Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Гусарова Анастасия Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по окружающему миру, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx62.97 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

     

     Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по окружающему миру, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность  изучения разделов окружающего мира с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены  к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Цель рабочей программы - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
  • формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
  • создание   условий для формирования и развития у школьников:
  • творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
  • умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в  парах, группах;
  • общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой).

Формы организации работы при изучении курса мир вокруг нас разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности,  вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

II. Планируемые результаты освоения  учебного предмета, курса

Личностные

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

         Метапредметные

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Планируемые результаты

  В результате  изучения  курса «Окружающий мир»  обучающиеся 3класса  получат возможность расширить, систематизировать и углубить   исходные представления  о природных и социальных   объектах и явлениях как  компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.

   Они приобретут  опыт эмоционально  окрашенного. Личностного отношения  к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных  наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.

    Обучающиеся  получат  возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

    Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить  наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые   причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

     В результате  изучения курса они заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться  соблюдать правила поведения в мире  природы и людей, правила  здорового образа жизни. Освоят элементарные нормы  адекватного природо- и  культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Раздел  «Человек  и природа»

Обучающиеся 3 класса научатся:

-   различать (узнавать)  изученные  объекты  и  явления живой и неживой  природы;

-  описывать на основе предложенного  плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  основные существенные  признаки;

-  сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков  или известных  характерных  свойств и проводить  простейшую классификацию  изученных  объектов природы;

- проводить несложные наблюдения  и ставить опыты, используя простейшее  лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении  наблюдений и опытов;

-   использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной  информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или  письменных высказываний;

-   использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе  иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;

-  использовать готовые модели (глобус, карта, план)  для  объяснения  явлений или выявления свойств объектов;

-  обнаруживать  простейшие  взаимосвязи  между живой и неживой  природой, взаимосвязи  в живой природе;  использовать их для объяснения необходимости бережного  отношения  к природе;

-  определять характер  взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния  этих отношений на природные объекты, на здоровье  и безопасность человека;

-    понимать необходимость  здорового образа жизни, соблюдения  правил безопасного  поведения;  использовать  знания   о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся  получит возможность  научиться:

-  осознавать ценность природы и необходимость   нести ответственность за  её  сохранение, соблюдать правила экологического поведения  в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии)  и в природе;

-   пользоваться  простыми навыками самоконтроля и саморегуляции   своего самочувствия для  сохранения здоровья, осознанно  выполнять  режим дня, правила рационального питания  и  личной  гигиены.

-   выполнять правила безопасного поведения в природе,  оказывать  первую помощь при несложных несчастных  случаях.

Раздел  «Человек и общество»

Обучающийся  научится:

- различать государственную  символику Российской Федерации;   описывать  достопримечательности столицы и родного края;  находить на карте Российскую  Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее;  соотносить основные (изученные)  исторические события  с датами,  конкретную дату с веком;  находить место  изученных событий на «ленте времени»;

-   используя  дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

-   оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах  (семья, общество сверстников  и т.д.);

-    использовать различные  справочные издания  (словари, энциклопедии)  и  детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска   и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных  устных или письменных высказываний;

-  соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость  здорового образа жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  осознавать свою неразрывную связь с разнообразными  окружающими социальными группами;

-  ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;  оценивать их возможное влияние  на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

-  наблюдать и описывать проявления богатства  внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы,  профессионального сообщества, страны;

-   проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные  договорённости и правила, в том числе правила общения  со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:

  • наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
  • выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
  • проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
  • работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
  • работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:

Обучающиеся должны знать:

  • человек — часть природы и общества;
  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
  • группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
  • группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

  съедобные и несъедобные грибы;

  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила  противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  • потребности людей; товары и услуги;
  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

III. Содержание  учебного предмета, курса

В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

     Как устроен мир – 7 ч.

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.

Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,

мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.

Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Моделирование: схемы экологических связей в природе.

Природа в опасности! О маленьких ранах… О больших ранах. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные. Охрана  природы

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Обучающиеся  должны знать:

  • понятия: «биология», «экология», «окружающая среда», «заповедник»
  • отличия живых существ от элементов неживой природы;
  • царства живой природы: растения, животные, грибы, микробы;
  • государственные символы России;
  • меры, принимаемые для охраны природы;
  • 2-3 названия исчезнувших животных;
  • некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России;

Обучающиеся  должны понимать:

  • отличие человека от других живых существ;
  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы;
  • значение природы для человека;
  • что такое общество;
  • основные экологические проблемы природы и современного общества.

Обучающиеся должны уметь:

                  -    различать объекты природы и предметы, созданные человеком;

  • различать объекты живой и неживой природы;
  • приводить примеры экологических связей;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;

     Эта удивительная природа – 19 ч.

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

 «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Демонстрация: опыты, доказывающие, что вещества состоят из мельчайших частиц.

Моделирование: расположение частиц в твердом, жидком, газообразном веществе.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания;

Воздух - смесь газообразных веществ: азота, кислорода и углекислого газа. Легко определяемые свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Влияние загрязнений воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений 

Демонстрация: опыты, показывающие расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении.

Моделирование: расположение частиц воздуха при нагревании, при охлаждении.

Вода. Легко определяемые свойства воды. Вода — растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Влияние загрязнений воды на организмы. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Практические  работы: свойства воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра.

Демонстрации: опыты, показывающие растворение вещества в воде, расширение воды при нагревании, сжатие при охлаждении, круговорот воды.

Моделирование: расположение частиц воды в твердом, жидком и газообразном состоянии; схемы круговорота воды в природе.

  Разрушение твердых пород под действием воды, ветра, растений, изменений температуры.

Демонстрация: опыт, показывающий расширение твердого тела при нагревании.

Почва. Состав почвы. Живые существа почвы. Плодородие — главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных. Образование солей из перегноя. Роль микробов в этих процессах. Поглощение растениями из почвы растворенных в воде солей. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живой природы. Разрушение почвы.

Практическая работа: рассматривание образцов почв.

Моделирование: что растения получают из почвы.

Демонстрация: опыты, выявляющие состав почвы.

Ботаника — наука о растениях. Органы растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) и их функции («работа»). Виды растений. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Некоторые отличительные признаки этих групп растений. Представление о получении растением из углекислого газа и воды на свету питательных веществ сахара и крахмала, выделении кислорода. Растения — источник питательных веществ и кислорода для животных и человека. Приспособленность организмов к условиям жизни. Размножение и развитие растений: представление об опылении, о распространении плодов и семян, о развитии  растения   из   семени.   Роль   растений   в   природе  и  жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений. Охрана растений. Растения Красной книги. Роль ботанических садов в охране растений. Правила поведения в природе.

Практические работы: рассматривание гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животным.

Моделирование: развитие растения из семени.

Демонстрация: знаки к правилам поведения в природе.

Зоология — наука о животных. Разнообразие животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Некоторые отличительные признаки этих групп животных. Виды животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Роль хищников в природе. Цепи питания, сеть питания (пищевая сеть). Экологическая пирамида. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления. Приспособленность организмов к условиям жизни. Размножение и развитие животных: насекомых (на примере бабочки), рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Забота о потомстве у животных. Значение животных в природе и жизни человека. Уменьшение численности и разнообразия диких животных. Охрана животных. Животные Красной книги. Роль заповедников, национальных парков, зоопарков в охране животных. Правила поведения в природе.      

Моделирование: цепи питания; сети питания (пищевая сеть); экологическая пирамида; развитие бабочки, лягушки, рыб, птиц.

  Демонстрации: знаки к правилам поведения в природе.

Царство грибов. Особенности строения гриба. Подземная часть гриба – грибница. Её значение для гриба и образования перегноя. Связь грибов и растений: грибница помогает корням всасывать из почвы воду и соли, а взамен получает питательные вещества, которые растения производят на свету. Бережное отношение к грибам. Грибы из Красной книги России. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.

Моделирование: строение гриба.

     Великий круговорот жизни – круговорот веществ в природе. Основные звенья круговорота: растения – производители, животные – потребители, бактерии и грибы – разрушители.

Обучающиеся  должны знать:

  • понятия: «тело», «вещество», «частица», «химия», «поваренная соль», «кислота», «крахмал», «фильтр», «состояние», «испарение», «круговорот», «почва», «плодородие», «ботаника», «вид», «опыление», «ботанический сад», «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «хищники», «млекопитающие», «цепь питания», «сеть питания», «экологическая пирамида», «личинка», куколка», «малек», «головастик», «грибница», «производители», «потребители», «разрушители»;
  • как обнаружить крахмал в продуктах питания;
  • состав воздуха, воды, почвы;
  • свойства воздуха, воды;
  • значение воздуха, воды для живых организмов
  • отчего загрязняется воздух, вода;
  • что нужно делать людям, чтобы воздух и вода был чистым;
  • три состояния воды;
  • главное свойство почвы;
  • значение растений и животных для природы и человека;
  • группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;
  • отличительные признаки этих групп растений;
  • как распространяются семена и плоды растений;
  • какие условия нужны для прорастания семян;
  • причины уменьшения дикорастущих растений: хозяйственная деятельность людей, сбор букетов, вытаптывание, неправильный сбор лекарственных трав;
  • несколько представителей растений, грибов и животных из Красной книги России;
  • причины уменьшения диких животных: вырубка лесов, загрязнение воды, неумеренная охота, неправильное поведение человека в природе, хозяйственная деятельность людей;
  • группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери;
  • группы животных по особенностям питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные;
  • как размножаются и развиваются насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери;
  • строение гриба;
  • какие грибы относятся к съедобным, а какие – несъедобные;

-правила сбора грибов: собирать только те грибы, которые хорошо знаешь; когда ищешь грибы,

-не разрывать листву, мох; срезать грибы ножом; не брать старые грибы; не собирать грибы возле шоссейных дорог, предприятий, в городских скверах;

Обучающиеся  должны понимать:

  • что тела состоят из веществ;
  • что  вещества состоят из частиц;
  • почему с кислотами нужно обращаться осторожно;
  • почему при нагревании воздух и вода расширяются, а при охлаждении сжимаются;
  • как происходит круговорот воды в природе;
  • как происходит разрушение твердых горных пород;
  • как живые существа влияют на плодородие почвы;
  • как образуется почва;
  • как перегной превращается в соли;
  • как происходит процесс дыхания и питания растений;
  • как происходит опыление;
  • как развивается растение из семени;
  • как грибы связаны с деревьями;
  • какое значение для леса имеют грибы;
  • процесс круговорота веществ в природе;

Обучающиеся  должны уметь:

  • очищать воду с помощью фильтра;
  • строить схемы  цепей и сетей питания;
  • строить схемы экологических пирамид;
  • по схеме рассказывать о круговороте жизни на Земле;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в  природе и между природой и человеком;
  • изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила поведения в природе и обосновывать их необходимость;
  • в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

     Мы и наше здоровье – 10 ч.

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

     Практические работы : знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса. 

Наша безопасность – 8 ч.

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.

Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.

Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.

Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.

Моделирование: план эвакуации из школы на случай пожара.

Правила дорожного движения: если ты пешеход, если ты велосипедист, если ты пассажир. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. 

Практические работы:       знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды. 

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Опасные места: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, лёд.

Моделирование: схема двора и окрестностей с обозначением

опасных мест.

Как уберечься от молнии. Ядовитые растения и грибы. Опасности, которые несут змеи. Правила безопасности при общении с кошками и собаками.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защитится от загрязненной воды. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Обучающиеся  должны знать:

  • понятия: «диспетчер», «сервис», «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр»;
  • номера телефонов экстренных служб;
  • места расположения вентилей, перекрывающих воду (дома);
  • основные дорожные знаки и их назначение;
  • основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране;

Обучающиеся  должны понимать:

  • что деятельностью организма управляет нервная система;

значение кожи для тела человека: защита от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий.

Обучающиеся  должны уметь:

  • соблюдать правила пожарной безопасности;
  • быстро эвакуироваться из здания школы;
  • перекрывать вентили с горячей и холодной водой;
  • перекрывать газ в газовой плите;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
  • уберечься от удара молнии;
  • оказать первую помощь, если укусила змея;
  • соблюдать правила безопасного поведения с домашними животными;
  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

     Чему учит экономика – 12 ч.

Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.

Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.

Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.

Практические работы:  рассматривание образцов полезных ископаемых и определение их названий.

Растениеводство.  Зерновые культуры. Овощные и плодовые культуры. Кормовые культуры. Прядильные культуры. Животноводство. Разведение животных на пасеке, на птицеферме, в пруду, на животноводческой ферме. Как трудятся животноводы.   

Практические работы:  рассматривание гербарных культурных растений и составление описаний растений.

Промышленность – отрасль экономики. Какая бывает промышленность: добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность.

  Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Деньги. Денежные единицы. Лицевая и оборотная сторона монеты. Заработная плата и сбережения. Бюджет план доходов и расходов. Налоги. Государственный бюджет: доходы и расходы. Семейный бюджет. Какие бывают доходы в семье: зарплата, стипендия, пенсия, прибыль от фирмы, гонорар. Какие бывают расходы в семье. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологическая катастрофа. Две стороны экономики: производство необходимой продукции, вред, который наносится окружающей среде. Значение экологических прогнозов.

Практическая работа: рассматривание монет.

Обучающиеся  должны знать:

  • понятия: «потребности», «товары», «услуги», «природные богатства», «капитал», «месторождение», «геолог», «отрасль», «растениеводство», «зерновые культуры», «кормовые культуры», «прядильные культуры», «животноводство», «бартер», «купля-продажа», «денежные единицы», «сбережения», «бюджет», «доходы», «расходы»,  «налоги», «стипендия», «пенсия», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз»;
  • 7-8 названий полезных ископаемых (железная
  • руда, известняк, каменный уголь, нефть, гранит, глина, природный газ);
  • способы добычи полезных ископаемых;

представителей различных групп культурных растений;

  • представителей различных групп домашних животных;
  • отрасли промышленности;

Обучающиеся  должны понимать:

  • в чем состоит главная задача экономики;
  • от чего  зависит успех труда в экономике;
  • значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности людей;
  • как связаны растениеводство и животноводство, животноводство и промышленность;
  • какую продукцию производит каждая отрасль промышленности;
  • от чего зависит цена товара;
  • зачем нужен государственный бюджет;
  • из чего складываются доходы и расходы в государственном бюджете;
  • зачем нужен семейный  бюджет;
  • из чего складываются доходы и расходы в семейном бюджете;
  • взаимосвязь экономики и экологии.

Обучающиеся  должны уметь:

  • коротко описать «рождение» какого-либо предмета;
  • определить название предложенного образца

    полезного ископаемого и установить некоторые его свойства (твердое или жидкое, цвет, прозрачное   или непрозрачное, плотное или рыхлое);

  • давать описание растений по предложенному плану: название, к какой группе относится (дерево, кустарник или травянистое растение), где выращивают (в поле, в саду, на огороде), как человек использует это растение;
  • определять лицевую и оборотную сторону монеты;
  • составлять простые экологические прогнозы;
  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;

     Путешествие по городам и странам – 12 ч.

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.

Бережное отношение к культурному наследию человечества.

Обучающиеся  должны знать:

  • понятия: «финифть», «сухопутная граница», «морская граница» ;
  • города Золотого кольца России;
  • государства, имеющие с Россией морскую границу;
  • государства, имеющие с Россией сухопутную  границу;
  • главные достопримечательности государств, граничащих с Россией;

Обучающиеся  должны понимать:

  • отличие физической и политической карты;

Обучающиеся  должны уметь:

  • «читать» карту: находить и показывать страну на карте, ее столицу;
  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;

Охрана безопасности жизнедеятельности

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Окружающая среда. Взаимодействие человека с окружающей средой. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни? Правила по безопасному пользованию газом в быту. Сигналы: 01, 02, 03, 04. Чем опасна бытовая химия? Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды. Меры безопасности на водоёмах осенью, зимой, весной. Способы самоспасения на воде и помощь терпящим бедствие. Основные подручные спасательные средства. Меры безопасности и уходе за домашними животными.

Основы медицинских знаний и охрана здоровья жизни детей.    

Правила ухода за кожей. Как избежать отравления? Прививки от болезней. Домашняя аптечка. Основные инфекционные заболевания. Какие травмы можно получить и как их избежать? Кто нас лечит? Наркотики: как избежать  наркотической зависимости? Безопасность при любой погоде.

Обучающиеся  должны знать:

  • виды травм (ушибы, ожоги, переломы и др.) и способы их предупреждения;
  • номера телефонов экстренных служб;
  • представителей ядовитых растений и грибов;
  • специальности врачей: окулист, лор (оториноларинголог), педиатр, хирург, травматолог;
  • признаки болезней;

основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит, туберкулез и др. и меры

предупреждения инфекционных заболеваний;

Обучающиеся должны уметь:

  • преодолевать страх и панику при ЧС;
  • пользоваться бытовым газом;
  • по телефону вызвать экстренную службу, правильно указав адрес и причину тревоги;
  • соблюдать правила безопасного поведения с домашними животными;
  • ухаживать за домашними животными;
  • оказать первую помощь при ушибах, небольших ранках;
  • вести здоровый образ жизни;
  • соблюдать правила пожарной безопасности;
  • соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

IV. Календарно – тематическое планирование с указанием количества часов на усвоение каждой темы

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Как устроен мир (7ч)

1

Природа, её разнообразие. Царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни человека.

1

2

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.

1

3

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек-часть общества. Человечество.

1

4

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Роль экологии в сохранении  природного дома человечества

1

5

Природа в опасности. Охрана природы.

1

6

Обобщение по разделу «Как устроен мир»

1

7

Проверочная работа на тему «Как устроен мир»

1

Эта удивительная природа. (21ч)

8

Тела, вещества, частицы. Твёрдые вещества, жидкости и газы

1

9

Разнообразие веществ. 

1

10

Воздух его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения. Охрана воздуха от загрязнений

1

11

Вода, её свойства. 

1

12

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

1

13

Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды.

1

14

Разрушение твёрдых пород в природе.

1

15

Почва, её состав.

Значение почвы для живых организмов. Охрана почвы 

1

16

Растения, их разнообразие. Группы растений, виды растений.

1

17-18

Дыхание и питание растений.

2

19

Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека.

1

20

Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

1

21

Животные, их разнообразие. Группы животных.

1

22

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания.

1

23

Сеть питания и экологическая пирамида.

1

24

Размножение и развитие животных.

1

25

Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животных. Охрана животных.

1

26

Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов

1

27

Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.

1

28

Обобщение по разделу «Эта удивительная природа»

Тест «Эта удивительная природа»

1

Мы и наше здоровье. (10ч)

29

Организм человека. Органы и системы органов.

1

30

Органы чувств, их значение и гигиена

1

31

Кожа, её значение и гигиена.

1

32

Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка.

1

33

Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. 

1

34

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

1

35

Инфекционные болезни и способы их предупреждения.

1

36

Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

1

37

Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье»

1

38

Проверочная работа на тему «Мы и наше здоровье»

1

Наша безопасность. (8ч)

39

Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.

1

40

Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира.

1

41

Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков.

1

42

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях.

1

43

Гроза - опасное явление природы. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные.

1

44

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и загрязнённой воды.

1

45

Обобщение по разделу «Наша безопасность».

1

46

Тест «Наша безопасность».

1

Чему учит экономика. (12ч)

47

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика

1

48

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение.

1

49

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана.

1

50

Растениеводство - отрасль сельского хозяйства.

1

51

Животноводство - отрасль сельского хозяйства.

1

52

Промышленность и её основные отрасли.

1

53

Роль денег  в экономике. Денежные единицы разных стран.

1

54

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета.

1

55

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

1

56

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.

1

57

Обобщение по разделу «Чему учит экономика».

1

58

Проверочная работа на тему «Чему учит экономика».

1

Путешествие по городам и странам. (10ч)

59

Города золотого кольца России - слава и гордость страны. 

1

60

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

1

61

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Скандинавские страны

1

62

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Бенилюкс.

1

63

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Страны центральной  Европы.

1

64

Страны зарубежной Европы, их многообразие Франция и Великобритания

1

65

Страны на юге Европы. Греция и Италия

1

66

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.

1

67-68

Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам».

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...