Разработка урока окружающего мира в 1 классе "Весна: пробуждение природы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Коробова Марина Арсеньевна

Урок  окружающего мира  разработан на основе проблемно - диалогической технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx71.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока.

УМК «Школа 2100»

Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход

Тип урока: «открытие» новых знаний

Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир (Я и мир вокруг)», 1 класс,  часть 2, М: «Баласс», 2012г.;  Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир (Я и мир вокруг),      1 класс , М: «Баласс», 2013г.

  1. Тема урока

«Весна: пробуждение природы».

  1. Цель урока

 -формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с пробуждением природы весной.

3.Планируемые результаты                                    1. Личностные

- овладение навыками бережного отношения к  окружающей природе, умение самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения;

-  активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи;

- формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Метапредметные

Регулятивные  УУД:

-умение характеризовать действия, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- умение организовывать собственную деятельность;

- умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

Познавательные УУД:

-  умение  добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;                                                                                                                                                   - умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;                                   - преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты, называть их тему.                                                                              

Коммуникативные УУД: 

-умение доносить свою позицию до других;                                                                                                                              - слушать и понимать речь другого;                                                                                                                                                        - совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им;                                                                          - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

3.Предметные

- называть основные особенности каждого времени года;                                                                                                                   - различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделяя их основные существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

4.Содержание темы

Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов: характерные признаки  весны в живой и неживой природе,  последовательность событий в природе и их связи, бережное отношение к окружающему миру.

5.Термины и понятия

Признаки весны, потепление, половодье, ледоход, проталины, перелётные птицы, первоцветы, оттепель, гнездование, народные приметы.

6.Межпредметные  связи

Сформировать целостный образ весны средствами предметов окружающий мир, литературное чтение, русский язык ,музыка, изобразительное искусство.

7.Формы работы и ресурсы

Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход.

Поисковая и творческая деятельность; самостоятельное экспериментирование; индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы.

Оборудование для мультимедийной демонстрации ( компьютер, медиапроектор, интерактивная доска), презентация,  интернетресурсы, энциклопедии, карточки с заданием  для парной и групповой работы; три веточки для опыта; инвентарь для опыта (семена, земля, камешки, песок, вода для полива, стаканчики для посадки), зеленые, жёлтые и красные кружки  для этапа рефлексии.

Ход урока.

Результат

8.Этапы изучения темы

  1. Мотивация

(самоопределение)

Сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним.

Сегодня на уроке мы с вами  отправимся в гости к природе, откроем некоторые её тайны. (Слайд 2) 

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями? (учитель)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

                                       внимательность,

 А поможет всё узнать

Наша любознательность.

Какое сейчас время года? Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)                                                                                                                           – Запомните, месяц март(Слайд 3)  получил своё название в честь бога войны Марса, апрель(Слайд 4)  – значит даровитый, а май (Слайд 5) – в честь богини Майи, ей люди приносили подарки, чтобы она осенью дала богатый урожай.[3]

Давайте прочитаем пословицу и попробуем вместе объяснить её смысл                   (Слайд 6):

Матушка весна всем красна. [2]

(С приходом весны всё преображается- зеленеет травка,  распускаются  почки на деревьях и цветы, прилетают птицы, теплеет).                                                               Сегодня на уроке мы расширим свои знания о весне, сделаем свои открытия.

1.Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность «хочу», создать ситуацию успеха и доверия.

2.Определить содержательные рамки  занятия: особенности и признаки весны.

3.Стимулировать деятельность и её  целенаправленность

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном  действии

(На фоне музыки Чайковского «Времена года. Март» звучит стихотворение, которое подготовил ученик)

Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

                        (С.Маршак)

Какие признаки времени года описал поэт в своём стихотворении?

Весна нас уже ждёт, и прислала нам шифровку. Если мы восстановим ряд чисел, то узнаем, что же нам придётся на уроке исследовать. (Слайд 7)

1-П, 2-Р, 3-И, 4-М, 5-Е, 6-Т, 7- Ы, 8-  , 9- В, 10-Е, 11-С, 12-Н, 13-Ы.

- Давайте прочитаем, что у нас получилось? (ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ)

Определите тему нашего урока.

-Действительно, мы будем говорить о весне и о её приметах .И тема нашего урока называется «Весна – пробуждение природы».

- Как вы понимаете слово «пробуждается»?

 Проблемный вопрос: Какие изменения происходят в природе весной и как они влияют на её пробуждение? 

Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?

Какую цель перед собой поставим? Чему мы должны научиться? Начнём поиск новых знаний. Какие шаги мы должны сделать? (Понять, что мы ещё не знаем и постараться  самим «открыть» новое )

1.Тренировать мыслительные операции (анализ, аналогия,синтез)

2.Мотивировать учащихся к пробному учебному действию

3.Организовать самостоятельное выполнение детьми пробного учебного действия

3.Построение проекта выхода из затруднения.

Давайте составим план сегодняшнего урока.

Составление плана.

Дети предлагают, учитель обобщает.

На доске появляется примерный план.  (Слайд 8) 

1) Изменения в неживой природе с наступлением весны.

2) Изменение в  жизни растений с наступлением весны.

3) Изменение  в жизни животных с наступлением весны

1.Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.

4.Реализация построенного проекта.

Исследовательская деятельность

1) – Откройте учебник на с. 38. (Слайд 9)

– Какое время года изобразил художник?

– По каким признакам вы узнали это время года? ( Темный, грязный снег, бегут ручьи,  на березках еще не распустились листья, тает снег, ярко светит солнце, на деревьях грачи, они строят гнезда)

Действительно, по народному поверью в день Герасима 17 марта прилетают с зимовки к своим гнездовьям грачи. Их еще называют – вестники  весны. Картина эта так и называется «Грачи прилетели», а написал её русский художник Алексей Саврасов.

2) – Посмотрите на следующую страницу (стр.39)

– Что нарисовано на первой картинке?

– Какое это время года?

– Почему в лесу видны проталины? (значение слова)

– Почему тает снег?

– Что изображено на второй картинке?

– Что происходит со льдом на реке?

– Как называют движение льда по реке?

– Почему начинается ледоход? (значение слова)

4) – Посмотрите на картинки внизу. Чем они похожи?

– В чём их различие?

– Что помогает растениям распускать листочки?

– О каких изменениях в природе с приходом весны мы сейчас говорили?

– Прочитайте вывод (стр.39), подтвердились ли наши предположения?

Весной становится тепло. Поэтому снег тает и река освобождается ото льда. На деревьях и кустарниках распускаются листья.

(Вывод: день увеличивается и становится теплее – главные признаки весны)

Да, весной начинает ярче и теплее светить солнце, потому, что к этому времени оно поднимается выше и  солнечные лучи попадают прямо на нашу Землю, а чем прямее они будут попадать, тем станет теплее. Это связано с обращением Земли вокруг Солнца. С данным явлением мы будем знакомиться во 2-м классе.

Работа по заполнению схемы «Признаки весны»:

увеличение продолжительности дня

потепление

таяние снега

ледоход

1.Формировать умение  добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.                                                                                                                                                  

2.  Формировать умение  называть основные особенности каждого времени года,                                                                                                            различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделяя их основные существенные признаки.

3. Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в парах.

- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 10)

Карточка № 1.

Стало холоднее.                                      Стало теплее

Образовались проталины.                     Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                                 День увеличивается.

Река замерзает.                                       Лёд на реке тает.

Листья распускаются.                            Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                          Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.                             Распускаются первоцветы.

- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 5)

- Давайте перечислим все признаки, которые остались. (Учитель на слайде показывает все изменения в природе)

Творческая работа в тетради.

Задание № 1с.51 в рабочей тетради «Попробуй раскрасить картинку так, чтобы зима на ней превратилась в весну. Что нужно прежде всего нарисовать?»

Дети выполняют его самостоятельно (в парах) с последующей проверкой.

– Какие признаки весны вы изобразили?

– А у кого из вас на рисунке есть цветы?

– Какие цветы нарисовали?

Почему  такие цветы называются первоцветы? (Как образовалось это слово?)

  Физкультминутка. Игра «Семечко».

Положите голову на парту, закройте глаза и представьте, что вы маленькое семечко. Вас поливает тёплый дождик, ласково греет своими лучиками солнышко. Вы начали расти, и появился маленький цветочек. Он тянется своими лепестками  всё выше и выше,  радуется солнышку.

Посмотрите, сколько цветов выросло – целая поляна!

Работа в учебнике.  

1)Давайте посмотрим на растения на с. 40.(Подснежник, мать – и – мачеха, медуница)

Поисковая деятельность  «Это интересно».

Работа в группах - поиск информации о первоцветах в энциклопедиях. [3][4],[7] ,[10] ,(Закладка сделана заранее, текст выделен.)

Подснежник. Как вы думаете, почему он так называется? (Как образовалось это слово?) поиск информации о первоцветах в энциклопедиях. [3] ,[4], ],[7] ,[10]

– К сожалению, не все люди могут наслаждаться красотой цветов в природе. Многие рвут цветы. Некоторые виды подснежников стали исчезать, поэтому этот цветок занесён в Красную книгу.

– Какие ещё  растения изображены на картинках?

Это весенний первоцвет – мать-и-мачеха. поиск информации о первоцветах в энциклопедиях. [3] ,[4], ],[7] ,[10]

Медуница . поиск информации о первоцветах в энциклопедиях. [3] ,[4], ],[7] ,[10]

Ребята, а как вы думаете, в чем состоит главная причина оживления в жизни растений?

Опыт. (Слайд 11)        

- Мы с вами 2 недели назад начали проводить опыт с ветками деревьев. Что мы делали? (Одни ветки поставили в воду на подоконник,  другие поставили на подоконник без воды, третьи положили в холодильник)

- Что же произошло? Почему распустили листочки только те веточки, которые стояли на подоконнике в воде?

- Давайте сделаем вывод. Что необходимо растениям для того, чтобы распустили свои листочки? (Тепло, свет и вода).

Продолжение заполнения схемы «Признаки весны»:

набухание почек

появление листочков

Но не только растения реагируют на появление тепла, есть ещё одни «вестники весны»

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боиться?

Угадали? Это …(птица)[11]

Работа по учебнику.

 - Рассмотрите рисунок на стр. 40. Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы)

- А какие птицы прилетают весной?

- Как называют этих птиц? (Перелётные)

- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

 Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач) [11] (Слайд 12)

- Прочитайте на стр.41 народную примету о граче. Почему они называются народными? (Люди наблюдали долгое время за явлениями природы и сделали выводы.)

Грач ежедневно уничтожает до 8 тыс. вредных червей и гусениц. Таким образом, он спасает посевы от насекомых вредителей. [9] ,[5]

  - А кто же прилетает сразу после грача?

Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей …(скворец) [11] (Слайд 12)

- Прочитайте народную примету про скворца.

- Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 12)

 А вот синицы(Слайд 12) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых. [9]

- В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. [9]  (Слайд 13)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 14) 

- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

- Как люди заботятся о птицах? (Строят скворечники)

- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?

- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.

Продолжение заполнения схемы «Признаки весны»:

первоцветы

прилет птиц

Физкультминутка «Скачет бойкая синица»

Скачет бойкая синица, ей на месте не сидится,

Прыг, скок, прыг, скок, завертелась, как «волчок».

Вот присела на минутку, причесала клювом грудку,

И с тропинки - на плетень, та-ра, ри-ра, тень, тень, тень!

1.Тренировать способность к применению полученных знаний на практике.

2.Организовать коммуникативное взаимодействие  с целью реализации построенного проекта.

 3.Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.                      4. Овладеть навыками бережного отношения к  окружающей природе, умение самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения.

5. Формировать активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.

6.Формирование умения перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;                                  

7. Формирование умения преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

8. Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

9. Формирование умения доносить свою позицию до других;                                                                                                                              - слушать и понимать речь другого;                                                                                                                                                        - совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им;                                                                          - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)                                                                              

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Сейчас я предлагаю вам продолжить работу в парах. Каждая пара получает карточки с изображениями первоцветов и их названий. Ваша задача правильно соединить подпись и название.

подснежник

медуница

мать – и мачеха

Проверка по эталону на доске. (Слайд 15)

Работа в тетради( с.51 №4.Зачеркни неправильные фразы о весне. 

Проверка по эталону на доске. Самооценка: + -сделали правильно, ? – есть ошибки, знаю как исправить. (Слайд 16)

Весна начинается в мае

Весной птицы кормят птенцов

Весной становится холоднее и замерзают лужи

Цветут растения, летают пчёлы

Первыми прилетают стрижи

В середине весны птицы начинают строить гнёзда

Распускаются листья

В конце весны прилетают грачи

Снег тает

Не реке - ледоход

1.Тренировать способность к применению полученных знаний на практике.

2.Организовать коммуникативное взаимодействие  с целью реализации построенного проекта.

3. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

4. Формировать умение организовывать собственную деятельность.

7.Включение в систему знаний и повторение.

- Ребята, мы с вами пополнили свой багаж знаний. Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. Какие изменения происходят в природе весной и как они влияют на её пробуждение?

Схема «Признаки весны»: (Слайд 17)

увеличение продолжительности дня

потепление

таяние снега

ледоход

набухание почек

появление листочков

первоцветы

прилет птиц

  - Теперь мы точно сможем на него ответить. Для этого мы поработаем в группах.

Работа в группах.

- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану

 Карточка № 2.

  1. Весна приходит к нам сразу после ________.
  2. Весенние месяцы – это_______________.
  3. Весну можно узнать по таким признакам_______,
  4. Какие раннецветущие растения появляются весной?
  5. Охрана раннецветущих растений.
  6. Какие птицы прилетают к нам весной?
  7. Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?
  8. Какую пользу приносят птицы? Забота о птицах.

- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает свои пункты плана).

- Ребята, вам понравилось проводить опыты? Давайте сейчас выполним еще один опыт, который называется «Волшебное зерно» Каждая группа посадит семена растений, а затем мы будем наблюдать и фиксировать, что будет происходить с нашими семенами.

Опыт «Волшебное зерно» (работа в группах).

- У вас на столе находится 1 пластмассовый стаканчик, садовая земля и песок, маленькие камешки, вода, полиэтиленовая плёнка.

1. Сделаем домик для растения. Сначала сделаем дренаж: чтобы вода не застаивалась на дне горшочка, положите в него камешки и присыпьте их песком. Поверх песка насыпьте садовой земли. Слегка уплотните её. Домик готов.

2. Полейте землю.

3. Сделайте в земле ямку глубиной примерно 1 см. Используйте для этого палочку.

4. Положите в углубление семя растения. Засыпьте сверху землей. Еще раз полейте.

5. Закройте горшочек пленкой. Под ней земля не высохнет, и будет сохраняться тепло. А значит и семя растения выживет. Пройдет немного времени и появится росток. Тогда можно будет снять пленку.

Будем дружно наблюдать как растут наши зернышки.

1.Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания

2.Организовать тренировку ранее сформированных умений

3.Формировать умение характеризовать действия, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.

4.Формировать умение доносить свою позицию до других;                                                                                                                              - слушать и понимать речь другого;                                                                                                                                                        - совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им;                                                                          - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)                                                                              

8.Рефлексия учебной деятельности

Почему мы начали изучать такое время года, как весна?

Вспомните, в начале занятия мы не могли понять как  изменения, происходящие  в природе весной  влияют на её пробуждение. 

Какие пункты плана выполнили?

Удалось ли каждому из вас открыть  «новое» знание самому?

Как работала наша группа? ( Дружно, вместе обсуждали, искали выход)

Оцените свои достижения: поднимите зеленый, красный или желтый кружок. (Слайд 18)

Зеленый  - урок прошёл удачно. Я доволен собой.

Жёлтый  мне было трудно, но я справлялся с заданиями.

Красный – мне было трудно. Мне нужна помощь. 

Дома будете в роли учёных – расскажите родителям новые знания и подберите загадки по теме  «Весна – пробуждение природы»;

 по желанию сделайте книжку – малышку «Первоцветы», «Вестники весны».

1.Зафиксировать новое содержание.

2.Оценить собственную деятельность и деятельность группы

3. Соотнести  цель  и результат своей деятельности

4. Формировать умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

  1. Источники
  1. Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения. Образовательная система «Школа 2000» /Построение непрерывной сферы образования. – М.:АПК и ППРО, УМЦ. М.: 2007г.
  2. Интернетресурсы. А. К. Саврасов  «Грачи прилетели» - http://www.artprojekt.ru/library/novella/39.htm;                                                       музыкальные файлы  - http://mp3ostrov.com/;                                                                                                              фон - http://pedsovet.su/;

картинки - mages.yandex.ru/yandsearch.

  1. Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. Я и мир вокруг нас. / Под редакцией А.А. Вахрушева. Изд. 2 – е, перераб. М.: «Баласс», 2012г.
  2. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения./ Под ред. О.Г.Хинн. М.:ТКО «АСТ»,1995г.
  3. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. / Под ред. О.Г.Хинн. М.: «АСТ»,2000г.
  4. Знаете ли вы?. Сост.Г Шалаева,Е.Коровкина. Филологическое общество»Слово», 1995г
  5. Справочник лекарственных растений. С.А. Серикова. М. ООО ТД Издательство «Мир книги», 2011г.
  6. Атлас животных. Перевод с французкого В.Найденова .Смоленск: «Русич»,2011г.
  7. Иллюстрированая энциклопедия « Самые известные животные».М.: « Белый город», 2008г.
  8. Махланюк В.П. Буква К.Л. «Лекарственные растения в народной медицине» Саратов. Приволжское  книжное  издательство, 1993г.
  9. Сборник загадок. Пособие для учителя. Сост. М.Т. Карпенко.М.:»Просвещение»,1988г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Окружающий мир» Тема: "Весна: пробуждение природы". 1 класс

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.Цели урока:1.Показать пробуждение природы и научить ребят наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событ...

Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса на тему «Охрана природы. Заповедники».

Форма проведения: урок- рассуждение. Тип урока: урок изучения и закрепление новых знаний.Цель урока: продолжить знакомство учащихся с правилами охраны природы....

Интегрированный урок по окружающему миру /ФГОС/ "Весна - пробуждение природы"

Современный урок в начальной школе. Это использование индивидуальных компьютеров и интерактивной доски.  Это интегрированный урок.Это урок - конференция.  Работа в парах, группах. Подготовка...

Урок окружающего мира с мультимедийной презентацией. "Природа в опасности! Охрана природы."

На уроке ученики познакомятся с Красной книгой Красноярского края, узнают о животных и растениях, которые  находятся в опасности. Узнают и о животных, которые вновь получили распространение в кра...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Разработка урока окружающего мира по теме "Неживая природа зимой"

Разработка урока по окружающему миру по теме "Неживая природа зимой"....

Разработка урока окружающего мира по теме "Неживая природа зимой"

Разработка урока по окружающему миру по теме "Неживая природа зимой"....