УРОК 2 "РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА"
методическая разработка (4 класс) по теме

методическая разработка урока №2 в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2. Религия и культура

Цель урока: помочь учащимся осознать сущность религии, ее основные формы.

Задачи урока:

  1. Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга, воспитание культуры речи
  2. Образовательная: раскрыть понятие «религия», рассмотреть этапы развития религиозных верований, показать роль ритуалов в религиозной жизни, формирование понятий: религия, ритуал, первобытные верования, древние религии, традиционные религии, национальные религии, мировые религии, индуизм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам;
  3. Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания;

Оборудование:

  1. учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;
  2. электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;
  3. карточки для игры «Собери пазлы»;
  4. демонстрационные карточки-термины;
  5. карта «Религии мира»;
  6. слад-шоу «История религий»;
  7. тетради учащихся.

Ход занятия.

  1. Оргмомент – самопредставление. (Звучит музыка, учащиеся рассаживаются, учитель приветствует их и предоставляет право детям представиться). По ходу самопредставления дети получают от учителя в качестве подарка тетради.
  2. Беседа с учащимися.
  1. Ребята, как называется наш предмет?
  2. Что вам больше всего запомнилось на прошлом уроке?
  3. Что такое духовный мир человека?
  4. А что такое культурные традиции?
  5. Ребята, кто из вас хочет рассказать о традициях своей семьи? (заслушиваются выступления детей)
  6. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
  1. Выступление учителя: «Что такое религия, ритуал».

Важнейшей частью большинства духовных традиций является религия. Слово «религия» произошло от латинского «религаре» - связывать, соединять. Сегодня мы называем религией такое явление в жизни людей, которое включает в себя:

  1. Различные верования людей, например, в единого Бога или во многих богов, в духов, ангелов и других подобных существ;
  2. Поведение людей в повседневной жизни;
  3. Участие людей в религиозных действиях – ритуалах.

Ритуалы – это и есть те действия, которые должны связывать, соединять людей с миром богов или духов. В древние времена основной частью ритуала было принесение жертвы богам. Позже главными ритуалами станут молитвы.

  1. Игра-соревнование «Кто больше?»

(учащимся предлагается по парам записать на листах бумаги как можно больше предложений со словом «религия». Затем команды-пары вслух зачитывают по 1 предложению. Побеждает команда-пара, придумавшая больше предложений).

  1. Какие бывают религии?

(Работа с текстом на с.6 и комментарии учителя. Учитель обращает внимание детей на карту «Религии мира» и по ходу чтения учащимися текста учебника, учитель делает акцент на ареал распространения различных религий. Одновременно идет презентация слайд-шоу «История религий», а на доске появляются новые понятия: первобытные верования, древние религии, национальные религии, иудаизм, индуизм, мировые религии, буддизм, христианство, ислам. Дети записывают их в тетрадь).

  1. Беседа с учащимися:
  1. Что такое религия? Ритуал?
  2. Какие религии называются национальными? Почему?
  3. А какие считаются мировыми? Почему?
  1. Игра - соревнование «Собери пазлы».

Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.

Ритуал – участие людей в религиозных действиях.

Национальные религии – это иудаизм, индуизм.

Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.

  1. Религии России.

(Работа с текстом на с.7, продолжается слайд-шоу).

  1. Ребята, какие религии считаются традиционными для России?
  1. Выполнение тренировочных упражнений к уроку №2 (диск).
  2.  Запись домашнего задания.
  1. Вместе со старшими на карте покажите, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Какие религии они исповедуют?
  2. Почему одни религии называются мировыми, а другие – национальными?
  3. Узнайте, люди каких  религий живут:
  1. в селе Иргаклы?
  2. В Ставропольском крае?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Данный материал разработан мной и одобрен методистами курса ОРКСЭ для применеия в работе с учениками 4-5 классов...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"

Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия"...

Применение современных образовательных методов и технологий на уроках «Основы исламской культуры» как условие формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника»

Сегодня одним из актуальных и приоритетных задач государства является воспитание нравственного гражданина России. Поэтому особое значение уделяется привитию таких качеств, как толерантность, уважение ...