Основы светской этики.
рабочая программа (4 класс) по теме

Орешкина Ольга Львовна

Примерное планирование уроков основ светской этики в 4 классе. УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_svetskoy_etiki.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

           

                                        «ОРКСЭ. Основы светской этики» (34 часа)

                                             Самостоятельная работа № 1.

№п

Тема занятия

Личностные результаты

Методы, приемы, формы работы

№1

Добро и зло.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Познакомить детей с тем, что такое добро и зло.

Сформировать представление о том, почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, комментированное чтение и самостоятельная работа с учебником.

Учить детей логически мыслить, сопоставлять, анализировать и делать выводы.

№2

Дружба.

Эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей.

Познакомить детей с тем, что такое дружба и чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Работа с сюжетными картинками по заданиям учебника.

Работа в подгруппах: составление правил по теме «Кто такой настоящий друг».

Подготовка к разучиванию песни вместе с родителями «Когда мои друзья со мной».

№3

Род и семья — исток нравственных отношений.

Формирование ценностного отношения к семье, ко всем ее членам.

Воспитание благодарности к родителям.

Развитие уважения к старшему в роду.

Работа с учебником









Составление  родословной и герба своей семьи.

Анкета «Мои обязанности в семье».

№4

Стыд, вина и извинение.

Развитие этических чувств — стыда, вины, совести — как регуляторов морального поведения.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Работа с картиной Ф.Решетникова «Опять двойка».

Работа с пословицами.

Составление вопросов по теме.

Умение правильно просить прощение.

№5

Семейные праздники.

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как член своей семьи и гражданин России.

Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности.

Активизация личного опыта учащихся, выполнение проекта по теме «Семейные праздника».

                                             Самостоятельная работа №2.

№п

Тема занятия

Познавательные результаты

Регулятивные результаты

Коммуникативные результаты

№1

Добро и зло.

Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям.

Установление аналогий.

Общий прием решения задач.

Принятие и сохранение учебной задачи.

Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Умение задавать вопросы.

Умение использовать речь для регуляции своего действия.

№2

Дружба.

Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Общий прием решение задач.

Научить детей определять главную цель занятия, раскрыть учебную и задачи, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

Умение работы в подгруппах.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в то числе в ситуации столкновения интересов.

№3

Род и семья — исток нравственных отношений.

Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительных источников информации.

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Учет разных мнений и  стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

№4

Стыд, вина и извинение.

Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие что он знает и видит, а что нет.






№5

Семейные праздники.

Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Установление причинно-следственных связей.

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Итоговый и пошаговый контроль по результату.

Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.

                                                Самостоятельная работа № 3.

№п.п.

Тема занятия.

Используемые на уроке произведения литературного, музыкального, изобразительного творчества, имеющие нравственное содержание.

№1.

Добро и зло.

Сборник русских народных пословиц и поговорок.

Русская народная сказка «Морозко».

Шарль Перро «Золушка».

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

В. Шаинский «Если добрый ты» (песня из м/ф «Кот Леопольд»).

№2.

Дружба.

А.Волков «Волшебник изумрудного города».

Стихи А.Л.Барто.

Детские песни «Вот что значит настоящий, верный друг», «Когда мои друзья со  мной».

№3.

Род и семья – исток нравственных отношений.

Е.Благинина «Мама спит, она  устала».

А.Платонов «Цветок на земле».

Песня «Папа может».

Л.Толстой «Отец и сыновья».

№4

Стыд, вина, извинение.

Репродукция картины Ф.Решетникова «Опять двойка».

Л.Толстой «Косточка».

Песня «Голубой вагон».

№5.

Семейные праздники.

А. Миллн «Винни-Пух и все-все-все».

Гауфман «Щелкунчик».

Песня «День Победы».

                                                           Проектная работа.

                                                               Введение.

Цель: формирование у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Задачи: знакомство с общественными нормами нравственности и морали;

             духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян;

 Для осуществления этих задач обучение детей должно ориентироваться на систему духовно-нравственных ценностей, включая в себя:

-патриотизм-любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине;

-социальная солидарность – свобода личная и национальная;

-справедливость, милосердие, честь, достоинство;

-семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

-труд и творчество –уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

-искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.

Курс «Светская этика» ставит основной задачей дать детям опыт нравственного переживания на основе художественных произведений; ознакомить учащихся с основами интеллектуальной компетентности, формировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы. Воспитывать этническую, религиозную и социальную толерантность.

Задача педагогов – пробудить в детях желание жить с наибольшей эффективностью.

Тема.

Цель урока.

Этапы урока.

Предмет-ные результаты

Метапред-метные

результаты

Личност-ные результаты.

Использу-

емые материалы

Педаг.

Рефлек

сия

Урок 1. Добро и зло.

Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло».

Показать на примерах, почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

1.Орг.момент.

Приветствие.

Запись темы в тетрадь.

2.Основная часть.

Активизация класса.

Обсуждение выполнения дом. Задания.

Чтение пословиц и поговорок на доске, объяснение их смысла.

Прослушивание отрывков из сказок.

Обсуждение морали сказок.

Работа с текстом учебника

Работа в группах

Прослушиваниепесни.

3.Обобщение, закрепление материала.

Выполнение заданий учебника.

4.Дом. задание.

Иллюстрация к песне «Если добрый ты».

5.Итог урока.

Усвоение понятий «добро» и «зло».

Развитие рефлексии

Умение ставить цель и организовывать свою деятельность.

Согласование принятых решений друг с другом.

Формирование правильного отношения к добрым и злым героям.

Воспитание доброго отношения друг к другу.

Учебник.

Аудизапись сказок и песни.

Иллюстрации, книги со сказками.

Эмоциональная значимая часть урока – прослушивание аудизаписей и обсуждение услышанного

Урок 2. Дружба.

Формирование у школьников чувства дружбы друг к другу.

Знакомство с основными жизненными ценностями

Воспитание дружеской атмосферы на уроке.

1.Орг. момент.

Сообщение и запись темы в тетрадь.

2.Основная часть.

Проверка дом. Задания.

Работа с понятиями: дружба, друг, подруга, дружеский.

Работа с учебником.

Работа с литературными произведениями.

Творческая работа учащихся в группах.

Прослушивание, обсуждение и заучивание песен о дружбе.

3.Обощение и закрепление.

Составление правил по теме «Кто твой настоящий друг».

4.Дом. задание.

Ответить на вопросы учебника.

Выучить песню.

5.Итог урока.

Усвоение понятий «дружба», «друг».

Развитие рефлексии

Умение договариваться и приходить к общему решению при работе в группах.

Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Учебник.

Стихи Барто.

Видеофрагмент м/ф «Волшебник Изумрудного города».

Аудизапись песен.

Больше времени посвятить беседе о дружбе между детьми, основываясь на их личном опыте.

Урок 4.

Стыд, вина и извинение.

Формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению.

Познакомить с понятиями «вина», «стыд».

Научить правильно извиняться.

1.Орг.момент.

Сообщение и запись темы урока.

2.Основная часть.

Проверка дом.задания.

Работа над лексическим значением понятий «вина», «стыд».

Работа с картиной «Опять двойка».

Работа с учебником.

Работа с басней Л.Толстого.

Беседа о том, когда и за что нужно извиняться.

3.Обощение и закрепление.

Работа с пословицами.

Песня «Голубой вагон».

4.Дом. задание.

Выучить определения «стыд» и «вина».

5.Итог урока.

Усвоение понятий «стыд», «вина».

Умение оценивать поступки героев произведений.

Развитие рефлексии

Умение оценивать поступки других со своей позиции.

Формирование понятий «стыд» и «вина».

Умение признавать свою вину и просить прощение.

Учебник.

Репродукция картины «Опять двойка».

Аудизапись «Косточка» и песня «Голубой вагон».

Уделить больше внимания работе с картиной.

Научить правильно извиняться.

Урок 3.

Род и семья – исток нравственных отношений.

Познакомить учащихся с понятиями «род» «семья».

Воспитывать уважение и понимание к нуждам и чаяниям ближнего, внимательно относиться к тем, кто нас окружает.

1.Орг.момент.

Сообщение и запись темы в тетрадь.

2.Основная часть.

Проверка дом. Задания.

Работа с текстом учебника.

Работа над литературными произведениями.

Работа в парах.

Знакомство с родословной.

3.Обощение и закрепление.

Мини-рассказ «С кем я живу».

4.Дом. задание.

Придумать и нарисовать герб своей семьи.

Составить родословную своей семьи.

5.Итог урока.

Усвоение понятий «семья» «род».

Умение ставить цель и организовывать свою деятельность.

Развитие рефлексии «Я – член своей семьи».

Умение считаться с мнением всех членов семьи.

Умение при необходимости заботиться о членах своей семьи.

Учебник.

Аудизапись литературных произведений.

Пример родословной.

Больше внимания уделить конкретным близким членам семьи, проживающие совместно.

Урок 5.

Семейные праздники.

Расширение представлений о понятии «семейный праздник».

Проанализировать жизненные ситуации с позиции нравственности.

Познакомить учащихся с различными семейными праздниками и традициями.

1.Орг.момент.

Сообщение и запись темы в тетрадь.

2.Основная часть.

Повторение материала прошлого урока.

Беседа о традиционных праздниках.

Беседа о праздниках,которые отмечают в семье.

Чтение отрывка из сказки «Винни-Пух и все-все-все»

Просмотр и обсуждение кадров из м/ф «Щелкунчик».

Работа с учебником.

Составление вопросов по материалам учебника.

3.Обобщение и закрепление материала.

Работа в группах. Составление списка подарков к разным праздникам.

4.Дом.задание.

Оформить книжку-малышку «Праздники моей семьи».

5.Итог урока.

Понимать значение праздников в стране и в семье.

Уметь оценивать правильность выполнения своих действий на уроке.

Умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.

Формирование традиций соей страны и семьи.

Воспитание благодарности к своей малой Родине, преданного отношения к ней, гордости за свою страну и семью.

Учебник.

Литературные произведения.

Аудизапись песни «День Победы».

Видеофрагмент м/ф.

Больше внимания уделить личным семейным праздникам, таким как День рождения членов своей семьи.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...