Викторина "Я люблю свою землю"
методическая разработка

Головкова Таисия Петровна

Можно использовать на итоговом занятии внеурочной деятельности по краеведению, дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка игры28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                            «Начальная школа» с. Айон

               

Викторина

"Я  люблю  свою  землю"

                                           Разработала: 

                                                            Учитель начальных классов

                                                             Таисия Петровна Головкова

                                                          с. Айон

                                                               2019 г.

Викторина "Я люблю свою землю"

Родная Чукотка  – заметный  край  России.

                                                        Земля легенд  и  сказок старины.
                                                       В твои просторы, зори молодые.
                                                                         Мы с детских лет всем сердцем влюблены

Цель занятия: привитие детям любви к родному краю.

Задачи:

  • актуализировать имеющиеся у детей представления о природе родного края;
  • развивать желание познавать природу родного края;
  • воспитывать чувство гордости за родной край.

Оборудование:

  • аудиозаписи песен "Чукотка среди двух океанов" в исполнении В. Кевкей, "Чукотка" Фисун и Стоматолог; бейджики, фишки (жетоны);  призы для участников;
  •  выставка книг писателей   о  Чукотке;  презентация о природе Севера.

Ход занятия

Звучит аудиозапись песни «Чукотка»

- Здравствуйте! Сегодня мы совершим с вами путешествие по родному краю, в котором живем. А проведем его в игровой форме и для начала образуем две команды под названием «Рыркы» и «Умк'ы». Представляю команду судей: Директор МБОУ НШ с. Айон Наталья Алексеевна Ерофеева;  учитель, носитель родного языка, потомок знаменитого оленного рода Валентина Викторовна  Тоно; знаток, хранитель,  носитель национальной культуры и традиций Иван Иванович Тыневги.

Правила игры

Игра состоит из разминки и четырех конкурсов: Конкурс «Вопрос-ответ»,  Конкурс капитанов,  Конкурс «Загадки тундры»,  Конкурс «Люблю и знаю свой край».

За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл. Если команда дает неправильный ответ, вопрос отправляется другой команде. В случае затруднений команда может попросить помощь у своих болельщиков.

Разминка

-  Изучая  историю родного края, мы учимся любить свою Родину и беречь её природу.

- Знаете ли вы, как называется ваш родной край? (Чукотка)

Вопрос 1.  Что обозначает  слово «Чукотка»?

(Слово “Чукотка” от слова “чукча”. Чу́кчи — немногочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя.

Своё название, которым их называют русские, якуты и эвены — адаптированное в XVII в. русскими землепроходцами чукотское слово «чаучу» (богатый оленями) , каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность чукчам приморским — собаководам — «ан'к'алыу» (приморские, поморы — от "ан'к'ы" (море)) . Самоназвание — «о'равэтльат» (люди) или "луоравэтльат" (настоящие люди)

Вопрос 2. Как переводится название нашего острова - Айон? (место оживления)

Ведущий:

Земля чукотская такая -

Как только первый луч скользнет

Вокруг все сразу оживает

Местами тундра зацветает

И первых птиц весенних стаи

В свои объятья тундра ждет

Земля чукотская такая -

В ней крик души,

И день растет

И как прекрасно в этом крае

Где все с природою живет!

Конкурс «Вопрос – ответ»

1. Ребята, как называется наша родная земля, место, где мы родились и живем? (Чукотка)

 2. Как называют людей, которые живут на Севере, на  Чукотке  (северянами)

3. Назовите столицу нашего округа. (Анадырь)

4. Назовите Ф.И.О. губернатора нашего края? (Копин Роман Валентинович)

5. Что изображено на гербе нашего округа? (Белый медведь, Полярная звезда)

6. Назовите коренных жителей Чукотки (чукчи, эскимосы, эвены.)

7. Какими промыслами занимаются народы Чукотки? (охота, звероводство, оленеводство, рыболовство.)

8. Жители севера строят себе жилище в форме шатра, как называется такое жилище?(яранга.)

9. При помощи чего коренные жители передвигаются по тундре? (оленьих упряжек)

10. При езде оленей погоняют шестом. Как называется такой шест? (хорей.)

11. Женщины северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям верхнюю одежду из шкур оленей. Как называется зимняя мужская одежда в виде длинной рубашки из оленьих шкур? (кухлянка)

12. Как называется женская верхняя зимняя одежда? (керкер)

13. Что называют узорной письменностью народов Чукотки? (орнамент)

14. Назовите разновидность обуви у северных народов (торбаса)

15. Какие ягоды растут у нас в тундре? (черника, голубика, брусника, красная и черная смородина, морошка, можжевельник, водяника, шиповник)

16. Что едят олени? (ягель, мох)

Конкурс капитанов

Вопрос 1-й команде: Если смотреть сверху на тундру из самолета, то увидишь, что вся тундра испещрена озерами. А ведь в тундре выпадает мало осадков. Почему в тундре так много озер?

(Холодно и осадки не испаряются, вечная мерзлота, природные углубления)

Вопрос 2-й команде: Для человека главное животное тундры — олень. Стада оленей кочуют по тундре круглый год. Какие имеются приспособления у этого животного, позволяющие ему жить в суровых условиях тундры?

(Способность поедать ягель, теплый мех, широкие копыта)

Конкурс  «Загадки тундры»

В этом конкурсе одновременно участвуют все команды. Отвечать надо быстро и правильно

  • Где опустятся два крыла, там водовороты кружатся? (весла)
  • Старуху  волшебную  одевают и раздевают? (яранга)
  • У старухи нос негладкий? (наперсток)
  • Под снегом ворует? (капкан)
  • Ходит, а следов не видно? (рыба)
  • Шерсти я имею мало,

Но среди полярных льдов,

Жир меня, как одеяло,

Бережёт от холодов.  (Нерпа)

  • Кто бежит такой мохнатый

С жёлто-белой полосой.

Не медведь и не собака,

А большая... (росомаха)

  • Что за хищник такой

С шерстью бело-голубой

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны

Для него всегда вкусны. (Песец)

  • Сильный, быстрый,                                    

 Рога ветвистые.

 Копыта быстрые.

В нашей тундре он живёт,

Ягель, ягоды жуёт. (Олень)

  • Живёт всю жизнь свою в воде,

Хотя он и не рыба.

Он в море ест и в море спит

Но любит греть на суше

Свою большую тушу. (Морж)

  • Олень от них убегает — а они не отстают. (Нарты)
  • Она, как снег, от солнца прячется. А мышки — от нее. (Сова)

Ведущий: Душа народа познается через его культуру, внимательней прислушайтесь и присмотритесь к этой культуре, чтобы осмыслить, понять ее.

Все говорят суровый край,

А я смеюсь в ответ.

Ты для меня прекрасней всех.

Чукотки, лучше нет.

Она сегодня так бела!

И Северным сияньем блещет.

Немного снегом обогрев,

Она морозом звонко хлещет.

Чукотка мне она как мать.

Сурова, холодна, и справедлива.

Коротким летом,

Так нежна….

И до безумия красива

Знакомство с выставкой книг о Чукотке

Учитель: А теперь ребята, подойдите и посмотрите на выставку книг, которая посвящена нашему замечательному краю. Авторы этих книг открывают читателям удивительный, прекрасный и таинственный мир природы севера и жизни людей на Крайнем Севере.

Ведущий

Моя Чукотка, край мой белоснежный!

Ну как, скажи, тебя мне не любить?

Любовью искренней, любовью нежной,

Мне довелось родиться здесь и жить.

И пусть суровыми бывают наши зимы,

Не страшен ни мороз мне, ни пурга,

Ты и зимой красив, мой край любимый,

Одетый в девственные белые снега...

Здесь по весне всё оживёт, растает, схлынет,

Раскинет тундра множество озёр,

И перелетных птиц к себе всех примет,

Даруя красочный, весенний свой ковер.

А летом ягод россыпи цветные,

Грибов и шишек щедрый урожай...

В любое время хороши места родные,

Моя Чукотка, мой любимый край...

Здесь научилась я любить свою Чукотку,

Ценить людей и дружбой дорожить,

Взаимовыручке здесь знают цену чётко!

Лишь северяне могут так дружить.

Куда б меня судьба не заносила,

в далёкие иль дальние края,

Но только здесь мне любо всё и мило,

МОЯ ЧУКОТКА! РОДИНА МОЯ!!

 Конкурс «Люблю и знаю свой край»

  • Когда температура тела пуночки ниже: зимой или летом? – (одинаковая).
  • Кто дважды рождается, а один раз умирает? – (птицы).
  • Какая птица лает? – (самец куропатки).
  • Какая рыба вьет гнездо? – (корюшка).
  • Есть ли у комара зубы? – (и немало 22).
  • Зачем кашляют рыбы? – (они очищают жабры от растений).
  • Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? – (красный цвет - сигнал опасности).
  • Кто полгода живет без обеда? – (медведь, еж, барсук).

Ведущий:     Наше замечательное занятие  мне хочется закончить словами, которые близки всем нам.

Дороже нет родного края,
Где отчий дом, семья, друзья.
Его я славлю, воспеваю -
Ведь это родина моя!

 Итог. Вручение призов команд

Звучит аудиозапись песни «Чукотка» в исполнении Василия Кевкэй


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта в условиях ФГОС. Проект "Я люблю свою маму"

Проект ко Дню матери. Краткосрочный проект для детей школьного возраста «Я люблю свою маму»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я люблю свою Родину!"

Данная программа рассчитана для 1-4 классов. Форма организации внеурочной деятельности: кружок Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание ответственнос...

Психологический практикум повышения психологической культуры родителей "Я люблю своего ребенка"

Характеризуя данное занятие, следует отметить его существенное отличие от ранее представленных, направленных преимущественно или исключительно на насыщение родителей психологическими знаниями. В предл...

конспект урока для 3 класса по теме "Я люблю свою семью" УМК ENGLISH-3 Кузовлева В.П. и др

Урок-закрепление материала по теме "Is your family big?". Итоговый урок  предполагает совершенствование речевых навыков (монологическая и диалогическая формы речи по теме "Семья"), а также скрыты...

Методическая разработка краеведческого урока «Я люблю свою страну, свой край, свой город»

Методическая разработка позволит обобщить знания обучающихся по краеведению, развивать познавательную активность и воспитывать любовь к родному краю....