Уроки русского языка 3 класс 4 четверть
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

Уроки русского языка 3 класс 4 четверть

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_russkogo_yazyka_3_klass_4_chetvert.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Цели: уточнить знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умение правильно писать окончания прилагательных, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Упражнение в написании окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.

1. Образование прилагательных от имен существительных.

На доске записаны слова: честь, солнце, редкость, интерес, вкус, радость, прелесть, чудеса.

– Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать? (Это имена существительные в форме единственного числа, неодушевленные, отвечают на вопрос что?)

– Образуйте от данных имен существительных имена прилагательные. Подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные во множественном числе и напишите словосочетания.

Образец: честь – честные поступки, солнце – солнечные дни, …

– Подчеркните непроизносимую согласную в корне слов.

Физкультминутка

2. Письмо по памяти.

На доске записаны словосочетания:

мягкий диван                редкие цветы

низкое окно                мерзкий поступок

гладкие камни                сладкая конфета

узкая тропа                ловкие движения

– Прочитайте словосочетания. Запомните их.

Через 1–2 минуты первые слова словосочетаний учитель закрывает.

– Ориентируясь на второе слово, напишите словосочетания полностью. Подчеркните орфограммы. Обозначьте число и род имен прилагательных.

– В каких именах прилагательных род не обозначили?

– Найдите общее в именах прилагательных. (Во всех именах прилагательных парные согласные, требующие проверки.)

3. Письмо под диктовку. (упр. 514.)

V. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

– Какие окончания имеют имена прилагательные?

– Какие имена прилагательные не изменяются по родам?

Домашнее задание. Упражнение 515.

Тема:  ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

С ЗАДАНИЕМ

Цель: обобщить полученные знания об имени прилагательном, об изученных орфограммах, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Дети читают тексты, которые они составили по наблюдениям «Весна в природе».

III. Минутка чистописания.

IV. Обобщение об имени прилагательном.

– Что вы знаете об имени прилагательном?

Рассказ учеников по вопросам упражнения 519.

– Составьте свое предложение, употребив имя прилагательное.

– С какой целью вы употребили имя прилагательное?

Запись предложения под диктовку:

На колючей ежевике повисли чёрные ягодки.

– Разберите предложение по членам. Обозначьте род и число имен прилагательных. Подчеркните орфограммы.

V. Контрольное списывание с заданием.

Чтение учителем текста:

П..л..тел по лесу комарик, устал, зах..тел пить. Увидел он цв..ток. У цв..тка ст..белёк з..лёный, наверху – мален..кие белен..кие колокол..чики, вн..зу – крупные багровые реснич..ки. На них бл..стят светлые капел..ки в..ды.

Сел комарик на листочек, опустил нос в капельку. Реснички зашевелились, потянулись, схватили комарика. Закрылся круглый листочек. А когда опять открылся, выпала на землю пустая комариная шкурка. Цветок выпил всю комариную кровь.

Этот страшный хищный цветок называется росянка. Он ловит маленьких насекомых и ест их.

(На доску выносится только первая часть этого текста с пропущенными орфограммами.)

– Как можно озаглавить этот текст? (Росянка. Страшный цветок. Хищный цветок…)

– Какой это текст – описание или повествование?

– В какой части текста дано описание?

– Спишите первую часть текста. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, выделите окончания.

– Разберите прилагательные страшный, маленькие, комариная по составу.

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 517.

Тема:  ДИКТАНТ

Цель: проверить знания учащихся об имени прилагательном.

Весна в лесу

Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Лёгкие облака украшают голубое небо. Слышна чудесная трель птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеёк. У сосны резвились счастливые бельчата. Только маленький зайчик спрятался под густой елью. На поляну медведица вывела своих медвежат. Весёлый и радостный лес весной.

Грамматические задания:

1. Выпишите пять имен прилагательных, определите их число и род.

2. Разберите по частям речи и по членам третье предложение.

3. Разберите по составу слова: украшают, чудесная, подснежник.

Тема: Глагол, его роль в языке

Цель: совершенствовать навык распознавания глаголов среди других частей речи, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Повторение изученного о частях речи.

Письмо под диктовку.

Учащиеся записывают предложения под диктовку, подчеркивают орфограммы.

По узкой тропинке я выхожу на поляну. На рябине показалась стайка дроздов. На вершине дуба воркует дикий голубь.

– На какие правила повстречались слова?

– Какие части речи встретились в предложениях?

– Дополните этот текст своими предложениями про птиц.

Дети дополняют текст 2–3 предложениями: С шумом промчались утки. Пролетела лесная сова. Громко стучит дятел в своей кузнице.

– Какие части речи вы использовали в своих предложениях?

– Как вы отличаете одну часть речи от другой?

– Что вы знаете о каждой части речи?

План ответа:

1) Какая это часть речи?

2) Что обозначает?

3) На какие вопросы отвечает?

4) Как изменяется?

5) Каким членом предложения чаще всего бывает?

V. Наблюдение над лексическим значением глаголов и вопросами, на которые они отвечают.

Беседа с учащимися.

– Какой вопрос вам приготовил Почемучка? Что вы ему ответите?

Чтобы наглядно представить, что глагол обозначает действие предмета, целесообразно организовать на уроке инсценирование, предложив учащимся выполнить определенные действия. Учащиеся под руководством учителя записывают названия действий и вопросы, на которые отвечает глагол.

Запись на доске и в тетрадях:

что делает? рисует, вырезает, клеит

что делали? рисовали, вырезали, клеили

что будем делать? будем рисовать, будем вырезать, будем клеить.

– Чем сходны написанные вами слова? (Обозначают действия предметов.)

– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие предметов?

2. Знакомство с правилом, с. 69.

VI. Упражнение на распознавание глаголов среди других частей речи.

1. Работа над упражнениями 521–522.

2. На доске группы однокоренных слов:

Богатство, богатеть, богатый, разбогатеть, обогатить.

Синий, синька, синеть, посинеть, синева, подсинить.

Грозить, грозный, угроза, погрозить, угрожать.

Дар, дарить, подарочный, подарить, раздарить.

– Из каждой группы однокоренных слов выпишите только глаголы.

VII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?

Домашнее задание. Упражнение 523, правило, с. 69.

Тема: РОЛЬ ГЛАГОЛА В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цели: формировать умение учащихся употреблять в речи глаголы; разбирать предложение по членам, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Словарный диктант.

Комната, квартира, обед, картина, орех, магазин, овёс, язык, месяц, кровать, заяц, тарелка, растение.

– Составьте предложение (устно) с любым из этих слов.

– С помощью каких слов вам удалось передать действие?

V. Наблюдение над синтаксической ролью глагола.

1. На доске записаны предложения:

Пришла долгожданная в..сна.

Рыхлый сне.. т..мнеет в марте.

Т..пло греет в..сеннее со..нышко.

– Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.

– Подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи, которыми они выражены.

– Прочитайте вопрос почемучки. Что вы ему ответите?

2. Чтение правила.

3. Работа над упражнением 524.

4. Запись под диктовку и разбор предложения.

На зелёных склонах гор пестреют цветы.

– Найдите главные члены.

– Какой частью речи выражено подлежащее, какой – сказуемое?

– Назовите словосочетания. (Пестреют где? на склонах, на склонах каких? зелёных, на склонах чего? гор.)

VI. Словарная работа. (Упр. 525–526.)

VII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Каким членом предложения является глагол?

Домашнее задание. Упражнение 527.

Тема: Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы

Цель: развивать умение употреблять в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Словарная работа. (упр. 528.)

– Напишите цепочку из восьми слов с непроверяемыми безударными гласными в корне.

Город, деревня, …

V. Подбор глаголов-синонимов.

1. Работа над упражнением 529.

2. На доске записаны слова:

Блестеть, сиять, ... (сверкать, искриться, светиться).

Шалить, проказничать, … (баловаться, озорничать).

Победить, одолеть, … (побороть, сломить, разбить).

– Продолжите каждую строчку, подбирая слова-синонимы.

Эту работу дети выполняют коллективно под руководством учителя.

3. Составление предложений с глаголами-синонимами. (упр. 531.)

VI. Подбор глаголов-антонимов.

1. Работа над упражнением 535.

2. На доске записаны слова:

смеяться – … (плакать)                говорить – … (молчать)

бледнеть – … (краснеть)                любить – … (ненавидеть)

греть – … (охладить)                обороняться – … (нападать)

ложиться – … (вставать)        спасти – … (погубить)

– Подберите глаголы-антонимы. Подчеркните орфограммы.

3. Чтение правила, с. 73.

VII. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

– Как называются слова, близкие и противоположные по смыслу?

Домашнее задание. Упражнение 536.

Тема: Употребление глаголов в прямом и переносном смысле

Цель: познакомить учащихся с употреблением одного и того же глагола в разных значениях, когда смысл слова уточняется в предложении, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Упражнение в употреблении одних и тех же глаголов в разных значениях.

1. Работа над упражнением 538.

Чтение сведений по языку, с. 75.

2. На доске записано стихотворение:

Кто что мелет?

                Мельники мелют зерно жерновами,

                Перец в горошинах мелем мы сами.

                Но одного мы никак не поймем,

                Что это мелет болтун языком?

– Так кто же что мелет? Объясните.

– Как вы понимаете выражение «молоть языком»? Подберите к нему глаголы, близкие по значению. (Болтать попусту – пустословить, говорить пустые слова.)

3. Работа над упражнением 539.

4. На доске запись:

(Костры, щёки) горят. (Ребёнок, речка) спит. (Морозы, кузнечики) трещат. (Молоко, жизнь) кипит. (Весна, ученик) спешит. (Радость, хор) поёт. (Лицо, пламя) пылает.

– К данному глаголу выберите имя существительное так, чтобы глагол был употреблен в переносном смысле.

– Объясните, что означают получившиеся выражения.

5. Самостоятельная работа. (упр. 540.)

V. Итог урока.

– С чем познакомились сегодня на уроке?

– Где можно уточнить смысл одного и того же слова?

Домашнее задание. Упражнение 541.

Тема: ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ

Цели: познакомить учащихся с особенностями текста-рассуждения; развивать умение употреблять в тексте глаголы, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Повторение изученного о повествовательном и описательном текстах.

– Сегодня мы продолжим работу над глаголами. Будем учиться употреблять глаголы в тексте. Какие тексты вы знаете? (Текст-повествование, в котором рассказывается о каком-либо случае, он отвечает на вопрос что случилось?, текст-описание, который отвечает на вопрос какой?)

– Определите, какой это текст:

Потемнело небо. Побежали грозовые тучи. Ударили по листьям крупные капли дождя. На дорожках появились лужи. Выглянуло солнце. На ветках повисли капли дождя. Прошла летняя гроза.

Учащиеся с комментированием записывают текст под диктовку.

– Найдите в тексте глаголы и подчеркните их.

– Какие глаголы имеют приставки? Обозначьте приставки.

V. Наблюдение над особенностями текста-рассуждения и составление такого текста.

1. Слово учителя.

– Кроме текста-повествования и текста-описания есть еще текст-рассуждение.

2. Чтение сведений по языку, с. 77.

3. Работа над упражнением 542.

4. Сопоставление текста-рассуждения с другими текстами.

Учитель читает начало нескольких текстов, а ученики определяют, какой это текст, отстаивают свое мнение.

1) Как-то раз подложили утке куриное яйцо. Вылупились утята, и повела их утка на пруд …

2) Мне нравится наша кошка. У нее пушистый хвостик. Глазки зелёненькие …

3) Почему нашего щенка зовут Шарик? Потому что издалека он кажется пушистым шаром…

5. Продолжение текста-рассуждения. (упр. 544.)

6. Составление текста-рассуждения.

– Давайте составим текст-рассуждение, который можно будет рассказать маленьким детям. Назовем мы наш текст так: «Почему зверям весело» – и отправим их путешествовать по морю на лодочке, сделанной из старой шляпы.

Примерный текст:

Плывет по морю лодочка, сделанная из старой шляпы. А почему всем зверям в ней очень весело?

Да потому, что в ней плывут друзья. Они выехали на прогулку. А когда они вместе, то любят повеселиться.

VI. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

– Что вы знаете о тексте-рассуждении?

Домашнее задание. Упражнение 545.

Тема: ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ    2 урока

Цель: познакомить учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Словарная работа.

Запись под диктовку слов с удвоенными согласными: группа, ванна, грамматика, шоссе, пассажир, аккуратный, суббота, перрон, масса.

V. Наблюдение над изменением глаголов по числам.

На доске следующая запись:

Самолёт летит.

Дерево растёт.

Птица поёт.

– Что написано на доске? Обоснуйте свое мнение. (На доске написаны предложения. Они выражают законченную мысль.)

– Какими частями речи являются слова в предложениях? (Существительными и глаголами.)

– Назовите существительные. В каком числе они употреблены? Обоснуйте свое мнение. (Существительные самолёт, дерево, птица употреблены в единственном числе, они обозначают один предмет.)

– Назовите глаголы. В каком числе они употреблены? Обоснуйте свой ответ. (Глаголы летит, растёт, поёт употреблены в единственном числе, они обозначают действие одного предмета.)

– На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе? (В единственном числе глаголы отвечают на вопрос что делает?)

Учитель на доске, а ученики в тетрадях выполняют следующую запись:

ед. ч.

Самолёт (что делает?) летит.

Дерево (что делает?) растёт.

Птица (что делает?) поёт.

– Измените предложения так, чтобы в них действовало несколько предметов. (Самолёты летят. Деревья растут. Птицы поют.)

– В каком числе употребили существительные и глаголы? (Существительные и глаголы употребили во множественном числе.)

– Почему вы так считаете? (Каждое существительное обозначает несколько предметов, и каждый глагол обозначает действия нескольких предметов.)

– На какой вопрос отвечают глаголы во множественном числе? (Глаголы во множественном числе отвечают на вопрос что делают?)

Учитель и ученики продолжают запись в тетрадях:

мн. ч.

Самолеты (что делают?) летят.

Деревья (что делают?) растут.

Птицы (что делают?) поют.

– Сформулируйте вывод по плану:

1) Как изменяются глаголы?

2) В каком числе употребляются глаголы?

3) Что обозначают глаголы в единственном числе?

4) Что обозначают глаголы во множественном числе?

Глаголы изменяются по числам. Они употребляются в единственном и множественном числе. Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета. Глаголы во множественном числе обозначают действия нескольких предметов.

– Глаголы в единственном и множественном числе отвечают и на другие вопросы. Прочитайте о них на с. 79.

VI. Упражнение в распознавании числа глаголов.

1. Работа над упражнением 547.

2. На доске запись:

бледнеет – ?                отнимает – ?

ложатся – ?                помогает – ?

мирятся – ?                плачет – ?

одевают – ?                поднимает – ?

– Подберите к данным глаголам слова, противоположные по значению. Определите их число. Составленные пары запишите, подчеркните орфограммы.

Образец: бледнеет – краснеет (ед. ч.).

3. Составление предложений по схемам. (упр. 549.)

VII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Как изменяются глаголы?

– Назовите вопросы глаголов в единственном и множественном числе.

Домашнее задание. Упражнение 550.

Тема: Практическое закрепление, проверка знаний

Цели: развивать умение изменять глагол по числам; согласовывать имя существительное и глагол в числе, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Упражнение в определении числа глаголов.

1. Работа над упражнением 551.

Дети записывают только те предложения, где есть глаголы, определяют число глаголов.

2. Чтение учителем загадок.

Учащиеся отгадывают загадки, находят в тексте глаголы, записывают их и определяют число. (Лучше всего использовать комментированное письмо.)

        Желанный гость                        Она на белых камушках сидит.

        С далёкого края                        Не подходите близко – закричит.

        Под окном живет.                                                (Наседка.)

                (Ласточка.)

        Коридоры всюду роют,        Длинное ухо, комочек пуха,

        А потом построят дом                Прыгает ловко, грызет морковку.

        И живут спокойно в нем.                                            (Кролик.)

                        (Кроты.)

3. На доске записаны цепочки слов:

испаряет, опадает, заостряет, смотрят;

наполняет, горюют, утопают, накопают.

– Напишите цепочки, исключив из них лишние слова. Подчеркните орфограммы. Определите число глаголов.

4. На доске записаны предложения:

Жур..вли кружатся (над) рекой.

Ветер нырнул (в) п..хучую тр..ву.

Ежевика п..к..залась (из) ж..рной зел..ни.

Звёзды приветливо смотрят (на) землю.

– Прочитайте. Сгруппируйте предложения в зависимости от числа глаголов. Напишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

V. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Как узнать, в каком числе стоит глагол?

Домашнее задание. Упражнение 554.


Тема: ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Цель: развивать умение учащихся передавать содержание рассказа по коллективно составленному плану, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над изложением.

1. Знакомство с содержанием рассказа. (упр. 555.)

– Что показалось в рассказе наиболее интересным?

2. Анализ содержания рассказа и коллективное составление плана.

– Найдите в тексте три части и озаглавьте их.

Возможный вариант плана: 1) Подарок. 2) В школе служебных собак. 3) Первое задание.

– Какое предложение является в тексте заключительным?

3. Беседа по вопросам:

– Как у Коли появился щенок?

– Почему мальчик расстался с собакой?

– Какое первое задание получил Джульбарс?

4. Пересказ текста по частям. Словарная работа.

5. Орфографическая подготовка.

Учитель уточняет написание некоторых слов, которые стоят в косвенных падежах: подарили маленького щенка, любил своего Джульбарса, покрылось толстой коркой. На доску выносятся слова: Джульбарс, заминировали.

6. Повторное чтение.

7. Самостоятельная запись текста.

8. Проверка по учебнику.

Домашнее задание. Упражнение 556.

Тема: ПОНЯТИЕ О ВРЕМЕННЫХ  ФОРМАХ ГЛАГОЛА

Цель: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте загадки про животных. Назовите глаголы и определите их число.

III. Минутка чистописания.

IV. Ознакомление с временем глагола.

1. На доске написаны предложения:

Весной солнце светит и греет.

Зимой оно мало светило и хуже грело.

Летом солнце будет ярко светить и будет сильно греть.

– Прочитайте предложения. Назовите в них глаголы. (Глаголы: светит, греет, светило, грело, будет светить, будет греть.)

– Докажите, что это глаголы. (Они отвечают на вопрос что делает? что делало? что будет делать? и обозначают действие предмета.)

– Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, происходящее в настоящее время. (Глаголы светит, греет обозначают действие, которое происходит в настоящее время.)

– На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени? (В настоящем времени глаголы отвечают на вопрос что делает?)

– Кроме вопроса что делает? глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? что делаешь? что делаем? что делаете? что делают? 

Учитель открывает на таблице-схеме вопросы глаголов в настоящем времени.

– Прочитайте в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие в прошедшем времени. (Глаголы светило, грело обозначают действие в прошедшем времени.)

– На какой вопрос отвечают глаголы в прошедшем времени? (Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопрос что делало?)

– Кроме вопроса что делало? глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали? 

Учитель открывает вопросы глаголов прошедшего времени.

– Прочитайте в одном из предложений глаголы, обозначающие действия,  которые  будут  происходить,  то  есть  действия  будущего  времени. (Глаголы будет светить, будет греть обозначают действия будущего времени.)

– На какой вопрос отвечают глаголы в будущем времени? (В будущем времени глаголы отвечают на вопрос что будет делать?)

– Глаголы будущего времени отвечают и на вопросы что сделает? что сделают? что будут делать? 

Учитель открывает на таблице-схеме вопросы глаголов будущего времени.

– Обоснуйте наши рассуждения по плану, глядя на таблицу-схему:

2. Чтение правила на с. 208.

– Назовите грамматические признаки глагола. (Глаголы изменяются по числам. Они могут быть в единственном и во множественном числе. Глаголы изменяются по временам. Они могут быть в настоящем, прошедшем и будущем времени.)

V. Составление и запись предложений с комментированием.

– Составьте и запишите предложение о том, что происходит в природе в настоящее время. (Травка зеленеет. Черёмуха цветет. Солнце ярко светит. По небу бегут белые облака. ...)

– Напишите предложение о том, что уже произошло. (Снег растаял. Прилетели птицы. Кончились морозы.)

– Составьте предложение о том, что произойдет в будущем. (Скоро зацветут яблони. Дачники будут сажать овощи. …)

VI. Выборочное списывание и письмо по памяти. (упр. 558.)

VII. Деление слов на группы.

На доске записаны слова: синеет, выльет, съела, улетает, побежал, пришьёт, поджарила, будет пить, выезжают, посчитали, сольют, пищит, забежала, совьёт, побьёт, обнёс, переживает, запьёт.

– Сгруппируйте слова в соответствии с темой урока.

VIII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Как изменяются глаголы?

– Как узнать число глаголов?

– Как узнать время глаголов?

Домашнее задание. Упражнение 560.

Тема:  УПРАЖНЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ  ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛОВ

Цель: формировать умение отличать одну временную форму от другой по вопросу (по суффиксу  в прошедшем времени), воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Упражнение в распознавании времени глаголов (устно). Отгадайте загадки.

  Бьют парнишку

  По фуражке,

  Чтоб пожил он в деревяшке.

  (Гвоздь.)

Купили новенькое,

Такое кругленькое,

Качают в руках,

А оно все в дырках.

(Сито.)

  Накормишь – живёт,

  Напоишь – умрёт.

(Огонь.)

  То назад, то вперёд

  Ходит-бродит пароход.

  Остановишь – горе!

  Продырявит море!

(Утюг.)

Кто такая?

Каши зачерпнет

И отправит в рот.

(Ложка.)

V. Распознавание времени глаголов в тексте. (упр. 561–562.)

VI. Работа с правилом. Выборочное списывание. (упр. 563.)

VII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Как узнать время глаголов?

– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

– На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры.

Домашнее задание. Упражнение 564.

Тема: НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА        2 урока

Цели: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола; развивать умение определять время и число глагола, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Знакомство с неопределенной формой глагола.

1. Чтение правила. Работа над упражнением 565.

– Неопределенная форма глагола – это начальная форма. Во всех словарях глаголы даны в неопределенной форме. Глагол в неопределенной форме имеет окончание -ть.

2. Наблюдение над тем, что глаголы неопределенной формы не имеют ни времени, ни числа. (упр. 566.)

– Найдите глаголы. Определите время и число.

– У каких глаголов время и число определить нельзя? На какие вопросы отвечают эти глаголы?

V. Упражнение в нахождении и образовании глаголов неопределенной формы.

1. На доске записаны группы однокоренных слов:

Глотать, глоток, глотательный, наглотался, проглотить.

Баловство, баловался, баловень, баловать, избаловать.

– Какие слова написаны в каждой строке? Обоснуйте свой ответ. (На доске написаны группы однокоренных слов: они близки по смыслу и имеют одинаковый корень.)

– Из группы однокоренных слов выпишите только глаголы неопределенной формы. Разберите их по составу.

2. Образование глаголов неопределенной формы.

На  доске  записаны  слова:  л..чил,   п..хали,   к..сили,  л..вил,  т..нул, т..пил.

– Образуйте от данных глаголов глаголы неопределенной формы.

3. Данные словосочетания замените близкими по значению глаголами неопределенной формы и запишите их.

Водить за нос, бить баклуши, задать перцу, витать в облаках.

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– У каких глаголов время и число определить нельзя?

Домашнее задание. Упражнение 567, правило, с. 88.

Тема:  ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ

Цель: формировать умение изменять глаголы по временам, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Наблюдение над изменением глаголов по временам. (упр. 573.)

С помощью таблицы учащиеся изменяют глаголы ходить и прыгать по временам. Записывают их с комментированием.

V. Упражнение в изменении глаголов по временам.

1. Работа над упражнением 375.

– Какое предложение с данными глаголами вы составили?

– Назовите глагол, его время и число.

2. Списывание текста с изменением глаголов по временам. (упр. 576.)

– Какое словарное слово вам встретилось? (Ужин.)

– Запишите его, определите СУО.

ýжин    

– Что такое ужин? (Вечерний прием пищи.)

VI. Запись предложений под диктовку.

Прилетают  с  зимовки  перелётные птицы. Солнце  пробило дырку в туче и разбросало лучи. Скоро настанут теплые дни. Весело рокочет кедр и вторит песне солнца.

Учитель помогает правильно написать подчеркнутые буквы.

– Определите время глаголов.

VII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Что нужно сделать, чтобы изменить глагол по временам?

Домашнее задание. Упражнение 577.

Тема: Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени

Цель: познакомить учащихся с изменением глаголов по родам в прошедшем времени, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Словарный диктант.

Обед, завтрак, ужин, берёза, осина, горох, помидор, огурец, заяц, медведь, сорока, ворона.

– На сколько групп можно разделить данные слова? (На пять групп:

а) 1-я группа – время приема пищи.

    2-я группа – деревья.

    3-я группа – овощи.

– Их можно объединить в одну группу – растения.

    4-я группа – звери.  

    5-я группа – птицы.  

– Их можно объединить в одну группу – животные.

б) Можно разделить на группы по орфограммам, правописание которых нужно запомнить: о, а, и, е, я.)

V. Наблюдение над изменением по родам глаголов прошедшего времени.

1. На доске записаны предложения:

Ед. ч.                        Мн. ч.

Хор пел.                        Дети пели.

Птичка пела.

Сердце пело.

– Спишите  предложения  в  тетради. Когда  так  говорят «сердце пело»? (Когда человеку очень радостно на душе, когда он счастлив.)

– Поставьте вопросы к глаголам. В каком времени употреблены глаголы? С какой частью речи связан глагол в предложении?

– Какого рода имена существительные?

– Что можно сказать об изменении глаголов прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Род глаголов зависит от рода имен существительных, с которыми они связаны.)

– Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени мужского рода? (Нулевое.)

– Женского рода? ()

– Среднего рода? ()

– Во множественном числе? (-и)

– Выделите окончания глаголов прошедшего времени.

2. Знакомство с правилом, с. 218.

VI. Упражнения в определении рода глаголов прошедшего времени и написании окончаний. (упр. 580–581.)

VII. Комментированное письмо.

Кудрявая берёзка стояла у реки. Ветерок шевелил молодые листочки. Жарко светило солнце. На верхушку берёзки сел воробей и зачирикал весёлую песенку.

– В каком времени употреблены глаголы? Назовите их род и число.

– Разберите глаголы светило, зачирикал по составу.

VIII. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

– Как определить род глаголов прошедшего времени?

Домашнее задание. Упражнение 582; правило, с. 95.

Тема:  УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ.

Цели: формировать умение правильно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени; развивать умение употреблять в речи глаголы с приставками, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Словарно-орфографическая работа.

На доске записаны буквы: а  и  е  б  л  о  б  т  к  и.

– Какое слово рассыпалось? (Библиотека.)

– Что такое библиотека? (1) Помещение для хранения книг: книгохранилище. 2) Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования: школьная библиотека. 3) Название серии книг определенной тематики: библиотека растений.)

– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите, определите СУО.

библиотéка      

– Подберите и запишите однокоренные слова, разберите их по составу.

Эту работу дети выполняют под руководством учителя.

Библиотека, библиотечка, библиотекарь, библиотекарша,  библиотечный, библиотекарский.

Запись предложения под диктовку:

На другой день я записался в библиотеку и взял две книги.

– Подчеркните глаголы. Определите их время и род.

V. Упражнения в употреблении глаголов прошедшего времени.

1. Работа над упражнением 587 (употребление глаголов с приставками).

2. Диктант с предварительной подготовкой. (упр. 584.)

– Какое окончание у глаголов прошедшего времени в женском роде? На какие вопросы они отвечают? (Что делала? что сделала?)

– Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени в среднем роде? На какие вопросы они отвечают? (Что делало? что сделало?)

– Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени мужского рода?

VI. Игра «Кто больше знает слов?». (упр. 586.)

VII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Как определить род глаголов прошедшего времени? (По вопросу и окончанию.)

Домашнее задание. Упражнение 588.

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

Цель: познакомить учащихся с ролью частицы не и ее раздельным написанием с глаголами, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Словарно-орфографическая работа.

Отгадайте загадку:

                Хоть и ростом невелик,

                А к почтению привык:

                Перед ним дубы, и клёны,

                И берёзы бьют поклоны. (Топор.)

Или:

                Кланяется, кланяется,

                Придет домой – растянется.

– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.

топóр    

– Что же такое топор? (Орудие труда для рубки в виде насаженной на деревянную рукоять толстой железной лопасти с острым лезвием с одной стороны и обухом – с другой.)

– Назовите однокоренные слова, запишите их, разберите по составу.

Эта работа выполняется коллективно.

– Какой может быть топор? Напишите словосочетания. С одним из словосочетаний составьте (устно) предложение.

Хороший топор, старый топор, острый топор, тупой топор, ржавый топор, лёгкий топор, тяжёлый топор…

Дедушка взял острый топорик и пошёл в огород рубить кочаны капусты.

V. Знакомство с частицей не и упражнение в написании частицы не с глаголами.

1. На доске запись:

рисует, работает, передвигаются

не рисует, не работает, не передвигаются.

– Прочитайте глаголы, которые записаны в первой строчке. Какой смысл имеют эти глаголы? (Эти глаголы имеют положительный смысл; действия, которые выполняют глаголы, осуществляются, происходят.)

– Что  вы  можете сказать  о  глаголах,  написанных  во второй строчке? (Эти глаголы имеют отрицательный смысл. Действия, которые обозначают глаголы с не: не осуществляются, не происходят.)

– Какой же смысл придает глаголу частица не? (Частица не придает глаголу отрицательный смысл.)

– Как пишется частица не с глаголами? (Частица не с глаголами пишется раздельно.)

– Правописание частицы не с глаголами – это орфограмма.

2. Чтение правила, с. 99.

3. Письмо по памяти.

На доске записаны словосочетания:

(не)встретил гостя                (не)сохранил гру..

(не)договорил слово                (не)загадал желание

(не)удалил п..тно                (не)узнает мес..ность

(не)привязал лошад..                (не)укрепил лес..ницу.

– Прочитайте записанные на доске словосочетания. Постарайтесь их запомнить.

через 1–2 минуты учитель стирает с доски глаголы с не.

– Ориентируясь на существительные, запишите словосочетания полностью. Подчеркните орфограммы.

4. Работа над пословицами. (упр. 591, 592.)VI. Итог урока. Домашнее задание. Упражнение 593; правило, с. 99.

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

Цель: развивать умение употреблять и правильно писать частицу не с глаголами, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Письмо по памяти. (упр. 600.)

– Назовите глаголы.

– Какой глагол употреблен в переносном смысле?

– Подчеркните глаголы с не.

V. Письмо текста по памяти с опорой на начало предложения.

На доске записан текст:

Живут в Антарктиде пингвины. Пингвины хоть и птицы, но не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины не делают. Но яйца на снег тоже не кладут: пингвинёнок замёрзнет. Пингвин-папа держит яйцо в лапах и согревает его собственным пухом. Людей пингвины не боятся. Смело приходят к зимовщикам и к морякам в гости.

– Напишите текст по памяти, опираясь на начало предложения.

часть каждого предложения в тексте учитель стирает.

Живут в Антарктиде … .

Пингвин хоть и птица … .

Крылья им нужны для того, чтобы … .

Гнезда для птенцов … .

Но яйца … .

Пингвин-папа держит яйцо в лапах … .

Людей … .

Смело приходят к зимовщикам … .

VI. Выборочное списывание. (упр. 601.)

VII. Итог урока.

– Что нужно помнить о написании глаголов с частицей не?

Домашнее задание. Упражнение 602.

Тема: ДИКТАНТ

Цель: проверить, как усвоили учащиеся правописание изученных орфограмм, воспитывать аккуратность.

Весной

Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весёлая капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шариками. Зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетают с ветки на ветку. Они ищут в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Они чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Прилетели на свою родину журавли.

Слова для справок: с пригорков, голубенькие, тетерева.

Грамматические задания:

1. Выпишите глаголы прошедшего времени единственного числа, определите их род.

2. Разберите по составу глаголы побежали, перелетают, перелетели.

3. Третье предложение разберите по частям речи и по членам предложения.

4. Из первого предложения выпишите словосочетания.

Тема: ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Цели: уточнить знания о слове и о предложении, обобщить знания о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развивать умение правильно употреблять предложения в речи, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают цепочки слов из словаря с безударной гласной о.

III. Минутка чистописания.

IV. Сопоставление понятий «слово» и «предложение».

Работа над упражнением 612.

V. Деление текста на предложения. (упр. 613.)

VI. Обобщение знаний о видах предложений.

1. На доске запись:

Какой ужас

А как же я

Я совершенно не умею собирать себе на зиму запасы. (По В. Бианки.)

– Спишите, расставляя знаки препинания.

– Какие это предложения по цели высказывания? По интонации?

2. На доске записан текст:

Слышишь, какая переклич..ка выс..ко в небе к..кое ликование. Это жур..вли л..тят здра..ствуйте, жур..вли д..л..ко ли путь держите. (По К. Меркульевой.)

– Спишите, расставляя знаки препинания, вставьте пропущенные орфограммы.

VII. Итог урока.

– Что такое слово? Из чего оно состоит?

– Что такое предложение? Из чего оно состоит?

– Какие бывают члены предложения?

– Какие бывают предложения по цели высказывания?

– Какие бывают предложения по интонации?

Домашнее задание. Придумайте небольшой рассказ, используя предложения, различные по цели высказывания, упр.609.

Тема: Повторение различных текстов

Цели: уточнить представления учащихся об особенностях текста; развивать умение передавать содержание повествовательного текста на основе понимания его главной мысли и структуры (три части), воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают рассказы, в которых использовали различные по цели высказывания предложения.

III. Минутка чистописания.

IV. Повторение изученного об особенностях текста.

1. Беседа по вопросам. (упр. 620.)

2. Составление текста по плану. (упр. 622.)

План

1) Какие книги я читал.

2) Что мне нравится в них?

3) Восстановление деформированных предложений.

а) растопила, снежные, весна, сугробы;

б) листвой, деревья, украсились, помолодевшие;

в) крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились;

г) с, жаворонки, скворцы, ласточки, юга, прилетели;

д) слышатся, задорные, всюду, пернатых, песни.

– Из данных в каждой строке слов составьте предложения. Получившийся текст озаглавьте.

4. Изложение текста. (упр. 609.)

V. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Назовите части текста.

Домашнее задание. Упражнение 621.

Тема: Правописание букв в корнях слов

Цели: уточнить знания об однокоренных словах; развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова разных частей речи, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Упражнение в определении корня в однокоренных словах.

1. Игра «Подберите однокоренные слова». (упр. 626.)

– Какие слова называются однокоренными? Докажите это на своих примерах.

2. Определение корня в однокоренных словах. (упр. 622.)

3. Упр.635.

4. На доске записаны группы слов:

Гора, горький, горевать, горняк.

Смельчаки, осмелел, смелость, храбрый.

Больница, боль, больной, большой.

– Можно ли назвать слова каждой группы однокоренными? Обоснуйте свой ответ.

– Спишите однокоренные слова. Обозначьте корень.

V. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Назовите два признака однокоренных слов.

Домашнее задание. Упражнение 641.

Тема: СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНКЕ

Цель: развивать умение учащихся создавать текст по картинке, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над сочинением по картинке. (упр. 629.)

1. Беседа с учащимися.

– Рассмотрите картинку. Озаглавьте ее.

Учащиеся озаглавливают картинку и тем самым определяют тему текста, который они будут составлять. (Весенние работы в саду.)

– Из скольких частей будет состоять текст?

– О чем вы расскажете во вводной части? (Можно рассказать о погоде в тот день, когда ребята пришли в сад.)

– О чем расскажете в основной части? (В основной части мы опишем работу в саду.)

– О чем поведете разговор в заключительной части? (В заключительной части мы передадим свое отношение к делам ребят.)

2. Запись текста с использованием опорных слов: ярко светит, весенние работы, стволы яблонь, окапывают деревья, сажают молодые деревца, поливают, подвязывают саженцы, сгребают, дружно работают.

3. Проверка выполненной работы.

III. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Домашнее задание. Составить текст (5–6 предложений) «Как я сажал дерево».

Тема: Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний

Цели: обобщить знания учащихся о роли приставок, суффиксов и окончаний; развивать умение разбирать слова по составу; закрепить умение правильно писать приставки и предлоги, воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

IV. Закрепление знаний о составе слова.

1. Письменные ответы на вопросы текста. Подбор однокоренных слов. (упр. 632.)

2. Обобщение знаний о составе слова. (Ответы на вопросы упражнения 633.)

3. Подбор слов к данным схемам. (упр. 634.)

4. Игра «Подбери слова». (упр. 636.)

V. Списывание с грамматическим заданием.

На доске записано стихотворение:

Кто бы мог предположить?

                Н..ч..ной п..рой в глуши л..сной

                М..две..ь (к)дуплу (пр..)брался

                И сла..кий  мё.. (из)липких сот

                Уже (д..)стать (с..)брался.

                Но (з..)др..жал и (за..)жужжал

                Пч..линый рой от(гнева).

                – В..рюга, вон! – (вз)л..тев (на)трон,

                (Вс)кр..чала кор..лева.

                М..две..ь (в)затылке (п..)ч..сал

                И молвил (без) укора:

                – Ну кто бы мо.. предполож..т..,

                Что я похож (на)вора?

                                                        Уолтер Де Ла Мэр

– Прочитайте стихотворение.

– Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

VI. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

– С помощью каких частей слова образуются новые слова?

– Что такое корень?

– Для чего служит окончание?

Домашнее задание. Упражнение 631.

Тема: КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Цель: выявить у учащихся уровень овладения навыком правописания за весь учебный год.

Лесные загадки

Настала чудесная летняя пора. Ребятишки из села Морозовки бегут в соседний лесок. На каждом шагу тут загадка. Из травы глядит белый глазок. Это земляничка. Скоро созреют сладкие ягоды. Что за клубок покатился по тропинке? Ежик побежал в свое жилище. Какие зверьки ловко скачут по веткам и стволам? Белочки в рыжих шубках делают легкие прыжки. Чей домишко из иголок под елью? Тут хлопочут муравьи.

Слова для справок: домишко.

Грамматические задания:

1. Подчеркните вопросительные предложения.

2. Выпишите по два слова: а) со звонкими и глухими согласными в корне; б) безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

3. Что в тексте названо словом «глазок»? Какие еще значения у этого слова? Написать глазок – … , глазок – … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...