Открытый урок на тему: «В гости к весне»
план-конспект урока по окружающему миру

Урок по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_vesne.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №10»

Открытый урок на ШМО на тему:

«В гости к весне»

Подготовила:

учитель начальных классов

Бакланова Валентина Сергеевна

23 апреля 2018


Тема: « В гости к весне».

Цель: познакомить с весенними явлениями в живой и неживой природе.

Задачи:

-выделять признаки живой и неживой природы весной;

-устанавливать связь между живой и неживой природой.

- создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений.

- использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;

Планируемые результаты:

Предметные:

- обобщать наблюдения над весенними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий:

- формулировать правила безопасного поведения на улице весной;

- вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике»..

Метапредметные:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- формировать рациональные приемы информационного поиска;

- воспитывать эстетический вкус детей;

- развивать чувство прекрасного;

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УДД :

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-задавать вопросы:

- строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные УУД:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.

                                         Ход урока.

Организационный момент.

Психологический настрой обучающихся.

- Поприветствуйте  улыбкой друг друга и наших гостей.

Актуализация знаний.

- Ребята, давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся нам на уроке.

- Что такое природа? (Все, что нас окружает и существует независимо от человека)

-Какая бывает природа? (живая и неживая). А еще есть предметы сделанные руками человека.

- Что относится к живой природе? (растения, животные и человек)

- А что относится к неживой природе? ( вода, воздух, полезные ископаемые, почва)

-По каким признакам мы относим те или иные объекты  к живой природе? (растут, питаются, размножаются, умирают).

- Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру “Природа - не природа” .  

Игра:  Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы- руки опускаете вниз.

Цветок,  камни, береза, сосульки, глина, кузнечик, грибы,  воздух,  птицы, вода,  люди.

Введение в тему урока. Постановка проблемного вопроса

- Отгадайте загадку:

Пришла пора зиме на смену,

Природу пробудила ото сна.

Растаял снег, клин птиц плывет по небу,

Тепло она нам принесла. (Весна)

- Как вы понимаете слова «природу пробудила ото сна»?

- Попробуйте назвать тему нашего урока. (ответы) Сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года - весне.

Прочитайте тему урока на с. 86. ( В гости к весне)

-Скажите, а как взаимосвязаны между собой  весенние явления в живой и неживой природе?

- Итак, ребята, перед нами проблема.  Мы не знаем, как взаимосвязаны между собой  весенние явления в живой и неживой природе. И это нам предстоит выяснить.

-Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок?  (Узнаем о весенних изменениях в живой и неживой природе. И о их взаимосвязи.)

- Я хочу поставить перед вами еще одну задачу: Быстро и точно находить информацию в учебнике. Как вы думаете, для чего оно нам необходимо?

Работа над новым материалом.

- По каким признакам мы узнаем, что наступила весна? (таяние снега, прилет птиц)

- Посмотрите на экран и назовите те явления, которые не относятся к  весне.

Стало холоднее. Образовались проталины. Река замерзает.  Лед на реке тает. Птицы улетают на юг. Листья распускаются. День становится длиннее. Становится теплее.

-Молодцы, а теперь обо всех  перечисленных весенних явлений природы мы поговорим по отдельности. Начнем с неживой природы.

1. (на доску учитель вывешивает солнышко).

 – Как светит солнце весной? (ярче, сильнее, теплеее, день длиннее).

2.  (на доску учитель вывешивает небо).

-Какое по цвету весеннее небо?(голубое)

- Какие осадки выпадают весной? ( в марте снег, а в апреле и мае дождь)

3.  (на доску учитель вывешивает  снег и лед)

- Что происходит со снегом и льдом на реках?  (на реках начинается ледоход)

4. (на доску учитель вывешивает почвы).

- Что происходит весной с почвой?  (она оттаивает).

 Итак, какие же изменения происходят весной в неживой природе? Как они связаны между собой? ( Солнце выше поднимается над линией горизонта, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед, пова пропитывается влагой).

-А теперь об этом мы почитаем в учебнике на странице 86-87.

-А теперь пришло время поговорить об изменениях, которые происходят в живой природе с приходом весны.

Изменения  в  жизни растений.

- Что происходит с кустарниками, деревьями, травянистыми растениями? (ответы детей).

-Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (первоцветы: медуница, мать-и-мачеха, хохлатка, чистяк весенний, печёночница благородная, ветреница лютиковая) 

-Этим растениям не требуется много тепла. На стр. 88 учебника мы видим раннецветущие растения. Назовите их.  Расскажите. Что подготовили о них дома. 

Ветреница лютиковая – рано весной нередко образует в лесу красивый желто-зеленый «ковер». Ветреницей названа за то, что ее во время цветения часто раскачивают весенние ветры. А лютиковой – за сходство с лютиками.

Чистяк весенний – раннецветущее растение. От красующейся по соседству ветреницы лютиковой его легко отличить: у чистяка в цветке не пять, а больше лепестков; листья у него не изрезанные, а округлые.

Печёночница – красивое раннецветущее растение. Во многих районах нуждается в охране.

-Откройте рабочую тетрадь на стр. 56. Выполните №4.

-Многие из вас собирают букеты весенних цветов. Хорошо ли это?

Изменения  в  жизни животных.

- А что происходит с насекомыми и птицами весной? ( с приходом тепла насекомые выбираются из укрытий, возвращаются в родные края птицы.Для них стало больше корма.)

Загадки:  

А какие перелетные птицы знаете вы? (Жаворонки, зяблики, дрозды, трязогуска, дрозд, чибис, иволга, малиновка, кукушка, соловей).

Чтение в учебнике  с. 89 . выполнение задания. Угадать птицы.

У него  веселый дом с  круглым маленьким окном. Как певец он молодец, потому что он …(скворец)

Сам оранжев, как закат,
Клюв короткий – сильный хват.
Плывет по небу, как кораблик
Называют его … (зяблик)

Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения. (жаворонок)

Та птичка хвостиком трясёт

И на земле жучков клюёт.

Живёт она, где есть вода,

Её узнаешь без труда! (трясогузка)

- Ребята, каким должно быть главное условие весны, чтобы вернулись птицы? (тепло, появление насекомых)

Физкультминутка (музыкальная)

Закрепление изученного материала.

-Ребята, давайте еще раз вернемся к главному вопросу урока. (Как взаимосвязаны между собой  весенние явления в живой и неживой природе?)

-Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос? (да)

-Какой вывод можно сделать? (изменения в неживой природе влияют на изменения в живой природе)

-Закрепим наши знания и проверим себя.

На доске учитель вывешивает предложения, а дети должны восстановить последовательность.

         Возвращаются птицы. 5.

         Зацветают растения.3.

         Тает снег.2.

         Больше солнечного света. 1.

         Появляются насекомые. 4.

Подведение итогов урока.

-Как вы думаете, ответили мы на главный вопрос урока?

-Что нового узнали на уроке?

-Где пригодятся вам полученные знания?  (охрана растений и животных, в жизни).

-Что было интересным на уроке?

-Что было сложным на уроке?

Выставление оценок активным обучающимся.

Догмашнее задание.

р.т. с.57

А закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя,  и любителя природы Михаила Пришвина:

«Всё прекрасное на земле - от солнца, а всё хорошее от человека».

Запомните эти слова. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОМ тема «В гости к весне» 1класс

На данном уроке использовались различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве....

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "В гости к весне". УМК "Школа Россия", 2 класс.

Презентация содержит иллюстративный материал по заданной теме, в котором отражаются весенние изменения в живой и неживой природы. Презентация способствует развитию  наблюдательности, умения анали...

Открытый урок по окружающему миру на тему: " В гости к весне"

Цель урока:рассказать о весенних явлениях в неживой и живой природе.Планируемые результаты: Учащиеся научатся:-выделять явления и признаки живой и неживой природы весной;-устанавливать связь между жив...

Технологическая карта логопедического занятия. Тема "Дифференциация твердых и мягких звуков [к] – [к`], [г] – [г`]". Лексическая тема: «В гости к весне».

Основное затруднение обучающихся, на преодоление которого направлено коррекционное занятие:дисграфия, дизорфография.Тема: Дифференциация твердых и мягких звуков  [к] – [к`],  [г] – [г`]. ...