Конспект урока по окружающему миру "С чего начинается Родина?", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Попкова Татьяна Викторовна

Цель урока: овладение картиной мира: помочь младшему школьнику осознать принадлежность  к стране, в которой он родился и живёт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: С чего начинается Родина?

Класс: 3

Форма проведения: урок

Цель: овладение картиной мира: помочь младшему школьнику осознать принадлежность  к стране, в которой он родился и живёт; сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, государство, правительство, общество, армия, полиция, законы.

Содействовать формированию УУД:

 Личностных: чувственно – эмоциональное отношение к миру: способствовать становлению чувства патриотизма, расширить понятие «Родина», формировать умение объяснять значение понятий «Родина», «Отечество»

Регулятивных: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность  выполнения своих действий. 

Познавательных: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, строить рассуждения, развивать способность к познанию, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативных: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Тип урока: открытие нового знания

Технические средства обучения: проектор, компьютер, презентация, магнитофон.

Оборудование: учебник «Моё Отечество» (часть 2 стр. 18 – 21), рабочая тетрадь к учебнику, ИКТ (компьютер, мультимедиа), смайлы, карта России.

Технологии: ИКТ, группового обучения.

Интернет-ресурсы:

  1. Картинки из поисковой системы Google
  2. Слайд – фильм «С чего начинается Родина»

Оформление доски:

Экран

(презентация)

5 февраля.

С чего начинается Родина?

Карта России

Смайлики

Хронометраж и технологическая карта урока

№  этапа урока

Содержание урока

Время

(мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Мотивация к учебной деятельности.

1

говорение, мотивация на работу.

приветствие

2

Проверка д/з.

5

слушание

распределение карточек

вопросы

слушание

письменные ответы в карточках

ответы на вопросы

3

Формулирование темы урока, постановка проблемы и целей.

7

говорение

постановка проблемы

слушание

чтение текста

поиск ответа

4

Выявление имеющихся представлений по теме

3

говорение, объяснение задания

рассматривание картинок

составление предложений

5

Открытие нового знания.

А) как происходит взаимосвязь людей в обществе

Физмминутка

Б) Порядок в стране

В) Самостоятельная работа

7

1

6

6

говорение

вопросы

работа по картинкам

организация с/р

слушание, ответы на вопросы, чтение текстов

рассматривание картинок, анализ, вывод

работа по карточке в парах, обсуждение задания

6

Рефлексия учебной деятельности

3

вопросы

ответы

выбор смайлика настроения

7

Домашнее задание.

1

Запись на доске

Запись д/з

Итого по времени

40

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня у нас необычный урок – на нем присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Садитесь.

- Просигнальте, какое у вас сейчас настроение? (смайлы).

  1. Проверка домашнего задания. Закрепление пройденного материала.

Нескольким ученикам раздаются карточки.

- На дом вам было задано вариативное задание. Некоторые приготовили рассказ о своей родословной. Кто хочет рассказать о своих предках?  

- Кто хочет рассказать о том, как люди считают время?

– С целью повторения материала, который мы изучали на прошлом уроке, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

4М

5 И

1 Д

Е

С

3 П

2.Х

Р

И

С

Т

И

А

Н

С

Т

В

О

Е

Я

О

К

В

Ц

Р

О

О

И

Л

Я

Е

Н

И

Е

1. На нем размещаются имена родственников одной семьи (древо)

2. Одна из распространенных в мире религий, вера в Бога (христианство)

3. Так называют людей, которые родились и живут в 1 время (поколение)

4. Единица исчисления времени по солнечному календарю, равная 1/12 части года (месяц)

5. Наука, изучающая прошлое человечества (история)        

  1. Формулирование темы урока, постановка проблемы и целей.        

Прослушать и просмотреть слайд-фильм на текст песни М. Матусовского  «С чего начинается Родина?» в исполнении М. Бернеса        

-  Какой вопрос прозвучал в песне? (С чего начинается Родина?)

- Это и будет темой нашего урока.  

- Откройте учебник на стр. 16. с помощью текста (диалога) осуществляем постановку проблемы. (Открывают учебник и читают по ролям диалог Анюты и папы)

- Какую основную мысль высказала Анюта в первой фразе. (Наша Родина – Россия)

-  Что удивило Анюту?  (Что папа назвал своей родиной – Новгород.  Новгород – родина Анютиного папы )

-  Какое вы заметили противоречие? (Получается, что у Анютиного папы две Родины? )

-  Какой возникает вопрос?  (проблема) (Что человек называет своей Родиной?)

  1. Выявление имеющихся представлений по теме

- Рассмотрите рисунки (дом, город, страна - слайд)

- По каждому рисунку составьте предложение со словом Родина.

РОДИНА

                   дом, в кот. родился     родной город    родная страна

  1. Открытие нового знания.

А) Объяснить как происходит взаимосвязь людей в обществе

-  Родной дом, село, город называют малой родиной. А страну, в которой ты родился – большой Родиной.

-  Как вы объясните, что такое страна? По тексту учебника стр. 16 – 17.

( Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут и связаны друг с другом)

- Как связаны люди друг с другом?  Нам поможет рисунок на стр. 17 учебника. Рассматривают рисунок стр. 17.

- Прочитайте первый вопрос.

- Без чьей помощи пассажиры автобуса  не смогут добраться до своей работы? (Без помощи водителя.)

- А кто ещё должен потрудиться, чтобы этот автобус подъехал к остановке с пассажирами? (Рабочие завода, где был изготовлен автобус, мастеров технического обслуживания, тех, кто связан с производством топлива, и т.д.)

- Прочитайте второй вопрос, третий вопрос. Учащиеся отвечают.

- Сделаем вывод по тексту ( стр. 18 учебника)

(Все люди связаны друг с другом. Но где бы ни жил человек, в городе или в деревне, он не может обойтись без помощи других людей. У всех нас одна общая Родина – Россия – страна, где мы родились, живём и трудимся. И все мы – одно общество.)

-  Найдите на карте границы России – нашего большого дома. Большой Родины

(Показ карты мира. Выходят учащиеся показывают. (слайд))

-  Найдите на карте место, где ты родился. (Показывают г. Ивантеевку на карте. (слайд))  

Б) Порядок в стране.

-  Работаем с иллюстрацией (стр. 20 в учебнике вверху). Рассматривают иллюстрацию.

-  Почему одна ситуация на улице сильно отличается от другой? (Вывод: чтобы был порядок, необходимо, чтобы все соблюдали определённые правила (законы)).

В) Самостоятельная работа.

-  Прочитайте текст (на стр. 18 – 20.) Выделите новые понятия.

-  Для того, чтобы в обществе был порядок, существует государство, есть правительство, армия, полиция, законы.

- Обсудите в парах и подберите к фотографиям на с. 19 соответствующие подписи.

- Обсудите в парах и выполните  задания на карточке.

Соедините понятия и определения.

Обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.

Родина

Механизм управления обществом в какой-либо стране

Общество

Все люди, живущие в одной стране и связанные друг с другом.

Государство

Место, где человек родился и вырос. Это город, село, а также страна, гражданином которой он является

Законы

 Рефлексия учебной деятельности. Зафиксировать новое содержание урока

 -  Какая тема была на уроке? (С чего начинается Родина?)

-  Что человек называет своей Родиной? (Свой дом, маму, страну, друзей, родителей и т.д.)

-  Сравни свой вывод с авторским (Вывод в учебнике и на слайде.)

Перед вами условная карта нашей великой страны – России и смайлы. Розовый обозначает…Возьмите любой и прикрепите его к нашей карте.

Зеленые смайлы – Я узнал много нового.

Розовые смайлы – Мне было интересно.

Желтые смайлы – У меня не все получилось.

7. Домашнее задание.

- Страницы с 16 – 21 учебника, отвечать на вопросы.

- Нарисуй, какой ты видишь свою Родину


Приложение

Карточка по теме «Как люди считают время»

  1. Вставь в текст пропущенные слова.

Промежуток времени ровно в сто лет люди называют _____.Точкой отсчёта времени является выбранное людьми событие, оно называется________________.

Довольно давно люди, которые придерживались _______________________ религии, выбрали точкой отсчёта времени рождение Иисуса Христа. Время до его рождения называют «______ ______________ __________», а время после его рождения называют «_____________ ______________».

  1. Определи номер века

501 год н.э. - ______век

900 год н.э. - _______век

  1. Запиши любой год относящийся к данным векам.

II век н.э. - ______ год

XV век н.э. - _________год

Карточка по теме «Как люди считают время»

  1. Вставь в текст пропущенные слова.

Промежуток времени ровно в сто лет люди называют _____.Точкой отсчёта времени является выбранное людьми событие, оно называется________________.

Довольно давно люди, которые придерживались _______________________ религии, выбрали точкой отсчёта времени рождение Иисуса Христа. Время до его рождения называют «______ ______________ __________», а время после его рождения называют «_____________ ______________».

  1. Определи номер века

501 год н.э. - ______век

900 год н.э. - _______век

  1. Запиши любой год относящийся к данным векам.

II век н.э. - ______ год

XV век н.э. - _________год

Карточка по теме «Как люди считают время»

  1. Вставь в текст пропущенные слова.

Промежуток времени ровно в сто лет люди называют _____.Точкой отсчёта времени является выбранное людьми событие, оно называется________________.

Довольно давно люди, которые придерживались _______________________ религии, выбрали точкой отсчёта времени рождение Иисуса Христа. Время до его рождения называют «______ ______________ __________», а время после его рождения называют «_____________ ______________».

  1. Определи номер века

501 год н.э. - ______век

900 год н.э. - _______век

  1. Запиши любой год относящийся к данным векам.

II век н.э. - ______ год

XV век н.э. - _________год

Карточка по теме «Как люди считают время»

  1. Вставь в текст пропущенные слова.

Промежуток времени ровно в сто лет люди называют _____.Точкой отсчёта времени является выбранное людьми событие, оно называется________________.

Довольно давно люди, которые придерживались _______________________ религии, выбрали точкой отсчёта времени рождение Иисуса Христа. Время до его рождения называют «______ ______________ __________», а время после его рождения называют «_____________ ______________».

  1. Определи номер века

501 год н.э. - ______век

900 год н.э. - _______век

  1. Запиши любой год относящийся к данным векам.

II век н.э. - ______ год

XV век н.э. - _________год


Соедините понятия и определения.

Обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.

Родина

Механизм управления обществом в какой-либо стране

Общество

Все люди, живущие в одной стране и связанные друг с другом.

Государство

Место, где человек родился и вырос. Это город, село, а также страна, гражданином которой он является

Законы

Соедините понятия и определения.

Обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.

Родина

Механизм управления обществом в какой-либо стране

Общество

Все люди, живущие в одной стране и связанные друг с другом.

Государство

Место, где человек родился и вырос. Это город, село, а также страна, гражданином которой он является

Законы

Соедините понятия и определения.

Обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.

Родина

Механизм управления обществом в какой-либо стране

Общество

Все люди, живущие в одной стране и связанные друг с другом.

Государство

Место, где человек родился и вырос. Это город, село, а также страна, гражданином которой он является

Законы

Соедините понятия и определения.

Обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.

Родина

Механизм управления обществом в какой-либо стране

Общество

Все люди, живущие в одной стране и связанные друг с другом.

Государство

Место, где человек родился и вырос. Это город, село, а также страна, гражданином которой он является

Законы

Соедините понятия и определения.

Обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.

Родина

Механизм управления обществом в какой-либо стране

Общество

Все люди, живущие в одной стране и связанные друг с другом.

Государство

Место, где человек родился и вырос. Это город, село, а также страна, гражданином которой он является

Законы

Соедините понятия и определения.

Обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.

Родина

Механизм управления обществом в какой-либо стране

Общество

Все люди, живущие в одной стране и связанные друг с другом.

Государство

Место, где человек родился и вырос. Это город, село, а также страна, гражданином которой он является

Законы


                     

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С чего начинается Родина? Составила учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №3 » г. Ивантеевки Московской области Попкова Т.В.

Слайд 2

4 5 1 3 2 д р е в о х р и с т и а н с т в о м е с я ц и с т о р и я п о к о л е н и е

Слайд 3

РОДИНА дом , в котором родился родной город родная страна

Слайд 6

У каждого человека есть родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, его страна

Слайд 7

interneturok.ru www.infokart.ru Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс

  Тема проекта: Когда мои друзья со мной!    Время: 3 часа     Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация

Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...

Конспект урока по окружающему миру "Красная книга" 2 класс.

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса....

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...