рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Исакова Ольга Васильевна

по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okruzhayushchiy_mir.docx60.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012
  2. Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
  3. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 и от 31 декабря 2015 г. № 1576«О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства от 6 октября 2009 года № 373»
  4. Основной образовательной программы начального общего образования БОУ «Воскресенская СОШ» с. Воскресенки  Калачинского района.
  5. Примерной программы «Окружающий мир» (Плешаков А. А. М.: «Просвещение» 2011), примерной   авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края   для начальной школы: "Азбука Смоленского края" (С.А. Болотова)
  6. Учебного плана БОУ «Воскресенская СОШ» с. Воскресенки  Калачинского района на 2018/2019 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов БОУ «Воскресенская СОШ» с. Воскресенки  Калачинского района.
  7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
  8. Годового календарного учебного графика на 2017/2018 учебный год МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа.
  9. Учебника Плешакова А.А. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.
  10. Рабочей тетради Плешакова А.А. Окружающий мир. «Мир вокруг нас»в 2 ч.  - М.: Просвещение, 2015.
  11. Учебника С. А. Болотовой «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.
  12. Учебника С. А. Болотовой «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.
  13. Учебника С. А. Болотовой «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.

Курс окружающего мира интегрируется региональный компонент – предмет азбука Смоленского края.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

—  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Содержание авторской программы («Окружающий мир» Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы. - М.: «Просвещение», 2011)  сохранено в полном объеме, дополнения не вносились.

Курс «Окружающий мир» в 3 классе рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Учебно-методическое обеспечение:

          1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2012.

           2.Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2012.

           3.Тихомирова Е.Н. Окружающий мир. Тесты: Тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. - М.: Просвещение, 2017.

          4. Соколова Н.А. Окружающий мир. 3 класс. Тетрадь к учебнику Плешакова А. А. В двух частях. -М.: Экзамен, 2017.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

       Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  •  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  •  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  •  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  •  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  •  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  •  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  •  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  •  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  •  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  •  понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
  •  сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  •  выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  •  планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  •  планировать свои действия в течение урока;
  •  фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке ( с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  •  оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  •  соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  •  контролировать и корректировать своё поведение с учетом установленных правил;
  •  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД

  •  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  •  выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  •  использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  •  понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  •  анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  •  классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  •  сравнивать объекты по различным признакам;
  •  осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  •  устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  •  строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  •  проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т.д.;
  •  моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
  •  проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  •  моделировать объекты,  явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные УУД

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи ( с учетом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов всех его участников.

Предметные результаты:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны – соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определенным царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязь между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведется хозяйство семьи;
  • обнаруживать связь между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других  источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания. Детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Раздел «Человек и природа».

Обучающиеся научатся:

  • характеризовать глобус, карту и план, и их условные обозначения;
  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны,

географические объекты и их названия;

  • определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
  • сравнивать и различать формы земной поверхности;
  • моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;
  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной

поверхности и водоемы»;

  • называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море,

озеро, пруд, болото);

  • находить на географической карте разные водоемы и определять их

название;

  • характеризовать формы земной поверхности;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса;
  • приводить примеры веществ;
  • сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
  • исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях;
  • исследовать в группах свойства воздуха;
  • сравнивать свойства воды и воздуха;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника,
  • хрестоматии и других дополнительных источников;
  • характеризовать круговорот воды в природе;
  • исследовать в группах свойства полезных ископаемых;
  • различать изученные полезные ископаемые;
  • характеризовать природные сообщества;
  • опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;
  • определить характер взаимоотношений человека и природы, находить

примеры влияния человека на природу;

  • помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в поле;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;
  • извлекать необходимую информацию из книг и других источников;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
  • обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
  • выполнять правила безопасного поведения в лесу.

Раздел «Человек и общество».

Обучающиеся научатся:

  • описывать достопримечательности Московского Кремля;
  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить  исторические

события с датами;

  • находить место изучаемого события на ленте времени;
  • находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;
  • искать необходимую информацию из книг и других источников.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей;
  • находить на ленте времени место изученного исторического события;
  • проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы;
  • использовать дополнительные источники информации.

        Раздел «Правила безопасного поведения»

       Обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу,
  • у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные
  • пространства;
  • понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля  и саморегулирования

своего самочувствия при простуде.

      Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля  и саморегулирования своего самочувствия при простуде;
  • соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время

         купания летом, при переправе через водные пространства;

  • соблюдать правила безопасности в гололед;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

   

2. Содержание  учебного предмета

Основное содержание обучения в программе для 3 класса представлено разделами:

Как устроен мир

Природа и её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. АСК Города Смоленщины.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. АСК Военное прошлое Смоленщины.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Практические работы: определение преобладающего типа памяти учащихся; моделирование влияния человека на природу.

Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. АСК Водоёмы Смоленщины.

Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений, виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. АСК Растения нашего края.

Животные, их разнообразие. Группы животных. АСК Животные нашего края

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. АСК Грибы нашего края.

Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе; определение наличие крахмала в продуктах; состав и свойства воздуха; свойства воды; очистка загрязненной воды с помощью фильтра; круговорот воды; исследование состава почвы; рассматривание живых и гербарных растений; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; признаки животных; моделирование цепей питания.

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». АСК Природные особенности нашего края.

Экскурсия на водоём.

Мы и наше здоровье

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система и её роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. АСК Игры и хороводы.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. АСК Что ели наши предки.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Практические работы: измерение роста и массы тела человека; распознавание предметов на ощупь и по запаху; свойства кожи, правила выработки хорошей осанки; наличие питательных веществ в продуктах питания, подсчет ударов пульса.

Наши проекты: «Школа кулинаров».

Наша безопасность

Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь и др. лед на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные. Правила безопасного обращения с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

Экскурсия:«Безопасный путь».

Наши проекты: «Кто нас защищает».

Чему учит экономика

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.АСК Полезные ископаемые Смоленской области.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: определение полезного ископаемого по атласу определителю, исследование сельскохозяйственного растения и описание его по плану; рассматривание и сравнивание монет России по внешнему виду, их описывание.

Наши проекты: «Экономика родного края».

Путешествие по городам и странам

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. АСК Храмы и монастыри Смоленщины.

Страны, граничащие с Россией – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Наши проекты:«Музей путешествий».

В курс окружающего мира включены следующие темы регионального компонента  - предмета азбука Смоленского края:

Из раздела «Мир природы»:

- Водоёмы Смоленщины.

- Растения нашего края.

- Природные особенности Смоленской области.

- Животные нашего края.

- В царстве грибов.

- Полезные ископаемые Смоленской области.

Из раздела «Мир истории»:

- Военное прошлое Смоленщины.

- Города Смоленщины.

Из раздела «Мир культуры»:

- Игры и хороводы.

- Что ели наши предки.

- Храмы и монастыри Смоленщины.

- Культура Смоленщины сегодня.

III. Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Как устроен мир

7

2

Эта удивительная природа

19

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

8

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествие по городам и странам

12

Всего

68


Тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся

3 класс (68 ч.)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Фактические сроки

1

Природа. Ценность природы для людей

2

Человек.

Практическая работа

«Определение преобладающего типа памяти учащихся»

3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

АСК Города Смоленщины.

4

Общество

АСК Военное прошлое Смоленщины.

5

Что такое экология

6

Природа в опасности! Охрана природы.

Практическая работа «Моделирование влияния человека на природу»

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа

Эта удивительная природа (19)

8

Тела, вещества, частицы.

Практическая работа «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе»

9

Разнообразие веществ.

Практическая работа

«Определение наличие крахмала в продуктах»

.

10

Воздух и его охрана.

Практическая работа

«Состав и свойства воздуха»

11

Вода

Практическая работа

«Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра»

АСК Водоёмы Смоленщины.

12

Превращения и круговорот воды

Практическая работа

«Круговорот воды»

13

Берегите воду!

Экскурсия на водоём.

14

Что такое почва

Практическая работа

«Исследование состава почвы»

15

Разнообразие растений

Практическая работа «Рассматривание живых и гербарных растений. Заполнение таблицы»

АСК Растения нашего края

16

Солнце, растения и мы с вами

17

Размножение и развитие растений

Практическая работа. «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными»

18

Охрана растений.

Контрольная работа

-

19

Разнообразие животных.

Практическая работа

«Признаки животных». Заполнение таблицы

20

Кто что ест.

Практическая работа «Моделирование цепей питания»

21

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»

АСК Природные особенности Смоленской области.

22

Размножение и развитие животных

АСК Животные нашего края.

23

Охрана животных

24

АСК В царстве грибов

25

Великий круговорот жизни

26

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа»

Проверочная работа

Мы и наше здоровье (10 ч.)

27

Организм человека.

Практическая работа

«Измерение роста и массы тела человека»

28

Органы чувств.

Практическая работа

«Распознать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента»

29

Надёжная защита организма.

Практическая работа

«Свойства кожи»

30

Опора тела и движение.

Практическая работа

«Правила выработки хорошей осанки»

АСК Игры и хороводы

31

Наше питание

Практическая работа

«Наличие питательных веществ в продуктах питания»

АСК Что ели наши предки.

32

Наши проекты «Школа кулинаров»

Контрольная работа

33

Дыхание и кровообращение.

Практическая работа

«Подсчет ударов пульса»

34

Умей предупреждать болезни

35

Здоровый образ жизни

36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа

Наша безопасность (8 ч.)

37

Огонь, вода и газ

38

Чтобы путь был счастливым

39

Дорожные знаки.

Экскурсия «Безопасный путь»

40

Наши проекты «Кто нас защищает»

41

Опасные места

42

Природа и наша безопасность

43

Экологическая безопасность.

Практическая работа

«Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды»

44

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа

Чему учит экономика (12 ч.)

45

Для чего нужна экономика

46

Природные богатства и труд людей – основа экономики

47

Полезные ископаемые.

Практическая работа

«Определение полезного ископаемого по атласу определителю»

АСК Полезные ископаемые Смоленской области.

48

Растениеводство.

Практическая работа

«Исследовать сельскохозяйственное растение и описать его по плану»

49

Животноводство

50

Какая бывает промышленность

51

Наши проекты «Экономика родного края»

52

Что такое деньги.

Практическая работа

«Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их»

Контрольная работа

53

Государственный бюджет

54

Семейный бюджет

55

Экономика и экология

56

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика».

Проверочная работа

Путешествие по городам и странам (12 ч.)

57

Золотое кольцо России

58

Золотое кольцо России

59

АСК Храмы и монастыри Смоленщины.

Экскурсия в храм

60

Наши проекты «Музей путешествий»

61

Наши ближайшие соседи

62

На севере Европы. Контрольная работа

63

Что такое Бенилюкс

64

В центре Европы

65

По Франции и Великобритании

66

На юге Европы.  По знаменитым местам мира

67

АСК Культура Смоленщины сегодня.

68

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...