Школьный консилиум
материал по теме

Емцова Ирина Владимировна

Специфика деятельности консилиума предполагает работу с родителями. Каждый специалист школьного консилиума должен соблюдать этические нормы общения с клиентами (взрослые и дети), обратившимися к ним за консультацией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ В ШПМПк

В школьном психолого- медико - педагогическом консилиуме (ШПМПк) на  базе МКУ СОШ№11 г.Нижнеудинска  работают специалисты: логопед, психолог, социальный педагог, мед.работник (по договору), учителя –предметники, классные руководители

Специфика деятельности консилиума предполагает работу с родителями. Каждый специалист школьного консилиума должен соблюдать этические нормы общения с клиентами (взрослые и дети), обратившимися к ним за консультацией. Приглашение родителей на консилиум происходит как правило при личной встрече классного руководителя или члена консилиума, при негативном отношении родителей к встрече, используется разработанная образовательным учреждением повестка. Опыт работы показывает, что результаты, достижения ребенка во многом зависят  от того, как родители восприняли  советы специалистов консилиума и что поняли из этих рекомендаций. Обычно первое посещение консилиума у родителей вызывает негатив, а иногда и шок, хотя, возможно, в глубине души они уже предполагали, что трудности и особенности ребенка вызваны какими-то серьезными проблемами, но трудно было признаться самим себе в этом: « Вырастет и все пройдет», но  не проходит. Задача специалистов школьного консилиума негативный монолог родителей с обвинением всех и вся, постепенно превратить в конструктивный диалог. Только когда психологу доверяют, убеждаются в его компетентности, в том, что он все сделает для ребенка, с ним будут плодотворно сотрудничать.

При первой же встрече с родителями специалистам необходимо быть спокойными, открытыми для контакта, уверенными.  Желательно без перехода на личности представить несколько вариантов дальнейшего  развития ребёнка и добиться того, чтобы родители уяснили важность своего участия в решении проблемы. Нежелательно давать гарантии и не делать дальних прогнозов. «Посмотрим, как пойдут дела. Сделаем все, что можно. Думаю, ваш сын (дочь) справится. Будет нелегко, но надо стараться», – вот примерный набор фраз для родителей. Это связано с тем, что часто возникают такие непредвиденные обстоятельства, ситуации, что лучше заранее не обнадёживать, но слова   поддержки необходимы родителям.

 Беседа с родителями преследует следующие цели:

-  вызывать доверие родителей: «Мы ваши помощники» (доверительные отношения способствуют выяснению причины, истоков проблемы);

- четко разграничивать объективные и субъективные причины нарушений в развитии ребенка:

      1) какие проблемы решаемы исключительно самими родителями (налаживание внутрисемейных отношений);

      2) какие проблемы можно сглаживать, облегчать в результате работы специалистов консилиума;

     3) какие проблемы решаемы исключительно врачами-специалистами;

     4) с какими проблемами в силу особенностей заболеваний ребёнка (неспособность полноценно передвигаться, четко говорить и т.д.) надо смириться и приспособиться с ними жить.

Опыт работы показывает, что необходимо консультировать обоих родителей. Первые беседы надо проводить совместно, затем работать с каждым  родителем отдельно.  Слова поддержки нужны всем, но мама и папа по-разному видят проблему, по-разному находят выход из сложившейся ситуации. Рождение больного ребёнка неизбежно изменяет уклад и особенно психологический климат в семье, возникает эмоциональный дискомфорт. Многие семьи не выдерживают и распадаются, и, как правило, все тяготы, связанные с воспитанием больного ребёнка ложатся на долю матери.  В семье, где папа остался, не ушел, особенно необходима филигранная работа специалиста. При общении с отцом  необходимо быть особенно деликатным, менторский тон не уместен, не надо загружать: «Вы должны! Вы обязаны!», а надо подбирать убедительные слова: «Все дети разные, с разными способностями», которые помогут отцу увидеть в своём ребёнке положительное, и даже  талантливое. При консультировании также необходимо подчёркивать, что ответственность за воспитание ребёнка лежит на обоих родителях, но при этом, очень важно  показать насколько высока роль отца в воспитании ребенка и как необходима его помощь и супруге тоже. Специалисту необходимо подобрать такие слова, которые возвышают роль мужчины, подчёркивают его силу, уверенность, значимость в семье.

При консультировании  очень важно учитывать  уровень образованности, информированности родителей, их индивидуальные, психологические особенности.  Специалист должен сообщить правду, но очень деликатно, не оперируя сложными медицинскими диагнозами, подбирая понятные слова, которые раскрывают специфику трудностей  ребёнка. Для родителей надо найти терминологию, которая подходит их толерантности (например, термин «тяжёлая умственная отсталость» можно заменить словами  «грубые нарушения в развитии»).

При обследовании ребенка использовать простые показательные тесты, которые убеждают  родителей: «Да, у моего  ребёнка,  есть проблемы!», и только после понимания этого можно приступить  к более глубокому исследованию.

Таким образом, соблюдение этических норм профессиональной коммуникации специалистов консилиума строятся на следующих принципах:

- уважительный и демократический стиль взаимоотношений педагога с семьёй;

-  учёт индивидуальных, психологических особенностей родителей.

Именно такая модель профессиональной коммуникации и сотрудничества  специалистов консилиума и родителей даёт положительные результаты в обучении и воспитании ребёнка с особенностями в развитии.



Предварительный просмотр:

Директору

МКУ СОШ№11

_____________________

_____________________

Заявление

Я,_____________________________________,согласна на проведение психологической диагностики на ПМПК моего ребенка _____________________________________________

__________________ класса.

_____________                                                                   __________

        Директору

МКУ СОШ№11

_____________________

_____________________

Заявление

Я,_____________________________________,согласна на проведение психологической диагностики на ПМПК моего ребенка _____________________________________________

__________________ класса.

__________                                                                         __________

Директору

МКУ СОШ№11

_____________________

_____________________

Заявление

Я,_____________________________________,согласна на проведение психологической диагностики на ПМПК моего ребенка _____________________________________________

__________________ класса.

_____________                                                                   __________



Предварительный просмотр:

Протокол

психолого-медико-педагогического консилиума

Фамилия, имя, отчество учащегося _____________________________________

число, месяц, год рождения _____________________

образовательное учреждение, класс, программа обучения ____________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество родителей мать:________________________________________________________________

отец: _______________________________________________________________

Причина направления ребенка на ПМПК ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования:

Состояние здоровья ребенка:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Психолого-педагогическое заключение:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание работы, проведенной участниками консилиума для решения проблем в развитии ребенка:

Участник консилиума

Содержание и форма работы

Сроки проведения

        

        

Приложения:

1. Медицинское представление. Специалист___________________Дата_____________________

  1. Психологическое заключение. Специалист___________________Дата_____________________
  2. Педагогическое заключение. Педагог_______________________Дата_____________________
  3. Логопедическое заключение. Логопед________________________        Дата_____________________

5.Заключение социального педагога. Специалист_______________Дата____________________
Другие документы, представленные на консилиум ________________________ ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Председатель ПМПк   _______________________________

Члены ПМПк: (специальность, подпись)____________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

М.П.        Дата проведения ПМПк_______________________

С заключением школьного консилиума ознакомлены и согласны

Дата __________________    Роспись______________________

Примечание:

В разделе «Содержание работы, проведенной участниками консилиума для решения проблем в развитии ребенка» указывается непосредственно коррекционно-развивающая работа с ребенком, консультационная работа специалистов с родителями, при необходимости работа социального педагога с семьей.



Предварительный просмотр:

Выписка из решения

психолого-медико-педагогического консилиума МКУ СОШ№11 г.Нижнеудинск

«__» _____________  20____ года состоялся ПМПк ОУ по проблемам обучения учащейся(гося) ______________________    ____________ г.р., учащегося(йся) ____ класса.

        Слушали учителей-предметников:________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

        Изучили логопедическое представление________________________     ____________________________________________________________________________________________________________________________________и справку по итогам психологического обследования_____________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Специалисты____________________________________________________________________________________________________________________представили мониторинг развития ребенка по итогам проведенной коррекционно-развивающей работы.

                Выводы:

        Ребенок не усваивает предложенную программ обучения____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

        Коррекционно-развивающая работа не способствует усвоению предложенной программы обучения.

        Необходимо направить ребенка на ПМПК с целью определения дальнейшего образовательного маршрута учащегося.

        

С заключением школьного консилиума ознакомлены и согласны:

ФИО родителей ______________________________ Роспись ______________

С приложением №1 ознакомлены:

ФИО родителей ______________________________ Роспись ______________

С перечнем документов, которые необходимо представить на первичный консилиум ПМПК ознакомлены:

ФИО родителей ______________________________ Роспись ______________

Дата _____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организационные основы деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума»

«Организационные основы деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума» ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСК...

Сборник материалов по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-психологического консилиума

Методическое пособие предназначено для руководителей образовательных учреждений посвящено взаимодействию специалистов разного профиля и содержит материалы по организации и содержанию работы психолого-...

Презентация по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-психологического консилиума

Методическое пособие предназначено для руководителей образовательных учреждений посвящено взаимодействию специалистов разного профиля и содержит материалы по организации и содержанию работы психолого-...

Алгоритм работы дефектолога школьного психолого-медико-педагогического консилиума

Алгоритм работы дефектолога школьного психолого-медико-педагогического консилиума...

Об организации деятельности школьного психолого-педагогического консилиума

Об организации деятельности школьного психолого-педагогического консилиумаНеделя инклюзивного образованияО деятельности центра культурно - языковой адаптаций детей - мигрантовОб организации инклюзивно...

Мастер-класс "Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума"

Цель мастер-класса - поделиться опытом  планирования коррекционно-развивающей работы в рамках сопровождения учащегося с ОВЗ специалистами школьного ППк. Мастер-класс направлен на отработку алгори...

Логопедическое представление для школьного консилиума

Данное обследование охватывает все компоненты речи...