Обучение детей с ОВЗ.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Непрерывная инклюзивная образовательная вертикаль.   Елена Николаевна Кутузова, Ольга Николаевна Рублевская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_s_ovz.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с ОВЗ.

 С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют в большей или меньшей степени нарушение «нормы». И это не только часто болеющие дети, но и дети с тяжелыми нарушениями речи: логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (аутизм, эпилепсия, ДЦП, ЗПР). При этом необходимо отметить, что психологическая готовность к обучению в школе, развитие речи, общий образовательный уровень у значительного количества детей характеризуется низкими показателями, что предопределяет не только возникновение школьной неуспешности, но и выраженные трудности взаимодействия с остальными участниками образовательного процесса. Это означает, что в классе, в котором по нормативам 20 – 25 человек, изначально присутствуют дети, нуждающиеся в специализированной помощи, индивидуальной программе сопровождения психофизического развития, особом режиме. К сожалению, далеко не в каждой школе удается создать адекватные условия для развития и обучения таких детей и, зачастую, ребенок возвращается или к надомному обучению, или в специализированную школу. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос создания таких условий обучения, которые явились бы комфортными для детей с ОВЗ и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.

 В ходе анализа образовательной ситуации для детей с Ограниченными Возможностями Здоровья в г. Новокузнецке был выявлен ряд проблем в области ранней диагностики нарушений в развитии детей с ОВЗ и недостаточном обеспечении нормативно-правовой и методической базы инклюзивного образования. Для решения данных вопросов Комитетом Образования и Науки и Институтом Повышения Квалификации был разработан инновационный проект «Модель инклюзивного образования в г. Новокузнецке», цель которого -  оказание информационной, организационной, научно-методической помощи.

В рамках участия в данном проекте в «Центре Диагностики и Консультирования» с февраля 2012 года создан отдел «Сопровождения инклюзивного и интегративного образования».  Педагогами нашего Центра создана модель сопровождения детей с Ограниченными Возможностями Здоровья в инклюзивном пространстве. На сегодняшний день подготовлен пакет нормативно – правовой документации, психолого – медико–педагогическое сопровождение прошло все этапы организации, разработано и внедрено программно-методическое обеспечение инклюзивного образования. В ходе нашей работы мы столкнулись с рядом трудностей, только на первый взгляд, неразрешимых. Однако мы отнеслись к ним не как к препятствиям, а как к возможностям дальнейшего развития и совершенствования системы сопровождения, возможности определения показателей эффективности нашей деятельности. Исходя из вышесказанного нами были выбраны   показатели успешности реализации процесса сопровождения детей с Ограниченными Возможностями здоровья.

Один из показателей успешности нашей деятельности это - Комфортный процесс адаптации детей с ОВЗ, поступающих в школу.        

Нами была создана и реализуется непрерывная интегративная и инклюзивная образовательная вертикаль «Детский сад» - «Центр» - «Школа» с целью осуществления эволюционного перехода детей с ОВЗ  в образовательные учреждения. Были заключены договоры совместной деятельности дошкольными учреждениями и школами города. Нашими специалистами проводится  диагностика психофизического и речевого развития старших дошкольников с целью определения готовности к школьному обучению.  Для всех обследованных детей составляются программы сопровождения психофизического развития /включающие протоколы обследования, психофизическую характеристику, заключение, рекомендации/, протоколы обследования речевого развития ребенка, даются рекомендации педагогам и родителям для определения дальнейшего образовательного маршрута.

Благодаря непрерывной инклюзивной образовательной вертикали все дети, пришедшие из данных (специализированных, коррекционных, дошкольных) учреждений были успешно социализированы  в  общеобразовательной школе.  

Достаточно высокий уровень речевого развития, сформированность обще учебных навыков и психоэмоциональное развитие обучающихся - это еще один показатель эффективности работы службы сопровождения.

Специалистами Центра созданы коррекционно-развивающие программы для обучающихся с ОВЗ общеобразовательной школе. Программы предусматривают создание специальных условий обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности этих детей.

В ходе диагностического этапа нашей деятельности обучающиеся с ОВЗ проходят диагностическое обследование  по программам «Логопедическая диагностика речевого развития обучающихся с ОВЗ», «Выявление специфических особенностей познавательной деятельности детей с ОВЗ» - программа дефектологического обследования, а так же проходят психодиагностическое исследование. Специалисты составляют карты речевого, социального развития, дефектологические представления и психологические заключения, дают рекомендации  по развитию  познавательных процессов, педагогам и родителям предлагаются комплексы коррекционно-развивающих упражнений. По результатам входной диагностики специалисты службы сопровождения формируют группы коррекционно-развивающего обучения. При проведении ежедневных занятий педагоги нашего Центра обязательно используют индивидуальный и дифференцированный подход, разноуровневые задания, подбор материала осуществляют с учетом зоны «ближайшего развития» конкретного ребенка. В наших занятиях мы варьируем индивидуальные, парные, групповые формы работы. Процесс обучения  простраиваем максимально индивидуализировано.

Эффективность созданных коррекционно-развивающих программ в комплексе с используемыми специальными методами и приемами обучения подтверждают положительные результаты итоговой диагностики каждого из специалистов отдела сопровождения:

По результатам логопедического исследования на конец года отмечается:

У 90% зачисленных обучающихся с ОВЗ (8)  (90% из 9) – положительная динамика коррекции звукопроизношения;

У 84%  (21) обучающихся—отмечается положительная динамика уровня  сформированности письменной и устной речи;

16% (4) обучающихся имеют улучшения в ходе коррекционно-развивающей работы, но программа  освоена ими не в полном объеме, что объясняется сложностью и сочетанностью речевых дефектов.

При сравнении входной и итоговой дефектологической диагностик можно увидеть, что на выходе повышается уровень сформированности познавательных процессов, речи и степень сформированности обще учебных навыков у обучающихся с ОВЗ.

Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога была направлена на развитие памяти, мышления и внимания. Результаты итоговой диагностики показали, положительную динамику в развитии Высших Психических Функций.

Повышение уровня соматического здоровья у обучающихся с ОВЗ – это Важный показатель эффективности сопровождении, так как физическое здоровье ребенка это неотъемлемая часть его социализации.

Для укрепления психического и соматического здоровья обучающихся, в ходе коррекционно-развивающей деятельности мы используем приемы здоровьесбережения, которые варьируются при использовании в группе и индивидуально. 

Один из показателей, подтверждающих эффективность психолого- педагогического сопровождения – это достаточно высокий уровень знаний педагогов ОУ, реализующих инклюзивное образование.

Так как продуктивность образовательной интеграции непосредственно зависит от квалификации кадров общеобразовательных учреждений, их готовности работать с интегрированным ребенком. Школьные учителя должны иметь определенный объем знаний в области коррекционной педагогики и специальной психологии, владеть соответствующими педагогическими технологиями, использовать в работе специальную литературу. Работая в данном направлении «Центр диагностики и консультирования», согласовав план работы со школой, провел в помощь учителям начальной школы и учителям – предметникам практико-ориентированные семинары, групповые консультации.

По запросу администрации школы  были проведены тренинговые занятия «Работа в команде. Меры ответственности и взаимозаменяемости», семинар – практикум «Методы и средства саморегуляции эмоциональной сферы педагога». На базе Центра организованы курсы повышения квалификации по программе  «Опережающая психологическая подготовка работников образования в системе коррекционно-развивающего обучения». Все педагоги, включенные в инклюзивный процесс, прошли обучение по этой программе.  

Следующий показатель эффективности работы по сопровождению – это удовлетворенность родителей в своевременном предоставлении психолого-медико-педагогической помощи, так как высокий уровень знаний всех участников процесса сопровождения обучающихся с Ограниченными Возможностями Здоровья позволяет говорить об эффективном инклюзивном образовании.

Ни для кого не секрет, что в работе с детьми очень важна обратная связь. Мы провели анкетирование родителей. Анализ мнений респондентов утвердил нас в правильности базового подхода сопровождения детей с ОВЗ, при этом в анкетах в качестве положительных моментов отмечалась высокая профессиональная компетентность специалистов, комплексное взаимодействие  всех специалистов (врачей, логопедов, дефектологов, психологов). Особо отмечено введение новых и очень востребованных в настоящее время услуг: анонимное консультирование врачей – психотерапевта и  психиатра.

Но отмечается и низкая удовлетворенность доступности психолого-педагогической помощи, т.е. низкий процент включения детей в коррекционно-развивающую деятельность. Это объясняется тем,  что по нормам на 1 ставку логопед, дефектолог не может сопровождать всех детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся логопедической и дефектологической помощи детей. В первую очередь на занятия к логопедам, дефектологам зачисляются дети с тяжелой патологией:  ДЦП,  нарушениями речи, высших психических процессов (памяти, внимания, мышления) на фоне органического поражения центральной нервной системы, которые мешают усвоению образовательных программ. Такие дети нуждаются в длительной коррекционной работе.

Однако, несмотря на вышеназванные проблемы, деятельность службы  сопровождения позволяет снизить социально-психологическую напряженность, возникающую при обучении и воспитании детей с ОВЗ, обеспечить позитивное развитие личности и решать вопрос комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в образовательном учреждении.

Успех организации инклюзивного образования всецело будет зависеть от гибкости администрации, наличия единомышленников в коллективе, от уверенности педагогов в правильности выбранного направления  работы и от продуманной системы психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.

  Хочется надеется, что инклюзивная школа – школа недалекого будущего, тем более, что и России, и в городе Новокузнецке  уже имеется опыт создания подобных моделей образования и эффективность их деятельности подтверждена временем, родителями и самими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

программа обучения детей с ОВЗ"Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ"

Программа рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорной моторике,способствующей коррекции мелкой моторики рук,развитию мышления,памяти,внимания....

Программа обучения детей с логопедическим заключением (НВОНР)ОНР 1-2 год обучения

Программа обучения детей с логопедическим заключением (НВОНР) ОНР 1-2 год обучения...

Программа обучения детей с логопедическим заключением ФФНР 1-2 год обучения

Программа обучения детей с логопедическим заключением ФФНР 1-2 год обучения...

Итоговый проект на тему : «Как я реализую обучение ученицы 2 "Б" класса в рамках проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов».

Здесь представлен проект по материалам моей работы с ученицей 2ого класса. На момент написания проекта она обучалась по индивидуальной программе...