Звук и буква э Э.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Урок знакомства со звуком и буквой э Э.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_e.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД №1

Тема: Звук и буква э Э.

Цели:

  1. Познакомить учащихся  с гласным звуком [э ] , буквами  Э э
  2. Работать над развитием фонематического слуха, звуковым анализом и синтезом..
  3. Научить  писать заглавную и прописную э
  4. Формировать и совершенствовать навык чтения.
  5. Обогащать словарный запас слов со звуком Э.
  6. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов.
  7. Развивать речь память, внимание, мелкую моторику.
  8. Воспитывать положительную мотивацию в обучении.

СЛАЙД №2

Организация начала урока

Проверь дружок

 Ты готов начать урок?

Всё на месте,

Всё в порядке:

 Книги, ручки и тетрадки.

Сегодня у нас гости, они пришли посмотреть, чему вы научились за это время

. Дети.

Мы гостей с волненьем  ждали,

И немножко все устали.

Не судите очень строго,

Проучились мы немного 

.

 Игра «Угадай буку»

Сядет тот, кто соединит половинки букв, и скажет, какая буква получилась? Учитель:

Дети, я забыла представить ещё одного гостя. Это кукла в красном платьице. Она будет нам помогать в течение всего урока, а имя своё не говорит, она мне сказала, что в конце урока дети сами прочитают её имя и узнают как зовут.

  1. Чем звук отличается от буквы?

Повторение пройденного. Актуализация знаний.

Цель: Для запоминания графического облика букв. Соотнесение звуков с буквами)

СЛАЙД №3

Игра «Полубуква»

  1. Однажды пошли буквы гулять, вдруг набежала туча, пошёл дождь. Буквы спрятались под красным и синим зонтиками.  Только видны нижние половины букв.  
  2. - Назовите, какие буквы спрятались под красным зонтиком.? Почему? Какие звуки называются гласным?

  1. - А какие буквы спрятались под синим зонтом? Почему? Какие звуки называются согласными? 

 -  Под каким зонтом пряталась наша гостья? Почему? (её имя начинается с гласного звука)

- В  л  м  к   с  х                                          о а  у  ы  

-

Слайд №4

Чтение двухбуквенных открытых прямых слогов.

Цель: овладение умением читать слияние СГ.

Выглянуло солнышко,  вышли гласные на солнышко.

Прочитайте буквы

  1. хором
  2. индивидуально.

 Позвали согласных.

  1. Что образуют согласные с гласными?

(слоги)

прочитайте получившиеся слоги.

  1. хором
  2. индивидуально.

В    А

                                               Х            О

                                  К            У

                                              с              Ы

слайд №5

Чтение слов.  

Цель: формирования навыка чтения слов.  

- что можно сложить из слогов? Вот так и наши буквы, подошли к лесу, стали играть в слова. Прочитайте, получившие слова.

Мы - л

ма   ла

 кук   ла  

у   па  ла

слайд №6

Играли в  прятки. Прятались гласные. Вставьте гласные буквы.

В-в-            О  А

  1. Прочитайте, какое слово получилось?
  1. Почему эти слова записаны с заглавной буквы?

СЛАЙД 7

Стали прятаться согласные. Вставьте в слова согласные  буквы.

- у  -  - а            к  к  л  

  1. Прочитайте, какое слово получилось.

Введение в урок.

 

Зашли буквы в лес и заблудились.

  1. Покажите, как буквы заблудились в лесу.

 Проговаривают и показывают дети.

Буквы  зашли в лес далеко и заблудились.

Заблудились буквы  в лесу (грустно)

Закричали все ау (громко)

Никто не отзывается (печально) лишь эхо откликается

Наше эхо к нам возвращается  (тихо) ау! Ау!

                                               

СЛАЙД 8

Чтение стихотворения по слайду

  1. Как понимаете слово эхо?

(отражённый звук)

  1. кто слышал эхо и где?
  2. Какой первый звук в слове эхо?

Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке будем учиться читать слоги, слова словосочетания, предложения  со звуком э, будем писать букву, которая обозначает этот звук.

  1. Произнесите дежурный звук хором
  2. Индивидуально
  3. Каким сигналом обозначается? 

Характеристика. 

  1. Дайте характеристику звука э

Гласный

Первого  ряда указывает на твёрдость согласного

Слайд 9.

Показ буквы.

  1. Звук э обозначается буквой э

э– Буква Э с огромным ртом
И огромным языком.
Эге – гей! – крикун кричит.
Изо рта язык торчит!

Слайд 9.

Поэлементный анализ буквы.

Из каких элементов состоит буква э?

Из двух – левого полуовала и маленькой горизонтальной линии.

В написании какой буквы есть такой же полуовал?

Слайд №10.

Сравнение букв э и с.

«Буква э на с дивится, словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, только нету языка!»

  1. чем похожи эти буквы

- полуовалами

  1. что отличает их друг от друга.

 - С  правый полуовал, нет горизонтальной линии

- Э  левый полуовал, есть горизонтальная линия.

Работа по букварю.

Покажем нашим гостям, как мы читаем.

  1. Откройте букварь, будем читать слоги и слова.

Чтение слогов и слов.

  1. Учитель
  2. Хором
  3. Индивидуально

Что мы читали?

Слоги

Слова.

Беседа по картинке букваря.

  1. Рассмотрите цветную  картинку в букваре.
  2. Кто нарисован на картинке?
  3. Что делают дети?
  4. Какую игрушку моет девочка?
  5. Какую игрушку моет мальчик?
  6. О ком будет рассказ.?

Чтение рассказа.

Учителем

Я прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте , чтобы читать также правильно и выразительно, старайтесь глазами следить, где я читаю.

Беседа над содержанием рассказа

Как звали девочку?

Как звали мальчика?

Чтение рассказа учениками.

  1. По слову цепочкой
  2. . Предложениями.

ФИЗ.МИНУТКА.

Слайд № 12

Письмо БУКВЫ Ээ

Сейчас вы узнаете, как пишется буква, которая обозначает звук э

Слайд № 13

  1. Показ на доске учителем

Я показываю, вы внимательно смотрите.

Начинаем писать букву э ниже верхней  линии, слева направо  прописываем полуовал. Коснувшись верхней линии, опускаем полуовальную линию  вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линии, продолжаем плавную линию вправо, пересекаем ею полуовал ниже середины рабочей строки.

Слайд №  14

Показ буквы на слайде.

  1. Показали готовность
  2. Смотрите на экран и пропишите  в воздухе  э строчную.
  3. Напишите в тетради по образцу строчную  букву  э до конца строчки
  4. Письмо э

Слайд №  15

Письмо заглавной буквы  Э.

Я показываю, вы внимательно смотрите.

Начинаем писать букву Э выше середины нерабочей строки, слева направо  прописываем полуовал. Коснувшись дополнительной линейки, опускаем полуовальную линию вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки. пишем второй элемент – горизонтальную линию, ниже  середины рабочей строки.

Показ буквы на слайде. № 12

Пропишем заглавную в воздухе, смотря на экран.

Напишите э до конца строчки.

Письмо слогов.

Пропишите слоги по образцу. –

 Прописываем слоги безотрывочно.

Эт, эм,

Что говорит человек, когда у него всё получилось.

- письмо слога эх.

- добавьте к слогу эх гласную о, какое слово получилось?

Слайд

Работа в кассах

Звукобуквенный анализ слова эхо

Выкладывайте в кассах сигналами и буквами

Проверка.

  1. Разделите слово эхо на слоги.
  2. Назовите первый слог
  3. Назовите второй слог
  4. Назовите первый звук
  5. Гласный или согласный
  6. Каким сигналом обозначается.
  7. Назовите второй звук?
  8. Гласный или согласный
  9. Звонкий или глухой
  10. Твёрдый или мягкий
  11. Назовите третий звук.
  12. Гласный или согласный?

Кассу не закрывая,  на букварь, спишите слово в тетрадь, диктуя себе.

Слово на доске.

Сюрпризный момент.

  1. Вставьте пропущенную букву в слово и вы узнаете как зовут нашу гостью куклу.
  2. Для того, чтобы гостья появилась в классе, спеть песню про эхо.
  3. Эмма принесла мультфильм «Эхо». Посмотреть в классе не успеем, посмотрите на подготовке.

Итог урока.

С  каким звуком познакомились?

Какие буквы учились писать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...