Совесть
презентация к уроку по орксэ (4 класс) по теме

Садовникова Татьяна Викторовна

Урок. Тема Совесть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovest.pptx1.18 МБ
Файл karta_uroka_po_orkse.docx11.2 КБ
Файл plan_uroka_orkse_temasovest.docx57.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» Урок «Совесть» Учитель 4 – Б класса Садовникова Татьяна Викторовна ГБОУ школа № 401 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Слайд 2

ДОБРО ЗЛО ДОБРОТА ДРУЖБА ЛЮБОВЬ ЛЕНЬ ЛОЖЬ ТРУСОСТЬ

Слайд 3

СОВЕСТЬ СЛОВО ЧУВСТВО

Слайд 5

Совесть – это голос внутри

Слайд 7

Тренинг ОБИДА ЗЛО ГНЕВ

Слайд 8

Добро любовь терпение ласка уважение забота сострадание добродетель улыбка послушание честность милосердие щедрость радость тактичность

Слайд 9

Что означает слово СОВЕСТЬ?

Слайд 10

Выставка книг

Слайд 11

Совесть Синоним – стыд честь ответственность Антоним – наглость бесстыдство

Слайд 12

Пословицы Глаза не на месте – совесть не чиста. Нечистая совесть спать не даёт. Счастлив тот, у кого совесть спокойна . Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет — и совести нет. От людей спрячешься, от совести нет.

Слайд 13

Выбери символ совести

Слайд 15

Уходя с урока, оставьте значок: Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным. Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения. Другое (написать)

Слайд 16

Совесть, Благородство, Достоинство Вот оно – святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен, Посвяти ему свой краткий век, Может… и не станешь победителем, Но зато будешь – совестливый человек.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Карта урока по ОРКСЭ.  Тема: "Совесть"  4-Б класс. ФИ ученика________________________Дата________

Добродетель

Порок

Добро

Зло

Совесть

Пословицы

В.И.Даль

С.И.Ожегов

Как ни мудри,

а от совести нет

Совесть без

а совесть  не перемудришь

От человека утаишь,

зубов грызёт



Предварительный просмотр:

Урок  ОРКСЭ "Совесть" 4 класс.

План урока составила учитель начальных классов Садовникова Т.В.

План урока.

1. Организационный момент.

Курс ОРКСЭ (памятка)

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке учились выделять в поступках добро и зло.

На парте карточки - прочитайте слова,

назовите слова,  относящиеся к добру;

перечислите пороки человека.

Какое слово повторяется во всех карточках?  Карта урока.

3. Объявление темы.

Сегодня на уроке мы будем говорить о значении этого слова и значимости для каждого человека этого чувства.

4. Тема урока.

А. Работу начинаем с послания Лунтика из мультфильма.

Вам задание - запомните, как скажет о совести дядюшка Корней.

Б. Просмотр мультфильма.

Что вы запомнили?

Какой урок преподал Лунтик? Поступать по совести.

Какова тема урока?

Почему в народе говорят: совесть должна быть чистой?

Как нам узнать, когда совесть чистая, когда грязная?

Об этом нам рассказывают книги.

В. Мы с вами счастливые люди, т.к. можем прочитать много произведений , в которых рассказали про совестливые поступки  великие мастера и оставили нам в наследство.

Г. Рассказ А.П.Гайдара "Совесть".

Вам задание - запомните слова, которыми заканчивается рассказ.

Д. Прослушивание аудиозаписи рассказа "Совесть".

Е.Оцените поступок главной героини - Нины Карнауховой. "Хорошо" - красный, "плохо" - синий.

Объясните.

Как вы думаете, почему же Нина заплакала?

Вспомните, какими словами закончилась эта история.

Как понимаете?

Какой совет можем дать Нине?

"Жить в ладу с совестью".

Ж.Вывод: в нас как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой -к злу. Нам постоянно приходится делать выбор, как поступать.

Отчего было тяжело на сердце Нины?

Какие чувства противоречат голосу совести? ОБИДА, ЗЛО, ГНЕВ.

Какие действия  делает человек при этом?

5.Тренинг "Как не попасть в сети ЗЛА"

Рука, в мизинчик  вселяется обида, зло овладевает безымянным и средним, гнев забирает в плен указательный и большой пальчик,  все пальцы сжимаются в кулак.

Что при этом испытывает человек?

Но приходят на помощь чувства.

Что испытывает человек, когда его покидают зло обида, гнев? УМИРОТВОРЕНИЕ.

Что является лекарством, исцеляющим душу? Совесть.

1.Что такое СОВЕСТЬ?

  • дополните фразу: "Совесть- это......."
  • работа с дополнительными источниками (словари, энциклопедии)
  • читают по группам определение.

2.Какие рассказы  вы читали про совестливые поступки?

Ваше впечатления? Чему вас учат такие произведения?

Выставка книг дополнительно.

3. Продолжаем  работать  над лексическим значением слова СОВЕСТЬ.

Подберите синоним к слову СОВЕСТЬ.

Подберите антоним. Проверим.

4.Простой люд  в любой стране очень мудрый. В наследство нам оставили множество пословиц.

Прочитаем пословицы (карта урока).

Объясните, как понимаете.

Сейчас  восстановите содержание пословиц.

Вам задание - работа в карте урока, соедините начало и конец пословицы.

Проверка. Читаем.

Как понимаете?

Так часто звучит слово СОВЕСТЬ, этому чувству уделяли большое значение. В связи с этим...

5.Вам задание-  давайте составим портрет Совестливого человека.

 Творческое применение знаний.

Портрет совестливого человека

 Составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
  3. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  4. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  5. Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
  6. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

Отвращает его от… (дурных поступков и действий). 

.

Работа в карте - читаем предложения с дополнением.

Портрет составили, давайте проверим себя, как мы будем поступать по совести

Тест.

Тест «Есть ли у вас совесть»

1. Вы заняли последнее свободное место в автобусе. Заходит бабушка. Вы:

А) Уступите место

Б) Попросите друга уступить место

В) Не обратите на бабушку внимания

2.Старенький дедушка попросил вас перевести его через дорогу.

Вы:

А) Поможете перейти

Б) Убежите

В) Переведете, но за деньги

3.Вы разбили случайно окно. Вы:

А) Признаетесь в случившемся и извинитесь

Б) Свалите на товарища

В) Убежите и никому не скажите о случившемся

4. Мама попросила вас помыть посуду. Вы:

А) Сначала поиграете в компьютер, а потом помоете

Б) Не станете мыть, скажите, что болит голова

В) Помоете посуду сразу, как попросит мама

5.На лестничной площадке вы случайно столкнулись с прохожим. Вы:

А) Даже не обратите внимания и пойдете дальше

Б) Сначала возмутитесь, но в итоге принесете свои извинения

В0 Принесете свои извинения и пропустите вперед

6. У вашего товарища появилась вещь, о которой вы давно мечтали. Вы:

А) Возьмете без спроса

Б) Возьмете без спроса, а потом скажете, что взяли

В) Спросите разрешение посмотреть эту вещь

Проверка. Объяснение.

Подведение итогов.

О каком значимом личностном чувстве говорили?

Какую роль совесть играет в каждом человеке? Роль судьи.

6.Выберите символ совести.

Две героини, какая больше похожа на совесть.

C:\Users\1\Desktop\символ.jpgC:\Users\1\Desktop\сердце.gif

Почему? Идёт от сердца.

7.Притча.

8. Подведение итогов.

Что нового на уроке для себя определили?

Самооценка работы на уроке.

Листики прикрепляем к дереву.

9. Организованный конец урока.

 Совесть, Благородство, Достоинство

Вот оно – святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен,

Посвяти ему свой краткий век,

Может… и не станешь победителем,

Но зато будешь – совестливый человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совесть

Урок по основам православной культуре в 4 классе....

А.Гайдар "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....

«Совесть - это...»

Урок ориентирован на учащихся с повышенной мотивацией к обучению. На уроке рассмотрено слово с точки зрения грамматики, лексикологии, морфемики, словообразования и фразеологии....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Тема: "Совесть" (ОСЭ) 4 класс.

Данная презентация разработана к уроку "Совесть" (ОСЭ), курс ОРКСЭ 4 класс....

час общения "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство"

Данный час общения посвящен героям - воинам сегодняшних дней....

Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.

Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн...