Технологическая карта урока "В царстве грибов"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Никитина Тамара Иннокентьевна

Цнлью данного урока является - создание условий для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся сформируется первичное представление о царстве грибов, как отдельном царстве живой природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog.karta_uroka.docx46.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Никитина Тамара Иннокентьевна

 Класс: 3

Программа: УМК «Школа России».

Предмет: окружающий мир.

Тема урока: «В царстве грибов».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: создание условий для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся сформируется первичное представление о царстве грибов как отдельном  царстве живой природы.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

-знакомятся с разнообразием грибов и определяют грибы в царство грибов;

-перечисляют признаки съедобных и несъедобных грибов;

-называют части грибов;

-устанавливают связь деревьев и грибов;

-узнают  правила сбора грибов.

– определяют, формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками;
– составляют план и последовательность действий;

Выдвигают версии, гипотезы, предположения;
– оценивают  то, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить.

-используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных  признаков; осуществляют сравнение, классификацию по заданным критериям.

 – оформляют свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

-работают в паре, группе, с учителем, строят монологические высказывания.

-формулируют и принимают правила бережного отношения к природе и к грибам как к царству живой природы;

-формирование  положительного отношения к уроку окружающего мира;

-воспитание потребности оценивать свою деятельность.

Оборудование:

-Учебник «Окружающий мир» 1-4 кл. А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2011. 1 часть, карточки с заданиями  для работы в парах и группах. «Я познаю мир. Растения» Дет.энциклопедия. Авт.-сост. Л.А.Багрова. М.ООО «Издательство АСТ», 2003г, муляжи грибов-лисичек.

-Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «В царстве грибов».

Ход урока

 Название этапа урока.

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока).

Формы организа

ции деятельности учащихся.

Действия учителя по организации деятельности учащихся.

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные).

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока.

Диагностика

достижения планируемых результатов урока.

1

Организационный этап.

Дать психологическую установку на урок

Фронтальная

-Добрый день, дорогие ребята. Начался урок окружающего мира. Мы спокойны, добры и приветливы, мы – одна команда.

-На партах у вас лежат листы обратной связи, за каждое правильно выполненное задание, вы знаете, нужно поставить +, за неправильное -, если задание выполнено наполовину ставим

полуплюс.

Приветствуют гостей, проверяют готовность к уроку, садятся.

 

. Выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют  желание узнать новое, готовы

 слушать и слышать.

Наблюдение

2

Проверка домашнего задания.

Анализ объектов с целью выделения главного

Фронтальная.

Индивидуальная.

Работа в парах.

Давайте вспомним группы животных по их признакам:

-у этих животных тело покрыто перьями, как называется эта группа?

-животные, тело которых покрыто иголками;

-животные, у которых 6 ног и 8 ног;

-животные, у которых кожа нежная и голая;

- водные животные, тело которых покрыто чешуёй;

-ползающие животные, с сухой чешуйчатой кожей;

-животные, тело которых покрыто шерстью, а своих детёнышей они выкармливают молоком.

-На какие группы делятся животные по способу питания?

Каждой паре даётся лист с названиями животных, нужно назвать группу животных и найти среди них лишнее животное.

-На Земле с каждым годом становится меньше животных, назовите причины их исчезновения.

-Исчезающих животных люди заносят в Красную книгу. Дома вы готовили сообщения о некоторых животных, занесённых в Красную книгу, пожалуйста, представьте свои работы классу.

-Скажите, ребята, что делается в нашей стране для охраны животных?

-Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва…

-Мы закончили работу по теме «Охрана животных». Дома вы приготовили  презентации, книжки-малышки о лекарственных растениях, запрещающие знаки, многие вы придумали сами. В листах обратной связи поставьте себе отметку за домашнее задание и работу на уроке.

Строят монологическое высказывание, участвуют в диалоге.

-птицы;

-иглокожие;

-насекомые,

паукообразные;

-земноводные;

-рыбы;

-пресмыкающиеся;

-звери или млекопитающие.

-Растительноядные, насекомые, хищники и всеядные.

1.Морская звезда. Морской ёж, морская лилия, морской огурец, осьминог.

2.Жук, бабочка, паук, стрекоза, пчела, муха.

3. Лягушка, ящерица, змея, черепаха, крокодил.

4. Речной рак, краб, креветка, пиявка.

5.Щука, карась, уж, ёрш.

-Вырубка лесов, уничтожение растительности, загрязнение воды, охота, загрязнение почвы, бесхозяйственная

 деятельность человека.

Презентация о фламинго и жуке-красотеле (приложение к уроку №1 и №2

представляют двое обучающихся).

-Создаются заповедники, национальные парки, зоопарки. В Красноярском крае создан зоопарк «Роев ручей» и заповедник «Столбы».

(Приложение №3.)

Различают группы животных по их основным признакам.

Строят связные высказывания в устной  форме.

Проводят анализ объектов, находят общие признаки, определяют лишнее животное, доказывают его различие от остальных животных.

Представление презентаций о животных, занесённых в Красную книгу.

Чтение стихотворения о том, как нужно вести себя в заповедных местах.

Наблюдение, опрос.

Работа по индивидуальным карточкам.

3

Постановка темы и цели урока.

Формулирование темы и  цели урока.

Фронтальная.

-Сегодня мы будем дальше изучать нашу удивительную природу. Отгадайте загадки

1.И на горке, и под горкой,

 Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

2.Стоит Антошка

На одной ножке,

Сам маленький,

А шляпа большая.

3.Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпа есть-нет головы.

- Верно, это грибы, значит, какова будет тема урока?

-Раздел учебника, в который входит тема сегодняшнего урока, называется «Эта удивительная природа!» Сегодня мы продолжим удивляться, изучая природу.

-Что вы хотите узнать о грибах?

-Это будет цель нашей деятельности – ответить на все интересующие вас вопросы.  В листах обратной связи отметьте, что вы поставили цель урока.

Отгадывают загадки. Все загадки о грибах.

Оформляют чётко и полно тему урока: «Царство грибов»

Ставят вопросы, интересующие детей о грибах.

-Что такое грибы?

-Из каких частей состоит гриб?

-Как грибы связаны с деревьями?

-Какие бывают грибы?

-Как собирать грибы?

Оформляют чётко и полно цель своей деятельности.

- Определяют учебную задачу на уроке;

- умеют ясно и четко излагать свое мнение, выстраивают речевые конструкции.

4

Изучение нового материала.

Определить, что такое грибы,  к какому царству можно отнести грибы.

Познакомиться со строением гриба.

 

Создание проблемной ситуации.

Работа по учебнику на странице 112.

Фронтальная, парная, групповая.

Индивидуальная.

 -Начнём работу с определения грибов.

- Как вы думаете, что такое грибы?

-Что вы можете сказать о грибе как об объекте?

- К какой природе относятся грибы? Почему?

-К растениям или животным мы можем отнести грибы?

Грибы – это особое царство не растений и не животных. Грибы – это царство грибов. Учёные биологи только недавно отнесли грибы в особое царство, а раньше причисляли их к растениям.

- Приходилось ли вам собирать грибы? Какие?

Отгадайте загадки

1.Вот он гриб – боровик.

И красив он, и велик.

2. Не спорю – не белый,

Я, братцы,  попроще.

Расту я обычно в берёзовой роще.

3.Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята

Под сосной растут …

4.Ходят в рыженьких беретах,

Осень к нам приносят летом,

Очень дружные сестрички

Золотистые …

5.Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я …

6. Нет грибов дружней, чем эти -

Знают взрослые и дети:

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

(на экране появляются картинки грибов)

-Что вы можете сказать о внешнем строении грибов?

-Что у них общего?

Ребята, все грибы имеют разные названия, но строением они похожи. Большинство грибов состоят из шляпки и ножки и называются шляпочными грибами.

В рабочей тетради подпишите названия строения гриба.

-Если посмотреть на низ шляпки гриба, то снизу у одних грибов можно увидеть слой трубочек, у других – пластинки. В шляпке созревают грибные споры- крошечные «пылинки», которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.

А теперь давайте посмотри на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа?

-Какое бы вы дали ей название?

-А на самом деле подземная часть гриба называется грибница. Шляпку и ножку гриба называют плодовое тело. Посмотрите на части гриба и скажите, как по-вашему, какая из частей гриба играет более важную роль в его жизни?

- На десятки метров под землёй раскидываются ниточки грибницы. С каждым днём появляются новые ниточки. На них образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы. Грибы срывают или погибают, а грибница остаётся. После нескольких дней появляются новые грибы – это грибница даёт новые плодовые тела. Грибницы живут многие годы.

Задумывались ли вы над вопросом, почему подберёзовик  называется подберёзовиком, а подосиновик подосиновиком?

-Что получают грибы от деревьев, а деревья от грибов? Как связаны грибница и корни грибов?

-А кто убирает в лесу засохшие листья под деревьями? Ведь каждую весну, когда вы приходите в лес, вы не видите сухих листьев.

Высказывают свои предположения о грибах, анализируют, доказывают, подтверждают свои предположения материалами учебника. В результате появляется на доске схема:



Дети говорят о том, какие они собирали грибы, где.

Отгадывают загадки.

-Белый гриб.

-Подберёзовик.

-Маслята.

-Лисички.

-Подосиновик.

-Опята.

Работа в рабочей тетради.

Высказывают свои предположения о строении грибов.

Рисуют в тетрадях схематично грибы, подписывают части гриба.

Она состоит из нитей, похожих на паутину.

Ответы детей.

Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что…(высказывают разные мнения)



Дети высказывают свои предположения.

-Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли, взамен берут из корней деревьев сахар.

-Это грибница съедает лесной мусор.

Положительно относятся к учению, к познавательной деятельности.

Осуществляют совместную деятельность в парах  с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных  признаков; осуществляют сравнение, классификацию по заданным критериям.

С достаточной полнотой и точностью выражают

свои мысли в соответствии с задачами урока.

Наблюдение.

5

Физкультминутка

(слайд 16)

 Правила здоровьесберегающего поведения.

Коллективная

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Вот мы в лес вошли –

Белый гриб нашли.

Вот грибок, другой грибок,

Положу их в кузовок.

Соблюдение правил здоровьесберегающего поведения.

6

Изучение нового материала (продолжение)

Рассматривание иллюстраций грибов в Красной книге России.

Создание проблемной ситуации (Слайд№18)

Коллективная.

Работа в группах.

-Видели ли вы такие грибы? Что это за грибы?

Как вы понимаете пословицу «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?

-Начинающему грибнику очень важно научиться различать съедобные грибы от несъедобных, хорошо знать ядовитые грибы. Пользуясь рисунками и текстом учебника, найдите сходство и различие грибов.

Каждая группа получает таблицу, в которую нужно занести различия съедобных и несъедобных грибов: белый и желчный гриб, опёнок осенний и ложноопёнок, шампиньон и бледная поганка.

-Запомните, ребята, что нужно делать при отравлении (Слайд№22)

-Чтобы не спутать эти грибы, пользуйтесь главным правилом грибника: собирать только те грибы, которые хорошо вам известны. Если сомневаешься – не бери!

-Кто из вас знает, как правильно собирать грибы?

-Грибы очень полезны. Грибами питаются лоси, сороки, ежи, белки, мышки (Слайд 24).

-Это редкие грибы, их мало осталось на земле, а некоторые совсем исчезли.

Высказывают свои мнения, приводят примеры из жизни.

Инсценирование стихотворения «Мухомор» Р.Сарби (приложение №3).

Ребята выполняют задание группой, а затем на экране заносят данные в таблицу

 ( группа выбирает того, кто работает у экрана Слайды 19, 20, 21).

1группа. У самого ценного гриба-белого-есть опасные двойники. Это желчный и сатанинский грибы. Они отличаются от белого тем, что у них нижняя сторона шляпки не белая, а розовая или даже красная.

2 группа. Есть двойники и у опят – ложные опята. У съедобных опят шляпка коричневато-жёлтая, на ножке плёнка, похожая на кольцо. У ложных - жёлто-зелёная или красновата шляпка, а на ножке нет кольца.

3 группа. Шляпка шампиньона снизу розовая, внизу на ножке нет мешочка, а у бледной поганки шляпка внизу белая, на ножке внизу разорванный мешочек.

 

Ребята отвечают.

1.Собирать только те грибы, которые хорошо знаешь.

2.Срезай грибы ножом или выкручивай из грибницы, не раскидывай в сторону листья и мох.

3. Не бери старые грибы.

4. Нельзя брать грибы около шоссейных дорог, в городских скверах. Грибы накапливают вредные вещества, которые выбрасывают в атмосферу автомобили и предприятия.

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Наблюдение.

7

Рефлексия.

Подведение итога урока.

Фронтальная.

Давайте подведём итог урока

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Выполнили ли мы её?

-Посмотрите на листы достижения, что у вас получилось хорошо, какие трудности у вас возникли, какую вы себе поставите отметку и почему?

 -Вот и закончилось наше путешествие в царство грибов. На земле более 100 тыс. грибов, а мы назвали очень мало. Дома, я думаю, вы найдёте в дополнительной литературе материал о других грибах и расскажете нам на следующем уроке. Д/З (Слайд №25) Когда вы пойдёте за грибами, применяйте правила сбора грибов, не нарушайте моховой ковёр под деревьями, не давайте оскудеть нашим грибным богатствам. Пи встрече с красотой природы восхищайтесь, радуйтесь, смотрите, изучайте, но не уничтожайте её. Тогда наша планета, Родина, край будут красивыми и богатыми.

Ребята обсуждают

результаты выполненной работы,  анализируют свою работу на уроке, опираясь на листы обратной связи, предполагают свои отметки.

Способность к самооценке, осознание качества и уровня выполнения работы.

Наблюдение.

Литература:

1. «Что такое. Кто такой.» Т.1 – Москва. «Педагогика-Пресс», 1992г.

2. «Я познаю мир. Растения» Дет.энциклопедия. Авт.-сост. Л.А.Багрова. М.ООО «Издательство АСТ», 2003г.

3. Сценарии школьных праздников: внеклассная работа1-4кл.Составитель Е.М.Тихомирова.М. Издательство «Экзамен», 2007г.

4.  «Занимательное азбуковедение» Сост. В Волина, М. «Просвещение» 1991гю

Приложение №1. (Слайд 1-3) Фламинго в переводе с греческого обозначает «огонь». Оперение у фламинго ярко-розовое, очень красивое. Люди убивали птиц из-за таких красивых перьев. Они встречаются в Африке и Южной Америке на соляных озёрах и мелководьях. Крылья у птиц короткие и широкие, а ноги очень длинные, вставать им очень тяжело, поэтому при вставании они помогают себе клювом. У фламинго в гнезде бывает 1 или 2 яйца, насиживают яйца обе птицы в течение месяца. Они очень осторожны и пугливы, при появлении человека бросают не только яйца, но и беспомощных детёнышей. Лишь только при бережном отношении удаётся сохранить эту удивительно красивую птицу.

Приложение №2. (Слайд4-6)

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык и рогами качал.

       И очень серьёзным и грозным он был-

                                                                         Я даже дорогу ему уступил.

                                                                          Мне имя его неизвестно пока,

                                                                          Но я не забуду лесного жука.

                                                                          Я в школе в библиотеку пойду.

Жука моего по рисункам найду.

  Узнаю, где водится, как он живёт,

 Зачем ему крылья и что он жуёт.

          И будут страницы, как травы, шуметь,

       И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я вам расскажу про жука своего.

Как славно, что я не обидел его!

Я вам расскажу про жука-красотела. Эти жуки очень быстро исчезают с нашей планеты. Часто наши парки и сады постигает беда. Гусеницы поедают листву у деревьев и кустарников. Только жук-красотел может с ними справиться. Красотелом его назвали за блеск его крыльев. Этот жук уничтожает гусениц и куколок вредных бабочек. За день он съедает такое количество вредителей, которое в несколько раз больше его веса. Он приносит огромную пользу лесу. Но в последнее время гусениц травят ядохимикатами и, к сожалению, первым погибает чудесный жук-красотел. Очень жалко такого санитара леса.

Приложение№3.                                                  Не рви цветов у скал высоких,

                                                                               Живых деревьев не ломай,

      Зверей не трогай быстроногих,

И птиц напрасно не пугай.

            Не жги костёр – изранишь землю,

      Вдруг ветер: и пошёл пожар –

            Прислушайся – природа внемлет,

     И каждый шаг твой, как удар!

      Прошу тебя, будь осторожен,

    Не разрушай лесной покров,

       Ведь для земли он будет кожа,

        А сколько скрыто в нём миров!

                                                                                 Я верю, заповеди эти,

    Ты будешь свято соблюдать.

           «Столбы» одни  на белом свете –

 Нам их беречь и охранять.

Стихотворение Р.Сарби «Мухомор»

В красной шапке у дорожки

На высокой тонкой ножке

Пляшет, пляшет мухомор,

Веселит сосновый бор.

-Ты чего это, проказник,

Нарядился как на праздник?!

Не обманет твой наряд,

Покажи, где спрятан яд?!

Вот как дам по голове-

Не найдут тебя в траве!

Вдруг из чащи вышел лось

И сказал сердито:-Брось!

Ты мне друг, но уговор:

Чур, не трогать мухомор!

-Ты с ума сошёл сохатый?

Не грозишь ли мне расплатой?

Мухомор красив на вид,

Но как змеи ядовит.

Грустно лось качнул рогами:

-Нет, не станем мы врагами.

Ты не знал, что с давних пор

Лечит зверя мухомор?

Для всего лесного царства

Он-звериное лекарство.

Кто бы в чаще без него

Спас лосёнка моего?

Снова шёл я по дорожке,

Нес домой грибы в лукошке,

Только больше наповал

Мухоморы не сбивал.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "В царстве грибов"

Технологическая карта урока по окружающему миру "В царстве грибов" 3 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»

название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс

Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме " В царстве грибов"

Данный материал включает  технологическую карту урока по предмету "Окружающий мир" в 3 классе по теме " В царстве грибов" и дополнительный материал к этому уроку....

Технологическая карта урока - исследования по окружающему миру по теме: « Царство грибов» в рамках ФГОС с использованием ИКТ.

Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний.. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. На уроке создаются возможности для решени...

Технологическая карта урока по теме: В царстве грибов

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по курсу «Окружающий мир».     Усвоение новой темы базируется именно на этом материале,...