Волшебство народных промыслов
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Недошивкина Ольга Юрьевна

Знакомство с промыслами: платки из Павловского Посада, хохлома, тульский пряник.  Этот классный час принес мне звание "лауреат"  в конкурсе " Самый классный классный"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebstvo_narodnykh_promyslov.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебство народных промыслов

Цели:

  • Воспитание интереса к художественному творчеству;
  • Формирование чувства гордости за свой народ, свою Родину;
  • Развитие кругозора детей;
  • Развитие творческих способностей.

Оборудование:

  • Самовар
  • Платки
  • Ложки
  • Музыкальное оформление

(Дети разделены на 2 – 3 группы; в руках у детей ложки, на плечах - платки)

Ход занятия:

1. Орг. момент

Не толпитесь у дверей

Проходите поскорей!

- Посмотрите вокруг. О каком жилом помещении говорят эти предметы? Как вы думаете, куда вы попали? (Русская изба)

(Это жилое помещение строилось из сосны или ели. Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить). Строили их, не используя гвозди. Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм. Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни.)

- В русской крестьянской  избе главную роль играет стол. Представьте, что мы сейчас сидим в крестьянской избе за столом. Кто знает, как необходимо вести себя за столом?

(руки не кладут на стол, сидят красиво и не сутулясь, никто не кричит и громко не говорит)

- Посмотрите на предметы, которые вы получили при входе. Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на занятии?

- Что такое народные промыслы?

(Наро́дные худо́жественные про́мыслы — одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий.)

2. Основная часть

- Наша страна издревле славится своими мастерами. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных промыслов.

- Кто такой мастер? (Мастер — превосходно знающий своё ремесло)

- Есть ли свои секреты (волшебство) у мастеров народных промыслов?

  - Давайте вместе с вами полюбуемся работами мастеров, узнаем некоторые секреты, попробуем поучиться их мастерству.

1)- На плечах у девочек в классе платки. Что это за платки? Чем они прославились?

    Эти платки называют павловскими, т. к родом они из Павловского Посада. Шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные платки павловопосада ценятся во всем мире.

- Посмотрите на платки. Что изображено на них?

    На них можно увидеть разнообразные рисунки и орнаменты (узоры)  с яркими цветочными композициями. Это первый секрет.

-Как вы думаете, в чем может заключаться 2 секрет?

    Рисунки на павловские платки наносят  вручную, с помощью специальных деревянных досок.

- Что значит вручную?

Русские девушки накрывали  платками  и шалями свои нежные хрупкие плечи и заводили хороводы.

- Попробуем и мы это сделать. (ХОРОВОД «Бояре»)

2) Есть свои секреты и у Хохломской росписи.  Что вы знаете об этом промысле?

    Хохломская роспись – это художественный промысел, который появился в 17 веке в Нижегородской губернии и получил свое название от села Хохлома. В эту деревню на торги свозились разные деревянные изделия. Секретов у этих мастеров несколько. Хохлома – это декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная черным и красным цветом по золотистому фону. После этого изделие покрывается специальным составом и обрабатывается в печи.

- Посмотрите на эти рисунки. Какие из них мы можем отнести к Хохломе? Почему?

- В руках некоторых ребят есть ложки. Что это за предмет? Какую роль он играет в жизни человека?

- В старину ложка  была  главным столовым прибором. Но кроме этого ложка является и неким музыкальным инструментом. Я хочу вам это показать. (ИГРА НА ЛОЖКАХ)

- Попробуем вместе.  (под песню Валенки)

3) А сейчас, дорогие гости, я приглашаю вас в мастерскую, где создаются настоящие тульские пряники.

- Поднимите руку, кто имел возможность попробовать это лакомство.

-Как вы думаете, в чем секреты мастерства изготовления тульского пряника?

Первый секрет состоит в том, что тесто для тульского пряника делается особое.  Второй секрет в том, что тульский пряник имеет вид прямоугольной плитки или плоской фигуры, который  содержит начинку из повидла или сгущенного молока. Третий секрет - тульские пряники готовят вручную. Сегодня из теста мастер может вылепить разные фигуры: птичку, животное, человека. Такие пряники называются лепные. Популярностью пользуются печатные пряники, оттиснутые на специальной доске.  2-3м

Посмотрите, мы рассмотрели только три промысла, а сколько секретов нашли.

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать любой мастер?

(терпеливый, любящий свое дело, находчивый,  трудолюбивый …)

- Трудолюбие – это важное качество любого человека. Когда я к вам спешила, мои пословицы все перепутались. Давайте их соберем.  (Работа в группах)

Всякая работа мастера хвалит.

Кончил дело — гуляй смело.

Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

3. Заключение

- В чем заключается волшебство народных промыслов? Какие народные промыслы вы знаете еще?

Я надеюсь, другие народные промыслы вам также откроют множество секретов. Помните, волшебство в наших руках!

За вашу отличную работу я хочу угостить вас настоящим тульским пряником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Народные промыслы"

Презентация использовалась при защите детских проектов...

Народные промыслы России

Презентация содержит 10 слайдов. Может использоваться на уроках изобразительного искусства и технологии, а также во внеклассной работе....

Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....

"Волшебство народных промыслов"

Цель: Дать учащимся знания о разных видах народных промыслов как части российской культуры. Показать связь народного творчества с природой. Расширять знания о традициях русского народа. Воспитывать ув...

Внеурочное занятие на тему«Русская народная глиняная игрушка. Особенности игрушек традиционных центров народных промыслов (Филимоново, Дымково, Каргополь)».

Внеурочное занятие по технологии на тему Внеурочное занятие по технологии «Русская  народная  глиняная  игрушка. Особенности  игрушек  традиционных  центров...

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...