Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Чеканова Нина Трофимовна

Конспект урока + презентация по русскому языку в 3 классе. УМК "Школа России"

ТЕМА УРОКА: Приставка и предлог

ЦЕЛИ:  1) уточнить знания учащихся о приставках и предлогах, их роли в русском языке;

2) тренировать в умении отличать предлоги от приставок, используя коллективно составленный алгоритм

3) развивать способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

4) воспитывать учебную активность и умение работать в коллективеать в коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.rar125.46 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

в 3 классе

Учитель: Чеканова Нина Трофимовна

Зареченская СОШ

ТЕМА: Приставка и предлог

ЦЕЛИ:   уточнить знания учащихся о приставках и предлогах, их роли в русском языке;

 тренировать в умении отличать предлоги от приставок, используя коллективно составленный алгоритм

 развивать способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

 воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

Не говори – не умею,

А говори – научусь.

- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. И начнем наш урок.

II. Минутка чистописания.

ОТ  ДО  ПОД  ПО  ПРО  ЗА  НА  ПРИ  С  В

- Составьте задание для минутки чистописания.

- Как можно записать данные буквы и сочетания букв? (Записать сначала буквы, потом сочетания букв. Записать сочетания букв с гласной О, затем с гласной А, затем остальные)

III. Постановка темы и целей урока.

1. Подготовительное упражнение

- Чем являются данные буквы и сочетания букв, если рассматривать их в слове?

- Образуйте новые однокоренные слова с помощью данных приставок от корня ЛЁТ. (Отлет, полет, подлет, слет, залет)       (Записать слова.)

- Что называется приставкой?

- А могут ли данные сочетания букв превратиться в отдельные слова? (Могут, если их употребить как предлоги)

- Придумайте слова с данными предлогами. (С ветки, про ветер)

- Что мы должны вспомнить, прежде чем написать слова с предлогами?

                                               (Записать слова.)

Вывод: Что же у нас получилось: одни и те же сочетания букв могут быть как приставками, так и предлогами.

2. Постановка темы и целей урока.

- Попробуем определить тему урока. Не трудно догадаться, о чем мы будем говорить на уроке?  (о приставках и о предлогах)

- Мы вспомнили, что знаем о приставке и предлоге.

- Почему такие разные понятия мы должны рассмотреть на одном уроке?

- Что же мы не знаем? Чему мы должны научиться? (Как отличить приставку от предлога?)          (Слайд 2)

IV. Повторение необходимых знаний к дальнейшей работе.

1. Игра «Разведчики»   - Сравним два эти понятия.

1 «разведчик» – собирает донесение о предлоге

2 «разведчик» – собирает донесение о приставке

 Слова на карточках у остальных детей: часть, часть, слова, речи, служит, служат, для связи слов в предложении, для образования однокоренных слов,

 Группы составляют свои донесения (расшифровка донесения)

 Коллективная проверка донесений

 Индивидуальное задание «разведчикам»: выбрать часть донесения для своего понятия – пишется отдельно, пишется слитно. Аргументировать свой выбор.

2. Составление таблицы для сравнения    (Слайд 3)

ПРЕДЛОГ

ПРИСТАВКА

 часть речи

 служит для связи слов в предложении

 пишется отдельно

 часть слова

 служит для образования однокоренных слов

 пишется слитно

3. Анализ полученных результатов.

- Очень много отличий. Ошибиться нет причин? Или есть?

- В чем же трудность?  (Они похожи по написанию и отличить будет сложно)

V. Учебные действия по реализации плана.

1. Определить, где приставка, а где предлог?

(в)скочил  (в)кроватке,           (на)рисовал  (на)доске,

(в)писал  (в)дневник,               (с)летел  (с)дерева

- Что мы должны вспомнить, чтобы определить, где приставка, а где предлог?

1 шаг.

Вывод: Предлоги не пишутся перед глаголами. Значит, сначала нужно определить часть речи (определить глагол или другая часть речи)      (Слайд 4)

2 шаг.

– Как проверить существительные?

Вывод: Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем – нельзя.         (Слайд 5)

2. Составление алгоритма действий.

- Какие действия мы выполняли, для того чтобы определить, где предлог?

Появляется слайд 6. Детям раздаются памятки

САМ  ИНСТРУКЦИЯ

«Как при письме отличить предлог от приставки?»

Предлоги пишутся отдельно,

приставки пишутся слитно.

1. Определи часть речи. Помни, что предлоги перед глаголами не пишутся.

(Побежать, вскочить, перепрыгнуть)

2. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё какое-нибудь слово или вопрос.

(По (большой) дороге, в (какой? большой) дом)

Физкультминутка

3. Первичное закрепление во внешней речи

Коллективная работа. Один работает у доски, остальные – в тетрадях

Мальчик (по)бежал (по)дорожке.

Бабушка (на)бросила (на)плечи платок.

(С)дерева (с)летел листочек.

VI. Закрепление алгоритма действий

1. Самостоятельная работа

Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дорожке, (до)катился (до)леса.

2. Работа со стихотворением-шуткой.

    Веснушки.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла,-

Зависело б (от)мыла,

Веснушки б я (от)мыла.

- Докажите, в каком слове от – приставка, а в каком – предлог.

VII. Итог урока

- Чему мы научились на уроке?

- Кто составил для нас самоинструкцию? Как мы это смогли сделать?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Какое задание показалось самым интересным или самым сложным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...