Урок русского языка 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока"Употребление частицы НЕ с глаголами".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_3_klass.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №42
с углубленным изучением отдельных предметов г.Самары
Конспект
урока по русскому языку,
проведенного в 3 «Н» классе
учителем Силантьевой Т.А.
Тема урока: Употребление частицы НЕ с глаголами.
Цели урока:
формировать навык правописания частицы «НЕ» с глаголами;
развивать речевые умения, орфографическую зоркость;
воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: таблица по русскому языку «Правописание частицы «НЕ» с глаголом».
Ход урока.
I. Организация класса.
II Чистописание:
Снежное покрывало всю землю покрывало.
(Укажите части речи. Что интересное заметили?
Выделите грамматическую основу предложения.
Что вы можете рассказать о глаголе?)
III Словарная работа:
1 Прочитайте стихотворение А.Шибаева.
Какими словами играет поэт?
Платье новое-
Вполне
Хорошо сидит на мне.
Это платье мне идет.
А костюм – наоборот,
Потому что плохо сшит,
Он на вешалке висит.
Выпишите словарные слова по теме «Гардероб».
Запишите еще одно слово – платок.
Что общего между словами платье и платок?
(древнерусское слово плат, т.е. кусок материи, лежит в основе этих слов.
Слово плат используется в художественно-поэтической речи.
«А ты все та же: лес, да поле, да плат узорный до бровей…» А.Блок.
Составьте и запишите со словом платок словосочетания к схемам:
прил.- платок, глагол – платок.
IY Работа над новым материалом.
Анализ языкового материала (задание упражнения 360)
Прочитайте предложения. Что в них общего? Чем отличаются?
Почему изменился смысл предложения?
2 Постановка проблемы. (проблему ставят учащиеся)
Что такое НЕ? К какой части речи относится?
Когда употребляют в речи?
Как пишется НЕ с глаголами?
Ребята, так над чем нам придется сегодня задуматься?
3 Поиск решений. (учитель задает вопросы)
А) Что такое НЕ? Роль в речи.
Какие знаете части речи?
К какой части речи относится НЕ?
Какую роль в речи она выполняет?
Б) Наблюдение по учебнику: задание упражнения 361.
Прочитайте пословицы. Объясните смысл. Какую роль в них
Играет глаголы с «НЕ»?
Дети списывают, обозначают орфограммы.
В) Глаголы терпеть не могут частицу НЕ. Она такая маленькая, а «перечеркивает» то, что говорят глаголы. Она все отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули ее от себя.
Г) Работа с правилом учебника.
Д) Работа с иллюстрацией на странице 100.
Чем занят Афанасий? Почему?
Прочитаем название раздела. Как поняли смысл иллюстрации?
Она помогает запомнить правило?
Физминутка
4 Первичное закрепление:
А) Выборочный диктант. (выписать глаголы с НЕ, выделить орфограмму)
Худо тому, кто добра не делает никому.
Языком не спеши, а делом не ленись.
Умелые руки не знают скуки.
Соловья баснями не кормят.
С ложью правда не дружит.
Под лежачий камень вода не течет.
Не хвались сам, а жди, когда люди похвалят.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
Б) Осложненное списывание ( задание упражнения 362).
(пословицы нужно сначала собрать из «рассыпавшихся» частей)
В) Игра «Найди частицу». ( Я читаю отрывок из сказки П.Ершова «Конек - Горбунок», а дети хлопают в ладоши, если слышат частицу НЕ с глаголами)
Г) Выучим правило в стихах:
Не выучил – не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
Глаголы, которые без « НЕ» не употребляются.
А) Я читаю стихотворение Агафонова
Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся раздельно!
Всегда? Нет ! Без сомненья,
Бывают исключенья.
Бывает все же, что глагол
Совсем без « НЕ» не может!
Тогда, куда бы он ни шел, -
И «НЕ» с ним вместе тоже.
Пристанет так, что ой-ой-ой!-
Приставкой сразу станет.
И в ситуации любой
Ни разу не отстанет.
И нет глаголу воли,
Если глагол – Неволить,
Не можем «НЕ» не видеть
В глаголе Ненавидеть.
Б) Запись глаголов, которые без «НЕ» не употребляются.
Неволить, ненавидеть, негодовать, нездоровится, недоумевать.
Письмо по памяти.
(задание упражнения 364)
Y Итоги урока.
Что вы узнали на уроке?
Выполните схему изученной орфограммы (не _глагол).
Приведите примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...