Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Юмангулова Роза Рифовна

Построение алгоритма различения частей речи, особенно на начальном этапе, я думаю неплохо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка Части речи47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема:    Части речи

 

Цель:  Cистематизировать знания о частях речи.

 

Задачи:

1.  Дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2. развивать внимание, мышление, речь.

3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

4. способствовать воспитанию доброжелательности и интереса к русскому языку.

  Сегодня не совсем обычный урок.   Мы ожидаем что-то чудесное, новое. А чудеса чаще всего встречаются в сказках. Поэтому я пригласила к нам на урок сказку.

Слайд№1

Вашему вниманию я предлагаю группу слов. 

 Садовник, сказочный, написать, письменный, садовый, друг, сказка, рассказал, письмо, посадить, дружный, подружились.

 Как вы думаете, какое задание можно предложить?

Разделить на группы. Совершенно верно.                              

По какому признаку можно распределить эти слова на группы? (По-родственному признаку, наличию мягкого знака, по количеству слогов, на части речи)

Вариантов очень много. Мы можем целый урок заниматься этим. Попробуем по частям речи.

Я предлагаю вам это сделать вместе с нашими героями сказок. С какими героями мы отправимся в путешествие? ( Винни-Пух, Пятачок, Ослик, Тигра) А чтобы нам легче было идти, с собой мы прихватим путеводные листы. Которые помогут нам не заблудиться.

Слайд№2

Отправились наши герои бродить по свету в поисках того, кто им поможет расставить слова так, как надо. Бродили- бродили они по лесам и болотам и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город стоит. На воротах большими золотыми буквами написано «….». А как назывался город, нам предстоит догадаться самим.

Вошли они в город, а там дома стоят загадочные. Ходят наши герои по городу, по сторонам смотрят.

Постучались они в один дом, а тут - откуда ни возьмись - стража! Схватили их и  спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».

Слайд№2

 (Посмотрите на путеводный лист и найдите домик с этими вопросами)

Одни слова растерялись, другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО?

-А на какой вопрос они отвечали? Кто? Что? Записываем в первый домик.

Садовник, друг, сказка, письмо.

-Что они обозначают?  (Предмет)  Записываем в нижний кружок

-Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого домика? (Имя существительное). Запишите на крышу в сокращении им. сущ.

 А теперь давайте подытожим. Как мы определили имя существительное?

1 шаг - Читаю слово. 2 шаг - Ставлю вопрос. 3 шаг - Определяю, что обозначает это слово? 4 шаг – Назвать часть речи.

Алгоритм выносится на доску.

Сможем ли мы по этому алгоритму определять другие части речи?

Да и в сказках свои законы. А законы мы не должны нарушать.

Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Идут- идут по дороге, видят другой домик.

Слайд №3

А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. Даже наши герои начали что-то делать.

 А стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают.

-Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи не нужны.

 -Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.

Дети называют слова, а учитель переносит их

Найдите этот домик в своих путевых листах.

-На какой вопрос отвечают эти слова? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Запишем в домик. Написать, рассказал, посадить, подружились 

Слова появляются на слайде.

Что они обозначают. (Действие).

Как зовут жителей этого домика? (Глаголы)

Запишем на крышу.

Как мы определили эту часть речи? Проговаривается алгоритм.

4. Физ. минутка.     Давайте немного отдохнём. Я называю предметы, а вы действия к ним.

           

    Заяц (прыгает)                     Медведь (топает)                  Птицы (летают)

    Рыбы (плавают)                   Скороход (бежит)                   Лягушка (скачет)

    Лентяй (подтягивается)        Спортсмен (делают разные движения)

Молодцы! Что мы с вами выполняли? (Действия предметов). К какой части речи они относятся? (Глаголам)

Давайте вернёмся к нашим словам.

Слайд №4

3)И опять слова остались без дома. Опять их не пустили. Пошли они дальше. Смотрят домик красивый стоит. Заглянули в окошко - комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные герои: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь - и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какая нужда вас заставила?» - спрашивают.

Посмотрим третий домик.

Могут наши слова здесь остаться?

Почему?

Записываем в третий домик (Сказочный, садовый, дружный, письменный).

На какой вопрос отвечают? (Какой, какая?)

Что они обозначают?  (признак).

Как зовут жителей этого домика, знаете?  (Имя прилагательное). Запишем название.

Как мы определили, к какой части речи они относятся? Проговаривается алгоритм.

Упражнение 1

Ой! Ребята что это? Куда попали?

Да, мы попали в бюро находок имени Маши – растеряши. Посмотрите, ребята, какие предметы растеряны. Они потеряли свои признаки. Давайте отыщем их. К какой части речи они относятся?

 Подберите к  словам носки и  ранец прилагательные.  (Запись в тетрадях). Почему у нас получились разные слова? Вот видите, как признак может менять существительное.

Все слова нашли свой приют.

Слайд№4

Как же  называется наш город? ЧАСТИ РЕЧИ.

Сказка наша подходит к концу.

Вернемся к поставленной задаче. Как определить часть речи? (Обращаемся к путевым листам)

1-прочитать слово, 2- поставить вопрос, 3-определить, что обозначает это слово. 4-назвать часть речи

Расскажите, пожалуйста, о жителях каждого домика?

 

 Имя существительное отвечает на вопросы кто? Или что? Обозначает предмет.

Имя прилагательное отвечает на вопросы, какой? Какая? Обозначает признак предмета.

Глагол отвечает на вопрос что делать? Обозначает действие предмета.

Молодцы, ребята! Теперь, я думаю, мы легко справимся с последним заданием.

 

Упражнение 2

Наши сказочные герои решили проверить, как мы справились с поставленной задачей. Перед вами задание. Вы можете выбрать то задание, с которым, как вы считаете, справитесь.

 1.  Определить к какой части речи относятся слова:

 День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?

 2.  Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.

 1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.

 2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.

 3) Думает, считает, ученик, знает.

 - Как вы находили лишнее слово?

 3.  Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.

 веселье – …, ….

 шум – …, ….

 лес - …, ….

 - Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.

Этап контроля и рефлексии

На экране смайлики. Выберете, пожалуйста, тот смайлик, который подойдет вашему настроению.

А теперь ответьте на мой вопрос, кто может сказать «Я понял!», а кто «Могу объяснить!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...