Урок русского языка, 4 класс.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Листопадова Галина Вячеславовна

Урок русского языка  в 4 классе по теме: "Упражнение в распознавании склонений  имён существительных, употреблённых в косьвенных падежах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  ЭОР  на уроках географического  краеведения

Предметная область: естествознание.  Участник: учитель географии

Использование ЭОР в процессе преподавания географии и краеведения позволяет: индивидуализировать процесс обучения; повысить мотивацию обучения; развивать логику и образное мышление; повысить самостоятельность учащихся в добывании знаний и самооценке; повысить практическую направленность обучения; обеспечить доступ к большому объему информации; использовать образно-наглядную форму представления изучаемого материала.

Аннотация: Презентация является одним из вариантов изучения курса «География Кувандыкского района» с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление об отраслях сельского хозяйства района, выявить основные проблемы развития АПК, определить главные направления их решения. Развивает активную и осознанную познавательную, творческую и практическую деятельность учащихся в окружающей среде, которая является необходимым условием изучения географии малой Родины и географии своей страны в целом.

Ключевые слова: Практико-ориентированный краеведческий принцип обучения, формирование универсальных учебных действий (УУД), ключевых компетенций, раскрытие творческого потенциала подростков и молодежи.

Автор: Корвяков Сергей Александрович – учитель географии.

 Место работы: Оренбургская область, г. Кувандык, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» (СОШ № 1 г. Кувандык). Номинация: № 9

Презентация урока по географическому краеведению: «Агропромышленный комплекс Кувандыкского района».

Цели урока: - сформировать представление о роли АПК в хозяйстве района, его структуре и проблемах развития; - выявить особенности географии важнейших отраслей сельского хозяйства района, их обусловленность природными и социально-экономическими факторами; - выявить основные проблемы развития АПК на территории района и определить главные направления их решения.

Задачи урока:       Обеспечить возможность учащимся:

  1.  самостоятельно осуществлять деятельность учения;
  1.  ставить учебные цели, средства и способы их достижения;
  1.  контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Условия, необходимые для реализации целей и задач урока – наличие экрана, мультимедиа проектора; презентации «АПК Кувандыского района»

План урока включает: объяснение нового материала, постановку проблемы, групповую форму работы, изучение номенклатуры, работу в рабочих тетрадях, тестовый контроль, формирование ключевых компетенций, предложение для краеведческого исследования.

 Особое внимание - этапам урока, требующим наглядности. Так, при объяснении структуры сельскохозяйственных угодий района были использованы не только диаграммы, но и снимки со спутника, что, безусловно, повышает интерес учащихся к усвоению новых знаний.  Презентация позволяет учителю создать яркий образ изучаемой территории. Слайды можно использовать как при объяснении нового материала, так и при закреплении.

Концепция презентации: АПК Кувандыкского района

или  План применения в образовательном процессе

1-й слайд:     Тема:  Агропромышленный комплекс – важнейшая составная  

                                   часть народного хозяйства Кувандыкского района.

2-й слайд:    Цели и задачи урока:

  1. Сформировать представление о роли АПК в хозяйстве района, его структуре и проблемах развития.
  1. Выявить особенности географии важнейших отраслей сельского хозяйства района, их обусловленность природными и социально-экономическими факторами. Формирование универсальных учебных действий (УУД).

3-й слайд:  Задачи АПК:    Основная задача    агропромышленного комплекса –

обеспечить надежное снабжение населения всеми видами …, а

промышленность – необходимым сельскохозяйственным ... .

4-й слайд:  Кувандыкский район со спутника

(Учащиеся работают в группах: определяют соотношение территорий района занятых - полями, лесами, горами, сенокосами).

5-й слайд:    Проблема: 

  1. В 2003 году средняя урожайность зерновых по району составила – 12,5 ц /га, в 2006 – 7,8 ц /га., в 2009 – 8,8 ц /га., 2012 - ?
  2. Какова средняя урожайность за последние годы?  …
  3. Возможно, ли в нашем районе получать урожаи зерновых культур –

    40 ц /га,  как на Северном Кавказе?

(Работа в группах. Учащиеся определяют среднюю урожайность зерновых по району. Варианты ответов на последний вопрос они должны дать в конце урока).

6-й слайд:                                   Структура АПК

 АПК

К

Отрасли, обеспечивающие АПК средствами производства

  1. Машиностроение для животноводства и кормопроизводства
  2. Сельскохозяйственное машиностроение
  3. Производство минеральных удобрений
  4. Комбикормовая промышленность
  5. Машиностроение для пищевой промышленности,  торговли и общественного питания

 Сельское хозяйство

  1.  Земледелие
  1.  Животноводство
  1. Заготовка, хранение, переработка и ее реализация
  1.  Заготовительные предприятия и организации
  1.  Элеваторное и складское хозяйство
  1.  Пищевая промышленность
  1.  Торговля и потребительская кооперация, общественное питание

7-й слайд:   СЕЛЬСКОЕ  ХОЗЯЙСТВО                               

  1. В общем объеме производимых в районе товаров сельскому хозяйству принадлежит очень небольшая доля (около 10 %). В неурожайные годы доля аграрного сектора снижается до 3 %. [2]

    Это объясняется …?….. агроклиматическими ресурсами. ………?………………?…………..являются ограничивающими факторами для сельского хозяйства.   (Учащиеся выдвигают свои версии ограничивающих факторов).

8-й слайд:   Структура сельскохозяйственных угодий [3,7]

(Учащиеся сравнивают структуру с/х угодий своего района со средней по области).

9-й слайд:   ЗЕМЛЕДЕЛИЕ  (Усвоение уч-ся новых знаний, краткие записи в тетрадях)

  1. Земледелие – основа сельскохозяйственного производства, на его долю приходится 59 % всей валовой продукции сельского хозяйства района.
  2. Зерновое производство по праву считается основой земледелия. (?)
  3. Хлеб  и хлебопродукты – основной продукт питания. [2]

10-й слайд:     Важнейшая продовольственная культура – пшеница.   

  1. Она требовательна к теплу и плодородию почв. Среди посевов зерновых культур она занимает первое место. Ежегодно посевы зерновых в районе занимают – более 100 тыс. га. Наибольшее распространение имеет яровая пшеница. Есть пшеница мягких сортов (с содержанием белка 10 – 15 %) и твердых сортов (с содержанием белка 20 % и более).
  2. Оренбуржье издавна славится производством наиболее ценной твердой и сильной пшеницы. Содержание белка оренбургской твердой пшеницы превосходит зарубежные сорта. В канадских сортах белка – 12 %, аргентинских и французских – 14 %, в оренбургских – 18-20 %.
  3. Из твердых сортов пшеницы вырабатывают самую высококачественную муку – крупчатку, манную крупу и высшие сорта макаронных изделий. [2,7]

10-й слайд:     Сортовые качества семян. В последние годы в хозяйствах района значительно повысились сортовые качества семян. В ОАО «Дружба» приобрели элитную яровую пшеницу «Саратовская – 42», в ООО «Новосимбирка» - новый сорт твердой пшеницы – «Саратовская золотистая». Среди озимых сортов в районе возделывается элитная пшеница «Снежинка». Как известно, улучшение сортовых качеств семян дает повышение урожайности до 30 %. [3]

  1. Озимая пшеница по продовольственной ценности уступает яровой, а по урожайности значительно ее превосходит. Урожайность озимой пшеницы как правило в два раза выше, чем яровой. Вторая продовольственная культура – озимая рожь. Она более устойчива к холодам, менее требовательна к плодородию почв, чем пшеница. (Краткие записи в тетрадях) 

11-й слайд:    Важнейшие крупяные культуры в районе - просо и гречиха. 

  1. Просо – самая засухоустойчивая культура в нашей стране, а Оренбургская область – один из основных производителей проса в России. Пшено (крупа из проса) – ценный продукт питания: содержит много белка, минеральных солей и витаминов. Зерно проса используется для откорма птицы.
  1. Гречиха по пищевым качествам не уступает мягкой пшенице, а по содержанию микроэлементов и витаминов превосходит ее. Зерно – ценный корм для животных и особенно для птиц (повышает яйценоскость и улучшает качество мяса). Гречиха – один из лучших медоносов. [2] (Записи в тетрадях)

12-й слайд:    Структура посевных площадей сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий [3]

(Групповая работа. Учащиеся самостоятельно проводят анализ структуры посевных площадей.  Выводы записывают в тетради).

13-й слайд:    Другие зерновые культуры. Ведущей зернофуражной культурой является яровой ячмень. В посевах зерновых культур он занимает второе место после пшеницы.  Это одна из самых раннеспелых зерновых культур, хорошо переносит холод и высокие температуры, засушливость климата. По своей питательности ячмень превосходит овес, пшеницу и рожь. Содержит много крахмала и белка. Зерно используется для получения перловой и ячневой крупы, а также для кормовых целей.  Возделывается во всех хозяйствах района.

  1. Овес, в отличии от ячменя, более требователен к условиям увлажнения. Зерно используется в комбикормовой и пищевой промышленности.

Посевы овса в хозяйствах незначительны. [2] (Краткие записи в тетрадях)

14-й слайд:    ТЕХНИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ   занимают в районе 2 % посевных площадей.  99 % из них составляет подсолнечник. Подсолнечник – ценная масленичная культура. Переработка семян кроме масла, дает побочный продукт – жмых (ценный корм для животных). Цветущий подсолнечник – хороший медонос. Может быть использован как силосная культура. Успешно произрастает в условиях засушливого климата черноземной степи.

15-й слайд:     Другие технические культуры.     Картофель – важная продовольственная и техническая культура. Незначительные площади под картофелем и овощными культурами заняты в пригородных зонах Кувандыка и Медногорска. Урожайность картофеля зависит от количества выпадающих осадков в летний период. Овощные культуры очень требовательны к плодородию почв и нуждаются в обильном орошении. Кормовые культуры в районе представлены силосными культурами, многолетними и однолетними травами. Основная кормовая культура - кукуруза. На ее долю приходится больше половины валового сбора кормовых культур. Она используется для силосования и как зеленый корм.[2,3] (Краткие записи в тетрадях)

Каковы же главные задачи земледелия?

(Групповая работа. Учащиеся самостоятельно записываю в тетради, что они считают главными задачами земледелия).

16-й слайд:    Главная задача земледелия: Повышение урожайности сельскохозяйственных культур.    Для достижения этого необходимо: 

  1. повышение плодородия почв,
  2. использование высококачественных семян (элитных сортов),
  3. новейших технологий обработки почвы и возделывания культур.

(Учащиеся дополняют свои записи после просмотра слайда)

17-й слайд:   ЖИВОТНОВОДСТВО 

  1. Животноводство является второй важной отраслью сельского хозяйства, источником высококалорийных продуктов питания, ценнейшим сырьем для пищевой и легкой промышленности. Продукция животноводства в районе составляет по стоимости 41% всей продукции сельского хозяйства. [3]

(Учащимся предлагается самостоятельно назвать отрасли животноводства в районе).

18-й слайд:   Основные отрасли животноводства:

  1. скотоводство;
  1. овцеводство (козоводство);
  1. свиноводство;
  1.  птицеводство.

19-й слайд:   Система содержания животных

Наибольшее развитие получила стойлово-пастбищная  система животноводства, при которой в летний период скот содержится на естественных пастбищах, а в зимний – в стационарных помещениях (фермах).

20-й слайд:  Скотоводство. Ведущая отрасль животноводства – скотоводство (развитие крупного рогатого скота – КРС). Оно обеспечивает население молоком и мясом.   Имеет молочно-мясное направление. Наиболее распространенными породами являются красная степная и симментальская. [2,7] (Записи в тетрадях)

21-й слайд:  Овцеводство и козоводство. Второй по значимости отраслью животноводства является овцеводство и козоводство, поставляющие шерсть, баранину, овчину и пух. Среди овец преобладают тонкорунные породы, среди коз – оренбургская и губерлинская. Из-за падения спроса на шерсть и пух поголовье овец и коз  в последние годы сократилось до 8 тысяч. Основными хозяйствами по разведению овец и коз являются СПК «Загорный», и ОАО «Новый путь». [3,7] (Краткие записи в тетрадях)

22-й слайд:  Свиноводство скороспелая и быстро развивающаяся отрасль животноводства. Более половины всех свиней выращивается в личных подворьях жителей города и села. В хозяйствах АПК их численность составляет – 3,1 тыс. В качестве кормов используются: ячмень, пшеница, горох, силос, травяная мука. В личных хозяйствах: картофель, пищевые отходы. Наиболее распространенная порода свиней – крупная белая. [3,7]

23-й слайд:  Коневодство, пушное звероводство, пчеловодство

  1. Лошади используются в сельской местности, как тягловая мила для перевозки небольших грузов на малое расстояние. Кобылье молоко может использоваться для изготовления лечебного напитка – кумыса.  Перспективная, но слаборазвитая в настоящее время отрасль животноводства. По состоянию на январь 2006 года лошадей в хозяйствах района – около 500 голов.
  1. Из пушных зверей в районе повсеместно разводят кроликов, в личных хозяйствах – песцов, нутрий (в Медногорске).  [3] (Краткие записи в тетрадях)

24-й слайд:  Проблемы животноводства

  1. Важнейшая проблема животноводства – обеспеченность кормами.  
  2. Каковы пути ее решения?
  1.  Почему животноводство в настоящее время – убыточная отрасль?
  1.  Каковы могут быть ваши рекомендации для решения проблемы?

(Работа в группах. Учащиеся предлагают свои варианты и пути решения проблем. Делают записи в тетрадях).

25-й слайд:  Рекомендации:

  1. Необходимо повышать закупочные цены на животноводческую продукцию.
  2. Укрепление кормовой базы возможно за счет повышения урожайности кормовых культур, и проведение мер по улучшению естественных кормовых угодий (пастбищ), более рациональному их использованию.
  3. Обеспеченность животных полноценным питанием в течение всего года существенно повысит их продуктивность.
  4.  Необходимо улучшение породного состава и повышение сохранности поголовья.
  5. Механизация и автоматизация производства сделают труд животноводов более производительным и привлекательным. [1]

Учащиеся обмениваются и дополняют записи в тетрадях.

26-й слайд:  Экономическая карта. Типы сельскохозяйственных угодий

(Учащиеся по карте определяют типы и площади с/х угодий на территории района) [7]

Здесь же учащимся предлагается тема научного исследования: «Перспективы развития АПК Кувандыкского района».

28-й слайд:              (Тестовая проверка знаний учащихся)          

Тесты по теме «АПК»

1.  Какие природные предпосылки определили растениеводческую специализацию района?

А) Благоприятные агроклиматические условия.

Б) Значительная часть пашни находится в зоне достаточного увлажнения.

В) Преобладание равнинных участков рельефа на территории района.

Г) Наличие богатых гумусом черноземных почв с зернистой структурой.

2.  Среди посевов зерновых культур второе место занимает:

                             А) Пшеница.                   В) Ячмень.  

                             Б) Рожь.                          Г) Овес.

  1. Оренбургская твердая пшеница превосходит зарубежные сорта по содержанию:

                 А) Витаминов.               В) Белка.  

                 Б) Микроэлементов.     Г) Минеральных солей.

       4.  Установите соответствие.

          1. Самая засухоустойчивая культура                      А) Гречиха.

              в нашей стране. Ценный продукт питания:

              содержит много белка.  

          2. Один из лучших медоносов.

              Зерно – ценный корм для птиц.                           Б)  Овес.

             (Повышает яйценоскость и качество мяса).

          3. По своей питательности превосходит все

              другие зерновые культуры.                                  В) Просо.

              Содержит много крахмала и белка.                      

         4. Зерно используется в комбикормовой

             и пищевой промышленности.                                Г)  Ячмень.

                                           

 

 5.   Средняя урожайность зерновых культур по району за последние годы составляет около:

                                А)  10 ц /га.        Б) 15 ц /га.        

                                В) 20 ц /га.         Г) 25 ц /га.

Менее развитые отрасли животноводства района

?

?

?

?

6.

6.

7.  Животноводство в настоящее время – убыточная отрасль так как:

      А) В районе низкая обеспеченность кормами.  

      Б) Слабая механизация и автоматизация  

           производства.

      В) Понизился  спрос на животноводческую продукцию.  

      Г) Себестоимость производимой продукции выше цен ее  

           реализации.

       8.  Лечебный напиток – кумыс изготавливают из:

           А) Из коровьего молока.     В) Из кобыльего  молока                                  

           Б) Из козьего молока.         Г) Из птичьего молока.

       9.  Какие породы коз обеспечивают в районе развитие знаменитого пухового  промысла:

            А) Ташлинская.                        В) Тюльганская.  

            Б) Оренбургская.                     Г)  Губерлинская.

      10.  Установите соответствие:

Отрасли животноводства              Поголовье во всех  хозяйствах                                                                                                  

    1. Крупный рогатый скот (КРС)     А) Около 8 тыс.голов.

    2. Овцеводство и козоводство         Б) Около 3 тыс. голов.

    3. Свиноводство                                В) Около 11 тыс. голов.

    4. Коневодство                                  Г) Около 500 голов.

         

                               Ответы на тесты по теме «АПК»

                                                                Вариант  1

1. Г.    2. В.     3. В.     4. 1-В, 2-А, 3 -Г, 4 –Б.    5. А.  6. Коневодство. Пушное звероводство. Пчеловодство. Птицеводство.     7.  Б, В, Г.        8. В.       9. Б, Г.

                     10. 1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 – Г.

Литература:

1. География Оренбургской области: учебник для 8 — 9 кл. общеобразовательной школы. / А.А. Чибилев и др. — М.: Изд-во МГУ. 2002.

2. Колодина О.А. География Оренбургской области. Население и хозяйство: Учебное пособие.— Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002.

3. Корвяков С.А. Презентация: География Кувандыкского района. – Кувандык, 2008.

4. Красная книга Оренбургской области. Животные и растения, — Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 1993.

5. Стрельников С.М. Кувандыкский край в географических названиях. — Златоуст: С.М. Стрельников, 1994.

6. Чибилев А.А. Зеленая книга степного края. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1987.

7. Атлас Оренбургской области. /Под ред. А.А. Чибилева. — М.: Просвещение. ДИ ЭМ БИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...