"Волшебство народных промыслов"
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Лукашенко Людмила Михайловна

Цель: Дать учащимся знания о разных видах народных промыслов как части российской культуры. Показать связь народного творчества с природой. Расширять знания о традициях русского народа. Воспитывать уважение к русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebstvo_narodnykh_promyslov.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи: 
1. Дать учащимся знания о разных видах народных промыслов - части российской культуры. 
2. Показать связь народного творчества с природой. 
3. Расширить знания о традициях русского народа. 
4. Воспитывать уважение к русской культуре. 

ХОД.

В одной сказке Андерсена волшебница дала поэту свои очки и слуховой рожок - и все вещи вокруг него ожили и заговорили. Вот так и мы порой проходим мимо удивительных вещей и ничего не замечаем. Вот серая и красная глина, липовые и березовые чурочки, куски жести, цветные нити и овечья шерсть. На первый взгляд, совсем простые, обычные вещи. Но есть на свете мастера-волшебники, в руках которых эти предметы могут «заговорить» на своем особом языке - языке красоты. Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу. Грубый серый кусок глины не привлекает внимания, а в ловких руках гончара он превращается в красивый сосуд, липовая чурочка в руках художника становится расписной ложкой, лист жести - изящным сосудом или удивительным подносом.

Сегодня на занятии мы познакомимся с такими чудесными превращениями, которые происходят с самыми простыми вещами в руках народных мастеров-умельцев.

Сейчас мы совершим путешествие в Страну прекрасного. Недалеко от Москвы находится Гжель - известный центр народной керамики. У нас под ногами клад. Клад этот - глина, из которой умелые руки гончаров делают посуду, изразцы для печей и детские игрушки. Здесь изготовливают из красной глины всевозможные кувшины, горшки, наборы посуды.

(Демонстрация слайдов «Гжельская керамика».)

Изделия Гжели просты и красивы по форме и цвету. Также проста и выразительна их роспись.

Наш путь лежит на север, в Тульскую область. Мы в селе Филимоново Тульской области. Здесь издавна лепят народные игрушки из глины. Свистульки, звери, птицы, люди - любимые изображения мастеров. Фигурки лепят из красной глины. После обжига их не забеливают, роспись наносят на естественный цвет глины. Орнамент очень прост: это поперечные и продольные полосы зеленого и малинового цветов. Сочетание цвета и формы настолько едины, что каждая игрушка - неповторимое произведение искусства.

(Демонстрация филимоновской игрушки.)

Летим в город Киров. Нас заинтересовала история глиняного коняшки. Почему эту игрушку назвали дымковской? В селе Дымково, пригороде Кирова, издавна занимаются лепкой игрушек из глины. Вылепленные игрушки сушат на деревянных столах, затем обжигают в печи. От огня игрушки становятся прочными и легкими. Мастера покрывают их ровным слоем мела, разведенного на молоке, и ставят сушиться на сквозняк. Затем игрушки раскрашивают красками, просушивают и закрепляют красочный слой яичным белком. Орнамент дымковской игрушки включает всего лишь пять элементов: круги, точки (горошины), прямые вертикальные и горизонтальные, волнистые линии. В росписи используют яркие, насыщенные краски: красная, желтая, зеленая, синяя, черная. На белом фоне они смотрятся празднично и нарядно. Очень красива и форма дымковской игрушки. В наши дни дымковскую игрушку очень любят и взрослые, и дети.

- А теперь отправляемся в гости к золотой хохломе. Что означают слова «золотая хохлома»?

(Ответы детей.)

Свое название роспись получила от села Хохлома. В старину оно было большим торговым центром, откуда во все края России развозили расписную деревянную посуду. В наши дни производство изделий с хохломской росписью сосредоточено в городе Семенове, в селах Семино и Новопокровское Ковернинского района Нижегородской области.

Роспись хохломских изделий выполняется кистевыми приемами без предварительного нанесения контура рисунка. Основной прием хохломской росписи - «травный», реже фон закрывают красной или черной краской, а орнамент выступает в виде золотистых силуэтов.

- Хохломские изделия ярки и красочны, словно пронизаны солнцем. Отгадайте, о какой игрушке идет речь в загадке:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешки.)

Вот они, подружки, сидящие друг в дружке, - нарядные, веселые русские модницы, известные во многих странах мира.

(Показ матрешек.)

Матрешку делают так: игрушку точат на токарном станке из липы, затем раскрашивают анилиновыми красками и покрывают бесцветным лаком.

Люди всегда стремились украсить свое жилище, мебель, посуду, одежду, создать для детей яркие игрушки.

Просмотр видео « Волшебство народных промыслов».

Итог.

ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС

В 4 КЛАССЕ

«ВОЛШЕБСТВО НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ»

Составила воспитатель

 ОГСКОУ «С(К)Ш-И№33»

Лукашенко Л.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Народные промыслы"

Презентация использовалась при защите детских проектов...

Народные промыслы России

Презентация содержит 10 слайдов. Может использоваться на уроках изобразительного искусства и технологии, а также во внеклассной работе....

Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....

Волшебство народных промыслов

Знакомство с промыслами: платки из Павловского Посада, хохлома, тульский пряник.  Этот классный час принес мне звание "лауреат"  в конкурсе " Самый классный классный"...

Внеурочное занятие на тему«Русская народная глиняная игрушка. Особенности игрушек традиционных центров народных промыслов (Филимоново, Дымково, Каргополь)».

Внеурочное занятие по технологии на тему Внеурочное занятие по технологии «Русская  народная  глиняная  игрушка. Особенности  игрушек  традиционных  центров...

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...