Урок №23 по предмету ОРКСЭ
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Жданова Татьяна Сергеевна

Данный материал содержит конспект и презентацию по данному уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhdanova_t.s.doc74 КБ
Файл zhdanova_t.s.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Школа:  МОУ «НОШ №2» город Магнитогорск.

Ф.И.О.: Жданова Татьяна Сергеевна

Модуль: Основы светской этики

Класс: 4 класс

Тема: Совесть (урок 23)

Цель: сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.

Задачи: 

  1. обратить внимание учащихся на необходимость прислушиваться к       «внутреннему судье»;
  2. Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определённых проблем; коммуникативные навыки.
  3. Воспитывать чувство доброты, чуткости, совестливость, ответственное отношение к своим поступкам, толерантное отношение  к  другим мнениям.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом.

Основное понятие: совесть.

Ожидаемый результат:

                  •  В ходе занятия дети смогут составить представление о таком понятии как «совесть».

                  •  Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях.

                  •  Высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, принимать чужое.

                  •  Задумываться и осознавать, для чего людям нужна совесть.


Этапы урока

Действия учителя и содержание урока

Действия учащихся

I. Организационный этап

II. Этап фронтальной проверки домашнего задания

III. Этап подготовки  учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

IV. Открытие «нового» знания». 

V. Этап усвоения нового знания

А) Значение слова совесть

Б) Работа с учебным пособием

В) Просмотр мультфильма и его анализ.

Физминутка

Г) Работа с иллюстрацией учебника.

VI. Этап проверки понимания нового материала

Д) Чтение и обсуждение рассказа А.П.Гайдара «Совесть» и Агнии Барто «Совесть»

 

VII. Этап закрепления нового материала

Е) Работа в группах

VIII. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания

IX.Подведение итогов

Слайд 1

Скромный я даю тебе совет,
Ты иди туда, где только свет!
Верь в себя, как я в тебя,
Даже, если вдруг гроза
Встанет на пути твоем внезапно,
Верь,  наступит миг желанный!
Только к этому ты силы приложи,
И без дела просто не сиди!

- Приведите примеры пословиц, в которых бы говорилось о чести и достоинстве.

- Расскажите о поступках известных вам героев книг, сказок, кинофильмов, соответствующих понятиям чести и достоинства.

Слайд 2

Выберите главную ценность России (щелчок по слову «человек»). Главная ценность России – это люди, их жизнь, труд, культура.

Уберите ценности, которые не относятся к важнейшим для человека (щелчок по словам – успех, богатство, слава, власть). После того, как будут убраны не важные ценности, щелкнуть по слову – Отечество.

- Каковы главные  ценности человека?

- Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке? Сегодня мы постараемся найти на них ответы.

Слайд 3

Учитель читает стихотворение. По ходу чтения на слайде слова «разум», «воля».

Однажды предрассветною порой

 Три мудреца склонились надо мной,

 И я спросила их, поднявши веки:

 Что главное, скажите в человеке?

Конечно, разум - первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел.

Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: воля на пути,        

Который нужно с гордостью пройти,

 Чтобы достойно подойти к концу.

 Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? Запишите в тетради самые главные, по вашему мнению, качества.

- Прочитайте качества, которые вы посчитали главными, найдите совпадения

- Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть! 

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть. А как на ваш взгляд – какое качество в человеке считаете самым главным?

Слайд 4

-Сегодня тема урока «Совесть»

-Вы узнаете:

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «стыд» и «совесть»

-Давайте, вспомним определение слова «стыд». Мы с вами говорили, что стыд и вина формируют совесть человека.

- Как вы думаете, что такое совесть?
- "Совесть", - это хорошее или плохое качество человеческой души?

- Правильно, не зря говорят: Совесть - верный советник.

Предлагает познакомиться с материалом учебника (с.48 первые 3 абзаца).

По ходу чтения делает остановки, обсуждая с детьми текст параграфа.

Слайд 5,6

- Кто был первым, кто попытался понять, что такое совесть?

- Чем различаются понятия «стыд» и «совесть»?

- В чём проявляется совесть?

- Для чего она нужна?

Давайте, мы сейчас просмотрим мультфильм «Совесть» (Лунтик серия 350)

- Как Лунтику объяснили, что такое совесть?

- Чем решил стать Лунтик, чтобы помочь гусеницам быть лучше?

- Как вы думаете, подойдет ли к этому произведению пословица- «Совесть без зубов, а загрызет». Почему?

 

Слайд 7.8

Прочитайте текст на стр. 49 и  объясните прочитанное с помощью иллюстрации.

Слайд 9

Агния Барто «Совесть»
Я кошку выставил за дверь,
Сказал, что не впущу.
Весь день ищу ее теперь,
Везде ее ищу.
Из-за нее
Вторую ночь
Все повторяется,
Точь-в-точь,
Во сне, как наяву:
Я прогоняю кошку прочь,
Я прогоняю кошку прочь,
Потом опять зову.

Гайдар Аркадий Петрович «Совесть»
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Слайд 10

Организует деление класса на  группы. Задание: нарисовать портрет совести (м.б. она добрая и пушистая, а м.б. – злой зверь).

Слайд 11

Подобрать пословицы по данной теме.

Предлагает рефлексию в технике «Закончите предложения».

- Наш урок хочется закончить словами: "Всегда, во всём, как светильником, пользуйтесь руководством совести".

Зачитывают пословицы, объясняют их смысл.

Рассказывают, приводят примеры.

Дети выбирают

Учащиеся перечисляют главные ценности.

Слушают

Учащиеся записывают и прикрепляют полоску к доске.

Читают, анализируют вместе с учителем.

Выбирают одно, главное, по их мнению, качество.

Дают свои варианты ответов.

Размышляют, высказывают свое мнение.

Читают вслух по цепочке

Формулируют определение понятия

Записывают понятие  в тетрадь

Голос внутри, который не дает совершать плохие поступки.

Их совестью.

Подойдет к гусеницам, т.к. совесть их мучила. И они все таки спасли Лунтика.

Чтение, объяснение к иллюстрациям.

Учащиеся

-анализируют, сопоставляют

с изученными понятиями,

- оценивают поведение героев,  

- делают выводы,

- объясняют, как бы они поступили в данной ситуации.

Отвечают. Приводят примеры из собственного опыта.

Записывают домашнее задание.

Учащиеся должны закончить предложения:

Теперь я знаю…

Теперь я умею…

Теперь я буду (не буду)…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Совесть» Выполнила : Жданова Татьяна Сергеевна у читель начальных классов МОУ «НОШ№2» Магнитогорск 2013 г.

Слайд 2

Скромный я даю тебе совет, Ты иди туда, где только свет! Верь в себя, как я в тебя, Даже, если вдруг гроза Встанет на пути твоем внезапно, Верь, наступит миг желанный! Только к этому ты силы приложи, И без дела просто не сиди!

Слайд 4

«разум » « воля» «совесть»

Слайд 5

Что такое совесть. Чем различаются понятия « стыд» и «совесть». C овесть

Слайд 6

Совесть – это переживание осуждения или одобрения собственного поступка. Что такое совесть. Стыд – это тяжёлое подавленное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.

Слайд 7

Чем различаются понятия «стыд» и «совесть». Древнегреческий философ Демокрит « Стыд – тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свое поведение, совесть – это стыд перед самим собой».

Слайд 9

Голос совести Удовлетворённость Неудовлетворённость Вызывает спокойную, чистую совесть. Человек осознает, что он справляется со своими моральными обязанностями, нет нарушений долга, отступлений от нравственных правил. Рождает собой муки совести, раскаяние. Человек сожалеет о случившемся, хочет исправить ошибку и не совершать подобного в будущем. Здесь совесть соединяется с чувством вины и стыда.

Слайд 10

Я кошку выставил за дверь, Сказал, что не впущу. Весь день ищу ее теперь, Везде ее ищу. Из-за нее Вторую ночь Все повторяется, Точь-в-точь, Во сне, как наяву: Я прогоняю кошку прочь, Я прогоняю кошку прочь, Потом опять зову.

Слайд 12

Домашнее задание: Найти пословицы по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.Изучая тему «...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ ( модуль" Основы мировых религиозных культур") на тему:« Священные книги религий мира» 4 класс

Урок по предмету ОРКСЭ в 4 классе  на тему"Священные книги религий мира" напрвлен на выполнение  обобщения знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в ...

Разработка урока по теме "Дружба" . Предмет ОРКСЭ. 4класс.

Данную разработку можно использовать на уроке "Основы светской этики" в 4 классе....

Конспект урока по предмету ОРКСЭ Тема урока: Милосердие

Цель: формировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека...

Комплекс уроков в рамках предмета ОРКСЭ "О чем звонят колокола"

Автор: учитель 1 категории Удалова Елена ПетровнаКомплек уроков будет полезен педагогам и учащимся начальной школы. Учащиеся получат возможность прикоснуться к одному из символов православной культуры...