Урок "Нравственный поступок" по модулю ОРКСЭ "Основы светской этики"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Карпинская Светлана Борисовна

"Нравственный поступок" предмет ОРКСЭ разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_-_svetskaya_etika.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г.Санкт - Петербурга

 Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр»

 Адмиралтейского района

Итоговая работа по курсу

«Духовно-нравственное воспитание и развитие»

Карпинской Светланы Борисовны,

учителя начальной школы

 Второй  Санкт – Петербургской Гимназии

Разработка урока по теме:

«Нравственный поступок»

модуля «Основы светской этики»

Цели:

Формировать представлений об общечеловеческих качествах- доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих ценностей. Раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок». Способствовать развитию у детей чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.

Оформление урока: В центре доски в большом круге закрыты до времени слова «нравственный поступок». Вокруг большого круга расположены лепестки – в начале урока они белые, потом на них появляются слова.

Организационный момент

- Ребята, оглянитесь вокруг! Светит ласковое весеннее солнышко, вы все вместе, вы здоровы, и всё у вас хорошо. Мелкие неприятности, которые произошли с вами вчера и сегодня, это только облачка на голубом фоне вашей жизни. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём разговор.

-Что в вашем представлении есть доброта? (Суждения ребят)

- В «Толковом словаре» В. Даля даётся определение милосердия (доброты)- «сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому, жалостливость».

Я хочу задать вам неожиданный вопрос – Для чего человеку нужны руки?

Ответы ребят – Как для чего? Работать, есть, писать, делать что-нибудь…

- Вот именно! Что-то делать. Совершать поступки. Можно поступить хорошо, а можно плохо. Помните, детское стихотворение В. Маяковского?

Открывается на доске слово Поступок

Какой лепесток мы откроем рядом? Доброта

-« Главное в добрых поступках – это их утаить» -  так считал известный физик Б. Паскаль. Если поступок по-настоящему добрый, он совершается бескорыстно.

 Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». -Понравился вам герой рассказа? Хотели бы вы с ним познакомиться? Совершали вы сами бескорыстные добрые дела?

Свершая доброе деянье,

Не жди добра в ответ.

Сведёт такое ожиданье

Добро твоё на нет.

Итак, второй лепесток на нашей схеме Бескорыстие

Недаром говорят «Слово лечит», «Доброе слово дороже богатства», «Доброе словечко в жемчуге». Словом можно очень больно ранить человека. Поэтому быть добрым – значит приветливо относиться к людям, стараться согреть их ласковым словом. Я прошу вас сейчас сказать друг другу по одному приветливому слову, и вы почувствуете, как потеплеет у вас на душе. Получилось? Давайте поиграем – я начну, а вы продолжите!

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого – (спасибо)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит – (добрый день)

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы -  (спасибо)

- Когда нас бранят за шалости, говорим – (прости, пожалуйста)

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь – (здравствуйте)

- И во Франции, и в Дании на прощанье скажем – (до свидания)

Открываем лепесток – Приветливость

- Ребята, а как человек может показать доброе расположение к другому человеку? Ответы детей - словами, улыбкой, добрыми жестами.

- Проведём эксперимент: я прошу выйти двух ребят. Мы посадим их на стулья спиной друг к другу и попросим в таком положении рассказать друг другу что-нибудь интересное, не меняя положения. (Дети выполняют задание, но разговор как правило не клеится.)

- В чём же дело? Ребята пытаются разобраться – Как-то неудобно, трудно было говорить, а поэтому неинтересно. Не видно, кому говоришь.

- А если повернуться лицом друг к другу? Тогда, оказывается, гораздо легче.

- Итак, если мы хотим быть внимательными и участливыми к  людям, надо  общаться сосредоточенно, поддерживая зрительный контакт с собеседником, одобряя его жестом, прикосновением. Если друг пришёл поделиться с тобой своей бедой, неприятностями, ждёт твоего совета, обязательно его выслушай.  Это качество называется – Участливость

- Послушайте стихотворение и подумайте, какое отношение к нашему разговору оно имеет.

Я предал пса, что был ко мне  привязан,

Как добрый человек и друг большой.

Я подарил его, как дарят вазу,

Забыв, что он с понятьем и душой.

Своей судьбе он покорился молча,

Но глянул мне в глаза с такой тоской!

А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,

Бросая вызов совести людской.

Он звал меня. И я его услышал,

Я тоже был с разлукою знаком.

И вот у меня под боком дышит,

И руку лижет липким языком.

Открывается лепесток – Забота о других

Обсуждение стихотворения.

- Мальчик совершил поступок.- Какой?  - Плохой. Он отдал свою собаку.  Что же побудило его забрать своего друга обратно?  Доброта, ответственность, сострадание.

Итак, ребята, мы открыли все лепестки вокруг слова поступок. И мы убедились, что не каждый поступок можно назвать хорошим, достойным. Какое же определение скрывается за поступком на нашей схеме, если вокруг такие слова – доброта, бескорыстие, приветливость, участливость, забота о других?

Открывается слово Нравственный

- Знакомо вам это слово? Как вы понимаете значение слова нравственность?

Это слово образовано от старославянского «нрав» - желание, хотение. Человек, осознанно принимающий правила поведения, созданные предыдущими поколениями людей, сам привыкает следовать им. Каждое из правил превращается во внутреннее качество самого человека. Правило – «не брать чужого» и « не обманывать» - в честность и правдивость. Правило «заботься о других» - во внимательность и отзывчивость. Все эти добрые качества человека называют его нравственностью. И человек «хочет, желает» поступать нравственно, по совести, как говорили в старину.

Работа по учебнику «Основы светской этики» - с. 40-41

Разбор особых признаков нравственного поступка:

- Мотив – важно решить, зачем совершается поступок

- Цель – намерения человека, для чего?

- Средства достижения цели – они могут сделать поступок моральным, нравственным, а могут безнравственным.

- Само действие – только добровольное действие при любых обстоятельствах  является нравственным

- Результат – то, ради чего человек действовал.

Подведение итогов урока:

- Итак, мы поговорили сегодня о доброте, и нравственных поступках. Можно ли заменить слова «нравственный поступок» словами «доброе дело»? Как вы думаете, это одно и то же?

Домашнее задание: Мы говорили с вами о правиле «Золотого сечения в искусстве», а каково «Золотое правило нравственности»? Постарайтесь узнать к следующему уроку.

Санкт – Петербург

2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

«Анализ внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в Красновской СОШ»

Краткий отчет о проведении первых этапов экспериментальной работы по курсу ОРКСЭ....