Методическая разработка урока окружающего мира "Какая бывает промышленность"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Раздел: «Чему учит экономика»

Тема: «Какая бывает промышленность»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: познакомить с отраслью экономики – промышленностью.

Создаются четыре творческие группы. Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:

•   Исследователи - презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы;

•  Оптимисты - выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта;

•  Критики - выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта;

 

•  Эксперты - обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okr._miru_rayonnyy_seminar.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по окружающему миру,

проведённого в 3 классе

ГБОУ школы №98 с углублённым изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга

Учитель: Васильева Лариса Геннадиевна

Раздел: «Чему учит экономика»

Тема: «Какая бывает промышленность»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: познакомить с отраслью экономики – промышленностью.

Образовательные задачи: (предметные результаты):

-познакомить с важнейшей отраслью экономики – промышленностью;

-учить различать продукцию каждой отрасли промышленности;

Развивающие задачи: (метапредметные результаты):

Познавательные: 

-извлекать информацию из разных источников, анализировать её и делать выводы;

-соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей, изучить информацию о предприятиях Санкт-Петербурга.

Регулятивные: 

- формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы;

-  формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

 -развивать в ходе групповой работы коммуникативные навыки;

- развивать умение  анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-самостоятельно систематизировать знания;

-развивать устную речь.

Оборудование: карточки с названиями отраслей промышленности, учебник А.А. Плешаков 3 класс с.60 – 63, рабочая  тетрадь с. 38 – 41, кейсы с материалами по теме урока.

Урок проводится  в режиме кейс-метода,  основой которого  является групповой метод обучения с элементами дискуссии.

Организационный момент

Создаются четыре творческие группы. Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:

•   Исследователи - презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы;

•  Оптимисты - выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта;

•  Критики - выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта;

•  Эксперты - обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение.

Урок делится на четыре этапа - четыре раунда (по количеству созданных, творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли исследователей, затем в роли оптимистов, затем - критиков, затем - экспертов.

Каждый этап-раунд длится около 10 минут:

  • 3-4 минуты – выступление «исследователей»;
  • 2 минуты – работа в группах оптимистов, критиков, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
  • 2 минуты – выступление оптимистов и критиков (по 1 минуте на каждую группу);
  • 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой подгруппы с точки зрения поставленных перед данной подгруппой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 10 –бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
  • 0.5 минуты - смена ролевых позиций для групп.

Вместе с учащимися обсуждаются правила оценивания групп правила работы.

Критерии оценивания группы исследователей: достоверность излагаемого  материала, использование дополнительной литературы, опора на жизненный опыт (примеры из жизни), четкость речи.

Критерии оценивания критиков и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и критиков.

     Важным правилом в рамках занятия  является возможность выразить свои эмоции  и чувства только в перерывах между раундами. Если кто-либо  из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафное очко.

Оценка экспертов, а также штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:

Группы

Исследователи

Оптимисты

Критики

Штрафы

Итого

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Суммарно по времени четыре раунда займут около 40-42 минут.

3-5 минут - итог урока.

Подготовительный этап

Всем ученикам предлагается кейс: прочитать дома некоторые страницы учебника, просмотреть дополнительный материал по теме: «Какая бывает промышленность», заранее подготовленный учителем. Подготовленный материал содержит статьи, схемы, иллюстрации. Детям предложено самостоятельно поискать информацию по теме.

Все учащиеся заранее разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа заранее получает задание - изучить определённый материал, о котором необходимо будет рассказать на предстоящем уроке:

- Какова роль добывающей промышленности и электроэнергетики в экономике? – 1 группа

- Какова роль металлургии и машиностроения в экономике? – 2 группа

- Что производит электронная и химическая промышленность? – 3 группа

- Что производит лёгкая и пищевая промышленность? – 4 группа

Ход урока:

I.  Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос

–  Какую большую тему мы изучаем? (Экономика)

- Что такое экономика? (Хозяйство, правила ведения хозяйства)

- Как называются части экономики? (Отрасли)

- С какими отраслями мы уже познакомились? (Растениеводство, животноводство)

- Чем занимается растениеводство? (Разведением зерновых культур, бахчевых культур, овощей, прядильных культур…)
- Чем занимается животноводство? (Разведением животных)

- Животноводство, растениеводство к какой части экономики относятся эти отрасли? (Сельское хозяйство)

III. Сообщение темы и целей урока

- А мы с вами сегодня будем говорить о промышленности.

- Прочитайте тему урока на доске. ( «Какая бывает промышленность?»)

IV. Знакомство с новым материалом 

- Я принесла вам некоторые предметы (мыло, хлеб, тетрадь, ручка, варежки…)

Для создания всех этих предметов и многих других существует промышленность.

- Промышленники, как и люди, работающие в сельском хозяйстве, разделились на отрасли, которые специализируются на чём-то одном. Что же это за отрасли? Какова их роль в экономике? Какую продукцию они производят? Предлагаю вам ответить на эти вопросы.

Для работы мы создали 4 творческие группы, и каждая группа будет работать над своим вопросом в рамках рассматриваемой сегодня темы.

 Каждая группа на определенном раунде будет работать в определенной ролевой позиции:

  • Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?

-Отмечать в выступлении все положительное.

  • Другая группа – «критиками». Что будет делать эта группа?

-Отмечать в выступлении все отрицательное.

  • Третья группа – «эксперты».

- Оценивать работу групп исследователей, оптимистов и критиков.

  • Четвертая группа - «исследователи». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее.

        В конце урока поведем итоги. Напоминаю вам о 10-ти бальной оценочной шкале и  обращаю ваше внимание на таблицу, в которой есть  графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.

1 раунд: Выступление первой группы. (Исследователи)

Вопрос: Какова роль добывающей промышленности и электроэнергетики в экономике?

Выступление группы.

        Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:          

  • Дети выступали очень организованно.
  • Выделили главное.
  • Рассказали о роли добывающей промышленности и электроэнергетики в экономике.
  • Чётко сформулировали вывод.

Критики:

          Ребята не указали, что в СПб есть предприятия, относящиеся к электроэнергетике (ЛАЭС).

Эксперты:

  • К сказанному мы хотим добавить, что ребята убедительно, чётко говорили, было интересно слушать.
  • Мы думаем, что выступление было бы более интересным, если бы ребята привели примеры из жизни.
  • Исследователям ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 9 баллов. Критикам – 10 баллов.

Меняются ролевые позиции.

2 раунд: Выступление второй группы.

Вопрос: Какова роль металлургии и машиностроения в экономике?

Выступление группы.

Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Меняются ролевые позиции.

3 раунд: Выступление третьей группы.

Вопрос: Что производит электронная и химическая  промышленность?

Выступление группы.

Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Меняются ролевые позиции.

4 раунд: Выступление четвертой группы.

 Вопрос:  Что производит лёгкая и пищевая промышленность?

Выступление группы.

Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Заполняем таблицу, считаем очки.

Группы

Исследователи

Оптимисты

Критики

Штрафы

Итого

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Победившая группа – молодцы!

V. Итог

– На какой вопрос мы искали ответ на уроке?
– Перечислите отрасли промышленности, с которыми вы познакомились.
– Как надо относиться к природе?

Рефлексия: 

А сейчас каждый оценит себя, свою работу в группе, заполнив лист оценивания.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».

День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.Цели урока:     1....

Методическая разработка урока окружающего мира "Какой бывает транспорт"

Технологическая карта урокаФормируемые УУД:Личностные- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Регулятивные- обеспечение учащимся организации их учебной деятель...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе по теме: "Какой бывает транспорт?"

В разработке представлен конспект урока и презентация "Какой бывает транспорт"...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Промышленность"

Данный урок составлен в соответствии с УМК "Школа России". Будет полезен учителям начальных классов для проведения урока по теме "Промышленность" в 3 классе....