Главные вкладки

    Интегрированный урок развития речи и музыки.
    материал на тему

    Данный урок представлен как продолжение работы с классом по культуровоспитывающей технологии

                         Разработан учителями: Балачий Н.В. и Широкорадовой Л.С.

     

    Интегрированный урок развития речи и музыки.

     

    Тема урока: Художественный стиль. Подготовка к изложению с элементами сочинения по фрагменту рассказа К.Г. Паустовского

    « Корзина с еловыми шишками».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon balachiy_n.v._i_shirokoradova_l.s.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Данный урок представлен как продолжение работы с классом по культуровоспитывающей технологии

                         Разработан учителями: Балачий Н.В. и Широкорадовой Л.С.

    Интегрированный урок развития речи и музыки.

    Тема урока: Художественный стиль. Подготовка к изложению с элементами сочинения по фрагменту рассказа К.Г. Паустовского

    « Корзина с еловыми шишками».

    Цели: закрепить знания о художественном стиле и стиле художественной литературы;  а также навыки работы над изложением с элементами сочинения; вырабатывать умение излагать текст с сохранением авторского стиля;  анализировать его и строить самостоятельное высказывание на заданную тему; способствовать воспитанию в учащихся любви к миру искусства и природе.

     

    Оборудование урока:

    Портреты  К.Г. Паустовского и Э. Грига; фонозапись пьесы « Утро» из сюиты Э.Грига

    « Пер Гюнт»; выставка книг К.Г. Паустовского.

    Эпиграфы к уроку:

    Всегда следует стремиться к прекрасному.

                                Оноре де  Бальзак

    Все, что звучит в природе, и есть музыка.

                                 И. Гердер

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка  домашнего задания.

    III. Подготовка к изложению.

    1.Сообщение темы урока.

    2.Повторение. Беседа.

    -Вспомним признаки художественного стиля. Что такое стиль художественной литературы? Чем отличаются эти понятия?

     ( Стиль художественной литературы  –  понятие более широкое,  чем вообще  художественный стиль.  Для него характерны образность, ритмичность, системность. Он призван оказывать на читателя эстетическое и нравственное воздействие. Стиль художественной литературы включает в себя элементы других стилей как средство выразительности речи.)

    - Сегодня мы будем готовиться к изложению с элементами сочинения по отрывку из рассказа К.Г. Паустовского « Корзина с еловыми шишками». В чем особенность такого вида творческой работы?

    ( Нужно написать сжатое или подробное изложение , стараясь сохранить авторский стиль и высказать свое мнение о  предложенной теме.)

    Запись на доске и в тетрадях вида работы «Изложение с элементами сочинения по рассказу К.Г. Паустовского « Корзина с еловыми шишками».

    3.Беседа учителя русского языка о писателе К. Паустовском.

    - Ребята, мы еще не знакомились с творчеством К.Г. Паустовского подробно, но некоторые его произведения вы читали в начальных классах, а в 5  классе никого из вас не оставил равнодушным рассказ « Кот-ворюга».

    4. Сообщение учителя русского языка о  личности и творчестве писателя.

     -  К. Паустовский – писатель, знаток природы. Через его творчество прошла тема взаимоотношений человека и природы. Но была  еще одна тема, волновавшая писателя, - тема творчества и связи человека с миром прекрасного.

    Эпиграфом одной из своих книг, посвященной этой теме, - « Золотая роза» - и взял Паустовский слова великого писателя Оноре де Бальзака: « Всегда следует стремиться к прекрасному».

    Посмотрите,  какие еще книги написал К. Паустовский.  (Внимание учащихся обращается к небольшой выставке произведений К.Г. Паустовского.)

    5.Определение главного героя рассказа.

    -Ребята, кто из вас полностью читал рассказ « Корзина с еловыми шишками?»

    - Как вы думаете, кто главный герой? Почему?

    ( Герой рассказа – девочка Дагни, именно ей композитор Эдвард Григ посвятил музыку.)

    - А вот как определила  главного героя рассказа автор учебника Е.И. Никитина. Ответ вы найдете в тексте упражнения  160.

     Упражнение 160.        Подготовьтесь писать изложение, близкое к тексту.
    I. Прочитайте пояснения к исходному тексту изложения.

    Текст изложения — фрагмент из рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», в котором главная героиня — Музыка.

    - Так кто же главный герой рассказа?

    ( Главная героиня рассказа -  Музыка)

    -Кто автор этой музыки?

    (Автор этой музыки — Эдвард Григ (1843—1907), великий норвежский композитор.)

    6. Сообщение учителя музыки о творчестве Э. Грига.

    Учитель музыки.

    Родился Эдвард Григ 15 июня 1843 года  в одном из древнейших городов западной Норвегии, в Бергене. Красоту скандинавских напевов, издревле звучащих на скалистых берегах Норвегии,  духовную мощь норвежского  народа, его благородные помыслы, любовь к родной земле  во второй половине 19 века узнал весь мир,  благодаря музыке гениального композитора - Э.Грига.    Он выступал с концертами в различных городах и странах. Его творчество получило международное признание. Однако, возвращаясь после шумных гастролей по Европе, Эдвард Григ спешит в деревенскую глушь, где суровая красота родной природы, поэзия народного искусства каждый раз вливали  могучие силы  в его творчество.  «Я черпал богатые сокровища, - говорил Григ, - в напевах моей родины и из этого до сих пор неисследованного источника норвежской народной души пытался создать национальное искусство». Напевы и ритмы норвежской музыки звучат у Грига повсюду: в концерте для фортепьяно с оркестром(1868), принесшем композитору мировую славу, в фортепьянных пьесах ( цикл « Из народной жизни»), в песнях и романсах. Мировое признание завоевала  музыка Грига к драме Г. Ибсена

     « Пер Гюнт»(1875). В музыке этой драмы сочетались сказочные образы скандинавского фольклора с реальными картинами народного быта и природы. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним  отрывком этого произведения, который рассказывает о поэтичном пейзаже норвежской природы -  « Утро». С  музыкой Э.Грига  связан и рассказ К.Д. Паустовского « Корзина с еловыми шишками».

    Давайте прочитаем отрывок упражнения. И ответим на такой вопрос:

     - Что  нашло воплощение в творчестве композитора? 

    (В творчестве Грига нашли воплощение мотивы, связанные с жизнью народа Норвегии: народные песни и танцы, старинные легенды и предания, традиционные крестьянские свадьбы и, конечно же, картины природы.)

    - Чем творчество Э.Грига близко русским людям? (Вот как сказал о Григе П. И. Чайковский: «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души  северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик».)

    7.Подготовка к восприятию текста. Учитель русского языка.

    Ребята, так как мы будем писать изложение только по отрывку из рассказа К.Г. Паустовского, давайте познакомимся с событиями, которые предшествовали, предлагаемому для изложения  фрагменту упражнения ( упражнение 160. на  с 162.)

       Старый музыкант встретил в лесу девочку, собиравшую в корзину еловые шишки. Девочка эта, Дагни Педерсен, была дочерью лесника. Музыкант помог ей набрать полную корзину шишек, помог донести её до дому и сказал, что, к сожалению, ничего не может подарить девочке: нет у него с собой ни игрушки, ни куклы, ни конфет — ничего нет. Но он обязательно сделает ей подарок. Только не сейчас, а через десять лет.

    «Через десять лет? — удивилась девочка. — Неужели Вы так долго делаете игрушки?» «Нет, — ответил музыкант, — это будет не игрушка. Но ты получишь от меня этот подарок, когда тебе будет восемнадцать лет».

    И вот, когда девочке исполнилось 18 лет, она приехала к родным в Христианию (так раньше называлась столица Норвегии) и пришла на концерт, который проходил в парке, под открытым небом.

    - Какой подарок получила Дагни к  18-летию от  старого музыканта? (Музыку)

    8. Знакомство с заданием к тексту.(упр. 160.II )

     Прочитайте текст, часть его (от слов Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок... и до слов Музыка стихла) — на фоне музыки «Утро» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».

    Пьеса Э. Грига, открывающая оркестровую сюиту «Пер Гюнт», написана композитором к одноимённой драме Генриха Ибсена. В драме рассказывается о жизни и приключениях молодого норвежского парня, по имени Пер Гюнт, которому пришлось немало постранствовать по белу свету, прежде чем он понял, что ничего нет на свете лучше, чем Родина.

    9. Беседа учителя музыки.

    -Ребята, вас,  наверное,  уже заинтересовала музыка, которую услышала Дагни во время концерта. Что узнали вы о ней из материала учебника? (Это симфоническая музыка, пьеса «Утро» из сюиты « Пер Гюнт»).

    -Сюита ( с французского языка – последовательность, ряд) – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных контрастных друг другу пьес, объединенных общей художественной идеей. Одна из пьес сюиты Э.Грига « Пер Гюнт» « Утро» и связана с рассказом К.Г. Паустовского « Корзина с еловыми шишками», ее и услышала Дагни спустя много лет.

    10. Выразительное чтение текста на фоне музыки (  музыка  включается со слов: «Сначала она ничего не слышала…»)

         ...Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на неё странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

    Потом она вздрогнула и подняла глаза. Худой мужчина   во  фраке, объявлявший программу, сказал:

    — Сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагеру-па Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.

    Дагни вздохнула так глубоко, что у неё заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступившие к горлу слёзы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.

    ( включается музыка)

    Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

    Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

    Да! Это был её лес, её родина! Её горы, песни рожков, шум её моря!

    Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке — в её окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.

    Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его Укоряла, что он не умеет быстро работать.

    Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!

       Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее светились звезды.

       Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну,  где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной, доброй волшебницы.

       В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос: «Ты счастье! – говорил он. – Ты – блеск зари!»

       Музыка стихла. Сначала медленно, потом  всё разрастаясь, загремели аплодисменты.

       Дагни встала и быстро пошла к выходу из парка.

    11. Беседа после прослушивания. Учитель музыки.

       - Какую музыка услышали вы и Дагни? ( работа с музыкальными словарями синонимов.)

       -  Произведение начинается очень тихо, медленно, величаво как будто только поднимается солнце. Мелодия, проникновенно-лирическая, очаровывает, глубоко воздействует.

    - Согласны ли вы, что главным героем рассказа является музыка?

    - Какие образы возникли на фоне музыки?  (Солнце, лес, утро…)

    - Согласны ли вы с эпиграфом нашего урока, обоснуйте ответ:

    Все, что звучит в природе, и есть музыка.

                                 И. Гердер

    12.Работа по вопросам к тексту. Учитель русского языка.

    - Определите основную мысль текста. В какой части его она выражена? ( В первой части: какое действие производит на Дагни музыка Э.Грига7)

    -Как бы вы озаглавили текст в соответствии с основной мыслью? («Дагни и музыка Э.Грига», «Подарок старого композитора».)

    - В чем будет состоять элемент сочинения к вашему изложению? Прочитаем вопрос-задание на странице 164. 

     Какая картина вам мысленно видится, когда вы слушаете «Утро» из сюиты Э.Грига

    « Пер Гюнт»?  

    IY. Подведение итогов.

    - Таким образом,  мы подготовились к изложению с элементами сочинения по фрагменту из рассказа К.Г.Паустовского « Корзина с еловыми шишками», но работа над текстом еще не закончена. Дома вы подготовитесь к лингвистическому анализу текста, его пересказу и обдумаете элемент сочинения.

    Y.Домашнее задание.

    Работа с текстом упражнения 160 задание III,  IY, Y.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок. Развитие речи."Что такое Солнце?" 2 кл.

    Урок проводится совместно с психологом....

    Интегрированный урок развития речи и ИЗО в 1 классе

    Целью урока было развитие творческого воображения, фантазии, умения создавать образ, расширение словарного запаса, получение знании о художественных приемах, раскрытие емкости слова; закрепление знан...

    Интегрированный урок развития речи и изобразительного искусства «Начало зимы. Декабрь».

    Цели урокаПродолжать формировать представление о сезонных изменениях в природе на основе наблюдений учащихся.Корректировать мыслительные операции на основе упражнений на развитие объёма зрительно-слух...

    Диалог культур на уроках в школе.Интегрированный урок развития речи и технологии.

    Диалог культур на уроках в школе.Интегрированный урок развития речи и технологии. .         ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКАИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОКИнтегрированный урок технол...

    Интегрированный урок развития речи по опорным картинкам "Весна"

    Цель: дать учащимся представление о характерных признаках весны.Задачи:Продолжить работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса.Упражнять учащихся в определении количества звуков ...

    Конспект интегрированного урока развития речи и трудового обучения «Ель - хвойное дерево и новогодняя красавица»

    Интегрированный урок развития речи и трудового обучения. Тема урока "Ель - хвойное дерево или новогодняя красавица?"...