУД

Класс - 3  (68 ч.)

Основное содержание по темам

Основная цель

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Формируемые УУД

(по разделам)

1

2

3

4

Раздел «Как устроен мир» (7 ч)

 Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества.?

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять целевые установки урока.

Познавательные УУД:

-научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой;

-сравнивать объекты природы по известным признакам;

-доказывать то или иное положение с помощью учебника или самостоятельно.

Коммуникативные УУД:

-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Воздух, его состав и свойства. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав.. Значение почвы для живых организмов. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России.
Животные, их разнообразие. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека..
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы:Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Учить классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества

Регулятивные УУД:

-понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять.

Познавательные УУД:

- классифицировать тела  и вещества;

-выдвигать предложения (гипотезы) и доказывать их;

Коммуникативные УУД:

-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов.

Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Познакомить учащихся с особенностями анатомии и физиологии человека

Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника. Практическая работа в паре: измерение роста и массы человека.

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу, стремиться ее выполнять, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Познавательные УУД:

-Анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу.

-характеризовать системы органов человека, показывать расположение внутренних органов на своем теле, работать с терминологическим словарём

Коммуникативные УУД:

- Актуализировать знания по анатомии со 2 класса, обсуждать взаимосвязь наук, работать в паре, измерять рост и массу тела.

- отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе  

Наша безопасность (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара, при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Правила поведения в опасных местах.

 Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность.

 Актуализировать правила безопасного поведения.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги.

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу урока,

формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников

Познавательные УУД:

-моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа в виде схем и ролевой игры.

-работать с терминологическим словариком.

Коммуникативные УУД:

-Характеризовать свои действия при пожаре, утечке газа, прорыве водопровода.

-Разыгрывать свои действия в ходе ролевых игр.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Различать товары и услуги.. характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня.

Регулятивные УУД:

-Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их.

-отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Познавательные УУД:

-различать товары и услуги, приводить примеры;

-добывать информацию  об услугах в родном городе;

- Раскрывать понятия

« экономика», «потребности», «товары»;

Коммуникативные УУД:

-работать со взрослыми;

- рассказывать о роли труда в создании товаров;

-прослеживать , какие товары и услуги нужны семье.

Путешествие по городам и странам (12 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Учить  работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Познакомить с городами  и достопримечательностями нашей родины.

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России.

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

- умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему.

Познавательные УУД:

С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов, выполнять задания из электронного приложения.

- составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте;

-моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры

Коммуникативные УУД:

-Рассказывать о достопримечательностях городов  Золотого кольца.

-прослеживать маршрут путешествия по карте.

Обязательный минимум диагностического материала

№ урока

Дата

Вид работы

Тема

32

Административная контрольная работа.

«Эта удивительная природа»

Проверим и оценим свои достижения за 1 полугодие

59

Административная контрольная работа.

«Мы и наше здоровье».

44

Комплексная работа

Проверим и оценим свои достижения за 2 полугодие


III. Календарно-тематическое планирование

Окружающий мир 3 класс

дата

факт

№  урока

Тема

Виды контроля

Выполнение

практической части

д

т

к.р

и.з

ком. р

П

адм к.р.

Вн.чт.

РК

экск.

р/р

НУ

ИКТ

ПМП

ДНР

Раздел «Как устроен мир» (7 ч)

1

Природа.

РК Ценность природы Хакасии для людей.

РК

2

Человек.

3

Проект «Богатства, отданные людям».

1

4

Общество.

ДНР

5

Что такое экология.

РК Экскурсия.

РК

1

6

Природа в опасности!

РК Охрана природы Хакасии.

РК

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».

                                                                                                                   Раздел «Эта удивительная природа» (19 ч)

8

Тела, вещества, частицы.

9

Разнообразие веществ.

10

Воздух и его охрана.

11

Вода.  РК Водоёмы Хакасии.

РК

12

Превращения и круговорот воды.

13

Берегите воду!

14

Что такое почва.

15

Разнообразие растений. РК  Растения Хакасии.

РК

16

Солнце, растения и мы с вами

17

Размножение и развитие растений.

18

Охрана растений.

19

Разнообразие животных.

ДНР

20

Кто есть кто?

21

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».

1

22

Размножение и развитие животных.

23

Охрана животных. РК  Животные Хакасии.

РК

24

В царстве грибов

25

Великий круговорот жизни. 

26

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».

                                                                                                                                             Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)

27

Организм человека.

28

Органы чувств.

29

Надёжная защита организма. ПМП Первая помощь при повреждениях кожи.

1

30

Опора тела и движение. ПМП Первая помощь при растяжениях и переломе.

1

31

Наше питание. ПМП Первая помощи при отравлении

1

32

Административная контрольная работа

1

33

Дыхание и кровообращение. ПМП Первая помощь при кровотечении

1

34

Умей предупреждать болезни.

35

Здоровый образ жизни.

36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».

                                                                                                                    Раздел «Наша безопасность» (8 ч)

37

Огонь, вода и газ. ПМП Первая помощи при ожогах и отравлении газом

1

38

Чтобы путь был счастливым.

39

Дорожные знаки

40

Проект «Кто нас защищает».

1

41

Опасные места. ПМП Первая помощь пострадавшим на льду.

1

42

Природа и наша безопасность.

ПМП Первая помощь при укусах насекомых, животных.

1

43

Экологическая безопасность.

44

Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность».

                                                                                                                   Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)

45

Для чего нужна экономика.

46

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

ДНР

47

Полезные ископаемые. РК  Полезные ископаемые Хакасии.

РК

48

Растениеводство.

49

Животноводство. РК Животноводство Хакасии

50

Какая бывает промышленность.

РК

51

Проект «Экономика родного края».

1

52

Что такое деньги.

53

Государственный бюджет.

54

Семейный бюджет.

55

Экономика и экология

56

Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика».

                                                                                                           

                                                                                    Раздел «Путешествия по городам и странам» (12 ч)

57

Золотое кольцо России.

58

Золотое кольцо России.

59

Административная контрольная работа

1

60

Наши ближайшие соседи

61

На севере Европы.

62

Что такое Бенилюкс

63

В центре Европы.

64

По Франции и Великобритании.

65

Комплексная проверочная  работа

1

66

На юге Европы.

67

По знаменитым местам мира.

РК Экскурсия в краеведческий музей.

РК

ДНР

68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1

д

т

к.р

и.з

ком. р

П

адм к.р.

Вн.чт.

РК

экск.

р/р

НУ

ИКТ

ПМП

ДНР

Итого:

68

1

5

2

9

7

4

д – диктант

т – тест

к.р. – контрольная работа

и.з. – интегрированный зачёт

комп. р. – комплексная работа

П – проект

адм. к.р. – административная контрольная работа

Вн. чт. – внеклассное чтение

РК – региональный компонент

экск. – экскурсия

р/р – развитие речи

НУ – нетрадиционный урок

ИКТ – информационно-ком. технологии

ПМП – первая медицинская помощь

ДНР – духовно-нравственное развитие



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...