Рабочая программа "Литературное чтение" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Воронцова Марина Андреевна

Рабочая программа "Литературное чтение" 4  класс, УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_b.docx104.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературному чтению

по программе Л.Ф.Климановой

Пояснительная записка

        Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс разработана на основе федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана МБОУ «НОШ п. Центральный» на 2016-2017 учебный год.

Цели:

 - целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;

- приобщение ребенка к литературе как искусству слова;

- духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.

Основные задачи обучения литературному чтению:

— развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

— обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

  — введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и        потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и   познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Общая характеристика учебного предмета

УМК «Перспектива»: учебник «Литературное чтение» 4 класс в 2-х частях Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская М. «Просвещение» 2012г

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.

Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Основные содержательные линии

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

        Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

        Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.

         Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:

  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
  • свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
  • приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
  • формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
  • научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
  • развивать интерес к литературному творчеству;
  • духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.

Общие принципы, реализующие указанные цели:

  • принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
  • принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
  • принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
  • принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
  • принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
  • культурно-исторический принцип;
  • принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.        

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

          В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Круг детского чтения. Тематика

1. Вводный раздел. «Большие и маленькие секреты страны Литературии»; «Книга — окно в новый неведомый мир» (М. Горький).

2. Жанровый блок. Устное народное творчество: малые фольклорные жанры; волшебные и бытовые сказки.

Литературные произведения: литературные сказки русских и зарубежных писателей; рассказы писателей-классиков и современных писателей России; басни, пьесы-сказки, повести; страницы поэзии (произведения отечественных и зарубежных поэтов); научно-познавательные литературные произведения; мифы Древней Греции; рассказы из Священной истории; по страницам детских журналов (старинных и современных).

Литература — искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, Л. Толстому, И. Крылову. Круг произведений писателей-классиков, небольшой справочный материал о жизни писателей, их произведениях.

3. Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее прошлому и настоящему. Нравственно-этические темы о детях, друзьях-товарищах, семье, окружающем мире, о взаимоотношениях и общении людей. Юмористические стихи и рассказы.

Сравнение художественных и научно-познавательных текстов с единой тематикой.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: беглое чтение целыми словами.

— Увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы.

— Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

— Качества навыка чтения: сознательное, правильное чтение с ускорением темпа чтения до 70—80 слов в минуту; развитие умения читать выразительно, соблюдая интонацию конца предложений, делая паузы на месте, отмеченном знаком препинания. Умение передать при чтении свое отношение к содержанию читаемого.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.

— Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.

— Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.

— Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).

— Нахождение предложений, выражающих главную мысль. Умение соотносить главную мысль с пословицей.

— Составление рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.

— Формирование выразительности речи и чтения: выбор интонации (тона, темпа речи и чтения, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.; умение прочитать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т. д. (с помощью учителя).

— Формирование потребности в чтении книг по рекомендованному списку; умения давать оценку прочитанному.

— Ориентировка в учебной книге: умение самостоятельно находить произведение в книге, пользуясь оглавлением; соотносить тематические разделы книги с темой отдельных текстов; самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром.

1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

— Сопоставление, сравнение своих наблюдений и впечатлений с теми, которые отражены в произведениях разных видов искусства.

— Формирование способности эстетически воспринимать театральные представления; составление рассказов с элементами описания на основе увиденного.

— Развитие умения находить темы для обобщения размышления о том, что прочитал ребенок в художественных произведениях, увидел в спектаклях, на картинах.

2. Слушание художественных произведений.

— Слушание литературных произведений в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное.

— Восприятие чтения одного и того же произведения разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения. Стимулирование творческой активности детей.

— Приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием.

— Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов (по выбору).

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Побуждение детей к самостоятельному перечитыванию произведений. Формирование умения внимательно относиться к авторскому слову.

— Наблюдение за мастерством автора, его умением выбирать слова и выражения для описания места действия, характеристики событий и героев.

— Размышления над мотивами поступков персонажей, сравнение героев, нахождение слов и выражений для их характеристики.

— Формирование умения давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.

— Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, жестов и мимикой персонажей.

— Умение обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку.

— Наблюдение за средствами художественной выразительности в поэтических текстах, нахождение сравнений, олицетворений, эпитетов, метафор (без терминов).

— Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения.

— Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять их для создания целостного художественного образа.

— Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли.

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

—Практическое различение фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица, считалочка. Составление (придумывание) загадок и считалок.

— Различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения.

— Умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью.

— Развитие умения сопоставлять два ряда представлений о природе — реальных и словесных, образных, выраженных тем или иным автором в своем стихотворении.

— Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.

— Развитие умения выделять отличительные признаки сказки: волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.

— Умение выделять характерные элементы басни как вымышленного рассказа (вымышленные персонажи, олицетворение, нравоучение — мораль).

— Умение составлять рассказы в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы: урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • -комбинированный урок;
  • -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок – сообщение новых знаний
  • урок-закрепление знаний
  • урок-повторение знаний
  • урок – игра
  • проверка знаний

Виды и формы контроля: текущий (фронтальный устный опрос, наизусть), итоговый проверка техники чтения.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Место курса в учебном плане.

Курс рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2-4 классах – по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Учебно – тематический план

 

п/п

Разделы программы

Распределение

часов

Вводный урок

1

Книга в мировой культуре

5

Истоки литературного творчества

10

О Родине, о подвигах, о славе

12

Жить по совести, любя друг друга

14

Литературная сказка

22

Великие русские писатели

33

Литература как искусство слова

5

Итого:

102 ч.

Содержание программы учебного курса

1. Вводный урок (1ч)

Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука»—главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.

Деятельность учащихся: Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений.

На основе текста Б.Горбачевского описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание.

Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг, для подготовки своего сообщения.

 2. Книга в мировой культуре (5ч)

Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.

Деятельность учащихся:

Предполагать на основе названия учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность.

Рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа. Объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц.

Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу.Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

3. Истоки литературного творчества (10ч)

Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.

Деятельность учащихся:

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов состоит волшебная сказка.

Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными.

Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. Определять тему и название выставки книг. Находить нужную книгу по каталогу. Составлять план пересказа, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

4. О Родине, о подвигах, о славе (12ч)

Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.

Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героев художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения.

Определять правду и вымысел в произведениях. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. Обсуждать в паре, в группе поступки героев. Определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Распределять роли. Инсценировать произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

5. Жить по совести, любя друг друга (14ч)

Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины.

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи.

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам.

Представлять выбранную книгу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

6. Литературная сказка (22ч)

Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки.

Соотносить иллюстрации и художественный текст. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля.

Озаглавливать иллюстрации. Составлять план сказки.

Рассказывать об особенностях басни И. Крылова. Объяснять смысл басен И. Крылова.

Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Инсценировать басни; распределять роли. Пересказывать кратко научно-познавательную статью. Объяснять смысл названия рассказа.

7. Великие русские писатели (33ч)

Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ.

Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка.

Характеризовать героев произведения.

Определять нравственный смысл текста.

Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл произведения. Составлять план сказки.

Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других.

Сочинять возможный конец сказки.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

8. Литература как искусство слова (5ч)

Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

Называть особенности поэтического творчества.

Выявлять особенности текста-описания.

Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.

Сравнивать произведения литературы и живописи.

Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.

Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении.

Планируемые результаты освоения по учебному предмету  «Литературное чтение» 4 класс

Личностные результаты:

1. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

2. мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;

3. первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных произведениях;

4. умение отвечать на вопрос: «Что значит поступать по совести, жить по совести?»;

5. умение самостоятельно понимать мотивы поступков героев произведения; соотносить их с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственных выбор;.

6. способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

1. самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

2. составлять возможный план действий совместно с учителем;

3. работать в соответствии с заявленным планом;

4. корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками;

5. вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания.

 

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе;

2. устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии;

3. находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять высказывание.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

1. составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;

2.владеть монологической и диалогической формами речи;

3. высказывать и обосновывать свою точку зрения;

4. слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

5. строить понятные для партнёра (собеседника) высказывания;

6. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны иметь общее представление:

  • об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;
  • о функциональных особенностях фольклорных жанров;
  • об общих корнях и путях развития литературы разных народов;
  • о следах обряда и мифологических мотивах в фольклоре и литературе;
  • об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке.

Учащиеся должны знать: 

  • наизусть 10-12 стихотворений разных авторов по выбору ученика;
  • имена 4-5классиков русской и зарубежной литературы, 4-5 современных писателей (поэтов) и названия их произведений, прочитанных в классе;
  • 2 периодических литературно-художественных и публицистических издания.

Учащиеся должны уметь:

  • читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
  • различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора;
  • находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;
  • находить фольклорные мотивы и приёмы устного народного творчества в авторских произведениях;
  • эмоционально воспринимать характеры героев произведений;
  • сравнивать характеры героев разных произведений;
  • сравнивать своё и авторское отношение к герою;
  • рассказывать о любимом литературном герое.

Актуализация обучения младших школьников: 
• Углублять читательский опыт детей.
• Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:

1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения,
- выработка плавного чтения целыми словами,
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.

2.Развитие выразительности чтения и речи:
- чтение вслух и чтение про себя,
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,
- произносить скороговорки и чистоговорки,
- обучение орфоэпическому чтению,
- обучение чтению по ролям.

Обогащение опыта творческой деятельности: 
1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка

Система оценки планируемых результатов

Методы изучения предмета (курса):

а) объяснительно-иллюстративный,

б) репродуктивный,

в) проблемное изложение изучаемого материала,

г) частично-поисковый,

д) исследовательский метод.

Формы контроля:

опрос (фронтальный, индивидуальный);

творческие работы;

чтение отрывков произведений наизусть;

выразительное чтение;

пересказ.

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся 

Виды контроля

Формы контроля

Количество работ

Текущий

Проверка осознанного и выразительного  чтения

в течение учебного года

Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. К УМК Л.Ф. Климановой ("Перспектива").  С. В. Кутявина

Тематический

проверочная  работа

тестовая работа

                4 

Итоговый

итоговая контрольная работа

                1

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  1. искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  2. неправильная постановка ударений (более 2);
  3. чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  4. непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  5. неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  6. неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  7. нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  8. нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  9. монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  1. не более двух неправильных ударений;
  2. отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  3. осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  4. неточности при формулировке основной мысли произведения;
  5. нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

 - читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 75 слов в минуту;        

-во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 90 слов в минуту;                                                                                                              -полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;                                                          

 -самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);                                                  

 -знает и читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

-читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;                                                                                                                                       -темп чтения - не менее 60 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 75слов;                                                                                                -делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;                                                                                                                   -составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);                                                                                                                                -самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;                                            -читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

-читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 45 слов в минуту в 1 полугодии;                      -во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 60 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;                        

-передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др.  помощью наводящих вопросов учителя;

 -воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

-читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения – менее 45 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения менее 60слов в минуту;                                                                    

  -пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;                                                  

-не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;                

-при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее в 4 классе - 1/2 страницы.

Техника чтения    

     Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами.

В I-м полугодии темп чтения вслух незнакомого текста – 75 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.

 II-е  полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста – 95 слов, про себя – на 10 и более слов быстрее.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс

Л. Ф. Климанова. (3 часа в неделю)

Тема уроков

Количество

часов

Элементы

Требования к

Вид

Универсальные

Дата

п/п

содержания

уровню

контроля

учебные

проведения

подготовки

действия

план

факт

Введение (1 ч)

1

Введение. Знакомство с учебником. Вводный урок. Высказывания известных людей о книге. Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

Система условных обозначений в учебнике. Содержание учебника.

Знать условные обозначения учебника, уметь в них ориентироваться.

Текущий

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Объяснять условные обозначения.

Находить нужную главу в содержании учебника.

02.09

Книга в мировой культуре (5 ч)

2

«Повесть временных лет». Летописец Нестор. М. Горький «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке.

 

1

Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»

Вводные уроки по содержанию раздела. Основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация. Книги, прочитанные летом. Рассказ о домашней библиотеке.

Осознать высказывания известных людей о книге.

Рассказывать о книгах, прочитанных летом.

Понимать необходимость знания истории, исторических произведений. Уметь находить в тексте устаревшие слова.

Понимать необходимость чтения в жизни человека. Уметь составлять текст, находить нужную информацию, выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Текущий

 

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя.

Группировать высказывания по темам. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. Участвовать в работе группы; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений.

05.09

3

 История книги. Подготовка сообщения о книге.

1

Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения.

Подготовка пересказа текста.

Знать историю создания книги. Уметь правильно и выразительно читать, анализировать текст, выделять главную мысль.

Текущий

07.09

4

Пересказ текста «Удивительная находка»

1

Использование разных видов чтения. Умение пересказывать текст.

Текущий

09.09

5

Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщения о старинных и современных книгах.

1

Знать правила выбора книги и посещения библиотеки. Уметь работать с дополнительными источниками информации.

Текущий

12.09

6

Проверочная работа «Книга в мировой культуре»

1

Проверка знаний, умений и навыков, техники чтения.

Уметь работать с учебной книгой.

Индивидуальный

Выполнять проверочную работу, корректировать свои действия.

14.09

Истоки литературного творчества (10 ч)

7

Вводная проверка техники чтения. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Библия – главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета)

1

Группировка книг по подтемам. Смысл пословиц.

Библия. Притчи. Смысл притч.

Знать пословицы разных народов. Уметь объяснять их смысл.

Уметь анализировать характер и поступки героев, работать с иллюстрацией. Понимать значение терминов милосердие, доброта, бескорыстие.

Текущий

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. Объяснять смысл пословиц, нравственный смысл притч. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и поговорки по темам, былину и сказочный текст, поэтический и прозаический тексты былины. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч, былинного текста и мифа. Рассказывать о картине. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше.  Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Распределять роли.  Инсценировать произведение. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвовать в работе группы. Находить необходимый материал для  подготовки сценария. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

16.09

19.09

8

Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.

1

Библия. Притчи. Смысл притч

Текущий

9

Особенности былинных текстов. Былина «Исцеление Ильи Муромца»

1

Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Гусляры».

Знание о былинах. Умение читать выразительно и понимать былинные тексты.

Текущий

21.09

10

«Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

1

Сравнение былины со сказочным текстом. Сочинение по картине.

Понимать исторический текст.  Уметь находить аналогии с реальными событиями, работать над содержанием былины, сравнивать разные виды текстов, составлять рассказ о былинном герое по картине.

Текущий

23.09

11

Особенности славянского мифа.

1

Славянские мифы.

Уметь отвечать на вопросы учебника на основе художественного текста.

Текущий

26.09

12

Мифы Древней Греции. Деревянный конь.

1

Мифы Древней Греции. Мифологический словарь.

Уметь планировать работу на уроке, работать с текстом мифа.

Текущий

28.09

13

Мы идём в библиотеку. Мифы, легенды, предания.

1

Тема выставки. Книги для детей.

Определять тему выставки. Группировать книги. Представлять одну из книг.

Текущий

30.09

14

Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Немецкая народная сказка «Три бабочки».

1

Уметь понимать поступки героев, бегло и выразительно читать.

Текущий

03.10

15

Притча «Царь и кузнец». Притча «Шрамы на сердце»

1

Смысл притчи.

 

Текущий

05.10

16

Обобщение по разделу. Проверочная работа

1

Проверка знаний, умений и навыков.

Прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение, выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Индивидуальный

07.10

О Родине, о подвигах, о славе (12 ч)

17

Пословицы о Родине.

К. Ушинский «Наше Отечество», В. Песков «Отечество». Сравнение текстов о Родине.

1

Основные понятия раздела: поступок, подвиг

Уметь понимать и сравнивать произведения о Родине.

Текущий

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Находить  в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения.  Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно  оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать произведения для заучивания наизусть.

10.10

18

Н. Языков «Мой друг!..», А. Рылов «Пейзаж с рекой», С. Романовский «Русь»

1

Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

Воспринимать на слух поэтическое произведение, анализировать лирический текст.

Текущий

12.10

19

Александр Невский.

В. Серов «Ледовое побоище»,

 Н. Кончаловская «Слово о побоище Ледовом»

1

Подготовка сообщения о святом Александре Невском.

Понимать произведения об исторических событиях, поэтические произведения о Родине.

Осмысление темы «Что значит для меня моя Родина».

Уметь читать выразительно.

Текущий

14.10

20

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

1

Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.

Текущий

17.10

21

Историческая песня.

Ф. Глинка «Солдатская песнь»

1

М. И. Кутузов, Бородинская битва.

Текущий

19.10

22

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Р. Рождественский «Реквием».

1

Рассказ о Великой Отечественной войне.

Уметь читать выразительно, анализировать лирический текст.

Текущий

21.10

23

А. Приставкин «Портрет отца», В. Костецкий «Возвращение». Е. Благинина «Папе на фронт», А. Лактионов «Письмо с фронта». Сравнение произведений

1

Сравнение произведений разных жанров. Сравнение произведений художественной литературы и живописи

Уметь сравнивать произведения разных жанров.

Читать выразительно.

Текущий

24.10

24

Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей.

1

Презентация книги.

Уметь самостоятельно выбирать книгу, находить необходимую информацию для подготовки сообщения.

Текущий

26.10

25

С. Фурин «Чтобы солнышко светило», В. Орлов «Разноцветная планета»

1

Лирические произведения разных авторов.

Уметь сравнивать произведения разных авторов, читать выразительно.

Текущий

28.10

26

Ф. Семяновский «Фронтовое детство». Фотография – источник информации.

1

Произведения о военном детстве.

Знать, что фотографии многое могут рассказать. Уметь читать выразительно

Текущий

07.11

27

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение  по разделу.

1

Творческий проект «Нам не нужна война»

Знание изученных произведений.

Индивидуальный

09.11

28

Контрольная работа по разделу «О Родине, о подвигах, о славе»

1

Проверка знаний, умений, навыков.

Индивидуальный

11.11

Жить по совести, любя друг друга (14 ч)

26.10

29

       

Вводный урок по разделу. А. Толстой «Детство Никиты»

1

Основные понятия раздела: ответственность, совесть.

Уметь прогнозировать содержание раздела, читать выразительно.

Текущий

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать

произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию.

14.11

30

А. Толстой «Детство Никиты». Смысл и герои рассказа.

1

Деление текста на части, составление плана.

Уметь делить текст на части, выделять главное, составлять план.

Текущий

16.11

31

И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов.

1

Сравнение прозаического и поэтического текстов.

Уметь использовать разные виды чтения, сравнивать тексты разных жанров.

Текущий

18.11

32

А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести.

1

Творчество А. Гайдара. Анализ поступков героев. Создание своего текста.

Знать творчество А. Гайдара. Уметь анализировать поступки героев, составлять свой текст.

Текущий

21.11

33

А. Гайдар «Тимур и его команда». Создание текста по аналогии.

1

Текущий

23.11

34

М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа.

1

Жизнь и творчество М. Зощенко. Смысл рассказа.

Уметь анализировать поступки героев, определять смысл рассказа.

Текущий

25.11

35

И. Пивоварова «Смеялись мы – хи – хи…»

1

Творчество И. Пивоваровой.

Подробный пересказ текста.

Уметь читать выразительно, прогнозировать содержание произведения, составлять план, подробно пересказывать текст.

Текущий

28.11

36

 И. Пивоварова «Смеялись мы – хи – хи…». Соотнесение содержания текста с пословицей.

1

Текущий

30.11

37

Н. Носов «Дневник Коли Синицина». Создание собственного дневника.

1

Творчество Н. Носова. План рассказа. Подробный пересказ.

Уметь высказывать собственное мнение, рассказывать о героях произведения, пересказывать текст.

Текущий

02.12

38

Мы идём в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе

1

Произведения о школе, о сверстниках.

Определять тему выставки. Группировать книги. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Текущий

05.12

39

Н. Носов «Метро».

1

Творчество Н. Носова. План рассказа. Подробный пересказ.

Знать произведения Н. Носова. Уметь высказывать собственное мнение, рассказывать о героях произведения, пересказывать текст.

Текущий

07.12

40

В. Драгунский «…бы». Смысл рассказа.

1

Юмористическое и сатирическое направление в литературе.

Характеризовать героя текста. Составлять небольшие творческие рассказы.

Текущий

09.12

41

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

1

Творчество Н. Носова. План рассказа. Подробный пересказ.

Знать произведения Н. Носова. Уметь высказывать собственное мнение, рассказывать о героях произведения, пересказывать текст.

Текущий

12.12

42

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Проверочная работа.

1

Обобщение и проверка знаний по разделу.

Знать изученные произведения.

Текущий

14.12

Литературная сказка (22ч)

43

Вводный урок по содержанию раздела «Литературная сказка». Собиратели народных сказок.

1

Основные понятия раздела.

Знать основные понятия раздела.

Текущий

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться.

Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература.

Определять тему и название выставки книг.

Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе: давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки;

называть качества героев сказки.

Сравнивать сказки разных писателей.

Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.

Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.

Выявлять особенности поэтического текста сказки.

Участвовать в работе группы,

договариваться друг с другом.

Распределять роли. Инсценировать произведение.

Составлять аннотацию на книгу.

Составлять каталог на определённую тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

16.12

44

Братья Гримм – собиратели немецких народных сказок. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

1

Жизнь и творчество авторов литературных сказок.

Сущность полярных понятий «добро», «зло», «гордость», «зависть», их эмоциональное состояние.

Правила доброжелательного поведения.

Уметь прогнозировать  содержание раздела.

Уметь читать выборочно, грамотно составлять ответы на вопросы, представлять подготовленный материал. Знать сущность полярных понятий «добро», «зло», «гордость», «зависть», их эмоциональное состояние. Знать правила доброжелательного поведения.

Текущий

19.12

45

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Герои сказки.

1

Текущий

21.12

46

Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки Ш. Перро. Проверка техники чтения за I полугодие

1

Творчество Ш. Перро. Народные и литературные сказки. Положительные и отрицательные герои сказок.

Анализ сказки.

Нравственные ценности литературных сказок зарубежных писателей.

Подробный и выборочный пересказ.

Знать творчество Ш. Перро.

Знать различия народных и литературных сказок.

Уметь работать с сюжетом, выделять особенности сказки. Уметь анализировать произведение, читать бегло и выразительно, связанно отвечать на вопросы.

Текущий

23.12

47

Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик». Герои сказки.

1

Текущий

09.01

48

Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик». Особенности зарубежного сюжета.

1

Текущий

11.01

49

Ш. Перро «Спящая красавица». Представление книги.

1

Текущий

13.01

50

Сказки Г. Х. Андерсена. Создание выставки книг.

1

Жизнь и творчество

 Г. Х. Андерсена.

Прогнозирование содержания произведения.

Герои художественного произведения.

Характеристика героев зарубежных сказок, сравнение их с героями русских сказок.

Подробный пересказ сказки на основе составленного плана.

Инсценирование сказки зарубежного писателя.

Знать о жизни и творчестве Г. Х. Андерсена.

Текущий

16.01

51

Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой

1

Уметь прогнозировать содержание произведения. Знать особенности зарубежной литературы.

Уметь пересказывать текст от лица любимых героев.

Уметь выбрать книгу для самостоятельного чтения.

Уметь сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, давать характеристику героям произведения.

Уметь придумывать окончание сказки, пересказывать сказку подробно на основе составленного плана, инсценировать сказку зарубежного писателя.

Текущий

18.01

52

Отзыв о книге Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди»

1

Индивиду-альный

20.01

53

Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки

1

Текущий

23.01

54

Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Судьба героев сказки

1

Текущий

25.01

55

Г. Х. Андерсен «Чайник». Смысл сказки

1

Текущий

27.01

56

Мы идём в библиотеку. «По дорогам сказки»

1

Основы читательской самостоятельности.

Уметь выбирать книгу, находить необходимую информацию для подготовки сообщения.

Текущий

30.01

57

И. Токмакова «Сказочка о счастье»

1

Творчество И. Токмаковой. Чтение по ролям, характеристика поступков героев.

Знать творчество И. Токмаковой. Уметь читать выразительно и правильно.

Текущий

01.02

58

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

Жизнь и творчество

С. Т. Аксакова. Характеристика героев.

Сравнение сказок

С. Аксакова и

Ш. Перро.

Знать жизнь и творчество

С. Т. Аксакова. Уметь давать характеристику героев, сравнивать сказки С. Т. Аксакова и Ш. Перро, читать выразительно.

Текущий

03.02

59

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои сказки

1

Текущий

06.02

60

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Особенности литературной сказки.

1

Текущий

08.02

61

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Ш. Перро «Красавица и чудовище». Сравнение сказок.

1

Текущий

10.02

62

Наш театр. Э. Хогарт «Мафин печёт пирог»

1

Передача характеров героев в театрализованной постановке.

Уметь понимать и передавать в театральной постановке характер героя.

Текущий

13.02

63

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление каталога.

1

Повторение и обобщение знаний по разделу.

Знание изученных произведений.

Уметь работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения.

Текущий

15.02

64

Проверочная работа по разделу «Литературная сказка»

1

Индивиду-альный

17.02

Великие русские писатели (33 ч)

65

Вводный урок по содержанию раздела «Великие русские писатели». А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки

1

Понятия раздела.

Жизнь и творчество А. С. Пушкина.

Научно – познавательный текст.

Составление собственного текста.

Уметь формулировать тему урока, составлять план урока.

Уметь прогнозировать содержание произведения, читать выразительно, находить нужный отрывок в тексте. Уметь определять специфические особенности научно – познавательного текста.

Текущий

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться.

Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности – олицетворение, эпитет, метафора, сравнение.

Называть изученные произведения А. С. Пушкина.

Читать наизусть понравившиеся произведения.

Читать вслух и про себя. Выбирать стихи для выразительного чтения.

Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.

Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина».

Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки.

Характеризовать героев сказки; называть качества их характера.

Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке.

Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке.

Сравнивать литературные сказки. Сравнивать произведения живописи и литературы.

Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.  

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Составлять рассказ по картине; представлять его в группе.

Выявлять особенности исторической песни. 

Читать по ролям.

Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела.

Пересказывать тексты подробно и кратко.

Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Распределять роли. Инсценировать произведение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

20.02

66

К. Паустовский «Сказки А. С. Пушкина». Подготовка сообщения на основе статьи.

1

Текущий

22.02

67

Устное сочинение на тему: «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина»

1

Индивидуальный

27.02

68

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

Анализ поступков героев.

Сравнение народных и литературных сказок.

Анализ литературного произведения.

Положительные и отрицательные герои.

Характеристика главных героев, оценка их поступков.

Работа с текстом.


Знать сказки А. С. Пушкина.

Уметь анализировать поступки героев, сравнивать сказки народные и литературные. Уметь анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, видеть скрытый смысл, заключённый в сказках. Уметь различать положительных и отрицательных героев,

Текущий

01.03

69

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки.

1

Текущий

03.03

70

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои произведения.

1

Текущий

06.03

71

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Составление плана.

1

Текущий

10.03

72

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Волшебные предметы и помощники в сказке.

1

Текущий

13.03

73

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В. А. Жуковский «Спящая царевна». Сравнение сказок.

1

давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступков. Уметь работать с текстом, давать ответы, опираясь на текст.

Текущий

15.03

74

А. С. Пушкин «Осень». Е. Волков «Октябрь». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

Стихи А. С. Пушкина о природе.

Любовь к природе.

Картины русских художников о природе.

Уметь понимать и правильно читать стихи. Уметь формулировать учебную задачу урока. Уметь анализировать художественный текст.

Текущий

17.03

75

А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Средства художественной выразительности для создания образа весны.

1

Текущий

20.03

76

Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»

А. Куинджи «Ранняя весна»

1

Творчество Ф. И. Тютчева.  Стихи и картины русских художников о весне.

Знать стихи Ф. Тютчева. Уметь правильно читать стихи, анализировать художественный текст.

Текущий

22.03

77

И. И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон». 

1

Произведения И. И. Козлова и  И. Левитана.

Уметь понимать особенности поэтического текста.

Текущий

24.03

78

Сочинение по картине

И. Левитана «Вечерний звон»

1

Основная мысль сочинения. Письменная передача своих наблюдений.

Уметь определять основную мысль сочинения и собирать материал. Передавать в тексте свои наблюдения.

Текущий

03.04

79

М. Ю. Лермонтов «Рождение стихов». Подготовка сообщения о М. Ю. Лермонтове

1

Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова.

Работа с поэтическим произведением.

Сравнение произведений литературы и живописи.

Особенности художественного и исторического текстов.

Знать о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.

Уметь выразительно читать поэтические произведения, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Уметь сравнивать произведения литературы и живописи.

Знать особенности художественного и исторического текстов.

Текущий

05.04

80

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины». Поэтический перевод стихотворения Гёте

В. Я. Брюсова. Сравнение текстов.

1

Текущий

07.04

81

М. Ю. Лермонтов «Тифлис», «Дары Терека». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

Текущий

10.04

82

М. Ю. Лермонтов «Крестовая гора», «Утёс». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

Текущий

12.04

83

М. Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

Текущий

14.04

84

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Особенности художественного и исторического текстов.

1

Текущий

17.04

85

Подготовка сообщения о Л. Н. Толстом.

1

Жизнь и творчество

Л. Н. Толстого.

Герои литературного произведения.

Знать о жизни и творчестве

Л. Н. Толстого.

Уметь выразительно читать произведение, находить нужный отрывок в тексте, понимать смысл произведения.

Индивиду-альный

19.04

86

Л. Н. Толстой «Maman» (из повести «Детство»). Герои произведения.

1

Текущий

21.04

87

Л. Н. Толстой «Ивины». Герои рассказа.

1

Текущий

24.04

89

И. С. Никитин «Когда закат прощальными лучами…» И. Левитан «Тишина»

1

Жизнь и творчество

И. С. Никитина.

Средства художественной выразительности.

Уметь находить средства художественной выразительности, видеть прекрасное в окружении.

Текущий

26.04

90

И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…». И. А. Бунин «Ещё и холоден и сыр…»

1

Жизнь и творчество

И. А. Бунина.

Поэтический мир.

Уметь анализировать стихотворение, чувствовать поэтический мир.

Текущий

28.04

91

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом.

1

Тайна поэзии Н. А. Некрасова.

Красота родной природы.

Знать тайну поэзии

Н. Некрасова. Уметь использовать выразительные средства языка.

Текущий

03.05

92

Проект «Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии»

1

Работа над проектом.

Уметь подбирать нужный материал по теме проекта, выявлять основное, оформлять работу.

Индивиду-альный

05.05

93

Л. Н. Толстой «Был русский князь Олег…». Басни Л. Н. Толстого. Специфические особенности басни как жанра.

1

Мотивы и причины поступков героев.

Басни Л. Толстого «Кто прав?», «Мудрый старик»

Уметь анализировать тест, выявлять мотивы и причины поступков героев.

Текущий

10.05

Знать факты из биографии Л. Н. Толстого.  Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения.

12.05

94

Л. Н. Толстой «Петя Ростов»

1

Смысл произведения.

Характеристика героев произведения.

Уметь раскрывать смысл произведения, характеризовать героев произведения.

Текущий

15.05

95

Л. Н. Толстой «Петя Ростов». Пересказ.

1

Текущий

17.05

96

Наш театр. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Инсценирование.

1

Басни И. А. Крылова. Жанры литературы. Мораль произведения.

Знать басни И. Крылова. Уметь определять жанры литературы, находить мораль произведения, читать басню по ролям.

Текущий

19.05

97

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа

1

Проверка знаний. Обобщение по разделу.

Уметь читать выразительно, выполнять задания по тексту. Знать изученные произведения.

Индивидуальный

22.05

Литература как искусство слова (5 ч)

98

Урок – отчёт «Путешествие по страницам любимых книг»

1

Прививаем любовь к книгам.

Знание произведений отечественной и зарубежной литературы, их авторов.

Текущий

24.05

99

Итоговая комплексная работа «Мои достижения»

1

Обобщение знаний.

Текущий

26.05

100

Итоговая контрольная работа.

1

Проверка знаний.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Индивидуальный

29.05

101

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Индивидуальный

29.05

102

Урок – игра «Литературные тайны»

1

Обобщение знаний.

Знание изученных произведений.

Индивидуальный

29.05

Программно – методическое обеспечение уроков литературное чтение в 4 классе.

Технические средства обучения

1. Мультимедийный проектор

2. Компьютер

 3.Экспозиционный экран

4.Классная доска

 Собственно учебные средства:

1. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч.  / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская М. Просвещение 2015г.

2. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению» М. «Вико» 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...