Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"19.12.22
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Романенко Марина Николаевна

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17_dekabrya_1.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                             

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

3 класс

Русский язык

Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Учитель: Романенко М.Н.

Декабрь 2008 год

17 декабря.

Русский язык.

Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Цель урока:

  1. Создать условия для формирования у учащихся понятия «непроизносимые согласные в корне слова».
  2. Способствовать развитию психологических процессов (внимание, мышление, память), самостоятельности школьников, познавательных интересов.
  3. Содействовать воспитанию чувства коллективизма, дисциплины, интереса к предмету.

Задачи урока:

1. Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимым согласным т, на месте звукосочетания (сн).

2. Учить переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов.

3. Развивать у детей память, речь, кругозор, внимание.

4. Воспитывать интерес к русскому языку.

5. Использовать возможные связи учебного материала с жизнью.

Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; карточки для групповой работы; таблица – девиз.

Ход урока

I.  Мотивационный   этап.

1). Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть вас. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и новые открытия.

- Сегодня на уроке вы будете исследователями. А девиз нашего урока вы можете прочитать на плакате:

Ужасно интересно все то, что неизвестно!

- Откройте тетради, запишите число.

2). Каллиграфическая минутка.

На доске записаны буквосочетания: сн стн сн стн

- Определите закономерность написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

- Какое сочетание произносится легче? Почему? (Три согласных произнести трудно).

- Оцените свою работу.

II. Операционно – познавательный этап.

1) Ситуация успеха. Актуализация знаний.

* Блицтурнир.

- Что в слове главное? (Его значение)

- В какой части слова хранится общее значение однокоренных слов? (В корне)

- Какие орфограммы корня вам известны? (Орфограммы гласных и согласных)

- Назовите, какие способы проверки орфограмм гласных и согласных вы знаете? (Изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное)

- Подсчитайте фишки, запишите количество плюсов на полях.

* Работа в группах.

- Запишите слова, вставьте и подчеркните пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. Комментирование в группе.

1 группа                                

2 группа

тр…па                                

...сенний

к…силка

з…ма

тро…ка

ду…ки

ска…ка

шу…ка

- На какое  правило ваши слова? Назовите их.

- Оцените правильность и каллиграфию своей работы.

2) Целеполагание

Запись на доске:

местный                  честный                           грустный

[м’эсный’]               [ч’эсный’]                       [грусный’]

- Прочитайте слова, записанные на доске, и их транскрипцию.

- Сравните количество букв и звуков в этих словах?

- Почему количество букв и звуков не совпадает? (В словах есть согласная буква, которая при произношении слова не обозначается звуком).

- Подумайте, почему эти звуки не произносятся? (Три согласных звука стоят рядом и их очень трудно произнести, таким образом, мы упрощаем их произношение).

- Попробуйте определить тему нашего урока.

Тема нашего урока «Непроизносимые согласные»

-Запишите слова: грустный, вкусный.

Варианты записи: грустный, грусный, вкусный, вкустный.

-  Что же получилось, задание было одно, а выполнили его по-разному?

- Чего мы ещё не знаем? (Когда надо писать согласную букву в  сочетании СН, а когда не надо).

3) Физминутка

-В Трямляндии живут разные жители. Они любят разговаривать без слов. С помощью мимики, жестов, позы. Я вам прочитаю стихотворение про трямляндцев, а вы покажите, что и как делают забавные трямляндцы.

Трям! Все жители проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
Побежали быстро в ванну
Зубы чистить неустанно.
Причесались аккуратно,
Приоделись все опрятно,
Пуговицы застегнули,
Уголки все отогнули.
Стол накрыли не спеша,
Съели кашу. Хороша!
Промокнули рот салфеткой,
Отмахнули муху веткой,
Перемыли всю посуду,
Чисто вытерли повсюду,
А потом пошли гулять,
Чтоб скорее всё узнать

4). Этап решения проблемы.

- Для того, чтобы узнать когда нужно писать непроизносимый согласный, мы выполним работу в группах. Дети сидят в 2 группах, получают листы с записанными на них следующими словами:

1 группа

2 группа

местный – место

чудесный – чудеса

честный - честь

интересный – интересы

грустный – грустит

вкусный – вкусить

- А что интересного вы рассказали бы трямляндцам про эти слова?

- В своих ответах опирайтесь на следующий план:

1. Наблюдаем.

2. Замечаем.

3. Делаем вывод.

- После выполнения работы в группах,  выходите к доске, выбираете свои слова и  рассказываете о своих наблюдениях и выводах. 

1 группа.

* Слова записаны родственными парами.

* В словах первого столбика выделены СН и Т, а во втором – только Т.

* Произносим слова. В словах первого столбика звук [Т] не произносится, а в их родственных парах – произносится, находится в сильной позиции.

Вывод: чтобы узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук [Т] или нет, надо подобрать к этому слову родственное слово, у которого после этого согласного стоит гласный или мягкий знак.

2 группа.

* Слова записаны родственными парами.

* В словах первого столбика выделено сочетание СН. Буквы Т нет.

* Произносим слова. Звук [Т] не произносится.

Вывод: если при произношении звук [Т] не появляется в родственных словах, буквы в этом месте не должно быть.

- Кто может подвести итог работы двух групп?

- Молодцы! Давайте похлопаем своим открытиям.

5). Обобщение.

- Над какой темой мы сегодня с вами работаем?

- Давайте вернемся к словам и определим, как же нужно было их написать?

- Прочитайте ещё раз девиз нашего урока. Что вы увидели интересного по нашей теме? (В слове неизвестно непроизносимый согласный т, проверочное слово весть, вести). 

- Почему в словах ужасно и интересно нет согласной т? (В словах ужасно, интересно нет буквы т, проверочные слова ужасы, интересы). 

- Спишите девиз нашего урока, подчеркните орфограмму.

6). Этап воспроизведения новых знаний.

 – А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке, используя новое открытие. Найдите проверочное слово, соедините его стрелкой с проверяемым. Запишите, если нужно букву.    

Учас…ник

ярость

Чес…ная

часть

Чудес…ная

прекрасен

Ярос…ный

чудеса

Прекрас…ное

уста

Ус…ный

честь

Взаимопроверка в группах. Оцените свою работу.

III. Рефлексивно - оценочный этап.

1) Контроль

 Коллективная работа

(На стенах и мебели в классе развешены карточки со словами.)

- Дети, в нашем классе заблудились “слова” - найдите их и распределите все слова в три группы.

(Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)

парный согласный

безударный гласный

непроизносимый согласный

клетка

дождь

площадка

кошка

город

голодный

сосновый

небесный

трепещет

зимний

окрестный

местный

известный

радостный

праздничный

- Как проверить написание парного согласного в корне?

- Как проверить написание безударного гласного в корне?

- Как проверить написание непроизносимого согласного в корне?

- В третьем столбике найдите лишнее слово. Почему?

- Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

2).  Домашнее задание

По выбору: выполнить упражнение 297, стр. 112 или написать рассказ, используя слова с непроизносимыми согласными.

 

3). Рефлексия

- Урок наш подходит к концу.  Какую проблему мы сегодня решали?

-  Какое совершили открытие?

- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Выберите кружок, цвет которого соответствует вашим знаниям: зелёный, желтый, красный.

– Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение, а вы попробуйте найти слова, где встретились непроизносимые согласные в корне.

До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце в небе празднично горит,
Освещает
местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.

*Шепаева Любовь Николаевна,         учитель начальных классов  МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...

Урок русского языка по теме "Правописание парных согласных в корне слова"

Цель урока: закрепление правильного написания парных согласных в корне слова....

Урок русского языка по теме "Правописание парной согласной в корне слова"

Предметные задачи урока:-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.-отрабатывать по...

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)

Конспект урока  русского  языка по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого ....

Урок русского языка по теме: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа XXI века" (2 класс)....

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных согласных в корне слова"

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных согласных в корне слова" (первый урок темы) УМК  "Перспектива" ФГОС...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Марина Николаевна, спасибо!