Конспект урока по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Филиппова Светлана Сергеевна

 

 

Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ruskomu_yazyku_v_3_klasse.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

«Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне»

Учитель начальных классов: Филиппова Светлана Сергеевна

МОУ СОШ № 5г. Вольска

Цель: а) закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне;

б) развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;

в) воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

1. Повторение изученного. Формулирование учащимися темы урока.

На доске написаны слова:

 к…ток, в…дро, берёза, пов…ар, в…сна, спос…б, ст…нал, малина, зел…нь.

Учитель. Внимательно посмотрите на доску и прочитайте слова. Разделите их на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?

Дити. К первой группе можно отнести слова каток, ведро,  повар, весна, способ, стонал, зелень. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.

У. Какие слова вы отнесли ко второй группе и почему?

Д. Ко второй группе можно отнести слова берёза, малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трёх слогов.

У. Ещё раз посмотрите на написанные слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свою мысль.

Д. На доске написаны слова с пропущенной проверяемой безударной гласной в корне. Значит, тема сегодняшнего урока: «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне».

У. Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ.

Д. на прошлом уроке мы познакомились с правилом о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Значит, сегодня мы будем закреплять наши знания о правописании с проверяемой безударной гласной в корне.

У. Скажите правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.

Д. Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить это слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

У. Напишите слова  с проверяемыми безударными гласными в корне. Подберите к ним проверочные. (Работа выполняется, проверяется; ещё раз повторяется правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне).

2. Минутка чистописания.

У. На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы?

Д. Это буквы а, о, е.

У. Составьте свою цепочку из таких букв. Какие можно предложить варианты?

Д. Можно написать данные буквы сначала в прямом, затем в обратном алфавитном порядке: аео, оеа, … .

Д. Можно написать цепочку из данных букв в прямом алфавитном порядке, при каждом повторе увеличивая количество букв а на одну: аео, ааео, аааео, … . И т. д. (Учитель записывает на доске предлагаемые детьми варианты цепочек букв, обращая внимание на их соединения).

У. напишите каждую цепочку до середины строки.

3. Словарно-орфографическая работа.

У. Новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовёте сами. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемой безударной гласной в корне, с которыми вы работали во время повторения изученного. Какое это слово?

Д. Это слово корабль.

У. Подберите родовое понятие к слову корабль.

Д. Корабль – это транспорт.

У. Для чего он предназначен?

Д. Он предназначен для перевозки людей и грузов по воде.

У. Скажите полностью, что такое корабль?

Д. Корабль – это транспорт, предназначенный  для перевозки людей и грузов по воде.

У. Какие ещё бывают корабли?

Д. Ещё бывают космические корабли. На них люди летают в космос.

У. найдите слово корабль в орфографическом словаре. Что можете сказать о его написании?

Д. В слове корабль непроверяемая безударная гласная о, на конце ь.

У. Напишите слово корабль в тетради. Подчеркните непроверяемую безударную гласную.

Прочитайте написанную на доске пословицу.

Д. Большому кораблю – большое плавание.

У. Объясните её смысл.

Д. Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать большие возможности, чтобы он смог развивать их дальше и смог достигнуть больших успехов.

У. Напишите пословицу по памяти. (Учащиеся выполняют работу.)

Какое ещё задание вы можете предложить с данной пословицей в соответствии с темой урока?

Д. Надо найти в этой пословице слова с проверяемой безударной гласной в корне и  проверить их написание.

У. Выполните это задание.

Д. В данной пословице слово большой (большому) с проверяемой безударной гласной. Проверочное слово больше.

4.Закрепление изученного.

Упражнение 1.

У. Сейчас мы выполним упражнение, задание к которому вы сформулируете сами. Для этого прочитайте запись на доске.

Д. Ночь – утро; (з…ма, м…роз, январ…, ос…нь);

Песня – глухой; (к…ртина, художник, сл…пой);

Туча – дожд..; (дер…во, корен…, л…сточ…);

У. Какое бы вы предложили задание?

Д. Установите, какая имеется смысловая связь между словами в левой части примера. Составьте такую же пару из слов, заключённых в скобках. Составленные пары слов напишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

У. Какие слова вы подобрали к первой паре? Обоснуйте свой ответ.

Д. К первой паре ночь – утро подобрать слова осень – зима. После ночи наступает утро, а после осени – зима. В слове зима, проверяемая безударная гласная и.  Проверочное слово зимний. (Аналогичным образом выполняется всё упражнение).

Ответ: песня – глухой;                             картина – слепой;

            Туча – дождь;                                дерево – листочки.

5. Физкультминутка

У.- Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парт. Проведём физкультминутку. Я буду называть, и показывать написанные на доске слова. Если в слове есть безударная гласная а, то вы хлопаете. Если в слове есть любая другая безударная гласная, то вы топаете.

Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, дела, ночной, метёт, земля, моря, семья.

Упражнение 2.

У. Продолжим нашу работу. Прочитайте написанные на доске предложения.

Д. Качает ветвями косматая серая сосна.

    Дрозды поедают рябину, чернику.

    Вечерняя тишина висит над рекой.

У. Сформулируйте своё задание к ним. (Учащиеся составляют и сообщают классу варианты заданий. Если не прозвучит требуемый, то учитель предлагает свой вариант). Напишите те предложения, во всех словах которого (кроме предлогов) имеются проверяемые безударные гласные в корне. Подберите к ним проверочные. (Осуществляется проверка выполненной детьми работы).

6. Итог урока.

У. Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

Д. Мы сегодня работали над правописанием слов с проверяемой безударной гласной в корне.

У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

Д. Чтобы не ошибиться в правописании слов с  проверяемой безударной гласной  в корне, надо   изменить   его  так,  чтобы  безударная  гласная  стала

ударной.

У. Что особенно понравилось на уроке?

7 Домашнее задание.

Придумать и записать слова с проверяемой безударной гласной в корне. Записать 2 предложения с этими словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....