Главные вкладки

    Разработки занятий по внеурочной деятельности
    материал на тему

    Штрак  Наталья  Александровна

    В данном разделе размещены конспекты занятий и дополнительный материал по программам внеурочной деятельности в начальных классах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    "Красивская средняя общеобразовательная школа"

    Филиал "Кулевчинский"

    Внеурочное занятие по программе "Школа Докторов Здоровья"

    в 4 классе на тему:

    "Фитотерапия как один из способов укрепления и оздоровления организма"        

            

    Штрак Наталья Александровна,

    учитель начальных классов

    с.Кулевча 2016 г.

    Цель: пропаганда здорового образа жизни,  пробуждение у учащихся интереса к использованию  фитотерапии.

    Задачи:

    - Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по укреплению и сохранению собственного здоровья: физического и духовного.

    -  Показать значение фитотерапии для укрепления здоровья человека. 

    -  Создавать объективную основу для воспитания потребности в здоровом образе жизни.

    Межпредметные связи:
    • мир вокруг нас
    • экология
    • физическая культура
    • изобразительное искусство


    Оборудование:
    • ТСО
    • Зеркало
    • Магнитная доска,
    Компьютер с мультимедийным проектором, презентация “Фитолечение”.

    Продолжительность: 40 минут

    Ход занятия:

    1.Вступление

    Сегодня у нас необычный урок – урок здоровья.

    Быть здоровыми хотят

    взрослые и дети.

    Как здоровье сохранить?

    Кто может  ответить?

    Вести урок здоровья мне помогает, как всегда, Доктор Айболит.

    2.Сообщение темы и целей урока.
    Говорю о том, что сегодня на уроке мы познакомимся с самым большим чудом света. В шкатулке, которую проношу и позволяю заглянуть каждому ребёнку, находится зеркало. Дети удивляются.
    Объясняю им, что самое большое чудо света – это они сами. Почему? 
    Рассуждаем о том, что каждый человек уникален и ценен, что необходимо заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих нас людей. Что здоровье – это главная ценность человека. 

    3.Вступительное слово учителя:
    Человек, не будучи здоровым, не сможет дать результаты, на которые его запрограммировала природа, давшая ему жизнь: такой человек не сможет плодотворно творить, жить, работать, наконец, дать здоровое потомство.
    -Детям задаётся вопрос о том, что же необходимо человеку для того, чтобы быть здоровым? (дети высказывают свои мысли)


    4. Обобщение знаний учащихся о здоровом образе жизни людей: 
    -Что необходимо человеку для сохранения здоровья? (здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек).
    -Какие правила здорового образа жизни мы знаем: 
    1.Правильное питание
    2.Правильное дыхание
    3.Отказ от вредных привычек.
    4. Предупреждение заболеваний.
    5.Физическая нагрузка.
    6. Закаливание.
    7.Правильный отдых.
    Ребята рассуждают о факторах, укрепляющих здоровье: закаливание, верное питание, личная гигиена, занятие спортом, отказ от вредных привычек.

       5. Введение в новую тему.

          От чего зависит здоровье человека? Многие ученые сошлись во мнении, что 25% здоровья зависит от наследственных факторов, 20%-от состояния экологии окружающей среды, 10%- от деятельности системы здравоохранения и 50-55%- от самого человека, от образа жизни, который он ведет.

          На Руси испокон веков народ лечили знахари, ведуны и волхвы, причем процесс лечения сопровождался определенными магическими процедурами.
     
    Чаще всего использовали:

    • полынь,
    • крапиву,
    • хрен,
    • можжевельник,
    • березу,
    • подорожник,
    • чабрец,
    • свежую капусту,
    • горчицу,
    • мед.

        На протяжении многих столетий именно растения являлись главными лекарственными средствами. Приказом Ивана Грозного была открыта «Аптекарская изба», основная задача которой заключалась в сборе лекарственных растений, при этом травы собирались не только на территории Руси, но и завозились из Греции, Индии и Персии. Все лекарственные травы реализовывались в специальных лавках, где все желающие могли получить совет относительно лечения того или иного заболевания.

        Великая Отечественная война приравняла сбор лекарственных трав к делу оборонного значения. В период военных действий использовались такие препараты:

    • антисептики (лук, чеснок, препараты из календулы, масло из зверобоя, пихтовый бальзам),
    • перевязочные материалы (торфяной мох, отличающийся гигроскопичностью и отличными бактерицидными свойствами; обезжиренный тополиный пух, заблаговременно заготавливающийся населением),
    • настойка из лимонника китайского (восстанавливала силы раненых и повышала остроту зрения),
    • ольха, корень кровохлебки, бадана (боролись с желудочными болезнями).

     
        Траволечение на протяжении тысячелетий спасало жизни, помогало справиться с всевозможными заболеваниями, что нашло отражение в современной медицине всех народов и наций.

         Издавна использовались растения для лечения и в Индии. Их фармакопея насчитывает до 800 названий растительных медикаментов. Уже в те времена многие врачи всех народностей уделяли большое внимание диетическому питанию, фруктам, овощам, различным отварам, сокам, напиткам. Целебные растения использовались, как теперь можно это утверждать, всеми народами мира независимо от времени и места их обитания.

        Фитотерапия и в русской народной медицине издавна была основным методом лечения, ибо растительный мир предлагал человеку обширный и доступный ассортимент лечебных средств, которые он мог использовать для избавления от многих внутренних и наружных заболеваний.

    Однако, необходимо помнить о том, что только обоснованное назначение для лечения лекарственных растений и разумное их применение может быть эффективным. В этом случае уместно выражение «Не навреди!».

      Фитотерапия - метод оздоровления с использованием лекарственных трав и препаратов из них, соков фруктов и овощей. Соки – это продукты питания, как бы специально созданные природой для людей, страдающих конкретными болезнями. Они представляют собой природные лекарственные средства и способствуют укреплению здоровья, придают нам бодрость и энергичность, повышают нашу жизнеспособность. В силу естественного происхождения растительных продуктов их сильные лечебные свойства не вызывают побочных эффектов. Современные медицинские исследования подтверждают их уникальную способность лечить и предупреждать большое число болезней. Растительные плоды содержат огромное количество целебных для растущего организма школьника веществ. Природа предлагает нам эти вещества в готовом виде.

    Многовековой опыт показывает, что лекарственные травы, соки фруктов и овощей оказывают существенный положительный эффект на профилактику и лечение многих заболеваний и могут успешно использоваться в общеобразовательных учреждениях.

    Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест. Ребята, а что мы знаем о чае.

    Чай – это один из тех немногих напитков, которые прочно вошли в нашу жизнь. Мы пьем чай по утрам, чтобы взбодриться и по вечерам, чтобы расслабиться. Мы греемся чашкой горячего чая в зимнюю стужу и утоляем жажду ледяным чаем в знойное лето. Этот божественный напиток уже давно является частью человеческой жизни, и нет ничего удивительного в том, что о нем в своих произведениях упоминали даже самые знаменитые поэты:

      Чай – это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующее вещество, полезные для желудка кислоты, эфирные масла, которые создают неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря стольким витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние. Повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение.

    Учитель: Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить цветочный и травяной чай – фиточай.

                                             (видеофрагмент о чае)

    1-й ученик: Фиточай - это чай, приготовленный из листьев, цветков и плодов лесных, луговых и садовых растений. Это одно из древнейших лечебных средств. Фиточай помогает восстановить силы, повышает иммунитет и жизненный тонус. Фиточаи широко применяются в фитотерапии при лечении многих болезней. Кроме лечебных свойств, фиточаи обладают тонким и изысканным ароматом, приятным вкусом. Из разных видов чаев составляют фитокомпозиции.

    2-й ученик: Фитокомпозиция - это компоненты, из которых приготовлен фиточай. Полезны фиточаи, приготовленные из двух компонентов (например, мяты и ромашки, листьев черной смородины и мяты, листьев земляники и малины), но самые ароматные и вкусные — это фиточаи, состоящие из 4—5 и более компонентов.

    Учитель: В отличие от других форм чаёв, фиточай не содержат кофеина. Фиточаи имеют приятный вкус и пьются с наслаждением. Ваш фиточай может состоять из одного основного ингредиента или это может быть смесь растительных ингредиентов, направленных на достижение конкретной цели, таких как - противостояние простудным заболеваниям, релаксация и снятие стресса и многих других.

    3-й ученик: Во-первых, важно отметить, что существует огромное количество фиточаёв, имеющихся на рынке - каждый из которых предназначен для оказания конкретного терапевтического или лекарственного эффекта. Однако, существуют самые распространённые полезные свойства и эффекты фиточаев. В основном, фиточаи используют:

    - для оказания успокаивающего действия

    - для нормализации работы органов сердца

    - для желудка и нормализации пищеварения

    - для укрепление иммунной системы

    - для очищение организма

    - для нормализация состояния нервной системы

    - для против простудных заболеваний

    - для стимулирования работы внутренних органов

    - для устранения проблем бессонницы

    Учитель: Какие Вы знаете самые распространённые компоненты, входящие в состав фиточаев?

    Учащиеся: высказывают разные версии, перечисляют лекарственные растения и т.д.

    1-й ученик: кроме общеизвестных трав, которые заваривали наши прабабушки, в чай идут самые разнообразные компоненты, обладающие уникальными свойствами:

    Перец  душистый - помогает успокоить симптомы простуды;

    Ромашка - известна своими успокаивающими и противовоспалительными свойствами;

    Хризантема - уменьшает температуру тела в результате повышенной температуры при простуде. Также, помогает при повреждениях печени и нейтрализует токсины;

    Корица - успокаивает и помогает поддерживать здоровое кровообращение и пищеварение;

    Женьшень - придаёт энергию и помогает организму оставаться здоровым;

    Корень имбиря - отлично подходит для улучшения кровообращения и является одним из лучших для улучшения пищеварения, тошноте, артрите;

    Боярышник - укрепляет сердце и увеличивает приток крови;

    Лимонник - повышения антиоксидантной защиты;

    Петрушка - мочегонное и помогает при нормализации почечных функций;

    Мята перечная - подходит для снятия стресса. Она также помогает при проблемах с желудком и пищеварением, освежает дыхание;

    Шиповник - является природным источником витамина С и биофлавоноидов. Рекомендуется при заболеваниях печени, почек, крови, а также является хорошим средством от усталости, простуды и кашля;

    Зверобой - обладает антидепрессантным, успокаивающим, спазмолитическим, желчегонным, противомикробным, противовирусным действием.

    6. Практическая работа.

    Учитель: А сейчас мы проверим, сможете ли Вы различить вкусы фиточаев и определить, из каких трав они были заварены?

    Учащиеся: пробуют представленные образцы чаев и пытаются определить вкус трав, из которых они заварены. Победители получают призы в виде памяток о видах чаев и способах их заваривания.

    Учитель: Приготовить  фиточай очень просто, но требует знание некоторых тонкостей.  Когда вы завариваете фиточай, используйте чистую холодную воду. Не пользуйтесь алюминиевой посудой, так как это может повлиять на вкус. Используйте посуду из стекла, чугуна или нержавеющей стали, где это возможно.

    После того как вода закипит, добавьте 1 чайную ложку фиточая на стакан воды или следуйте рекомендациям на упаковке фиточая. Накройте крышкой и дайте настояться 10 минут. При наличии в составе фиточая трав с сильно выраженными фитонцидними свойствами, аромат может получиться слишком сильным и вкус получится более "лекарственным" чем приятным. Если вы захотите улучшить вкус чая, добавьте мёд и лимонный сок.

    Учитель:  А сейчас я предлагаю нам приготовить фиточай для наших гостей.

    7.Итог урока:

         Делаем вывод, что здоровье-это главная ценность человека. 
    Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье и как его сохранить. Кажется, что ты здоров и всегда будешь таким, и не стоит беспокоиться. Между тем, здоровье – одна из главных ценностей организма, источник радости всё сдаёт и сдаёт свои позиции, реагируя на неправильный образ жизни. Каждый человек обязан заботиться о своём здоровье с юных лет, обладать знаниями в области гигиены, медицинской помощи, духовного благополучия, а самое главное - не вредить своему организму!!!

    Литература и источники информации

    1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако.2004.296с.
    2. Коростелев Н.В.Воспитание здорового школьника.М.,1986.
    3. Сахаров Б.М. Фитотерапия. Лечение соками.-М.:Профит Стайл,2008.-256с.
    4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.
    5. http://www.fitochai.ru/


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красивская СОШ» Филиал «Кулевчинский» Внеурочное занятие по программе «Школа докторов Здоровья» в 4 классе "Фитотерапия как один из способов укрепления и оздоровления организма" Фитотерапия

    Слайд 2

    Травы – лекари … Есть в травах и цветах – Целительная сила. Для всех умеющих Их тайну разгадать. М.Рязанов

    Слайд 3

    Иван Грозный "Аптекарская изба"

    Слайд 4

    Пётр I "Аптекарские огороды"

    Слайд 5

    Фитотерапия лечение травами, при котором прием внутрь настоев всевозможных трав и растений оказывает благотворное действие на работу всего организма, происходит очищение крови и жизненно важных органов от шлаков и токсинов, повышаются его защитные функции.

    Слайд 6

    Преимущества при правильном применении растительные препараты обладают более мягким действием, менее токсичны, чем синтетические и не вызывают привыкания и аллергии способны усиливать иммунитет человека, помогая ему тем самым справиться с болезнью однако следует заметить, что всё это верно только при грамотном и правильном их использовании

    Слайд 7

    Сбор лекарственного сырья Плоды собирают во время полного созревания. Кору собирают во время весеннего сокодвижения. Корни и корневища – поздней осенью. Почки – ранней весной, когда они набухли, но не тронулись в рост. Надземные части собирают в хорошую сухую погоду. Подземные части можно собирать в любую погоду, так как перед сушкой их моют.

    Слайд 8

    Где можно собирать? Нельзя собирать у шоссейных дорог, в местах, которые подвергались обработке ядохимикатами, а также в местах, где лекарственных растений очень мало.

    Слайд 9

    Заготавливают разные части растений: почки – берёза повислая, сосна обыкновенная; листья – подорожник большой, крапива двудомная; трава (стебли с листьями и цветами) – пастушья сумка, зверобой, ландыш, пижма обыкновенная, тысячелистник обыкновенный; плоды – шиповник, можжевельник обыкновенный, черёмуха, малина; корни и корневища – одуванчик лекарственный, петрушка, лопух; цветы и соцветия – календула, полынь, василек синий соцветия липы; кора – верба, дуб, калина.

    Слайд 10

    Как сохранить Хранить: в мешочках из ткани бумажных пакетах, банках, коробках пахучие хранить отдельно от непахучих Срок хранения: Травы, листья, цветы – 1-2 года Корни или корневища – 3-4 года

    Слайд 11

    Липа Это красивое лиственное дерево с тёмной корой и раскидистой кроной. Цветки этого дерева – старинное народное средство, применяемое при простуде. Применяемая часть. Цветки с прицветниками, почки, листья, кора, семена. Время сбора: цветки и листья - в июне — августе, почки — весной, кору — ранней весной или поздней осенью.

    Слайд 12

    Берёза Нет дерева прекрасней берёзки. Берёза- значит светлый, белый. Как выяснилось она не только красавица, но и лекарь прекрасный. Березовый деготь врачует раны, язвы, ожоги, кожные заболевания. Листья берёзы помогают снять отёки сердечно -сосудистого и почечного происхождения. Сок – при заболеваниях легких . Применяют: почки и листья. Время сбора – март, апрель.

    Слайд 13

    Сосна Настои и отвары из почек действуют как дезинфицирующее, отхаркивающее, и мочегонное средство.

    Слайд 14

    Шиповник Целая лаборатория, аккумулятор здоровья. Витамина С в них больше, чем в смородине и лимоне. Имеются витамины группы В, К, Р, каротин, сахара, дубильные вещества, органические кислоты, пектины, микроэлементы. В семенах содержится, витамин Е. Препараты плодов этого природного поливитаминного концентрата используют для профилактики и лечения цинги, куриной слепоты и других авитаминозов, при малокровии, атеросклерозе, гипертонии Собирают плоды шиповника до заморозков, поскольку даже слабое подмораживание уничтожает их лекарственные свойства.

    Слайд 15

    Смородина отвары и настои, которые используют при лечении болезней желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, для лечения ревматизма и подагры, почечно-каменной болезни и водянки, а также других заболеваниях. Ягоды черной смородины используют при авитаминозах, при анемии, а также после перенесенных заболеваниях, которые истощили ваш организм. При обострении желудочно-кишечных заболеваний можно использовать кисели, отвары и сок черной смородины.

    Слайд 16

    Малина обыкновенная Используют плоды . В виде чая - потогонное средство при простуде .

    Слайд 17

    Тысячелистник. В народе называют солдатской травой. И действительно: оно выносливое, смелое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь и заживляет раны. Другое его название «Ахиллесова трава». Применяемая часть. Трава (стебли, листья, цветы). Время сбора. Май — август.

    Слайд 18

    Крапива. Это и сорняк и лекарство одновременно. Его древнее название от слова «коприна» – шёлк. Из его стеблей получали волокно для выработки тканей. Это растение умеет останавливать кровь и насытить наш организм витаминами. Применяемая часть. Листья и корни с корневищами. Время сбора. Листья собирают в июне — августе, корни — поздней осенью.

    Слайд 19

    Зверобой На Руси считалось «травой от девяносто девяти болезней». «Как без муки нельзя испечь хлеба, так без зверобоя нельзя лечить многие недуги», – говорит народная медицина. Народ наделил её «страшной силой», говорили, что косит она зверьё направо и налево. Отсюда и название. Зверобой обладает сильным бактерицидным действием, используется как вяжущее, кровоостанавливающее, противовоспалительное, ранозаживляющее средство. Применяют: трава (стебли, листья, цветки) и листья. Время сбора. Июнь — июль.

    Слайд 20

    Мята перечная Мята широко применяется в народной медицине. Усиливает аппетит, улучшает пищеварение, прекращает спазмы желудка и колики, обладает, успокаивающим, противовоспалительным и обезболивающим действием. Настой травы применяют как средство, возбуждающее аппетит, а также при кашле, удушье, головной боли. Применяемая часть. Трава (стебли, листья, цветки). Время сбора. Июнь — сентябрь.

    Слайд 21

    Ромашка Ромашка аптечная отличается от ромашки непахучей сильным ароматическим запахом Растение широко применяют в народной медицине. Водный настой - как болеутоляющее, успокаивающее, болях в желудке. Настой - для полоскания горла и промывания гнойных ран, язв и нарывов. При мытье светлых волос настой ромашки придает им красивый золотистый цвет. Применяемая часть. Цветочные корзинки (цветы). Время сбора. Май — август.

    Слайд 22

    Одуванчик лекарственный Используется корень . Настой – для возбуждения аппетита, желчегонное средство . Салат из листьев полезен при гипо- и авитаминозах, малокровии.

    Слайд 23

    Подорожник Мощное обезболивающее, противовоспалительное и антисептическое средство. При помощи настоя из листьев можно избавиться от кашля, респираторного заболевания, туберкулеза лёгких, плеврита, катара верхних дыхательных путей, бронхиальной астмы. И конечно всем известное и незаменимое средство от повреждений кожи.

    Слайд 24

    Лопух Побеги и корни съедобны, в ряде стран лопух культивируется как овощное растение. Корни некоторых видов используются в медицине (мочегонное, потогонное средство и др.). Медонос.

    Слайд 25

    Лук Свежий лук усиливает аппетит. Спиртовая настойка лука обладает мочегонным и легким слабительным действием, предупреждает запоры, снимает боль, способствует растворению песка и мелких камней при почечнокаменной болезни. Лук, жаренный на сливочном масле или отваренный в молоке, смягчает кашель и способствует отхаркиванию мокроты.

    Слайд 26

    Будьте здоровы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе " Я здоровье берегу - сам себе я помогу"

    Разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе  " Я здоровье берегу - сам себе я помогу"...

    Разработка занятия по внеурочной деятельности: Кабан – дикий родственник домашней свиньи.

    ·         Расширить знания детей о кабане, его повадках,  образе жизни, внешнем виде.·         Воспитывать лю...

    Разработка занятия по внеурочной деятельности "Культурные растения" 1 класс

    Разработка занятия для учеников 1 класс для организации внеурочной деятельности сс использованием презентации на тему "Культурные растения"...

    Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

    Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

    «КВН по русскому языку» 3 класс. Разработка занятия по внеурочной деятельности (кружок «В мире слов»)

    «КВН по русскому языку» 3 класс. Разработка  занятия по внеурочной деятельности  (кружок «В мире слов»)...

    Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Базар головоломок" для обучающихся 2-3 классов

    Разработка по общеинтеллектуальному направленю внеурочной деятельности. Используются групповые формы работы. Ребята соревнуются в смекалке, быстроте реакции,  учатся работать в группах....

    Разработка занятия по внеурочной деятельности

    Разработка занятия по внеурочной деятельности "Добрая Дорога Детства", тема " Мы- пассажиры" 2 класс...