Урок русского языка 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе. Тема урока"Употребление частицы НЕ с глаголами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3_klass.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №42

с углубленным изучением отдельных предметов г.Самары

Конспект

урока по русскому языку,

 проведенного в 3 «Н» классе

учителем Силантьевой Т.А.

Тема урока: Употребление частицы НЕ с глаголами.

Цели урока:

формировать навык правописания частицы «НЕ» с глаголами;

развивать речевые умения, орфографическую зоркость;

воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: таблица по русскому языку «Правописание  частицы «НЕ» с глаголом».

Ход урока.

I. Организация класса.

II  Чистописание:

    Снежное покрывало всю землю покрывало.

    (Укажите части речи. Что интересное заметили?

      Выделите грамматическую основу предложения.

      Что вы можете рассказать о глаголе?)

III Словарная работа:

 1  Прочитайте стихотворение А.Шибаева.

     Какими словами играет поэт?

     Платье новое-

     Вполне

     Хорошо сидит на мне.

     Это платье мне идет.

     А костюм – наоборот,

     Потому что плохо сшит,

     Он на вешалке висит.

Выпишите словарные слова по теме «Гардероб».

Запишите еще одно слово – платок.

Что общего между словами платье и платок?

(древнерусское слово плат, т.е. кусок материи, лежит в основе этих слов.

 Слово плат используется в художественно-поэтической речи.

«А ты все та же: лес, да поле, да плат узорный до бровей…» А.Блок.

Составьте и запишите со словом платок словосочетания к схемам:

        прил.- платок,  глагол – платок.

IY   Работа над новым материалом.

Анализ языкового материала (задание упражнения 360)

Прочитайте предложения. Что в них общего? Чем отличаются?

Почему изменился смысл предложения?

  2    Постановка проблемы. (проблему ставят учащиеся)

        Что такое НЕ? К какой части речи относится?

         Когда употребляют в речи?

         Как пишется НЕ с глаголами?

         Ребята, так над чем нам придется сегодня задуматься?

3   Поиск решений. (учитель задает вопросы)

       

А) Что такое НЕ? Роль в речи.

      Какие знаете части речи?

      К какой части речи относится НЕ?

      Какую роль в речи она выполняет?

Б)  Наблюдение по учебнику: задание упражнения 361.

      Прочитайте пословицы. Объясните смысл. Какую роль в них

      Играет глаголы с «НЕ»?

      Дети списывают, обозначают орфограммы.

 

В)  Глаголы терпеть не могут частицу НЕ. Она такая маленькая, а «перечеркивает» то, что говорят глаголы. Она все отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули ее от себя.

   

Г)  Работа с правилом учебника.

 

Д)  Работа с иллюстрацией на странице 100.

      Чем занят Афанасий? Почему?

       Прочитаем название раздела. Как поняли смысл иллюстрации?

      Она помогает запомнить правило?

Физминутка

4 Первичное закрепление:

А)  Выборочный диктант. (выписать глаголы с НЕ, выделить орфограмму)

      Худо тому, кто добра не делает никому.

      Языком не спеши, а делом не ленись.

      Умелые руки не знают скуки.

      Соловья баснями не кормят.

      С ложью правда не дружит.

      Под лежачий камень вода не течет.

      Не хвались сам, а жди, когда люди похвалят.

      Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Б)   Осложненное списывание ( задание упражнения 362).

       (пословицы нужно сначала собрать из «рассыпавшихся» частей)

В)   Игра «Найди частицу». ( Я читаю отрывок из сказки П.Ершова «Конек - Горбунок», а дети хлопают в ладоши, если слышат частицу НЕ с глаголами)

Г)   Выучим правило в стихах:

         

         Не выучил – не делай,

         Не знаешь – не спеши.

         С глаголами отдельно

         Частицу НЕ пиши.

Глаголы, которые без « НЕ» не употребляются.

А)  Я читаю стихотворение Агафонова

       Глаголы, не любя безделья,

       С частицей пишутся раздельно!

       Всегда? Нет ! Без сомненья,

     Бывают исключенья.

     

     Бывает все же, что глагол

     Совсем без « НЕ» не может!

     Тогда, куда бы он ни шел, -

     И «НЕ» с ним вместе тоже.

     Пристанет так, что ой-ой-ой!-

     Приставкой сразу станет.

     И в ситуации любой

     Ни разу не отстанет.

     И нет глаголу воли,

     Если глагол – Неволить,

     Не можем «НЕ» не видеть

     В глаголе Ненавидеть.

Б)   Запись глаголов, которые без «НЕ» не употребляются.

       Неволить, ненавидеть, негодовать, нездоровится, недоумевать.

 

Письмо по памяти.

(задание упражнения 364)

Y     Итоги урока.

          Что вы узнали  на уроке?

          Выполните схему изученной орфограммы (не _глагол).

          Приведите примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...