Этапы формирования пространственных представлений.
методическая разработка
В процессе развития ориентировки в пространстве у детей все больше расширяется и обобщается его интермодальная ассоциативная структура, в которой основное значение приобретают зрительно-кинестетически-вестибулярные связи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы формирования пространственных представлений.
Известно, что у человека нет специального пространственного анализатора. Психофизиологический механизм восприятия пространства складывается как динамическая система взаимосвязанной деятельности зрения, слуха, кинестезии и статико-динамических ощущений (равновесия, ускорения). Деятельность одного анализатора всегда соотноситься с деятельностью других анализаторов, участвующих в пространственной ориентировке, которые в своем взаимодействии образуют сложный системный организм. Особенно же важна роль двигательного анализатора и мышечного чувства как «дробного анализатора пространства» (И.В. Сеченов). В процессе развития ориентировки в пространстве у детей все больше расширяется и обобщается его интермодальная ассоциативная структура, в которой основное значение приобретают зрительно-кинестетически-вестибулярные связи. Пространственные представления начинают развиваться очень рано, это отмечали педагоги и психологи в своих работах. Так, Т.А. Мусейибова говорит о том, что пространственные представления у детей развиваются поэтапно. Выделение данных этапов производится в той последовательности, в которой они формируются в онтогенезе. Также следует отметить, что в процессе развития этапы не просто «надстраиваются» друг на друга, а пересекаются во времени, «перекрывая» друг друга, связаны между собой самым тесным образом. На первом этапе дети учатся ориентироваться «на себе»: определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотношение с различными сторонами собственного тела (вверху, внизу, сзади, спереди, справа, слева). Данный этап в норме начинает формироваться на самых ранних этапах развития — на первом году жизни. Разумеется, на данном возрастном периоде формирование пространственных представлений этого уровня происходит не с точки зрения языкового развития, а посредством врожденных когнитивных схем, дифференцируется и «корректируется» получением различного вида ощущений, идущих от собственного тела и в процессе взаимодействия со взрослым. Элементарное знание схемы собственного тела и, в частности, лица, дети демонстрируют уже к полутора годам в виде показа частей тела в ответ на вопросы взрослого: «Где у нас носик?» и т. д. Затем ребенок переносит эти знания о частях тела и лица на другого человека, куклу, также показывая их. Но при этом, разумеется, ребенок не вербализует, то есть не может назвать, где находится та или иная часть тела или лица: максимум, что он может сказать — это «тут», «вот». Таким образом, формирование представлений о собственном теле в онтогенезе, что совершенно естественно, опережает вербализацию этих представлений. Сформированность умения ориентироваться «на себе» является основой для развития следующего этапа, который заключается в овладении ориентировкой на других объектах, умении ориентироваться в окружающем пространстве «от любого предмета». На третьем этапе дети осваивают словесную систему отсчета по направлениям; изначально в импрессивном плане, а затем в экспрессивном (иногда параллельно) у ребенка возникает возможность вербализовать представления предыдущего (второго) уровня. Появление пространственных представлений на вербальном уровне сопоставимо с законами развития движения в онтогенезе (закон основной оси). Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т. д.) появляются в речи позже, чем такие, как верх, низ, близко, далеко и т. д. На четвертом этапе происходит активное применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости (на листе бумаги, в тетради в клетку).
Развитие пространственных представлений подчиняется одному из главных законов развития — закону основной оси. Согласно ему представления ребенка совершенствуются в порядке начиная с плоскости расположенной вдоль его основной оси, вдоль средней линии тела (позвоночника). То есть сначала формируются вертикальные представления, после — горизонтальные «от себя» вперед, затем — представления о правой и левой стороне. Последним формируется понятие «сзади». Итоговым результатом развития ребенка на данном этапе является целостная картина мира в перцепции пространственных взаимоотношений между объектом и собственным телом. Итак, процесс формирования пространственных представлений представляет собой четыре связанных между собой тесным образом уровней, низший из которых начинает формироваться в первые недели жизни и связан с представлениями о собственном теле. Далее у ребенка формируются представления о взаимосвязи собственного тела и предметов, окружающих его, после чего идет вербализация пространственных представлений, то есть перенос в речевую деятельность основных понятий ориентации в пространстве. На последнем этапе идет активное применение ранее полученных знаний и умений в практической деятельности. Важной особенностью развития ориентировки в пространстве является постепенное накопление пространственных представлений, все больше опосредующих перцепцию пространства и содействующих его обобщенности. Итак, ориентировка в пространстве представляет собой условно- рефлекторный процесс, формирующийся благодаря тесной связи различных анализаторов внешней и внутренней среды, основным из которых является двигательно-кинестетический анализатор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование пространственных представлений у младших школьников с ДЦП на уроках по окружающему миру.
Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП является одним из важнейших разделов воспитания детей с ОВЗ.В связи с этим большое значение имеет поиск педагога...

Формирование пространственных представлений у младших школьников с ЗПР на логопедических занятиях
В качестве одного из направлений коррекционно-логопедической работы по профилактике и преодолению речевых нарушений ряд исследователей предлагают развитие и уточнение пространственных представле...
Формирование пространственных представлений: перед, за, между, рядом.
Конспект урока по математике для 1 класса с применением методических приемов педагогики сотрудничества....

Роль упражнений и игр, способствующих формированию пространственных представлений у детей.
С самых первых лет жизни ребенка (и это самый важный шаг на пути к успеху) необходимо использовать игры, которые способствуют развитию двигательной сферы, совершенствованию координации движений и деят...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Развитие пространственных представлений у младших школьников является основной составной частью по формированию умений и навыков развития различных видов деятельности и задач коррекционной работы....

Формирование пространственных представлений у учащихся начальных классов
Формирование пространственных представлений у учащихся начальных классов...
Формирование пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья
В методических рекомендациях освещаются основные этапы работы по формированию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья....
