ОРК и СЭ 4 класс
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)

Леонова Наталья Евгеньевна

Рабочая программа по ОРК иСЭ 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа44 КБ

Предварительный просмотр:

                   

           Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Принята на заседании

педагогического совета

от «30» августа 2018г.

Протокол № 1

          Утверждаю

          Приказ №127/1/1 от 30.08.2018

          Директор ГБОУ СОШ №

          О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                           курса по ОРКСЭ

                                           для 4 классов

СОГЛАСОВАНО                                                             СОГЛАСОВАНО

Председатель МО                                                Заместитель директора по УВР

________________                                                         ___________________

Санкт-Петербург

2017 /2018учебный год

Пояснительная записка-------------------------------------3

 Учебный план------------------------------------------------- 10

Содержание учебного предмета-------------------------- 11

Календарно-тематическое планирование--------------- 14

Литература, ЭОР и средства обучения------------------23

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая Программа разработана на основании:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 №373;

Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 №373;

Основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования;

Примерных рабочих программ учебных предметов;

Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

Письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов».

Положения о рабочей Программе ГБОУ школы №218.

                 Место учебного предмета в учебном плане

    Предмет «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» состоит из модулей « Введение. Духовные     ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 2. Основы светской этики. Духовные традиции многонационального народа России. В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения учебным предметом наряду с такими предмет1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и обществами, как русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени, отводимого на предмет, составляет 34 часа в год. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот предмет предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Образовательная организация на основе определения образовательных потребностей, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса определяет перечень модулей учебного предмета. Выбор модуля родителями (законными представителями) обучающихся является приоритетным для организации обучения ребёнка. Изучается модуль в объёме 34 часов (1 час в неделю) в 4 классе. 1-й и 31—34-й уроки модуля могут проводиться вместе с учащимися, которые изучают разные модули предмета ОРКСЭ.

                                                      УМК

     1. А.Я Данилюк 4-5 классы: учебное пособие для   общеобразовательных учреждений.: Просвещение, 2013г

2. «Основы духовно-нравственных культур народов России. Основы светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.

          3.«Основы духовно-нравственных культур народов России. Основы светской этики». Книга для родителей

В современном мире особое значение приобретает духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну. В ФГОС начального общего образования с этой целью введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования включён обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России. В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия. В результате освоения данного предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием. Всё это обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным. Вышеназванные подходы особенно важны для методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики.

     Общая характеристика курса.

 Обоснование выбора учебно-методического комплекса по модулю ОСЭ: программа ОСЭ составлена с учётом обязательного минимума содержания образования и требований к результатам освоения по Основам религиозных  культур и светской этики, представленным в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по Основам религиозных  культур и светской этики», утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 года № 69 (далее ГОС НОО), и в соответствии с примерной программой общеобразовательных учреждений «основы духовно-нравственной культуры народов России»,

формирует у младших школьников развитие целостных представлений об окружающем мире: его единстве, уникальности, многообразии и изменчивости, а также своем месте в этом мире;

объединяет материал на основе принципа исторического развития, единого для всех элементов культуры (природы, человека и общества);

выстроено на основе изучения познавательных интересов и возрастных особенностей психического развития младших школьников;

реализует связь теоретического и практического материала; ориентировано на принятие учащимися духовно-нравственных ценностей и освоения нравственных норм поведения как основы для построения собственной жизни; на воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край.

 Все содержательные линии курса имеют сквозной характер: каждое из направлений реализуется в разных главах, разделах,    представлено разнообразными заданиями, текстами. В целом курс объединяет следующие содержательные линии:

 1) патриотизм сквозь призму представлений о малой и большой Родине;

 2) культура как основа объединения разных народов, населяющих нашу страну, и база для формирования ценностных представлений личности; происхождение культуры, отличие законов культуры от законов природы;

 3) многоаспектность культуры, имеющей в качестве составных частей науку, искусство, религию, этику;

 4) развитие нравственных представлений во времени, понятие “поступок”, или “это с”, моральные законы как основа взаимодействия различных религиозных и нерелигиозных институтов;

 5) ответственность каждого за исполнение нравственных законов и личностное развитие;

 6) формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, здоровый образ жизни;

  7) ответственное и творческое отношение к любому труду, в т.ч. учебному.

      Ценностные ориентиры

В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»,   модуль «Основы светской  этики» обучающиеся на ступени начального общего образования:

получат возможность расширить, систематизировать и  овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии  народов, культур и религий;

обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества,  научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека,   что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;

- формирование  умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- находить наиболее эффективные способы достижения результата;

- умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- готовность слушать собеседника и вести диалог

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности  России;

- осознание ценностей человеческой жизни.

Методы обучения:

Словесные, которые наиболее успешно решают задачу формирования теологических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

Наглядные, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

Практические, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

Репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

Индуктивные и дедуктивные, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Используемые технологии:

Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков и проектной деятельности.

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и        ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним.  Основные культурологические понятия курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)»  и «нравственность» - являются объединяющим началом  для всех понятий, составляющих основу курса.

Основной  принцип, заложенный в содержание курса, -  общность в многообразии, много единство, поли культурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

Общая историческая судьба народов России;

Единое пространство современной общественной жизни, включающее  развитую  систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность  социально-политического пространства.

    Формы контроля: Фронтальный, индивидуальный, тестирование, творческие работы, проектная деятельность

 Учебно-тематический план

Место учебного предмета ОРКСЭ в учебном плане учреждения

Областной базисный учебный план отводит в 4 классе на предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» 34 часа.

Структура комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” состоит из четырех блоков.

Блок

Кол-во часов

По программе

По календарному плану

1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1 часа

1 часа

2. Основы светской этики. Часть 1.

16 часов

16 часов

3. Основы светской этики. Часть 2.

16 часов

16 часов

4. Межмодульные связи: «золотое правило нравственности» в светской этике и религиозных культурах.

1 час

1 час

Итого:

34 часа

34 часа

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

4 класс

Раздел 1. Знакомство с новым предметом

 Россия — наша Родина Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева.

 Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.

Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: построение схемы родословного древа.

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ часть1

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве.

Раздел 2. Культура и мораль. Особенности морали.

 Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло.

 Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость.

 Этические учения о добродетелях. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм.

Дружба. Этика об отношении людей друг к другу

 Древнегреческие мыслители о дружбе

Основное содержание: дружба в системе этических ценностей.

Солон о дружбе.

 Что значит быть моральным.

 Что такое добродетель.

Вариативное содержание: добродетельная жизнь.

Основные понятия: добродетель, порок.

Словарная работа: порок.

Учение Аристотеля о добродетелях.

Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей.

Основные понятия: добродетели ума и добродетели характера.

Словарная работа: совершенство, идеал.

 Нравственные качества

Основное содержание: нравственные качества и добродетели.

                    ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ часть2

Раздел 3

Нравственный закон человеческой жизни.

Род и семья-исток нравственных отношений.

Основное содержание: взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон.

Основные понятия: любовь, семья, взаимоотношения.

Словарная работа: любовь.

 Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд вина и извинение.

Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества.

Основные понятия: отзывчивость, честность, правдивость. Этикет.

Основное содержание: терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни.

Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».

Основные понятия: терпение, терпимость, тактичность.

 Убеждения

Основное содержание: убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений.

.Основное понятие: цель жизни.

Межмодульные связи: притчи.

Словарная работа: сверхличный, закон, нравственный закон, заповедь

 Совесть. Долг. Ответственность.

Основное содержание: совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор.

В. А. Сухомлинский о совести.

Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпеченков «Бабушка-медведица и внучка».

Вариативное содержание: народные пословицы и поговорки о совести.

Основные понятия: совесть, стыд, долг.

Словарная работа: долг.

Ответственность

Основное содержание: ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности.

Раздел 4. 

Межмодульные связи: «золотое правило нравственности» в светской этике и религиозных культурах.

Словарная работа: золотое правило нравственности.

Творческая работа: сочинение-миниатюра «Как я хочу, чтобы люди относились ко мне».

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: «золотое правило нравственности» в современном мире.

Основные понятия: этическое учение Л. Н. Толстого, душа, любовь.

Словарная работа: самовоспитание.

Творческая работа: иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого для детей.

 Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»

Основное содержание: подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества.

Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба.

Как научиться «взращивать свою душу».

Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

Основные понятия: добро и зло.

Список литературы

Гуревич П. С. Этика: учебник для вузов. — М., 2009.

Календарно-тематическое планирование по модулю ОСЭ  учебного предмета ОРКСЭ

№ п\п

Дата проведения урока\ корректировка

Тема уро ка

Количество

часов

Тип урока

Планируемые     результаты

Виды и формы контроля

1

Знакомство с предметом.

Россия-Родина моя.

1

Комбинированный урок.

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них.

НРК

ИКТ

2

Что такое светская этика.

1

Комбинированный урок.

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры.

Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни;

проявлять стремление к добрым делам и поступкам.

3

Культура и мораль

1

Семинар

Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность, нравственность( мораль)

Уметь: осознанно использовать

слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения

4

Особенности морали

1

Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность, нравственность( мораль)

Уметь: осознанно использовать

слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения

5-6

Добро и зло

2

Беседа

Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие.

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях

ИКТ

7-8

Добродетель и порок

2

Комбинированный урок.

Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность.

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе;

проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок

9

Свобода и моральный выбор человека

1

Комбинированный урок.

Иметь представление о понятиях: свобода, моральный выбор, нравственность и  безнравственность, искренность, правдивость,  закон.

Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил

поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть

часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом

10

Свобода и ответственность

1

Беседа.

Иметь представление о понятиях:

Свобода, ответственность, гордыня, самоуважение, человечность, скромность,

тщеславие.

Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки

героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня

НРК

11

Моральный долг

1

Проектная работа

Иметь представление о понятиях: моральный долг, моральные нормы,

Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации

12

Справедливость

1

Комбинированный урок.

Иметь представление о понятиях: Справедливость как высшая ценность в учении.

Уметь; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды

13

Альтруизм и эгоизм

1

Семинар

Иметь представление о понятиях: Альтруизм и эгоизм, род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.

Уметь: совершать альтруистические поступки, направленные на благо случайным людям.

 проявлять взаимопомощь,

стремиться совершать добрые дела.

НРК

14

Дружба

1

Комбинированный урок.

Иметь представление о понятиях: Дружба в системе этических ценностей. Честность и верность - основа дружбы.

Уметь:читать тексты нравственного содержания, анализировать, выделять главную мысль, устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным поведением людей, строить связные высказывания.

15

Что значит быть моральным.

1

Беседа.

Иметь представление о понятиях : мораль, моральные нормы, признавать справедливость  в отношениях между людьми.

Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям.

16-17

Творческие работы учащихся

2

Презентация творческих проектов на выбранные темы.

18

Род и семья-исток нравственных отношений

1

Комбинированный урок.

Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение

Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану

19

Нравственный поступок

1

Комбинированный урок.

Иметь представление о понятиях: что такое поступок, нравственный поступок, нравственные идеи и ценности.

Уметь: : проявлять порядочность и скромность.

ИКТ

20

Золотое правило нравственности

1

Беседа.

Иметь представление о понятиях: как поступать по отношению друг к другу. Что такое добро и зло.

Уметь: правильно поступать по отношению к другим так , как не хотел бы , чтобы поступали к тебе»

НРК

21

Стыд, вина и извинение

1

Комбинированный урок.

Иметь представление о понятиях : Обида, Страх,

Уметь: признавать свои ошибки. Извиняться, прощать.

22

Честь и достоинство.

1

Комбинированный урок.

Иметь представление о понятиях: Честь и достоинство

Уметь: проявлять порядочность и скромность. Осознавать собственную ценность. Вести себя вежливо, спокойно, сдержанно.

23

Совесть

1

Беседа.

Иметь представление о понятиях: совесть, правдивость, сострадание, эгоизм. Корыстолюбие.

Уметь: жить по законам совести.

24-25

Нравственные идеалы

2

Комбинированный урок.

Иметь представление о понятиях: честь и достоинство.

Знать: богатырей Древней Руси.

Уметь: различать поступки достойные и недостойные.

Иметь представление о понятиях: доверие и доверчивость.

Уметь: устанавливать правила доверительных отношений; поступать в экстренных ситуациях.

26

Образцы нравственности

в культуре Отечества.

1

Комбинированный урок.

Иметь представления о понятиях: Рыцари, джентльмены, леди.

Уметь различать поступки достойные и недостойные.

27

Речевой этикет

1

Беседа.

. Иметь представление о понятиях: речевой этикет.

Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления речевого этикета в повседневной жизни.

Уметь: правильно употреблять личные местоимения.

28

Семейные праздники

1

Комбинированный урок.

Иметь представление о понятиях: Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение

 традиции.

Знать: традиции воспитания у разных народов.

29

Жизнь человека-высшая нравственная ценность

1

Комбинированный урок.

Иметь представление о понятиях: честь и достоинство.

Уметь: различать поступки достойные и недостойные.

ИКТ

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Комбинированный урок.

Иметь представление о понятиях: мужество, честь, благородство.

Знать: примеры повседневного

проявления мужества.

Уметь: защищать свою родину, своих  близких и родных.

31

Равнодушие и жестокость

1

Комбинированный урок.

Иметь представление о понятиях: равнодушие и жестокость.

Уметь: контролировать свои эмоции и поступки.

32

Учись учиться

1

Комбинированный урок.

Иметь представление о целях обучения в школе.

Уметь: распределять внимание на уроке; сочетать труд умственный и труд физический.

33

Мои права и обязанности

1

Беседа.

Иметь представление о понятиях: права и обязанности.

Знать: правила школьного распорядка, требования к поведению учащихся в школе.

ИКТ

34

Творческие работы учащихся

1

Проектная работа.

Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия.

Уметь: ответить на вопросы, со-

отнеся определения с понятиями,

пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания

Материально-техническое обеспечение программы курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечание

Книгопечатная продукция

Т. Д. Шапошникова, К. В. Савченко  Программы   «Основы религиозных культур и Светкой этики». М. «Просвещение», 2013

Учебники:

 Основы светской этики. Учебник.  4  класса.- М. Просвещение «Дрофа», 2013.

Рабочие тетради

 Основы светской этики. Рабочая тетрадь. 4  класса.  .- М. Просвещение «Дрофа», 2013.

 В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его усвоения, представлены содержание  обучения, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать у младших школьников систему  знаний,   направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий.. Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности.

Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления подученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях приведены  в полном соответствии  с содержанием учебника.

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор

Компьютер

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное пособие  к учебнику «Основы светской этики», 4 класс

(диск CD-ROM)

Мультимедийные презентации,  тематически связанные с содержанием курса

 

Учебно-практическое  оборудование

Ученические столы, стулья

Учительский стол

Шкафы для хранения  дидактического материала

настенные доски для вывешивания иллюстративного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...