Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств" в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цыренова Жаргалма Дамбиевна

Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств" в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Цыренова Ж.Д.

Школа: МБОУ «Витимская СОШ»  

с. Романовка

Баунтовский эвенкийский район

Республика Бурятия
Класс: 3

Тема: «Органы чувств»

Цели урока: сформировать понятие «органы чувств», показать роль и специфику разных органов чувств, положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

Развивающие: Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.

Развивать эмоциональную сферу, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.

Воспитательные: формировать эмоционально-положительное отношение к предмету

Планируемые результаты.

Предметные: получат возможность уточнить представления об органах чувств, узнают о специфике разных органов чувств человека, учащиеся научатся рассказывать об органах чувств по плану, использовать тексты учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы; применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления здоровья.

Метапредметные.

Познавательные УУД: научатся ориентироваться в учебном информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации, использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; строить монологическую речь в устной форме.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу урока; определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; понимать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: научатся работать парами и группами, совместно договариваться об ответе ,  приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов; слушать и понимать речь других, принимать различные точки зрения.

Личностные УУД: положительное отношение к изучению предмета, формирование первичных умений к самооценке и оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, понимание причины успеха в учебной деятельности

Этапы урока

Ход урока

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. 2 мин

   Здравствуйте! Наш урок окружающего мира начинается прямо сейчас.

    Начнём наш урок с упражнения «Звездопад». Закройте глазки. Представьте звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд. И вот мы видим, как одна из них падает. Значит, можно загадать желание. Загадайте, каким будет наш урок сегодня.

-Я хочу, чтобы наш урок был…

(-Я хочу … хорошим, умным, удачным, тихим, замечательным и т.д.)

- Хорошо, ребята, скажите. А при каких условиях урок будет удачным?  

-Урок будет удачным тогда, когда …

- (Будем работать дружно, слаженно, тихо, )

- Правильно. Ещё что?  рассуждать надо? слушать? Думать?  добывать информацию надо? не перебивать?

- Значит, надо все это делать, чтобы у нас у всех было хорошее настроение, благодаря удачному уроку. Готовы?

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.  2  минуты

- Ну что же, тогда подумайте, на какой урок я вас приглашаю сегодня. Я прочту вам строки. Не перебивайте меня. Прошу сначала подумать.

В мире много интересного,

 нам порою неизвестного,

миру знаний нет предела,

 так скорей, друзья, за дело!

(Учитель показывает на карточки: контрольный урок, урок повторения, урок нового знания)

-Кирилл, на какой урок я приглашаю? На контрольный урок? На урок повторения? На урок нового знания?  Ты как думаешь?

(-Я думаю, вы приглашаете нас на урок…)

-Правильно. А как ты догадался? Аргументируй свой ответ. Какое слово из стихотворения тебе помогло? (Неизвестного)

 (Учитель убирает лишние таблички: контрольный урок , урок повторения).

-Хорошо. Теперь сформулируем цель нашего урока.

-Раз урок нового знания, то какая цель нашего урока?

(Добыть, получить новые знания)

-Хорошо. У меня цель сформулирована так! Получить новые знания.

(Около таблички: Цель урока - вывешивает табличку: ПОЛУЧИТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ)

3. Постановка учебной задачи. 3 мин

Цель мы с вами поставили. Осталось определить тему урока.

На проекционном экране человечек,  но без лица.

-Что необычного видите?

(- Не хватает глаз, ушей, носа, рта)

На экране появляется таблица с рисунками  органов чувств.

-Человеку будет трудно, если у него не будет этих частей организма? Этих органов?

-Почему? Но ведь что- то объединяет эти части тела. Что?

-Что общего у этих частей? Трудно ответить. –

       Может ли человек жить без этих органов? Зачем они нужны? Какова их роль в жизни человека? Какие правила гигиены нужно соблюдать по отношению к ним? Всё это нам и предстоит узнать на уроке. Итак, тема урока - органы чувств.

(Учитель вывешивает табличку: ОРГАНЫ ЧУВСТВ)

- Нам предстоит  работать в группе, в паре, по одному. Поэтому помните, как мы должны работать, чтобы урок был удачным.

4. Открытие нового знания

1)  - Ребята, закройте глаза и определите, что у меня в руках.  Какого цвета и какой формы эта вещь.

 (в руках кубик)

- Откройте глаза. Почему вы не смогли ответить на мой вопрос?

(Ответы детей)

Глаза открыты. Теперь сможете ответить на мой вопрос? Почему?

- Большую часть об окружающем мире мы получаем с помощью зрения.

-Глаза - это часть нашего организма, т.е. орган. Может вы догадались, глаза –  орган чего?

-(Орган зрения)

 (Учитель вывешивает табличку в нужную ячейку: ОРГАН ЗРЕНИЯ)

Это первый из пяти органов чувств.

Выполните в группе задание. И тогда узнаете, какие правила охраны зрения существуют.

- Откройте конверт№1. Достаньте задание.

-Выбирайте правильный ответ и доказывайте, аргументируйте, что ответ должен быть именно таким. Работаем быстро и слаженно.

        1 группа. Выбрать верное утверждение.  Доказать, аргументировать свой ответ. Выполняйте дружно, быстро и правильно. 

         Читай и пиши только

а) при хорошем освещении;                    б) при любом освещении

        2 группа. Выбрать верное утверждение.  Доказать, аргументировать свой ответ. Выполняйте дружно, быстро и правильно. 

        У правши при письме свет должен падать только

а) справа                                                        б) слева

        3 группа. Выбрать верное утверждение.  Доказать, аргументировать свой ответ. Выполняйте дружно, быстро и правильно. 

         Читать лёжа и читать в транспорте

а) полезно                                                      б) вредно

        4 группа. Выбрать верное утверждение.  Доказать, аргументировать свой ответ. Выполняйте дружно, быстро и правильно. 

        Давать глазам отдых, делать гимнастику для глаз

а) нужно, полезно                                        б) вредно

        5 группа. Выбрать верное утверждение.  Доказать, аргументировать свой ответ. Выполняйте дружно, быстро и правильно. 

         Проводить много времени у компьютера и телевизора

а) нельзя                                                            б) можно

        6 группа. Выбрать верное утверждение.  Доказать, аргументировать свой ответ. Выполняйте дружно, быстро и правильно. 

         Нужно ли беречь глаза от соринок, ударов, различных травм

а) да                                                                     б) нет

     

Правильные  ответы

                        

1.        а                

2.        б                        

3.                            б                                        

4.            а                                        

5.           а                                                

6.           а                                        

 

1-я группа ваш ответ…

-Итак, что же получилось из наших утверждений?

- Правила чего мы теперь знаем? охраны зрения.

    2) -Встаньте! Когда включится музыка - танцуем. Когда музыка остановится - образовать пару или тройку с ближайшим соседом - взяться за руки и поднять их.

Затем я задам вопросы,  дам 3-5 секунд на размышление, обсуждение в парах. Обсуждаем тихо.

- Для чего нужны уши?

-Итак, группа Нелли и Арина, ваш ответ.

-Кто хочет дополнить?

-Какие правила гигиены нужно соблюдать, чтобы уши были здоровы?

-Чья пара готова?

- Поблагодарите своего партнёра!

Значит, если уши здоровы – то у человека всё хорошо с чем?

(со слухом)

Уши - это орган чего по- научному?

Какой вывод про орган слуха мы можем сделать?

Вывод: благодаря органу слуха мир звуков открыт для нас.

(Учитель вывешивает табличку в нужную ячейку: ОРГАН СЛУХА)

       3) -О чём пойдёт речь дальше, узнаете, отгадав загадку.

Запах, хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет … (
нос)

-Нос – орган обоняния.

(Учитель вывешивает табличку в нужную ячейку: ОРГАН ОБОНЯНИЯ)

Вы узнаете о нём, поработав с учебником. (стр.127)

(Читают текст в учебнике на стр.127)

- Некоторые считают, что нос – это украшение на лице.

Другие думают, что природа дала нам нос лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь, и вешать книзу, когда загрустишь. Недаром говорят:

- Ишь ты, нос задрал?

-Ну, что же ты нос повесил?

Это, конечно, шутка.

На самом деле даже самый маленький нос, похожий на кнопку, весьма важная часть тела.

Проблемный вопрос.  Нос - это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

- Как понимаете это высказывание?

Достаточно ли информации в учебнике, чтобы дать ответ на этот вопрос?

Воспользуйтесь дополнительной литературой.

(Учитель раздаёт ТЕКСТ из сети Интернет )

- Найдите и подчеркните ключевые слова, которые доказывают это высказывание.

Текст для детей

        Нос-орган обоняния. Он ощущает запахи. Он является фильтром, печкой и сторожем. Внутри носа есть маленькие реснички, которые задерживают пыль, не пропускают грязь в лёгкие. Внутри нос покрыт слизистой оболочкой с кровеносными сосудами, по ним протекает тёплая кровь. И даже в сильный мороз в носу тепло как в печке. А почему сторож? Потому что нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам не нравится запах, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то вызывает аппетит (Интернет).

(Дети работают самостоятельно с текстом из интернета)

 - Какие ключевые слова вы подчеркнули?

Итак, какой вывод про орган обоняния можно сделать.

Вывод: То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.

  4)-Мы проведём опыты:  вы видите: на столе стоят 6 стаканов  с водой.

-Можете ли вы, используя органы зрения, слуха, обоняния  определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода?

 (нет)

- А что для этого нужно сделать?

  (нужно попробовать)

- Какой орган вы подключите к выполнению задания?

 (язык)

- Пусть выйдут по одному человеку от группы. Попробуют воду на вкус и скажут , где какая вода. Сумеют ли они определить это с помощью языка.!!!

(Выходят по 1 ребенку, учитель каждому дает стакан с водой, и дети пробуют воду)

Кому какая вода досталась? Какой орган  помог вам определить вкус?

- Значит, язык –  это орган…вкуса                      

(Учитель вывешивает табличку в нужную ячейку: ОРГАН ВКУСА) 

- Прочитайте самостоятельно статью в учебнике на стр. 127 . А после скажете, каким образом нужно беречь орган вкуса - язык?

(Дети отвечают)

Вывод:      Язык –  это орган вкуса, он тоже очень важен и его надо беречь.  

         5)Допустим, нам дали задание:  Закрыть  глаза. И определить, не притрагиваясь, что лежит перед нами. Получится? Как вы думаете?

-Итак, известные нам 4 органа чувств нам не помогают. Что нам нужно сделать? Как определить, что лежит перед нами?

(Потрогать)

(Учитель вызывает одного ученика и предлагает угадать предмет и описать его)                 

                                 Мех.  

- Правильно ли  определили?

- Какой орган чувств помог определить предметы?  (кожа)

(Учитель вывешивает табличку в нужную ячейку: ОРГАН ОСЯЗАНИЯ) 

- Слепые люди имеют возможность читать и писать по системе Брайля, пользуясь чувством осязания.

-Прочитайте самостоятельно статью про кожу в учебнике на стр. 128

В учебнике на стр. 128 найдите определение: что такое осязание и запишите в тетрадь.

5. Первичное закрепление нового материала 3 мин

ПОСМОТРИТЕ НА СЛАЙДЫ.

(Работа с презентацией №2)

Разбор ситуаций. Какой орган чувств помог тебе в каждой ситуации?

1 ситуация. Ты просыпаешься и понимаешь, что мама пожарила блинчики.

2 ситуация. Тебя угостили конфетой. Она оказалась кислой.

3 ситуация. Бабушка попросила проверить, не остыл ли чайник.

4 ситуация. Ты во дворе дома. Мама зовёт тебя обедать.

5 ситуация. Ты у окна. Вдруг замечаешь, что во двор вышел твой друг.

6.Включение в систему знаний и повторение 6 мин

Ну, что же, пришло время нам с вами рассказать по телефону нашим родным, какое новое знание вы сегодня добыли, получили.

Работаем в группе.

      Один представитель от группы подходит к доске и выбирает табличку с названием органа чувств, о котором будете рассказывать. Можно использовать следующий план.

читель показывает план на обратной стороне доски )

План:

1.Название органа

2.Значение органа чувств в нашей жизни

3. Гигиена органа чувств

        Один из вас папа или мама. Другой ученик. Родители могут задавать по телефону вопросы, помогать ребёнку рассказывать. Репетируем. Вы сейчас выйдете к доске и будете артистами.

       - Ну, всё. Стоп. Кто готов?

      - Представьтесь, кто папа, кто сын?

       (Дети выступают, рассказывают)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой 3 мин

      - Пришло время узнать, кто и как работал на уроке? Удачным ли получился урок? Если вы были внимательны, то задание выполните на «5».

     - Задание в конверте. Я помогу вам, прочитаю вопросы, а вы выберете один из  вариантов: верно или неверно.  

(Учитель читает вопросы – ребята выбирают ответ)

Игра «ВЕРНО/ НЕВЕРНО»

  1. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения.

 ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1. Обоняние - это способность человека чувствовать прикосновения.

ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1. На ушах расположены вкусовые сосочки

.ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1. Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами.

ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1. Нос -это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1. Береги кожу от повреждений, от ожогов и обмораживаний.

 ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1. Для глаз вредно смотреть телевизор.

ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1. При насморке человек плохо чувствует запахи.

ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1. Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

 ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1.  Глаза, уши, нос, язык, кожа- это наши органы чувств.

ВЕРНО/ НЕВЕРНО

Ответы.

  1. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения.

 ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1. Обоняние - это способность человека чувствовать прикосновения.

ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1. На ушах расположены вкусовые сосочки

.ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1. Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами.

ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1. Нос -это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1. Береги кожу от повреждений, от ожогов и обмораживаний.

 ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1. Для глаз не вредно долго смотреть телевизор.

ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1. При насморке человек хорошо чувствует запахи.

ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1. Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

 ВЕРНО/ НЕВЕРНО

  1.  Глаза, уши, нос, язык, кожа- это наши органы чувств.

ВЕРНО/ НЕВЕРНО

Проведем самопроверку. Если правильно -  ставите « +», а если неправильно  - «-». Ничего не исправлять. Если нет ответа - «-».

Первое- верно

Второе –неверно

Третье- не верно

4-е- верно

5-е- верно

6-е- верно

7-е неверно

8-е –неверно

9-е- верно

10-е- верно

Оценивайте себя по  линейке. Обведите ту отметку, которую получили.

Без ошибок

1-2 ошибки

3-5 ошибок

Больше 5 ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

Встаньте те, кто получил  «5».

У кого 1или 2 ошибки?

У кого больше ошибок?

8.Рефлексия деятельности  2 мин

  -Вернёмся к нашей первой презентации.

-Сколько органов чувств мы изучили?

-Назовём их.

(Идет работа с презентацией)

-Какое общее название есть у них?

(Идет работа с презентацией)

- Какая цель была поставлена в начале урока?

- Удалось ли достичь  поставленной цели?  

 – Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить?

-Что?

-Что для этого нужно сделать?

- Удачным ли был урок? Почему так считаете?

9. Информация о домашнем задании. 0,5 мин

Д/з. Стр.128 Проверь себя №3. Или написать благодарственное письмо от имени какого –либо органа чувств своему хозяину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс

  Тема проекта: Когда мои друзья со мной!    Время: 3 часа     Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация

Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...

Конспект урока по окружающему миру "Красная книга" 2 класс.

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса....

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...