Урок русского языка "Сочетание ЧК, ЧН, ЩН" 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Сибгатуллина Ильсеяр Илтузаровна

Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн,щн (звуки[Ч'] , [Щ'] - мягкие, сочетания пишутся без ь);

Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН

Развивать орфографическую зоркость учащихся, правильную речь, умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений, память, мышление.                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus_yaz_vo_2_kl_chk_chn_shchn.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Учительница начальных классов                                          

 МБОУ «ООШ ст. Миннибаево»

 Альметьевского района РТ

  Сибгатуллина И. И.


Урок русского языка во 2 классе

Программа: Школа России.

Учебник: Русский язык,2 класс Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова (2 ч.)

                                              Тема: «Сочетания ЧК, ЧН, ЩН»

Цели урока:

Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн,щн (звуки[Ч'] , [Щ'] - мягкие, сочетания пишутся без ь);

Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН 

Развивать орфографическую зоркость учащихся, правильную речь, умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений, память, мышление.                                                        

Воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность при работе в тетрадях.

Оборудование:  карточки для индивидуальной работы, мультимедийный проектор, экран. 

   ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель:

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь

Мы с вами снова на уроке русского языка, на котором  будем учиться правильно писать некоторые буквенные сочетания.  Нам сегодня помогут герои Смешарики: Ёжик и Крош.                                            «Крош» - неунывающий и заводной непоседа кролик. Ему хочется везде и всюду успеть, всё сделать, но дел порой так много. «Ёжик» - серьёзный и рассудительный. (Слайд)

II. Минутка чистописания.

           

         Тетрадь с наклоном положу
        Ручку правильно держу, 
        Сяду прямо, не согнусь,
        За работу я возьмусь!
 

         - Записываем число, классная работа.

         

                   Ж, Ш, Ч, Щ

        - Какие буквы написаны на доске? (строчные)

        - Как одним словом назвать звуки, обозначенные этими буквами? (согласные)

        -  Напишите эти буквы.

        - Разделите их на две группы. (всегда твердые, всегда мягкие)

        - Придумайте слова с твёрдыми звуками, с мягкими звуками. (устно)

      - Знаете, ребята, а ведь Крош  принёс нам задание, которое выполнил сам:

Чя, чю, чящя, чясы.

Посмотрите, правильно ли он всё написал?! Допустил ли он ошибки?.. Какое же правило забыл Крош? Давайте поможем ему!?

(Учащиеся находят ошибки и исправляют их.) Как соединяем букву ча с буквой а? Запишите. Сделайте фонетический разбор слова Чаща.

Чаща - 2 слога, ча-ща

ч [ч']   - согласный, глухой, мягкий

а [а]   -  гласный, ударный

щ[щ'] - согласный, глухой, мягкий.

а [а] -   гласный, безударный.

4б,4зв.

III. Введение новых знаний.

- Ёжик и Крош  написали слова. Посмотрите, что у них получилось. Кто прав?

 

птички           птичьки

сказочный     сказочьный

сочный           сочьный

хищник          хищьник

мощный         мощьный

- В чем расходится написание слов?

(Дети подводятся к выводу, что мягкий знак не нужен, т.к. [ч’] и [щ’]  -  всегда мягкие звуки.)

- Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока?

 

Тема. Сочетания ЧК, ЧН, ЩН

- Сформулируйте сами правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН.

I V. Работа с учебником

- Откройте учебник, на с. 133 и прочитайте правило, сравните с тем, что мы сформулировали.

С.132 упр. 176

- Как написаны сочетания ЧК, ЧН, ЩН в словах? (Без ь знака.) Спишите слова,  подчеркните эти сочетания.

Вывод: Звуки [ ч'] и [щ'] – согласные, всегда мягкие, непарные глухие, поэтому на письме их мягкость не обозначается.

Сочетания ЧК, ЧН, ЩН пишутся без ь знака!

- Какую проблему мы решали? (Проблему правильного написания ЧК, ЧН,ЩН.)

V. Физминутка:

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал

- Не споткнулся, не упал.

Ча, ча, ча

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)

Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо (ходьба на месте). 

С. 133 упр. 177

- Замените каждую группу слов одним словом, близким ей по смыслу и запишите. Подчеркните сочетание ЧК. 

VI.  Закрепление 

1 задание:

- Ёжик и Крош нам приготовили задания. Они хотят проверить, кто быстрее всех читает и слова запоминает. (Слайд) Прочитаем хором.

Ёлочка и белочка,

щучка, тучка, стрелочка,

бочка, почка, спичка,

речка, ручка, птичка,

шуточка, минуточка.

- Прочитайте слова несколько раз, постарайтесь запомнить как можно больше и записать их по памяти в тетрадь ( на запоминание 25 секунд).

а) записать слова по памяти;

б) взаимопроверка;

2 задание: (Слайд)

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся,отворитеся,

Ваша мать пришла-

Моло..а принесла;

Бежит моло..о по выме..у,

Из выме..а по копыте..у,

Из копыте..а во сыру землю.

Какой он - мир сказо..ый?

- Зачарованный, загадо..ный,

Шуто..ый, игруше..ый,

Солне..ый, красо..ый,

Добрый и серде..ый,

Мудрый и ве..ый.

-Скажите  правила , которые надо знать

чтобы пропущенные буквы вписать.

- Запишите  слова в два столбика (индивидуальная работа)

3 задание:

I вариант:
- Списать слова, вставляя сочетания чк, чн, щн. Самопроверка
 Ре..ой, кирпи..ый, ово..ой, но..а, моло..ый.
II вариант:
-  Измените слова так, чтобы в них появилось сочетание чк или чн.
Белка,  молоко,  сердце,  свеча,  собака.
III вариант:
- Исправить ошибки. Списать грамотно.

Клубничьный,   прозрачный, печка, девочка, дочька, изящьный, прочьный.

Работаем  самостоятельно каждый со своей карточкой.

VII. Гимнастика для глаз.

1. Посмотреть влево, затем вправо, вверх и вниз, не поворачивая головы (4 раза).

2. Посмотреть вправо вниз, влево вверх, влево вниз, вправо вверх (4 раза).

3. Сделать круговые движения глазным яблоком слева направо и затем справа налево (каждое

движение по 4 раза). Те же самые движения проделать при закрытых глазах.

VIII. Работа над орфоэпией.

- Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о.Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, которое записано у вас на карточке.   

         

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.  

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

IX. Итог урока

 

- Ребята, что нового вы узнали на уроке сегодня?

- Сегодня на уроке мы узнали, как правильно писать слова  с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.

- Давайте еще раз повторим правило , связанное с этими сочетаниями.

- Сочетания ЧК, ЧН, ЩН  пиши без мягкого знака. (Слайд)

  Самооценка.

  Домашнее задание: С.133 упр. 178.

- Вы сегодня замечательно работали. Ёжик, Крош и я вами гордимся! А дома я вас попрошу выполнить моё поручение, рассказать родителям о нашем открытии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

Формировать УУД:- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...