Общее понятие о предлоге, урок русского языка 2 класс
презентация урока для интерактивной доски русского языка (2 класс) по теме

Ершова Марина Ивановна

 

Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге"

2-й «В» класс. УМК «ШКОЛА 2100»

Учитель: Ершова Марина Ивановна

Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.

Цель урока: расширить знания учащихся о предлогах, как  служебной частью речи.

Задачи урока (УУД):

  1. Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Сформировать опыт выполнения и устранения пробного действия, выявления и устранения причины затруднения на основе рефлексивного метода.

  1. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
  2. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Р.Н.Бунеев; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.

Контингент участников: - учащиеся 2-го класса (9 лет).

Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Тип урока: урок получения новых знаний.

План урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
  3. Построение и реализация проекта выхода из затруднения.
  4. Первичное закрепление во внешней речи.
  5. Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам) с самопроверкой по эталону.
  6. Проверка и оценивание самостоятельной работы.
  7. Рефлексия УД на уроке.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

  • Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

II. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

  1. Работа со словарными словами:

                                        Ш*л,  х*р*ший,  м*ро*, под,  за*ц, р*ботать, л*монный. Слайд 1.

а). Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой). Какие орфограммы встретились в словах? Что общего в этих словах?

б). Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы? Сколько будет групп? Какие? Слайд 2.

Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд – имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глаголы.

(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.

  • Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
  • Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
  • Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
  • Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
  • Какое слово оказалось лишнее? Почему?
  • Кто знает, как можно назвать слово под?
  • Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Но мы не говорили о них подробно.

  • Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

III. Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

  1. Объявление темы урока и постановка целей.
  2. Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.
  3. Выполнение упражнение по карточкам.

После долгой зимы медведь проснулся (где?) …. Сел Иван (на кого?)…. Затеяли Иванушка (с кем?) … пир. Я мечтаю (о ком?) ….

  • Отвечая на вопросы, вы что вставляли? Слова употребляли с чем? Использовали какие предлоги: в, на, с, о. Можно ли к предлогам задать вопрос?
  • Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. Слайд 4

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1) 

Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. Слайд 5

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2) 

  • Почему она служебная, для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

3. Работа с текстом.

Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.

Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 6.

  • Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
  • Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
  • Давайте вставим предлоги.

Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

  • Установилась ли связь слов в предложениях?
  • Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
  • Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. Слайд 7.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)   

  • Понаблюдаем, с какой частью речи употребляются предлоги в предложениях. (Цепочкой).
  • Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
  • Правильно, предлоги дружат с именами существительными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. Слайд 8.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 4, рисунок 1,2) 

     

                 предлог       имя существительное                                                  Предлог                      глагол

 (Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

  • Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. Слайд 9.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 5) 

  • Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами, что нужно помнить?: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 10,11

 (ПРИЛОЖЕНИЕ 6,7) 

IV Первичное закрепление во внешней речиФормирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

  • Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов. Слайд 12.

(С ) неба сыпал лёгкий снег. Снежинки долетали (до) земли. Они садились (на) крыши и скамейки.

Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VВторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам) с самопроверкой по эталону.

 Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. (репродуктивно-продуктивном уровень).

Упражнение 3 стр. 70 учебника.

2 группа. ( продуктивном и творческом уровнях).

Упражнение 113 стр. 69 учебника

  • Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь. Слайд 13.

Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.

(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайд 13.

VI. Проверка и оценивание самостоятельной работы.

  1. Обобщение знаний о предлоге.
  2. Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
  3. Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
  4. Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог.
  5. Тест – опрос.

У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

  1. Выбери верное утверждение. Слайд 14

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

  1. Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.

  1. Предлоги с другими частями речи пишутся:
    А. Раздельно.
    Б. Слитно
  2. Укажите номера, в которых допущена ошибка.

А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать

  1. В каких предложениях есть предлоги?
    А. 
    У берлоги вырос холмик желтой глины.
    Б. Летят на землю белые хлопья снега.
    В. Потускнела зелень елок.

Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 14.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Итог Слайд 15

VII. Домашнее задание.

  1. Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги.

(РИСУНОК 3) 

VIII. Рефлексия.

Оценим свою деятельность. Давайте представим, что нам сейчас нужно нарядить новогоднюю ёлку. Возьмите один из трёх шариков, лежащих у вас на партах.

Если вам было интересно на уроке, и вы всё поняли, не допустили ни одной ошибки, то возьмите красный шарик.

Если возникали затруднения, то синий шарик; если осталось много непонятного, то жёлтый шарик

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_-_predlogi_-_2.ppt1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов ГОУ ЦО 953 ЕРШОВА МАРИНА ИВАНОВНА

Слайд 2

Р*БОТАТЬ , Ш*Л , М*РО*, ПОД, Л*МОННЫЙ , ЗА*Ц, Х* Р*ШИЙ ,

Слайд 4

Имя существительное Имя прилагательное Глагол м о роз за я ц х о р о ший л и монный ш ё л р а ботать

Слайд 5

На, за, по, под, к, из, об, от, в, о, с, у, над, около, при, перед

Слайд 7

Кружатся снежинки … холодном воздухе. Катаются дети … коньках … льду. Весело детям … зимнее время … улице. в на по в на

Слайд 11

(За) дерево – За дерево (какое?) За дерево (высокое) За дерево ? задерево За дерево

Слайд 13

сыпал лёгкий снег. Снежинки долетали . Они садились и скамейки . ( С ) неба С неба ( до ) земли до земли (на) крыши на крыши

Слайд 14

Налесную тропинку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот. На лесную тропинку из кустов выскочил рябчик. Мяч забросили в сетку ворот.

Слайд 15

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении. Б. Предлоги служат для связи слов в предложении. 2.Перед какой частью речи не бывает предлогов? А. Перед именем существительным. Б. Перед именем прилагательным. В. Перед глаголом. 3.Предлоги с другими частями речи пишутся А. Раздельно. Б. Слитно. 4. Укажите номера, в которых допущена ошибка. А. Зашколой Б. Написал В. Потанцевал 5. В каком предложении есть предлоги? А. У берлоги вырос холмик жёлтой глины. Б. Потускнела зелень ёлок.