урок русского языка 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Методическая разработка урока русского языка в 3классе по системе Занкова Л.В., учебник Поляковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka3_klass.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

МОУ-гимназия №12

г.Белгород

Урок русского языка

(система Занкова Л.В.)

3 классе

Тема:

Правописание окончаний  имён существительных первого склонения.

 

 

          Подготовила :

        учитель начальных классов

        Александрова Н.В.

 

 

2010-2011уч.г.

Урок русского языка в 3 классе.
( Система Л.В.Занкова)

Тема: Правописание окончаний  имён существительных первого склонения.

Цель:   * Создать условия для развития умения определять падежи имён    
              существительных;
            * Способствовать  развитию орфографической зоркости, интереса к русскому языку с помощью   игровых технологий;
            * воспитывать культуру поведения, доброе отношение к природе, людям  ;
             * укреплять здоровье детей

Оборудование:  таблица ( падежи и окончания  ), карточки, карточки со словарными  
                            словами.

Ход урока.

   1. Орг. момент.
        Мы сегодня  снова будем наблюдать,
       Выводы делать и рассуждать,
       А чтобы урок пошёл каждому впрок
       Активно в работу включайся, дружок!
    2. Чистописание.
     ( Запишите сочетания букв)
     Сс  Ск  Сл  Сн  Сн

    3. Словарно-орфографическая работа.
     ( Запишите слова, выделите орфограмму)

  а)  учреждение, в котором изготовляются  и продаются лекарства ( аптека)
 б)  расшифруйте слово  Б.БЛ..Т.К.  
(библиотека)
  в)  запишите однокоренное слово (сущ)   магазинный  (магазин)
 
г)   восстановите пословицу, запишите пропущенное слово в начальной форме
       Будет и на нашей   …..  праздник.
( улица)

 Как вы понимаете  эту  пословицу?
  (Ожидание удачи, надежды на лучшее будущее)
Какое лексическое значение слова?
( - в населённых пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и  проезда.
Главные улицы города.
   - пространство, место вне жилых помещений под открытым небом. На улице холодно.

Какое это слово? ( многозначное)
А знаете ли вы, что раньше было слово УЛА. Оно имело значение – проход-.  Корень слова УЛА  мы можем найти в словах: переулок, улочка. Теперь мы употребляем в речи слово улица и выделяем в слове корень –улиц-.

Как записали  слово   улица ?    Проверьте  написание слов  ( СЛАЙД 1)

Назовите улицу на какой вы живёте? ( ответы детей)

На какой улице находится наша гимназия?   Почему так названа улица?

( Капитан милиции Фёдор Хихлушка,  наш  земляк.  Он обезвредил вооружённого преступника. При выполнении боевого задания он погиб. За самоотверженность и мужество , проявленные при исполнении  служебного долга, Фёдор Семёнович Хихлушка награждён орденом Красной Звезды, посмертно.

Первый в России памятник милиционеру-кинологу открыт в Белгороде на территории нашей гимназии 9 ноября 2010 года).

Что общего у этих слов?
( Словарные слова, имена существительные, неодушевлённые, нарицательные, ед.числа)

Какое слово «лишнее» и почему?

- библиотека – 5 сложное, а остальные  3х сложные,
- улица,- по значению, остальные слова обозначают помещение, здание.
-  магазин,- сущ. 2 склонения, остальные сущ. 1 склонения.

Предложите задания с этими словами   по теме предыдущих уроков.
( -составить предложение, разобрать по частям речи и членам предложения, определить падеж имён сущ,
- составить словосочетания , определить падеж)  УСТНО!

4. Актуализация знаний.
  Ребята, вспомните, что вы узнали на предыдущих уроках.

  Посмотрите на сочетания букв в чистописании, добавьте к строчным буквам  гласные и составьте слово. ( СКЛОНЕНИЕ)
 а )- Что вы знаете о  склонение?
( - изменение имён существительных по падежам,
  - имена существительные бывают 3 склонений,
  - постоянный признак имени существительного)

б ) Как определить падеж имён сущ.?
в ) Какое окончание имеют имена существительные 1 склонения  в разных падежах?
  Р.п. –ы - и-,
  Д.п. – е-
  В.п. – у – ю -  
  Т.п. – ой- ей-
  П.п. – е -
г) Как отличить И.п. от В.п.?

Ребята, я не случайно зашифровала слово СКЛОНЕНИЕ. На  уроке мы будем говорить о склонении.

 5. Письмо по памяти. ( взаимопроверка)     Я проверю ваши работы!
Сегодня на уроке мы познакомились со словом  улица.

Я предлагаю вам вспомнить  стихотворение и правила перехода улицы.  

СЛАЙД  3 -4
Почему некоторые гласные выделены?  (ОРФОГРАММА)
Запишите стихотворение. Подчеркните орфограммы. Определите падеж им.сущ. 1 склонения.  
Где ул
ицу надо тебе перейти,
О правиле помни пр
остом:
С вниманьем налев
о  сперва  погляди,  
Направ
о взгляни потом.

   6. Работа с учебником. ( 1 человека у доски, )

 Упр. 355 . Распределите слова  в 3 группы. Выделите окончание!   Комментированное письмо
 П.п.                                           Д.п.                                                   Р.п.
сидел на ступеньке              прыгал по крыше                        пришли с прогулки
жили в палатке                     рассказал учительнице               ветка яблони
рассказ о школе                    подарил сестрёнке                      рос у опушки

    7. Физ.минутка.

Определи склонение. Учитель называет имена существительные .1 скл.- уч-ся 1 ряда поднимают руки вверх , 2-3 приседают, 2 скл. – 2 ряд поднимают руки вверх , 1,3 приседают и т.д.

Лес, дочка, дочь,  книга, озеро, площадь, у тети,  на столе,  в тетради.

   8. Игра « Не ошибись». ( 2 команды : девочки и мальчики, капитаны работают
       у   доски)  
 СЛАЙД 5
( Вставьте нужные окончания, определите падеж)

        поздравить папу                            стоял около беседки

лепестки у ромашки                      подошли к речке

        нашли на полянке                         написал песню

звонил сестре                                живёт в Москве   

    дружу с книгой                              обливаться водой

9.   Творческое задание.   Работа с текстом.  СЛАЙД 6
Вставьте подходящие по смыслу  имена существительные 1 склонения. Определите падеж. Продолжите текст 2-3 предложениями.

Наступила  холодная   ____.     К  окну  прилетела  ____.    _______   пожалела   ______.   Через открытую  ______   она  впустила  _____   в   ______.  

   Всю   ____   прожила ______  в ______.

(Слова для справок: бабушка, зима, птичка, синичка, комната, форточка, квартира.)

Проверка текста!  ( 2-3 ученика)

Кто помог синичке?  Какие качества  проявила  бабушка? ( Доброту, заботу, внимание,  сочувствие,  чуткость).  Какие качества вы цените в людях?
Будьте  вы добры и внимательны ко всем окружающим вас людям, животным, природе. Спешите делать добро!

10. Итог урока.

Ребята, как вы думаете, почему в последнем  задании я предложила существительные только 1 склонения?

( В течение урока мы говорили о правописании существительных 1 склонения)

 (Правописание окончаний  имён существительных первого склонения.)

Какой вид работы вам понравился?
Какое задание показалось самым трудным?
Какое настроение у вас было на уроке?

Если у вас всё получалось, было легко,  вы успешно справлялись с заданиями,  

заполните наше Солнышко СВЕТОМ!

Ребята, посмотрите, наше СОЛНЫШКО заиграло!

11. Д/З  Записать 5 пословиц о качествах, которые вы цените в людях.
             Определить падеж имён существительных 1 склонения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...